ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель курса: Удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Расширение кругозора уч-ся.
Задачи:
- Познакомить уч-ся: с народными промыслами, с картинами русских художников, с музыкальными произведениями русских композиторов, с православными христианскими и языческими праздниками.
- Расширить кругозор уч-ся и представление о народном промысле; обогащать и развивать речь уч-ся при описании отдельных предметов народного творчества, формировать умение воплощать музыкальное содержание в слова и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка; развивать трудовые навыки, творческий потенциал.
- Воспитывать интерес и любовь к русскому искусству, понимать его как выражение прекрасного, как проявление подлинного вкуса. Воспитывать уважение к народным умельцам, чувство гордости за национальную культуру и традиции; воспитывать любовь к природе, эстетические взгляды.
Народное творчество – не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуре.
Эти курсы ставят целью не только изучение истоков народных промыслов, но и знакомство с писателями, художниками и композиторами, не раз обратившимися к народной культуре.
Наглядные пособия, музыка создают праздничную атмосферу занятия, поднимают его тонус, воздействуют эстетически. Красота всегда положительно влияет на человека.
В соответствии с этой программой народная культура изучается во вполне доступных формах: экскурсии, посиделки, игры, роспись предметов декоративно-прикладного искусства. Участие в праздниках.
Занятия строятся таким образом, что уч-ся сначала знакомятся с историей создания музыкального произведения и композитором, написавшим его, либо с творчеством русского художника и его картиной, либо с историей возникновения того или иного народного промысла. Следующий этап – описание, изготовление изучаемого предмета, либо применение полученных знаний.
Итогом работы являются письменные творческие работы, фотовыставка, выставка работ декоративно-прикладного творчества, выставка рисунков и подготовка и проведение одного из народных праздников.
Творческие письменные работы направлены на:
- Обогащение словарного запаса учащихся, овладение новыми словами, уточнение значения и сферы употребления известных им слов.
- Формирование умений и навыков связного изложения в устной и письменной форме.
Специфика курса подсказывает особую тематику и виды работ – творческие работы с описанием трудовых процессов, творческие работы, основанные на материале личных наблюдений.
Система оценивания:
- изложение - пятибалльная система
- экскурсия - + 5 баллов
- участие в выставке - + 10 баллов
- участие в разработке сценария и участие в празднике - + 10 баллов
Экскурсии на выставки в Дом народного творчества, экскурсии на природу в разное время года с последующим изготовлением фотографий “Времена года” как дидактического материала к урокам.
ПРОГРАММА
Вступительное занятие.
Жанры русского фольклора: потешки, песенки, прибаутки, скороговорки, сказки.
Знакомство с одной из русских народных сказок (по выбору).
П.И. Чайковский. Знакомство с биографией композитора. Цикл “Времена года” (фонограмма).
Сочинение-миниатюра “Улыбка ясная природы”
Третьяковская галерея.
Знакомство с работами русских художников, знакомство с основными понятиями, специальными словами для описания работ художников (натюрморт, пейзаж, репродукция и т.д.).
Исаак Левитан. Изложение (текст № 52).
Народные декоративно-прикладные промыслы. Пламенная хохлома. Жостовские подносы. Гжель. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Свистульки. Роспись предмета, изучение.
Знакомство с православными христианскими и языческими праздниками.
Рождество. Традиции, обряды, обычаи. Гадание “Погадай, девица, в коей руке былица”.
Масленица. Подготовка и проведение ярмарки.
Великий Пост. Пасха. Изготовление свечей, роспись яиц.
Семик. Троица. Праздник Ивана Купалы.
Ильин день.
Подведение итогов курса: выставка рисунков и изделий декоративно-прикладного творчества, письменных работ, фотовыставка.
Итоговый урок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Всего часов | В том числе | Образовательный продукт | |||
Лекции | Практика | Промежуточный | Конечный | |||
Сентябрь | Вступительное занятие. Жанры русского фольклора: скороговорки, потешки, песенки, сказки, прибаутки. Знакомство с одной из русских народных сказок. Сувенир – лучший подарок. |
4 1 1 2 |
3 1 1 1 |
1 1 |
Уметь ориентироваться в жанрах Уметь видеть связь между разными видами искусства |
Изготовление сувениров ко Дню учителя. |
Октябрь | Глиняная игрушка – особый вид
народного творчества. Дымковская игрушка. |
4 1 3 |
1 1 |
3 3 |
Уметь отличать дымковскую игрушку от изделий других мастеров. Знать технику росписи. | Изготовление и роспись игрушки. |
Ноябрь | П.И.Чайковский. Цикл "Времена года". Сочинение-миниатюра. Третьяковская галерея. Знакомство с работами русских художников, знакомство с основными понятиями, специальными словами для описания работ художников (натюрморт, пейзаж, репродукция и т.д.). Исаак Левитан. Изложение (текст № 52). |
5 1 1 1 2 |
2 1
1 |
3
1 2 |
Знать основные понятия, специальные
слова. Уметь написать изложение Уметь воплощать музыкальное содержание в слове |
Экскурсия на природу. Сочинение. Изложение с элементами сочинения. |
Декабрь | Знакомство с православными
христианскими и языческими праздниками. Рождество. Традиции, обряды, обычаи. Посиделки “Погадай, девица, в коей руке былица”. |
4 1 1 2 |
2 1 1 |
2 2 |
Знать традиции, обычаи, обряды | Посиделки |
Январь | Народные декоративно-прикладные
промыслы. Филимоновская игрушка. |
3 1 2 |
1 1 |
2 2 |
Отличать филимоновскую игрушку от
изделий других мастеров. Знать технику росписи. |
Изготовление и роспись игрушки. |
Февраль | Знакомство с православными
христианскими и языческими праздниками. Масленица. Подготовка и проведение ярмарки. |
5 1 2 2 |
1 1 |
4 2 2 |
Знать традиции, обычаи, обряды | Ярмарка |
Март | Народные декоративно-прикладные
промыслы. Пламенная хохлома. Жостовские подносы.
Гжель. Роспись предмета изучения. |
3 1 2 |
1 1 |
2 2 |
Знать произведения декоративных и прикладных промыслов | Экскурсия в ДНТ. Выставка |
Апрель | Знакомство с православными
христианскими и языческими праздниками. Великий Пост. Пасха. Изготовление свечей, роспись яиц. |
4 2 2 |
2 2 |
2 2 |
Знать традиции, обычаи, обряды | Пасхальные сувениры |
Май | Знакомство с православными
христианскими и языческими праздниками. Семик. Троица. Праздник Ивана Купалы. Ильин день. Подведение итогов курса: выставка рисунков, письменных работ, фотовыставка. Итоговый урок. |
4 1 2 1 |
1 1 |
3 3 |
Знать традиции, обычаи, обряды | Итоговая выставка |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- “Фольклорные игры для детей” Г. Шосталь (“Воспитание школьника”№ 3, 1993)
- “Народная педагогика: фольклор от самой колыбели” Н. Шашуков (Литература в школе”,. № 4, 1994).
- “Православные христианские праздники” В. Исаенко. М. Моисеева
- Учебник для уч-ся музыкальной школы “Музыкальная литература”
- Сборник экзаменационных изложений.
- Аникин В.К. К мудрости ступенька: О русских поэмах, сказках, пословицах, загадках, народном языке М.: Дет. лит., 1988
- Из истории народного декоративно-прикладного искусства.М.: 1981
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Островский А.Н. “Снегурочка”.
- Детям на потеху: Русские народные песни, загадки, пословицы. Э. Померанцева М.: Дет. лит., 1987.
- Православный календарь.
- Жегалова С. Хохлома. М.: Дет. лит. 1990.
- Богуславская И. Дымковская игрушка Л.: Художники РСФСР, 1988.
- Богуславская И., Графов Б. Искусство Жостова. М.: Искусство, 1978.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Темы творческих работ:
- Сочинение-миниатюра “Улыбка ясная природы”
- Изложение “Работа Левитана над картиной “Осень”.
- Роспись изделий декоративно-прикладного искусства
- Подготовка и проведение масленичной ярмарки.
- Изготовление пасхальных сувениров
- Организация выставки
План экскурсий:
Дата | Тема экскурсий |
Октябрь | экскурсия на природу (Осень) |
Декабрь | экскурсия на природу (Зима) |
Январь | экскурсия в ДНТ |
Март | экскурсия на природу (Весна) |
Выставки:
Май – итоговая выставка
Изложение:
Дата | Тема работы |
Ноябрь | Сочинение-миниатюра “Улыбка ясная природы” Изложение “Левитан. “Золотая осень”. |