Цели урока:
- раскрыть основные черты футуризма и представить в его рамках творчество раннего Маяковского;
- продолжать развивать навыки интерпретации поэтического текста;
- развитие творческих способностей учащихся (представление собственной мультимедийной презентации).
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем рассматривать многообразие творческих исканий в поэзии “серебряного века” и познакомимся с одним из самых необычных и талантливых поэтов “серебряного века” Владимиром Маяковским и литературным течением футуризм. (см. слайд №1 – знакомство с основными литературными направлениями).
II. Работа с презентацией.
Представляем третий слайд (теоретический) – понятие футуризма, особенности и идеи этого направления, схематически представленного.
Футуризм – литературное направление модернизма, получившее наибольшее распространение в Италии и России.
Основные черты:
- разрыв с традиционной культурой;
- стремление передать хаотический пульс жизни, мгновенной смены событий – переживаний;
- для итальянских футуристов были характерны не только эстетическая агрессия. Но и вообще культ силы, апологи войны.
Общая основа движения – стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”. Стремление осознать мировой переворот.
Презентацию сопровождает музыка С.Прокофьева. Группа учащихся рассказывает о его творчестве.
Вопрос к 4 слайду: Учащиеся читают различные мнения о самом Маяковском и о его творчестве (цитаты Цветаевой, Анненкова и Пастернака, Горького).
Вопросы классу: Почему же поэты и писатели так отзывались о Маяковском? Что в нем было особенного? Чем привлекало его творчество?
Слайд №5. Ребята назвали его “лестница жизни и творчества”. Название связано с тем, что Маяковский один из первых стал разбивать свои стихи “лесенкой”. Ребята комментируют основные даты биографии поэта. Особенно выделяют 1912 – 1914 гг. и издание в футуристских альманахах стихотворений поэта и его трагедии “Владимир Маяковский”.
Слайд №6. “Я- поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу …”. Учащиеся представляют основные мотивы лирики Маяковского: страстная устремленность в будущее, мечта о преображении мира, противостояние с обществом. Поиски нового слова для описания знакомого каждому горожанину уличного окружения стали главной задачей творчества Маяковского этих лет.
Слайд №7. Выразительное чтение учеником стихотворения В.Маяковского “Нате”. На слайде представлены рисунки самого поэта. Перед нами поэзия – бунт против мироустройства. Поэт использует воинственно изломанный, грубый. Стилистически сниженный язык.
Слайд №8. Ученица 11 “А” класса Сен Надежда представила план собственной интерпретации стихотворения, в которой постаралась выделить ключевые темы, образы и особенности языка стихотворения “Нате”. Миссия поэта, по мнению Маяковского, заключается в том. Чтобы вобрать в себя боль миллионов и рассказать о ней миру. Поэт готов отдать людям “бабочку поэтического сердца”.
Слайд №9. Учащиеся постарались самостоятельно сочинить небольшое стихотворение, подражая великому поэту.
III. Учитель вступает в диалог с классом и просит высказать свою точку зрения на раннее творчество поэта. Дома предлагается выучить (по выбору самих учащихся) любое стихотворение поэта, прочитать стихотворение “Послушайте”, подготовить индивидуальные задания (сообщения на темы: “Маяковский и Хлебников”, “Маяковский и Цветаева”, “Маяковский – художник”).
IV. Итоги урока.
Заключительное слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомились с одним из самых необычных течений начала XX века – футуризмом и его ярким представителем Владимиром Маяковским. Несмотря на бунтарский характер, лирический герой его поэзии, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка, остается романтиком. Чувствующим ценность “мельчайшей пылинки живого”. С таким Маяковским – ранимым, тонкочувствующим мы познакомимся на следующих уроках.