Литературная гостиная как форма внеклассной работы

Разделы: Литература, Внеклассная работа


В гимназии № 18 большое внимание уделяется выявлению интересов ученика, раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию.

Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо.

Предмет “литература” соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука.

Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить, прежде всего, развитие ученика как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.

Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода. Мы ориентируемся на ведущий тип деятельности подросткового периода — интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной гостиной:
информационно– предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой; деятельно – коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми; ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.

Существует множество пособий по внеклассной работе по литературе с готовыми разработками сценариев литературных гостиных. Однако следует отметить, что часто происходит подмена методического термина “литературная гостиная” понятием “литературный вечер” или “литературно-музыкальная композиция”. Ведь литературная гостиная — более гибкая форма работы, предполагающая: свободное общение на литературном материале; действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов; “живой” диалог “на равных”.

Мы попытались вернуть исконное понимание термина “литературная гостиная”, оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. Поскольку при изучении курса классической литературы 18-19 веков в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений, так как подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется “невероятно устаревшим” весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, то мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс.

Таким образом, гостиная гимназии №18 приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме “живого диалога”, где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, и начинающий - в лице ученика. Здесь возможен разговор “на равных”, а значит — и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Поэт и школьник становятся равно ответственными соучастниками творческого действа, что формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества, дает знание собственных возможностей и веру в успех.

Кроме того, литературная гостиная гимназии № 18 успешно реализует этнокультурный компонент образования, знакомя учащихся с творчеством уральских поэтов-современников: Евгения Туренко, Любови Новак, Екатерины Ермаковой, Елены Баянгуловой, Евгении Извариной, Яна Разливинского, Николая Жеребцова, Елены Михеевой, Екатерины Симоновой, Елены Хомяковой, Натальи Стародубцевой, Галины Коркиной, Андрея Санникова. Встречи с этими поэтами, писателями состоялись в стенах гимназии 18 в течение 2005-2006 учебного года.

В 2006-2007 году осуществилось более близкое знакомство с екатеринбургской поэтической школой и челябинским издательским фондом “Галерея”. С представителем екатеринбургской школы, автором телевизионного проекта “Земля Санникова”, общественным деятелем и поэтом Андреем Санниковым гимназисты познакомились на октябрьской гостиной. В ноябре 2006 года состоялась встреча с неординарным человеком и талантливым поэтом Аркадием Застырцем. Февральская гостиная была посвящена издательским проектам Пермского общества поэтов под руководством А. Бабушкина. В марте - годовщина смерти (2002 г.) уральского поэта Алексея Решетова, поэтому разговор шел о его творчестве. В апреле 2007 года успешно прошла встреча с тагильским поэтом и художником Беславиным.

Литературная гостиная способствует преемственности поколений выпускников.Постоянными участниками встреч стали поэты, окончившие нашу школу: Ольга Мехоношина (2001 год выпуска) и Виталия Корнева (2004 год выпуска).

В октябре 2007 года гостиная была посвящена областному литературному журналу “Урал”. На эту встречу был приглашен поэтический клуб журнала “Лебядкинъ”. Ноябрьская гостиная 2007года по традиции прошла в форме Литературно-художественного бала (фото №1-3).

Анализ итогов литературных встреч показывает: 40% учащихся считают, что литературные гостиные раскрывают творческие способности, формируют потребности в самовыражении и самосовершенствовании, 35% участников видят в литературных гостиных возможность расширения и углубления предметных знаний по литературе, 32% - называют литературную гостиную “школой общения” с миром культуры, сверстниками и творческими людьми.

Самые активные участники встреч: Пылева Екатерина, Маковская Вероника, Ведерникова Ольга — стали призерами городской научно-практической конференции 2006 года, Бондарь Дарья и Бикзинуров Дамир - 2007 года. Кроме того, исследовательская работа по литературе Бондарь Дарьи была отмечена Дипломом 1 степени на IV Всероссийском открытом конкурсе молодежного фестиваля в ноябре 2007 года. Это говорит о важной роли литературной гостиной в формировании компетенции личностного самосовершенствования, ориентированной на успешную социальную адаптацию гимназистов.

Встреча в Литературной гостиной с поэтом и журналистом из Екатеринбурга Евгенией Извариной

Характеристика мероприятия

По охвату аудитории: масштабная гостиная (участвуют 100 - 200 учащихся 9-11 классов гимназии).

По содержанию: свободная (творчество поэта не ограничено одной темой).

По форме: диалоговая (преобладает свободное общение гостя с аудиторией над монологической речью поэта).

Подготовительный этап

На прошлой литературной гостиной поэт Евгений Владимирович Туренко заинтересовал ребят творчеством екатеринбургского поэта Евгении Извариной. Было принято решение пригласить на следующую встречу Евгению Викторовну.

Подготовка началась с определения цели мероприятия - сформировать представление о современном состоянии екатеринбургской поэзии на примере творчества поэта и журналиста Извариной Е.В.

Для достижения данной цели творческой группой заинтересованных ребят были определены задачи:

  • для заочного знакомства с творчеством Евгении Извариной составить и прочитать подборку материалов-публикаций в журналах “Урал”, “Уральская новь”, “Несовременные записки”, “Знамя” и т.д;
  • провести активной группой учащихся на уроках литературы “пятиминутки”, представляющие книги поэта: “Сны о великом плавании” (1996г.), “По земному кругу” (1998 г.), “Страны света” (2000 г.) и т.д;
  • определить круг вопросов и обсудить их коллективно;
  • сделать официальное приглашение поэту;
  • обсудить с ним дату встречи;
  • продумать ход мероприятия;
  • провести рекламную кампанию в стенах гимназии;
  • оформить аудиторию.

Оборудование: для проведения встречи “Пушкинская комната” гимназии преображается; рядом с портретом А.С.Пушкина на доске появляются слова “Литературная гостиная”; слева и справа от входной двери - бутафорские фонари, стилизованные под оформление набережной г. Екатеринбурга; парты расставлены полукругом, разомкнутым к доске; в центре стол, покрытый длинной скатертью, на нем — свечи и книги Евгении Извариной, цветы в вазе; телевизор и DVD для просмотра фильма о предыдущей встрече; на столах (для ребят и гостьи) чай, угощение.

Этап проведения мероприятия

Музыкальная заставка. Звучит музыка поэта и музыканта Александра Суханова, песня “Зеленая карета”. В это время на экране “проплывают” кадры прошлых литературных гостиных. Ребята здороваются с гостьей, просматривают книги, представленные на выставке, занимают свои места, разливают чай.

Вступление.

1 ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, постоянные (и новые) участники литературных встреч! Здравствуйте, дорогие наши гости! Вот и снова на “зеленой карете творчества” мы прибыли в мир поэзии.

2 ведущий: Но прежде чем мы начнем “новое знакомство”, разрешите представить Вам фильм о прошлой встрече, снятый и смонтированный школьной телестудией, чтобы вспомнить наше последнее путешествие в мир поэзии с тагильским поэтом Е.В. Туренко.

Демонстрация 5-минутного фильма. Представление поэта.

1 ведущий: (читает стихи Ольги Мехоношиной, тагильского поэта, выпускницы гимназии № 18).

Бывает же — здравствуй, родной человек! -
И с первой улыбки врезаешься в память,
Пытливым теплом — кто ты есть, имярек? -
Понять — как себя, как себе — не слукавить...

2 ведущий: Сегодня мы говорим “Здравствуй, родной человек!” (словами О. Мехоношиной) поэту и журналисту, автору пяти поэтических сборников, соавтору екатеринбургского журнала “Несовременные записки”, преподавателю Уральского отделения Академии Наук - Извариной Евгении Викторовне.

1 ведущий: Мы достаточно хорошо знакомы заочно, а очная встреча — впервые. Поэтому слово предоставляется нашей гостье. Слово-презентация поэта.

Конкурс вопросов.

2 ведущий: Мы видим, что уже появляются первые поднятые руки в зале, а значит — пришла пора нашего традиционного конкурса. Итак, “Конкурс на самый интересный вопрос”

- Скажите, пожалуйста, легко ли писать стихи?

- Знакомы ли Вы с творчеством тагильских поэтов? Как Вы оцениваете их опыты?

- Есть ли, с Вашей точки зрения, параллели между тагильской поэтической школой и екатеринбургской? Чего больше: сходств или различий?

- Есть ли время у стиха?

- Как к Вам приходит вдохновение?

- Вот Вы сказали, что “от удивления рождается стихотворение”, а чему чаще приходится удивляться?

- Мне кажется, что современного человека уже трудно чем-то удивить. Не отражается ли это на состоянии российской поэзии, не “стало ли ее от этого меньше”?

- В Ваших стихотворениях я заметил много слов-неологизмов “авторского производства”. Почему они появляются? Вам “узко” в рамках языка?

- Понравился ли Вам, Евгения Викторовна, наш город? Чем?

- Козьма Прутков говорил: “Бросая в воду камушки, смотри на круги, ими оставляемые”. Вы думали над тем, как ваше “слово отзовется”? И т.д.

Конкурс длится от пяти до десяти минут. Вопросов много, но автор, подводя итоги,

выбирает самый, с его точки зрения, интересный. Победитель объявляется и награждается в конце встречи.

Конкурс творческих интерпретаций

1 ведущий: (читает наизусть отрывок стихотворения Е.В.Извариной)

Холодает, знаете, - бабочки тихи,
Сбившиеся в стаю...
- Вы, когда гуляете, пишете стихи?
- Нет, я их читаю...

2 ведущий: Для тех, кто еще “не пишет стихи”, но с удовольствием читает их наизусть - словами Евгении Викторовны мы объявляем “Конкурс интерпретаций стихотворений поэта”.

Ребята читают наизусть понравившиеся стихотворения приглашенного поэта. Автор выбирает лучшую, с его точки зрения, интерпретацию. Встречаются и необычные формы осмысления творчества поэта. Например, Екатерина Пылева и Ксения Омельченко, десятиклассницы гимназии, на слова Е.Извариной написали и исполнили романс:

Я там, где обоюдно стыдно
Свече и жгущему свечу,
Хочу увидеть, что не видно,
А вижу то, что не хочу...

Свою песню на стихи поэта исполнил и девятиклассник Богдан Нестеров.

А Ольга Ведерникова представила иллюстрации к стихотворениям поэта, которые со слезами на глазах Евгения Изварина приняла и обещала использовать в следующем сборнике.

Конкурс начинающих поэтов

1 ведущий: А теперь самый волнующий конкурс – “Конкурс начинающих поэтов”. Как оценит первые шаги в поэзии известный автор? Но “бояться не надо — к творчеству нет преграды”! Свои стихотворения читают юные авторы: Бякова Елизавета, Панина Евгения, Панькова Таня, Суворов Иван и др. Среди “начинающих поэтов” и пишущие учителя:

Заводи — в заводи, растопи наледи,
Пей с горсти горести
Не своей повести.
Я не гладью вышита.
Что — не знаю — выше там?
Ноликом-крестиком...
Быть — не быть вместе нам...
Ахметова О.В.

Зимняя широкая дорога,
По краям — леса и пустота,
Сани едут медленно и ровно,
На глазах извозчика слеза.
Он, наверно, думает о доме,
Где с ребенком ждет его жена.
Жаль: дорога длинная... Но вскоре
Воплотится в жизнь его мечта.
Панина Е.С.

9. Этап подведения итогов и вручения призов. дети-победители из рук поэта получают книги с автографами.

Заключительный этап.

2 ведущий: (читает стихотворение Извариной):

Погасить свечу, но не тотчас
Лампочку включить.
Благодать-
Без наития сосредоточась,
Без зазрения наблюдать,
Как,
В живую непредставимы,
На помине огня легки,
Разлетаются серафимы
(доктору сказать — мотыльки).

1 ведущий: Мне кажется, я вижу, как разлетаются “серафимы творчества”. Встреча наша подошла к завершению. Но она продолжится через месяц, ведь тот, кто однажды “встретился” с поэзией, уже не расстанется с ней никогда. А следующая “Литературная гостиная” будет особенная — посвященная юбилею гимназии № 18. Это будет “Костюмированный бал” в стиле 19 века, ведь именно в это время в России появились первые гимназии.

Приглашаем всех на этот бал! Будет ждать вас светлый школьный зал!

2 ведущий: А теперь занимайте места в “зеленой карете” - и в путь. Звучит мелодия “Зеленой кареты” А. Суханова. Вручаются цветы и подарки поэту. Евгения Изварина раздает автографы.

Этап рефлексии

Проводится обычно на классном часе на следующий день или в течение недели после встречи в форме анкет с примерными вопросами:

Понравилась ли тебе встреча?

Чему “учит” “Литературная гостиная”? И т.д. По результатам анкетирования составляются диаграммы и ведется мониторинг формирования творческой активности старшеклассников.

Приложение