Урок литературы в 6-м классе по рассказу Б.М. Петрова "Лерка-манерка". Тема дружбы человека с собакой

Разделы: Литература


Ты всегда в ответе за тех, кого приручили.

А.де Сент – Экзюпери

Укор мертвых – самый страшный укор,
потому что от них не дождаться ни прощения,
ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло
кающемуся грешнику.

Г.Н. Троепольский

Задачи:

  • познакомить учащихся с творчеством писателя;
  • развивать навыки ассоциативного мышления;
  • рассмотреть нравственную категорию – понятие «ответственность»;
  • воспитывать у ребят чувства сопереживания «ко всему живому на земле».

Содержание программы: Ответственность за воспитание охотничьей собаки. Мастерство описания поведения и повадок собаки Лерки. Драматизм финала повествования. Проблема «вины и ответственности» в рассказе.

Оборудование:

  • видеопроектор;
  • тексты рассказа Б.М. Петрова;
  • рисунки учащихся;
  • портрет Б.М. Петрова.

Доминирующий вид деятельности на уроке: исследовательский.

Модель урока: презентация – работа с текстом – обсуждение.

ХОД УРОКА

Приложение: 3, 4 слайды.

I. Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя

– Борис Михайлович Петров журналист, член Союза писателей России. Литературной деятельностью занимается более 40 лет. Борис Михайлович Петров родом из Тулы, из семьи потомственных оружейников. Отец его был главным технологом завода, делал пулемёты, дружил с творцом «пэпэша» Г. Шпагиным, который, между прочим, дал Борису рекомендацию в комсомол. И пусть Борис не стал оружейником, зато стал ружейным охотником, переняв эту страсть от отца и его знаменитого друга. А еще – от великих певцов Русской равнины.
«Помню, во время охоты на вальдшнепов отец сказал мне, десятилетнему: «Вот здесь стояли на тяге Толстой и Тургенев». И вручил мне ружье. С тех пор я охотник» – с гордостью говорит ныне Борис Михайлович и показывает друзьям «Охотничий дневник», кладезь сюжетов, который ведет с 1943 года.
Одна из главных тем в творчестве писателя – взаимоотношения человека и природы.

5 слайд

II. Работа со «Словарем рассказа» (знакомство учащихся с малознакомыми словами).

Словарь рассказа

Аристократ – 1. Лицо, принадлежащее к аристократии. 2. Лицо, принадлежащее к духовной или интеллектуальной элите общества. Аристократы духа. Аристокра?тка – женщина.
Аристократизм – Внешняя изысканность, утонченность поведения. Аристократи?чный – проникнутый аристократизмом, утонченный, изысканный.
Аллюр – способ хода, бега лошади (шагом, рысью, галопом, иноходью, в карьер).
Грезиться – мерещиться, представляться в воображении.
Инфанта – В Испании и Португалии: титул принцесс королевского дома, а также лицо, носящее этот титул.
Контражур – Фото- или киносъемка, при которой источник света расположен позади объекта съемки. Снимать в контражуре.
Ритуал – Выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-нибудь, церемониал, церемония.
Феномен – 1. фено?мен, филос. Явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь  2. Редкое, необычное явление. 3. одуш. Выдающийся, исключительный в каком-нибудь  отношении человек.
Халатность – небрежность и недобросовестность в выполнении своих обязанностей

6 слайд

  • Назовите героев рассказа.
  • Чем больше всего вам понравилась Лерка?

7 слайд

«Мы две личности, характеры несхожие, и отношения порой складываются непростые».

  • Можно ли сказать, что здесь речь идет об отношениях между людьми?

8 слайд

III. Cообщение ученика об английском сеттере

Характерные черты этой породы собак

Окрас. Голубой крапчатый (черно-белый); оранжевый крапчатый (оранжево-белый); печеночно-крапчатый (печеночно-белый); трехцветный «белтон» (черный, белый и печеночный).
В описании окраса породы присутствует английское слово «belton», что в данном случае означает «крапчатость» и/или слияние цветов. Белтон, собственно, название деревни в графстве Нортумберленд, откуда родом собаковод, начавший в 1825-м году разведение чистопородных собак и создавший тот вид породы, какой мы знаем сегодня. Сеттеры произошли от пойнтеров и различных пород спаниелей, причем сеттер более разносторонняя охотничья собака, чем пойнтер. Сегодня многих сеттеров разводят благодаря их внешним данным, но английский сеттер относится, скорее, к тем породам, которых во многих странах все чаще используют для охоты. Как и все сеттеры, «англичанин» делает типичную стойку (собственно, не стойку, а присед). Сеттер наделен живым темпераментом и ярко выраженным инстинктом охоты, поэтому в качестве только компаньона его можно рекомендовать лишь с оговоркой: многие любители собак просто не могут соответствующим образом удовлетворить его потребность в движении и сильную страсть к охоте. Английский сеттер имеет привлекательную внешность и дружелюбный характер, что объясняет желание многих любителей собак приобрести эту породу для содержания в семье. В любом случае эти собаки нуждаются в серьезном воспитании, следует давать им возможность достаточно двигаться (например, во время вашего бега трусцой или прогулки на велосипеде). www.4dogs.ru/

IV. Рассказ от лица Лерки (первая охота) – задание дается одному ученику до урока.

  • Рассказчик приобрел собаку для охоты. Какие способности обнаружились у Лерки?

Слайд 9

  • Хватило ли времени рассказчику по – настоящему подготовить собаку к охотничьему сезону?
  • Что все время мешает ему?

Слайд 10

  • Любил ли рассказчик свою собаку?
  • Что произошло во время последней поездки на охоту?

Слайд 11

V. Работа с таблицей

  • Что особенное подмечает автор в своей собаке?
  • Как проявляется отношение рассказчика к Лерке?
  • Смогли мы увидеть огромную привязанность собаки к своему хозяину?

Лерка

Слова, характеризующие

Облик

Поведение

Отношение к хозяину

Отношение хозяина к собаке

Морда хитрая – хитрющая, льстиво-прищурая.
Роскошный блюбельтон.
Взгляд – с раздумьицем.
Настырное существо, героиня дня.
…очень уж себе на уме, …сложный характер, …маркиза, инфанта, …странно себя ведет, нестандартно, …стала удивительно мудрой и спокойной
Вся извивалась от радости, морщила морду в счастливейшую улыбку.
Подбежала – в глазах неподдельная радость, хвост оживленно помахивает.
Первые наблюдения и веселили, и обнадеживали, и доставляли пищу для размышлений.
Сознание преобладает в ее поведении над чувствами привязанности, благодарности.
У моей англичанки божий дар.
Вот ведь настырное существо.
Сознательной дисциплины от неё не дождешься, надо просто добиться своего.
Ай да умница!
Удивительные способности
Лера взрослела на глазах.
Её рычание было оскорбительно.
Много о себе возомнила.
Интеллектуалка
Моя актриса
Молодчина
Такой мне достался крест – жить с нелюбимой собакой.

Слайд 12

VI. Выразительное чтение учителем финала рассказа (со слов «Я, я во всем виноват!»)

Учитель. Человек по большому счету – часть природы, и если он следует «закону жизни» – осознает это единство и равенство, чувствует «какую-то непонятную вину» перед уничтожаемой природой, жертвует собой ради других, значит, в его жизни есть великий смысл. Лишь в той мере он может считаться Человеком, в какой чувствует за собой вину и ответственность за все живое на планете.

VII. Рефлексия урока «Ассоциативный ряд»

  • Задание 1. Нарисуйте дом, в котором жила Лерка.
  • Задание 2. С какими словами ассоциируется слово дом? (Семья)
  • Задание 3. А к слову семья ваши ассоциации? (Домашние животные)
  • Задание 4. Кем для вас является домашнее животное? (Друг)

Учитель. У нас появилась такая цепочка: семья – животное – друг

  • Что можно сказать о сочетании этих слов?
  • Какими качествами должны обладать члены семьи, чтобы семья была идеальной?
  • С какими предметами ассоциируется жизнь Лерки?
  • Что может мешать пониманию между членами семьи?