Интегрированный урок литературы, права и истории в 6-м классе

Разделы: Литература


Каким должен быть современный урок? Конечно, разным. Это зависит и от цели урока, и от характера учителя, но одно бесспорно: на этом уроке ученик должен чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы свободно работала мысль, только тогда результат общего труда учителя и ученика будет успешным. Комфортно – это значит  работать, не испытывая страха, наоборот, стремясь выполнять все предложенные задания. Комфортно – это когда учитель видит в каждом ученике личность. Это возможно только в том случае, если на уроке создается атмосфера доброжелательности на протяжении всего учебного занятия. Поэтому на первый план выступает необходимость продумывания такой формы урока, которая  располагала бы к этому,   и  тогда можно добиться высокой мотивации действий учащихся, что является непременным условием достижения успехов в учебной  деятельности. Подобную возможность нам предоставляют уроки-мастерские.
Мастерская построена так, что рассчитана на инициативу, свободу действий каждого. Действительно, участник мастерской для выполнения задания должен осуществить самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Многократное возвращение к выполнению одного задания направляет внимание на поиск новой проблемы в знакомой, казалось бы, хорошо изученной ситуации. Обнаруживается зависимость между отдельными элементами. Таким образом, проблема рассматривается разносторонне.
После изучения особенностей построения уроков-мастерских, подготовки и проведения нескольких таких уроков (подготовка требует очень много времени, долгого вынашивания идеи), стало ясно, что эта форма уроков удовлетворяет обе стороны, участвующие в учебном процессе: и учителей, и учеников. Почему? Просто учитель не подавляет своим авторитетом учеников, а те в свою очередь свободно мыслят, не испытывая напряжения, вызванного невольным страхом ответить неправильно.
Особый интерес в этом плане представляют интегрированные уроки, так как они позволяют выявить связи между учебными дисциплинами, с разных сторон посмотреть на предлагаемые для исследования факты, предметы, явления. На таких уроках идет естественный процесс сопоставления. А подобный способ анализа очень продуктивен: одновременно с выработкой более глубоких представлений о мире  появляется возможность развития конструктивного критического мышления.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • усвоение понятия «конфликт»: столкновение разных позиций, противоречие, исходно не имеющее разрешения;
    • показать, что точка зрения и взгляды на различные явления меняются на протяжении человеческой истории.
  • Развивающие:
    • развитие речи, мышления учащихся, умения анализировать ситуацию конфликта, аргументированно защищать свою точку зрения, искать пути решения конфликта.
  • Воспитательные:
    • воспитание толерантности, понимания учащимися необходимости подчинения поведения человека гуманитарным ценностям, общечеловеческим нормам.

Урок проводится в форме урока-мастерской. Учащиеся сидят по группам, получают задания (либо одинаковые по содержанию карточки, но вопросы разные; либо вопрос один для всех, а карточки по содержанию разные). Урок рассчитан на 2 часа, учащиеся самостоятельны в выборе  способа решения задачи. Учитель  не вмешивается в ход урока. Его задача – подводить учащихся к необходимым выводам с помощью тщательно подготовленных и заранее выверенных заданий (при этом проблему, поставленную на уроке, можно решить несколькими путями), каждый ученик получает возможность высказаться, и мнение его надо уважать, однозначно правильных ответов может и не быть. В этой ситуации более важен сам процесс познания, нежели его результат.

ХОД УРОКА

Прослушивание музыкального фрагмента (например, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова).

Учитель литературы: Какое настроение создаёт прослушанный фрагмент. Попробуйте отразить его в символическом рисунке (5 минут – рисование, затем рисунки вывешиваются на доске с помощью скотча, ребята подходят, рассматривают, затем желающие комментируют рисунки – 5 минут).

Учитель права беседует с учащимися о природе конфликта, о причинах возникновения конфликта. Учащиеся также говорят о том, какие чувства испытывает человек в конфликтной ситуации.

Учитель литературы:    Конфликт возникает в результате соперничества людей, как вы все правильно утверждаете. И поражение, и победа в соперничестве вызывает сильные эмоциональные переживания. Иногда они толкают проигравших к ответным действиям –   к мести, к желанию отплатить за обиду. Месть – явление сложное и противоречивое, и его оценка во многом зависит от исторической эпохи, национальных и культурных традиций. Познакомьтесь с переложением на современный язык летописного сказания о мести княгини Ольги древлянам, убившим  её мужа. (5 минут)

(УМК «Вокруг тебя – мир…», книга для ученика, 6 класс, 1999 г., стр. 59)

Вопросы для беседы (отвечают по очереди в каждой группе):

– Какие чувства возникли у тебя во время чтения?
– Как ты, человек другого века, другой цивилизации, относишься к мести княгини Ольги?

Чтение отрывка из статьи историка С.М. Соловьёва (см. Приложение, карточка № 2).

Вопрос учащимся:

– А какую оценку этому событию даёт историк Соловьёв?

Учитель говорит, что  в древности существовал обычай кровной мести.

– А как иначе можно было наказать обидчика или убийцу? (Учащиеся подводятся к мнению о необходимости правового регулирования конфликтов.)

Учащимся даётся время для прочтения начала отрывка из повести   В. Закруткина «Матерь человеческая» (см. Приложение, карточка № 3). После прочтения каждая группа должна пересказать свою часть рассказа.
Учитель читает фрагмент из повести, где повествуется о желании Марии отомстить немцу за погибших сына и мужа, не завершая чтение эпизода, задаёт вопрос:

– А что, по-вашему мнению,  дальше сделает Мария?

Выслушивается мнение каждого учащегося, а также его аргументы, почему он считает именно так.

Чтение продолжения фрагмента (Приложение, карточка № 4).

Задание:

– Выразите рисунком (цветовой гаммой или формой) то настроение, то чувство, которое вы испытывали, когда читали этот отрывок.

Ученики рисуют, прикрепляют рисунки  к доске, и каждый объясняет, что он хотел выразить своим рисунком (10–15 минут).

Учитель права: Вы уже сделали вывод о том, что месть – чувство, недостойное человека. Но вы видите, что оно присутствует даже в международных конфликтах. Где? Приведите примеры. (Учащиеся говорят о терактах в разных странах и дают свою оценку этим конфликтам).

Учитель литературы предлагает каждому написать мини-сочинение, в котором необходимо дать развёрнутый ответ на вопросы:

– Приходилось ли тебе испытывать чувство мести? К кому? За что?
– Что ты ощущал в тот момент?
– Чем закончилась конфликтная ситуация?

Рефлексия:

– Нужен ли был этот разговор?
– Как вы ощущали себя на уроке?

Библиография:

  1. «Вокруг тебя – мир…». Книга для ученика 6 класса. М., Международная академическая издательская компания «Наука/Интерпериодика».1999
  2. К.Н. Поливанова, Б. И. Хасан. Общество и я.