Урок литературы в 11-м классе на тему «Роман П.Зюскинда "Парфюмер". Метафора запаха как универсальная подсознательная, всеохватная связь между людьми»

Разделы: Литература


Цели:

  1. Познакомить учащихся с романом известного немецкого прозаика Патрика Зюскинда «Парфюмер».
  2. Раскрыть его жанровое и композиционное своеобразие.
  3. Рассмотреть систему основных образов романа (Жан-Батист Гренуй, Лаура Риш), специфику их создания. Выявить метафорические модели запаха в произведении, их роль в понимании позиции автора.
  4. Развивать и совершенствовать умения и навыки учащихся характеризовать и оценивать героев эпического произведения (объяснять особенности их внутреннего мира); анализировать эпизоды, выявлять их роль в создании целостной художественного пространства романа. Аргументировать свою позицию.
  5. Формировать ЗУ, обеспечивающие самостоятельное освоение художественных ценностей.
  6. Развивать художественно-творческие способности, творческое и воссоздающее воображение, образное мышление, эстетическое чувство, необходимые человеку во всех сферах производственной и общественной жизни.
  7. Воспитание эмоциональной и интеллектуальной рефлексии при восприятии художественного произведения, формирование высоких эстетических вкусов и потребностей.

Оформление урока:

  • роман П. Зюскинда «Парфюмер»;
  • толковый словарь;
  • видеомагнитофон (демонстрация отрывков из фильма Т. Тиквера «Парфюмер»).

«Поистине, все зло мира проистекает из одного источника,
и этот источник – вакуум человеческой любви к Богу и ближнему».
Патрик Зюскинд «Парфюмер»

Ход урока

1. Оргмомент Эмоциональный настрой, тема, цели урока
2. Слово учителя

 

 

 

 

 

Сообщение учащегося об авторе

Жизнь, как известно, дана нам в ощущениях. Зрение, звук, обоняние – как обманчивы они порой, насколько легко ослышаться, ошибиться в очертаниях и цвете, принять за реальность марево жаркого колеблющегося воздуха, или услышать речь в шелесте листвы. Кажется, весь мир вокруг задуман с одной единственной целью: обмануть нас, запутать в ворохе неясных теней, и еле слышных звуков, убедить нас в том, что все вокруг сон и не является реальностью. И только один запах не лжет. Запах скажет все. У страха, ненависти и любви – у всего есть запах. Запах не обманывает, пока не появится парфюмер – самый изощренный из всех обманщиков.

Собственно сам роман Патрика Зюскинда носит название «Аромат», и лишь по прихоти наших переводчиков он превратился в «Парфюмера». Но, наверное, так и правильнее, ибо перед нами не сага о парфюмерном искусстве, а история одного единственного человека, Жана-Батиста Гренуя, бедного юноши, которому запахи заменили в жизни все: надежду, чувства. Человека, у которого было гениальное обоняние и не было ничего другого.

Патрик Зюскинд сочинил историю о человеческой ограниченности и печальных последствиях подобного дефекта души.

- Так кто же такой ПАТРИК ЗЮСКИНД? Давайте познакомимся с автором беспрецедентного бестселлера немецкой литературы.

3. Роман «Парфюмер»

Структура

 

 

 

 

 

 

При затруднении напомнить учащимся о романах 19 века (Гончаров, Толстой, Достоевский, Рабле).

 

 

Образ главного героя

Глава 5

 

 

Главы 8

Глава 9

 

 

Анализ 25-27 глав

(жизнь в пещере, размышления Гренуя, его чувства)

Можно показать кадры из фильма

 

 

 

Часть 3

 

 

 

Сообщение учащегося о любви великого поэта к Лауре, чтение стихотворений Петрарка

Глава 49

 

Сообщение

«Мифологические истоки образа паука» (паук – творческая деятельность и мудрость, жестокость; в христианской традиции – образ дьявола)

Работа со словарем В.Даля

Аромат – благовоние, душистость, дух, приятный запах.

Запах – дух, вонь, что слышится обонянием.

Дух – запах, вонь, душа.

Душа – жизненное существо человека.

Метафорические модели запаха

(предварительная исследовательская работа учащихся – 5 групп)

4. Выводы

Дискуссия

 

 

 

Представления Гренуя о Боге

 

5. Домашнее задание

- Обратимся к структуре романа. Из скольких частей состоит произведение?

Краткое содержание каждой части.

Итак, роман включает в себя 4 части:

1. Рождение главного героя. Жизнь в доме мадам Гайар. Работа в кожевенной мастерской. Изучение основ парфюмерного дела у Бальдини.
2. Путешествие в город Грасс, занявшее 7 лет. Жизнь в пещере. Возвращение к цивилизации.
3. Работа в Грассе на парфюмера Дрюо. Совершение серии убийств молодых женщин с целью завладения их запахами. Убийство Лауры Риш, за которое Гренуй попадает в тюрьму. Отмена казни, путешествие в Париж.
4. Возвращение в Париж. Убийство Гренуя шайкой клошаров и разбойников.

Таким образом, мы с вами прослеживаем жизнь главного героя, начиная с момента рождения и заканчивая его смертью, при этом знакомимся с его жизненными впечатлениями, взглядами.

- Вспомните жанровые разновидности романа, попытайтесь определить, какие жанры включает в себя роман Зюскинда? Докажите примерами из текста.

- При каких обстоятельствах Гренуй появляется на свет?

(учащиеся должны отметить ключевое слово «клоака»)

- Опишите сиротское существование Жана-Батиста (монастырь Сен-Мерри, патер Террье, пансион мадам Гайар).

(необходимо сделать акцент на том, как герой постепенно обнаруживает у себя уникальный дар различения запахов (обонятельный эквивалент абсолютного слуха), как запахи становятся его страстью, смыслом его жизни).

- Первое убийство. Чем привлек аромат юной девушки? Можно ли оправдать Гренуя за совершенное убийство? Обоснуйте свою точку зрения.

(Заветная мечта Гренуя - создание совершенных духов, которые будут вызывать всеобщую любовь. Он знает, какими они должны быть: именно такой аромат исходил от юной девушки, шедшей вечером по улице Марэ. Он расслышал его с другого берега реки, ему достаточно было тончайшего следа в воздухе. Это был аромат чистой красоты, и в самом принципе ее запаха Гренуй нашел точку опоры для своего внутреннего мира, мира обоняния. Он убил девушку и «вынюхал ее до дна» - это было убийство на почве запаха). Проследите действия героя после преступления, как меняется его мир запахов, как ведется работа «по возведению зданий запахов» (своеобразная игра в кубики).

- Получив азы парфюмерной технологии, Гренуй отправляется в Грасс.

(Гренуй посылает невидимых слуг «в кладовые, дабы из великой библиотеки запахов доставить ему тот или иной том» и приказывает «им спуститься в подвал, дабы принести ему питье». Потом они возвращаются, «держа на невидимом подносе эту книгу запахов. Невидимые руки в белых перчатках подносят драгоценные бутылки, очень осторожно снимают их с подноса; слуги кланяются и исчезают». Гренуй «открывает первую бутыль, наливает себе бокал до краев, подносит к губам и пьет. Одним глотком он осушает бокал прохладного запаха, и это восхитительно!». Он осушал этот бокал и одновременно раскрывал книгу и начинал читать о запахах своего детства, о школьных запахах, о запахах улиц и закоулков города, о человеческих запахах …когда отвращение пересиливало интерес, он просто захлопывал ее, откладывал прочь и брал другую. Попутно он беспрерывно пригубливал благородные ароматы).

- Какое открытие делает Гренуй, живя в пещере, вдали от всяких запахов?

( не издает никакого запаха). Почему это открытие приводит героя в ужас?

- Итак, изучив сложные парфюмерные технологии, Гренуй ставит собственные эксперименты и в результате приходит к мысли о создании «женской эссенции», вызывающей сильную любовь, похоть, желание. Каким образом создается «женская эссенция»?

(особое внимание уделить действиям, которые совершает Гренуй.)

- Последней жертвой становится Лаура Риш. Определите истоки образа, его значение в романе. Почему именно Лаура становится последней жертвой Жана-Батиста?

(Лаура – символ блаженства, любви, чистоты, страдания и радости. В романе Лаура – материал, средство достижения цели, и в то же время Лаура – универсальный аромат, красота. Она становится последней жемчужиной, венцом всей коллекции ароматов Гренуя).

- Каков результат эксперимента Гренуя? Какой аромат получает герой произведения? Каков итог исканий Жана-Батиста?

(Подводим учащихся к выводу о том, что мир для Гренуя – сумма запахов, вонючая клоака, из которой он и появился на свет. Гренуй – гений, художник, творец («И Великий Гренуй видел, что это хорошо, весьма, хорошо… И под этой лаской цветы источали аромат и смешивали мириады своих ароматов в один, переливающийся всеми оттенками, но все же единый в постоянной изменчивости универсальный аромат, воскуряемый во славу ЕГО, ВЕЛИКОГО, ЕДИНСТВЕННОГО, ВЕЛИКОЛЕПНОГО ГРЕНУЯ, и, восседая на троне золотого ароматного облака, он снова втягивал в себя это благоухание… - Вот, Я сотворил великое дело, и Я вполне доволен»). Как и всякий художник, он не воспринимает грубость мира. Жан-Батист в силу своей природы стремится к миру, но все его попытки приводят к изоляции).

В связи с этим целесообразно рассмотреть образы паука и клеща, возникшие в начале романа (глава 4).

Анализ финала романа. Почему толпа разорвала Гренуя?

 

- Строим синонимический ряд к названию романа. Исследовательская деятельность (роль данных слов в идейно-художественном своеобразии романа).

(Еще акцентировать внимание учащихся на Гренуя – творца, глава 49).

- Архитектурная (построение «настоящего» здания предвосхищается игрой ребенка в кубики: «Это были причудливые фантазии, он создавал и тут же разрушал их, как ребенок, играющий в кубики, - изобретательно и деструктивно, без различимого творческого принципа»).

- Модели «Библиотека» и «коллекция вин» (Гренуй в пещере).

- Пейзажная модель и модель творца.

- Музыкальная модель (глава 5).

Герой Патрика Зюскинда лишен материнской любви, семейного тепла, дружеского участия и всякого представления о Боге. Армат как пропуск в мир людей, в мир красоты, тепла, человеческих отношений, в мир вообще, в мир, который его отверг. Гренуй реализовал предложения мира (создал эликсир любви), но мир обманул, не принял Гренуя. Жан-Батист – жертва мира.

Почему мир отверг героя?

Вспомните слова А.С. Пушкина в трагедии «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Подтверждает или опровергает автор данную формулу? Обоснуйте свою точку зрения.

От чего предостерегает Зюскинд современного читателя?

История Жана-Батиста Гренуя читается и как предостережение о преступлении, таящемся в разрыве с природой, в безжалостном насилии над ней, в стремлении человечества присвоить, поглотить ее красоту, в забвении заповедей смирения и воздержания, в самодовольном и ненасытном тщеславии обладания, разъедающем нашу цивилизацию.

1.Сочинение-рассуждение: «Поистине, все зло мира проистекает из одного источника, и этот источник – вакуум человеческой любви к Богу и ближнему».
2. Роман П.Зюскинда «Парфюмер» и его киноверсия (рецензия, реферат).