Интегрированный урок по литературе и ИЗО на тему "Изобразительные средства языка"

Разделы: Литература


Цели и задачи:

  • развивать творческое мышление;
  • учить художественному видению окружающего мира;
  • обобщить знания об изобразительных средствах речи;
  • воспитывать умение видеть прекрасное в природе;
  • воздействие разных видов искусства на формирующуюся личность.

Оборудование:

  1. Фонограмма записи песен “Отговорила роща золотая”, “Береза” на стихи С. Есенина.
  2. Репродукции художников:
    • И.И.Левитан “Золотая осень”, ”Вечерний звон”.
    • И.С.Остроухов “Золотая осень”.
    • И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”.
  3. Рисунки учеников школы.

Учитель литературы: Ребята, давайте продолжим наш разговор, начатый на предыдущих уроках, опираясь на статью учебника, которую вы читали дома. Тема урока записана на доске: “Изобразительные средства языка”. Не случайно она изучается после знакомства с творчеством С.Есенина, великого русского поэта, мастера пейзажной лирики, чьи стихи поражают задушевностью интонации, нежностью мелодического звучания. А что же нам помогает понять переживания, мысли и чувства поэта, какие языковые средства передают их полнее и глубже? Как те же самые явления раскрываются в произведениях других видов искусства?

Итак, начинаем работу по статье учебника.

Какие языковые средства вы знаете?

Как они появились?

Приведите пример языковых приемов из тех стихотворений, которые вы учили наизусть.

Появившись в глубокой древности, изобразительные средства до сих пор живут в литературе и в нашей жизни, делая нашу речь ярче, красочнее.

Образность многих поэтов, в том числе и С. Есенина, восходит к народной загадке, превращающейся в поэтическую метафору. Очень сильное влияние на поэзию Есенина оказали народные сказки, загадки, песни, частушки. В юности он увлекался частушками и записал их более четырех тысяч. Остановимся на загадке. Именно она научила Есенина метафоричности, многие образы его стихов либо родились из загадок, либо созданы по их типу, т.е., в основе образа лежит скрытое сравнение, как в загадке. Сопоставим образ месяца в фольклоре и у Есенина. В загадке русского народа месяц – ясен сокол, сивый (или лысый) жеребец, лысый мерин, батюшкин конь, белоголова корова, пастушок, пастух рогатый и многое другое. У Есенина месяц – всадник унылый, лошадиная морда, золотая лягушка, жеребенок, рыжая шапка и т.д. Сравните, ребята. Загадка народная.

На поляне синей
Пасется конь сивый.
По высокой дороге
Идет бычок круторогий.

На чем основано сравнение? (Олицетворение, метафора).

У Есенина:

Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.

Здесь месяц – теленок, да еще и бодливый.

Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

Здесь все понятно.

А в строчках “Хорошо бы, на стог, улыбаясь, Мордой месяца сено жевать” месяц предстает жующей коровой.

Вот такие яркие метафоры, олицетворения помогает Есенину создавать русская народная загадка, построенная на сравнении. Сам поэт так сказал о своем творчестве:

“Стеля стихов злачёные рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.”(на доске).

И в этих строчках развернутая метафора.

Красоту окружающего мира поэту помогают увидеть цвета, символы. Вы знаете, как любил Есенин белый, голубой, золотой, алый цвета. А любимый символ его поэзии – береза. Можно бесконечно приводить примеры языковых приемов, связанных с этим символом:

– Злой октябрь осыпает перстни

С коричневых рук берез.

– Улыбнулись сонные березки…

– О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Предлагаю сравнить, как описывают одно и то же дерево разные поэты, какими средствами языка они пользуются. (Чтение наизусть обоих стихотворений).

А. Фет.

Печальная береза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

С. Есенин.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Ребята, что общего в этих стихотворениях?

Да, в обоих – типично русский зимний пейзаж, увиденный из окна дома. Но у Фета – из окна дворянской усадьбы, а у Есенина – из окна крестьянской избы.

Поговорим о березе Фета.

- Какая береза? (Печальная, с траурным нарядом умирающей красавицы).

- Какой использован прием во второй строфе? (Сравнение).

- Денница – слово высокой лексики или нейтральной? (Высокой, нейтральной – заря).

- Чем заканчивается стихотворение? (Сожалением о недолговечности прекрасного в природе).

- У Есенина – Какая береза? (Белая береза в праздничном уборе девушки – невесты, украшенном “белой бахромой” снежного кружева, “серебром” фаты и “золотыми огнями” снежинок).

- Какие языковые приемы? (примеры метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов).

- А как заканчивается стихотворение у Есенина? (В сравнении с Фетом у Есенина красота, даже если это красота снега, не умирает. Новое серебро – символ новой жизни).

Различие также в выборе лексических средств. У Фета слово ветви имеет оттенок книжности, у Есенина ветки (нейтральное слово). Подчеркивается стремление Фета к более высокому, утонченному, а у Есенина – тяга к простоте и естественности.

Итак, мы увидели, как показали березу два замечательных русских поэта – Фет и Есенин. А сейчас послушайте песню на стихотворение С. Есенина “Береза” и подумайте: а как выражает свои мысли и чувства композитор Кутузов?

(Звучит фонограмма песни “Береза”).

– Какой показалась вам музыка? (нежной, с оттенком светлой грусти, задушевной, проникновенной и т.д.).

– Созвучна ли музыка со стихами?

Как видим, ребята, поэзия рождается из жизни. Из нее черпают вдохновение поэты, художники, композиторы, скульпторы, находят прекрасное в обычном. Теперь вы попробуйте самостоятельно по предложенному плану проанализировать отрывок из стихотворения Есенина “Отговорила роща золотая”. Сначала послушаем выразительное чтение наизусть:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова…

План анализа поэтического текста:

  1. Какие чувства вызвало стихотворение?
  2. Тема, основная мысль.
  3. Какова лексика?
  4. Что помогает понять настроение автора?
  5. Языковые приемы.

(В этом стихотворении светлая грусть, печаль об ушедшем. Тема природы, прошлого человека. Все в природе повторяется, а человек живет один раз. Нужно понимать друг друга, сочувствовать, жалеть. Олицетворения: “отговорила роща”, “березовым веселым языком”, метафоры: “души сиреневая цветь”, “горит костер рябины красной”, эпитеты: “роща золотая”, “равнины голой”, “юности веселой”).

А сейчас мы проверим ваши навыки работы с языковыми средствами. Нужно было выписать их дома из стихотворения “Пороша”. Поменяйтесь тетрадями, отметьте карандашом правильный или неправильный вариант ответа у вашего соседа по парте, укажите фамилию, кто проверял. Я соберу работы и оценю оба варианта.

Как видим, языковые средства выразительности нужны для лучшего понимания духовного мира поэта, его лирического героя. Мы посмотрели это на примере стихотворений Есенина о Родине. Березы, клены, тополя, алые закаты, плакучие ивы, перламутровые росы – все это Россия, наша русская природа. Нам близки и понятны чувства поэта, т.к. мы тоже живем в России. Я предлагаю вам творческую работу. Попробуйте выразить красиво, стихами свое отношение к Родине, природе, березе. Это ваше домашнее задание. И напоследок небольшая самостоятельная работа, (У каждого свой текст). Указать, какие языковые средства перечислены:

Зерна глаз твоих осыпались…

Души сиреневая цветь…

И березы в белом плачут по лесам…

Неуютная жидкая лунность…

Спит ковыль…

Плачут вербы…

Шепчут тополя…

Черемуха душистая с весною расцвела…

И березы стоят как большие свечки…

(Время 2 мин. Тетради положите на край парты. Я соберу).

Учитель изобразительного искусства:

Вы рассмотрели красоту природы с помощью изобразительных средств речи.

- Какой жанр изобразительного искусства посвящен изображению природы? (Пейзаж)

-А с помощью чего мы воспроизводим красоту природы? (Цвет)

Можем сделать вывод, что основным языком или средством пейзажной живописи является ЦВЕТ.

Перед вами ряд картин, созвучных настроению лирического героя стихотворений С. Есенина.

- Назовите мне эти символы. (Береза, клен, осень). Это и уголки природы в разное время года.

- Какие цвета использовал С.Есенин в своих стихах? (Голубой, белый, золотой, алый)

Благодаря широте цветовой гаммы мы видим разнообразие и красоту нашей природы. Так же, как и стихи, картины отражают настроение и душевное состояние художников.

Посмотрим на картину “Февральская лазурь”

На первом плане огромные белоствольные березы. Их верхушки перекликаются всеми цветами радуги, объединенные голубой эмалью неба. Картина поражает силой и чистотой цвета. Ослепляет лазорево-синим небом. Воспринимается как торжественный гимн во славу родной природы.

Картина И.И. Левитана “Вечерний звон” заключает в себе грустные мысли и размышления художника над смыслом жизни. Мы видим четкие контуры и детали освещенных заходящим солнцем монастырских сооружений. Красноватый отсвет на деревьях монастыря и дальних деревьях за рекой. Легкие желтоватые и лиловые облачка, нежно-желтоватая даль неба. Неподвижная река, отчетливые отражения в ней белых построек монастыря, голубого неба, темных деревьев слева. Природа пронизана умиротворяющим душу спокойствием. Два монаха, идущих дальним берегом и тихо беседующих, длинная лодка с катающимися в ней, неподвижная фигура рыбака в лодке и пустая лодка рядом.
И все же на картине вечер, конец уже прожитого дня и своеобразный звон, свойственный именно вечерней службе. Окончание дня жизни и закат солнца не может не навевать некоторую печаль.

Следующие две картины И.С. Остроухова и И.И.Левитана имеют одинаковое название – “Золотая осень”.

- В чем вы видите разницу? Что первое бросается в глаза? (Березы, клен).

“Золотая осень” И. С.Остроухова привлекает передним планом: два старых клена с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых деревьев, зеленая трава, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине слева мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, а дальше все как будто сливается с ярким золотом осенней листвы. Желто-золотой цвет – цвет осени господствует в картине, но за ними художник не потерял из виду местами уже побуревшую траву и увидел легкую туманную дымку в просвете между деревьями. Он отметил и такую незначительную подробность, как сороки, скачущие по тропинке, это позволило явственнее ощутить жизнь осеннего леса.

Картина И.И.Левитана “Золотая осень” заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои густо-синие воды меж невысоких берегов, покрытых побуревшей осенней травой. Слева мы видим багряно-золотую березовую рощу, справа – красно-бронзовые отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки. Вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

- Есть что-то общее в картинах и стихах?

В пейзажной живописи художники выразили любовь и уважение к родной стране. Их картины пронизаны восхищением, безграничной любовью к неповторимой природе своей Родины, ее бескрайним просторам, ее особой прелести и душевности.

Отношение к природе можно выразить и музыкой. При анализе стихов вы говорили, что они напевны, лиричны. Сейчас вы послушаете песню “Отговорила роща золотая”. Попытайтесь передать свои чувства, свое отношение к природе с помощью рисунка.

Вы получили задание по литературе – сочинить стихотворение о природе. Напишите его на обратной стороне вашего рисунка. У нас получится поэтический альбом с иллюстрациями по сегодняшнему уроку. Песня вам поможет в вашей работе, создаст лирическое настроение.

Учитель литературы: Посмотрите, какой альбом с творческими работами у нас может получиться. (Демонстрация подобного альбома: чтение стихотворения, показ иллюстрации.)

Звучит песня.