Программа элективного курса по литературе "Перо Жар-птицы"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель курса: Удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Расширение кругозора уч-ся.

Задачи:

  1. Познакомить уч-ся: с народными промыслами, с картинами русских художников, с музыкальными произведениями русских композиторов, с православными христианскими и языческими праздниками.
  2. Расширить кругозор уч-ся и представление о народном промысле; обогащать и развивать речь уч-ся при описании отдельных предметов народного творчества, формировать умение воплощать музыкальное содержание в слова и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка; развивать трудовые навыки, творческий потенциал.
  3. Воспитывать интерес и любовь к русскому искусству, понимать его как выражение прекрасного, как проявление подлинного вкуса. Воспитывать уважение к народным умельцам, чувство гордости за национальную культуру и традиции; воспитывать любовь к природе, эстетические взгляды.

Народное творчество – не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуре.

Эти курсы ставят целью не только изучение истоков народных промыслов, но и знакомство с писателями, художниками и композиторами, не раз обратившимися к народной культуре.

Наглядные пособия, музыка создают праздничную атмосферу занятия, поднимают его тонус, воздействуют эстетически. Красота всегда положительно влияет на человека.

В соответствии с этой программой народная культура изучается во вполне доступных формах: экскурсии, посиделки, игры, роспись предметов декоративно-прикладного искусства. Участие в праздниках.

Занятия строятся таким образом, что уч-ся сначала знакомятся с историей создания музыкального произведения и композитором, написавшим его, либо с творчеством русского художника и его картиной, либо с историей возникновения того или иного народного промысла. Следующий этап – описание, изготовление изучаемого предмета, либо применение полученных знаний.

Итогом работы являются письменные творческие работы, фотовыставка, выставка работ декоративно-прикладного творчества, выставка рисунков и подготовка и проведение одного из народных праздников.

Творческие письменные работы направлены на:

  1. Обогащение словарного запаса учащихся, овладение новыми словами, уточнение значения и сферы употребления известных им слов.
  2. Формирование умений и навыков связного изложения в устной и письменной форме.

Специфика курса подсказывает особую тематику и виды работ – творческие работы с описанием трудовых процессов, творческие работы, основанные на материале личных наблюдений.

Система оценивания:

  • изложение - пятибалльная система
  • экскурсия - + 5 баллов
  • участие в выставке - + 10 баллов
  • участие в разработке сценария и участие в празднике - + 10 баллов

Экскурсии на выставки в Дом народного творчества, экскурсии на природу в разное время года с последующим изготовлением фотографий “Времена года” как дидактического материала к урокам.

ПРОГРАММА

Вступительное занятие.

Жанры русского фольклора: потешки, песенки, прибаутки, скороговорки, сказки.

Знакомство с одной из русских народных сказок (по выбору).

П.И. Чайковский. Знакомство с биографией композитора. Цикл “Времена года” (фонограмма).

Сочинение-миниатюра “Улыбка ясная природы”

Третьяковская галерея.

Знакомство с работами русских художников, знакомство с основными понятиями, специальными словами для описания работ художников (натюрморт, пейзаж, репродукция и т.д.).

Исаак Левитан. Изложение (текст № 52).

Народные декоративно-прикладные промыслы. Пламенная хохлома. Жостовские подносы. Гжель. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Свистульки. Роспись предмета, изучение.

Знакомство с православными христианскими и языческими праздниками.

Рождество. Традиции, обряды, обычаи. Гадание “Погадай, девица, в коей руке былица”.

Масленица. Подготовка и проведение ярмарки.

Великий Пост. Пасха. Изготовление свечей, роспись яиц.

Семик. Троица. Праздник Ивана Купалы.

Ильин день.

Подведение итогов курса: выставка рисунков и изделий декоративно-прикладного творчества, письменных работ, фотовыставка.

Итоговый урок.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Тема Всего часов В том числе Образовательный продукт
Лекции Практика Промежуточный Конечный
Сентябрь Вступительное занятие.

Жанры русского фольклора: скороговорки,

потешки, песенки, сказки, прибаутки.

Знакомство с одной из русских народных сказок.

Сувенир – лучший подарок.

4

1

1

2

3

1

1

1

1

1

Уметь ориентироваться в жанрах

Уметь видеть связь между разными видами искусства

Изготовление сувениров ко Дню учителя.
Октябрь Глиняная игрушка – особый вид народного творчества.

Дымковская игрушка.

4

1

3

1

1

3

3

Уметь отличать дымковскую игрушку от изделий других мастеров. Знать технику росписи. Изготовление и роспись игрушки.
Ноябрь П.И.Чайковский.

Цикл "Времена года".

Сочинение-миниатюра.

Третьяковская галерея.

Знакомство с работами русских художников, знакомство с основными понятиями, специальными словами для описания работ художников (натюрморт, пейзаж, репродукция и т.д.).

Исаак Левитан. Изложение (текст № 52).

5

1

1

1

2

2

1

 

1

3

 

1

2

Знать основные понятия, специальные слова.

Уметь написать изложение

Уметь воплощать музыкальное содержание в слове

Экскурсия на природу. Сочинение.

Изложение с элементами сочинения.

Декабрь Знакомство с православными христианскими и языческими праздниками.

Рождество. Традиции, обряды, обычаи.

Посиделки “Погадай, девица, в коей руке былица”.

4

1

1

2

2

1

1

2

2

Знать традиции, обычаи, обряды Посиделки
Январь Народные декоративно-прикладные промыслы.

Филимоновская игрушка.

3

1

2

1

1

2

2

Отличать филимоновскую игрушку от изделий других мастеров.

Знать технику росписи.

Изготовление и роспись игрушки.
Февраль Знакомство с православными христианскими и языческими праздниками.

Масленица.

Подготовка и проведение ярмарки.

5

1

2

2

1

1

4

2

2

Знать традиции, обычаи, обряды Ярмарка
Март Народные декоративно-прикладные промыслы. Пламенная хохлома. Жостовские подносы. Гжель.

Роспись предмета изучения.

3

1

2

1

1

2

2

Знать произведения декоративных и прикладных промыслов Экскурсия в ДНТ. Выставка
Апрель Знакомство с православными христианскими и языческими праздниками.

Великий Пост. Пасха. Изготовление свечей, роспись яиц.

4

2

2

2

2

2

2

Знать традиции, обычаи, обряды Пасхальные сувениры
Май Знакомство с православными христианскими и языческими праздниками.

Семик. Троица. Праздник Ивана Купалы.

Ильин день.

Подведение итогов курса: выставка рисунков, письменных работ, фотовыставка.

Итоговый урок.

4

1

2

1

1

1

3

3

Знать традиции, обычаи, обряды Итоговая выставка

Приложение

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. “Фольклорные игры для детей” Г. Шосталь (“Воспитание школьника”№ 3, 1993)
  2. “Народная педагогика: фольклор от самой колыбели” Н. Шашуков (Литература в школе”,. № 4, 1994).
  3. “Православные христианские праздники” В. Исаенко. М. Моисеева
  4. Учебник для уч-ся музыкальной школы “Музыкальная литература”
  5. Сборник экзаменационных изложений.
  6. Аникин В.К. К мудрости ступенька: О русских поэмах, сказках, пословицах, загадках, народном языке М.: Дет. лит., 1988
  7. Из истории народного декоративно-прикладного искусства.М.: 1981

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Островский А.Н. “Снегурочка”.
  2. Детям на потеху: Русские народные песни, загадки, пословицы. Э. Померанцева М.: Дет. лит., 1987.
  3. Православный календарь.
  4. Жегалова С. Хохлома. М.: Дет. лит. 1990.
  5. Богуславская И. Дымковская игрушка Л.: Художники РСФСР, 1988.
  6. Богуславская И., Графов Б. Искусство Жостова. М.: Искусство, 1978.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Темы творческих работ:

  1. Сочинение-миниатюра “Улыбка ясная природы”
  2. Изложение “Работа Левитана над картиной “Осень”.
  3. Роспись изделий декоративно-прикладного искусства
  4. Подготовка и проведение масленичной ярмарки.
  5. Изготовление пасхальных сувениров
  6. Организация выставки

План экскурсий:

Дата Тема экскурсий
Октябрь экскурсия на природу (Осень)
Декабрь экскурсия на природу (Зима)
Январь экскурсия в ДНТ
Март экскурсия на природу (Весна)

Выставки:

Май – итоговая выставка

Изложение:

Дата Тема работы
Ноябрь Сочинение-миниатюра

“Улыбка ясная природы”

Изложение “Левитан. “Золотая осень”.