Каким должен быть современный урок? Конечно,
разным. Это зависит и от цели урока, и от
характера учителя, но одно бесспорно: на этом
уроке ученик должен чувствовать себя достаточно
комфортно, чтобы свободно работала мысль, только
тогда результат общего труда учителя и ученика
будет успешным. Комфортно – это значит
работать, не испытывая страха, наоборот, стремясь
выполнять все предложенные задания. Комфортно –
это когда учитель видит в каждом ученике
личность. Это возможно только в том случае, если
на уроке создается атмосфера доброжелательности
на протяжении всего учебного занятия. Поэтому на
первый план выступает необходимость
продумывания такой формы урока, которая
располагала бы к этому, и тогда
можно добиться высокой мотивации действий
учащихся, что является непременным условием
достижения успехов в учебной деятельности.
Подобную возможность нам предоставляют
уроки-мастерские.
Мастерская построена так, что рассчитана на
инициативу, свободу действий каждого.
Действительно, участник мастерской для
выполнения задания должен осуществить
самостоятельный перенос знаний и умений в новую
ситуацию. Многократное возвращение к выполнению
одного задания направляет внимание на поиск
новой проблемы в знакомой, казалось бы, хорошо
изученной ситуации. Обнаруживается зависимость
между отдельными элементами. Таким образом,
проблема рассматривается разносторонне.
После изучения особенностей построения
уроков-мастерских, подготовки и проведения
нескольких таких уроков (подготовка требует
очень много времени, долгого вынашивания идеи),
стало ясно, что эта форма уроков удовлетворяет
обе стороны, участвующие в учебном процессе: и
учителей, и учеников. Почему? Просто учитель не
подавляет своим авторитетом учеников, а те в свою
очередь свободно мыслят, не испытывая
напряжения, вызванного невольным страхом
ответить неправильно.
Особый интерес в этом плане представляют
интегрированные уроки, так как они позволяют
выявить связи между учебными дисциплинами, с
разных сторон посмотреть на предлагаемые для
исследования факты, предметы, явления. На таких
уроках идет естественный процесс сопоставления.
А подобный способ анализа очень продуктивен:
одновременно с выработкой более глубоких
представлений о мире появляется возможность
развития конструктивного критического мышления.
Цели урока:
- Обучающие:
- усвоение понятия «конфликт»: столкновение разных позиций, противоречие, исходно не имеющее разрешения;
- показать, что точка зрения и взгляды на различные явления меняются на протяжении человеческой истории.
- Развивающие:
- развитие речи, мышления учащихся, умения анализировать ситуацию конфликта, аргументированно защищать свою точку зрения, искать пути решения конфликта.
- Воспитательные:
- воспитание толерантности, понимания учащимися необходимости подчинения поведения человека гуманитарным ценностям, общечеловеческим нормам.
Урок проводится в форме урока-мастерской. Учащиеся сидят по группам, получают задания (либо одинаковые по содержанию карточки, но вопросы разные; либо вопрос один для всех, а карточки по содержанию разные). Урок рассчитан на 2 часа, учащиеся самостоятельны в выборе способа решения задачи. Учитель не вмешивается в ход урока. Его задача – подводить учащихся к необходимым выводам с помощью тщательно подготовленных и заранее выверенных заданий (при этом проблему, поставленную на уроке, можно решить несколькими путями), каждый ученик получает возможность высказаться, и мнение его надо уважать, однозначно правильных ответов может и не быть. В этой ситуации более важен сам процесс познания, нежели его результат.
ХОД УРОКА
Прослушивание музыкального фрагмента (например, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова).
Учитель литературы: Какое настроение создаёт прослушанный фрагмент. Попробуйте отразить его в символическом рисунке (5 минут – рисование, затем рисунки вывешиваются на доске с помощью скотча, ребята подходят, рассматривают, затем желающие комментируют рисунки – 5 минут).
Учитель права беседует с учащимися о природе конфликта, о причинах возникновения конфликта. Учащиеся также говорят о том, какие чувства испытывает человек в конфликтной ситуации.
Учитель литературы: Конфликт возникает в результате соперничества людей, как вы все правильно утверждаете. И поражение, и победа в соперничестве вызывает сильные эмоциональные переживания. Иногда они толкают проигравших к ответным действиям – к мести, к желанию отплатить за обиду. Месть – явление сложное и противоречивое, и его оценка во многом зависит от исторической эпохи, национальных и культурных традиций. Познакомьтесь с переложением на современный язык летописного сказания о мести княгини Ольги древлянам, убившим её мужа. (5 минут)
(УМК «Вокруг тебя – мир…», книга для ученика, 6 класс, 1999 г., стр. 59)
Вопросы для беседы (отвечают по очереди в каждой группе):
– Какие чувства возникли у тебя во время
чтения?
– Как ты, человек другого века, другой
цивилизации, относишься к мести княгини Ольги?
Чтение отрывка из статьи историка С.М. Соловьёва (см. Приложение, карточка № 2).
Вопрос учащимся:
– А какую оценку этому событию даёт историк Соловьёв?
Учитель говорит, что в древности существовал обычай кровной мести.
– А как иначе можно было наказать обидчика или убийцу? (Учащиеся подводятся к мнению о необходимости правового регулирования конфликтов.)
Учащимся даётся время для прочтения начала
отрывка из повести В. Закруткина «Матерь
человеческая» (см. Приложение,
карточка № 3). После прочтения каждая группа
должна пересказать свою часть рассказа.
Учитель читает фрагмент из повести, где
повествуется о желании Марии отомстить немцу за
погибших сына и мужа, не завершая чтение эпизода,
задаёт вопрос:
– А что, по-вашему мнению, дальше сделает Мария?
Выслушивается мнение каждого учащегося, а также его аргументы, почему он считает именно так.
Чтение продолжения фрагмента (Приложение, карточка № 4).
Задание:
– Выразите рисунком (цветовой гаммой или формой) то настроение, то чувство, которое вы испытывали, когда читали этот отрывок.
Ученики рисуют, прикрепляют рисунки к доске, и каждый объясняет, что он хотел выразить своим рисунком (10–15 минут).
Учитель права: Вы уже сделали вывод о том, что месть – чувство, недостойное человека. Но вы видите, что оно присутствует даже в международных конфликтах. Где? Приведите примеры. (Учащиеся говорят о терактах в разных странах и дают свою оценку этим конфликтам).
Учитель литературы предлагает каждому написать мини-сочинение, в котором необходимо дать развёрнутый ответ на вопросы:
– Приходилось ли тебе испытывать чувство
мести? К кому? За что?
– Что ты ощущал в тот момент?
– Чем закончилась конфликтная ситуация?
Рефлексия:
– Нужен ли был этот разговор?
– Как вы ощущали себя на уроке?
Библиография:
- «Вокруг тебя – мир…». Книга для ученика 6 класса. М., Международная академическая издательская компания «Наука/Интерпериодика».1999
- К.Н. Поливанова, Б. И. Хасан. Общество и я.