Цели урока:
- Образовательная – контроль уровня знаний по творчеству А.Грина;
- Воспитательная - воспитание соревновательного духа, ценностной ориентации;
- Развивающая – развитие внимательности, речемыслительных механизмов.
Оборудование: Портреты А.Грина, Карта Гринландии, рисунки к произведению, кроссворды, фотографии дома-музея Грина в Феодосии.
Эпиграф: “Алые паруса” - пленительная сказка русской литературы! (В.Шкловский)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. По результатам предшествующего урока определились 10 знатоков творчества Грина, которые и будут участниками “Слабого звена на судне “Алые паруса”.
Учащиеся занимают свои игровые места.
1 тур “Три вопроса для матроса”
(Вопрос адресован одному участнику, право ответа не переходит, в ходе тура каждый участник должен ответить на 3 вопроса)
- Прозвище Ассоль? (Корабельная)
- Истоки названия “Алые паруса” (Кораблик, сделанный руками Лонгрена, предсказание Эгля)
- Кто такой Лонгрен? (Отец Ассоль)
- Какой работой на дому занимался Лонгрен? (Делал игрушки из дерева)
- От чего умерла мать Ассоль? (Простуда, перешедшая в воспаление)
- Какое имя получится, если соединить мастера какого-либо дела и приправу для блюд белого цвета, состоящую из кристаллов? (Ассоль)
- Кого проклинал Меннерс перед смертью? (Лонгрена)
- Чего не умели делать люди Каперны, по словам Лонгрена? (Любить)
- Город, находящийся неподалеку от Каперны? (Лисс)
- Кто такой Эгль? (Собиратель песен)
- Кто из великих считал, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме? (Цезарь)
- Кто предсказал появление корабля с алыми парусами? (Эгль)
- Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи? (Грея)
- Какие цветы окружали дом Грея? (Тюльпаны)
- Что такое лафит, херес, упоминавшиеся в феерии? (Вино)
- Какая надпись на латинском языке была сделана на одной из бочек с вином? (Меня выпьет Грей, когда будет в раю)
- Что сделал маленький Грей из солидарности к служанке Бетси? (Обжегся)
- После какого события Грей написал записку, подписавшись именем Робин Гуда? (Разбил копилку, дал денег Бетси на свадьбу)
- Когда Лилиан Грей из светской дамы превращалась в обычную женщину? (Во время общения с сыном)
- Когда Грей решил связать жизнь с морем? (Когда увидел в библиотеке картину, с изображением бури)
- Шхуна, на которой ушел в первое плавание Грей? (“Ансельм”)
- Название корабля, который купил капитан Грей? (“Секрет”)
- Имя Грея? (Артур)
- Из какого материала были изготовлены алые паруса? (Из шелка)
- Кто предположил, что Грей будет перевозить контрабанду? (Пантен)
- Груз, который перевозил пароход, на который устроился работать Лонгрен? (Почта)
- Первый подарок Грея Ассоль? (Кольцо)
- Он готов был дать денег Мэри, но в обмен на любовь (Меннерс)
- Место жительства Ассоль? (Каперна)
- Какое зрелище вызвало в Каперне поголовную смуту, сравнимую с землетрясением? (Корвет с алыми парусами)
(По завершению тура участники поднимают таблички с именем того участника, которого считают слабым звеном. Уходящий рассказывает, что в произведении ему больше всего понравилось).
2 тур “Гринландия”
(Каждому участнику будет задан лишь один вопрос по жизни и творчеству писателя)
- Как переводится псевдоним писателя с английского языка? (Зеленый)
- Какую шапку описал Грин? (Невидимку)
- Век, в который родился Грин? (19)
- Зачем Грин собирался на Аляску, в Сибирь? (Золото)
- Изделие из золота в одноименном рассказе? (Цепь)
- Какого цвета лампу Стилтон просил зажигать бродягу? (Зеленого)
- Как называется земля детства Грина? (Гринландия)
- Кем мечтал стать писатель? (Капитаном)
- В какой губернии родился Грин? (Вятка)
(Уходящий участник на карте Гринландии находит географические названия из “Алых парусов”, соотносит их с событиями в произведении)
3 тур “Лишь уста раскрою я, вы узнаете меня”
(Каждый участник отвечает на два вопроса, узнает по речевой характеристике героя)
- “Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс, и не забудь!” (Лонгрен)
- “У нас в доме нет ни крошки съестного, я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа” (Мэри)
- “Если я спущу шхуну на воду поплавать немного – она ведь не промокнет, я ее потом вытру” (Ассоль)
- “Я, пожалуй разбужу ее, но только затем, чтобы намылить твою здоровенную шею” (Лонгрен)
- “Я не испортил картину. Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь, я этого не хочу.” (Грей)
- “Бетси, эти деньги твои. Предводитель шайки разбойников Робин Гуд”. (Грей)
- “Отправляйтесь куда хотите, мой птенчик,месли к вашим чувствительным крылышкам пристала смола, вы можете отмыть ее дома одеколоном Роза-мимоза” (капитан Гоп)
- “Еще могу сообщить вам, что ее отец сущий мерзавец, он утопил моего папашу, как кошку какую-нибудь, прости Господи” (Меннерс-младший)
- “В счет расходов приложил малость своих” (Летика)
- “Мои паруса рдеют, а в сердце больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки” (Грей)
- “Будьте счастливы, капитан, и пусть счастлива будет та, которую лучшим грузом я назову, лучшим призом “Секрета” (Летика)
- “Мне кажется, что тебе очень больно, пойдем, Бетси, к врачу, пойдем же” (Грей)
- “Вырастет, забудет. А пока не стоит отбирать у тебя такую игрушку. Много ведь потом тебе придется увидеть не алых, а грязных и хищных парусов” (Лонгрен)
- “Я люблю сказки и песни, и я просидел в этой деревне целый день, стараясь услышать что-нибудь, никем не слышанное” (Эгль)
- “Лонгрен, что же ты стал как пень? Видишь, меня уносит” (Меннерс)
- “Вот он рай, в моей руке, то тут, то опять нет” (Грей).
(Уходящий дает характеристику полюбившемуся герою)
4 тур
- Он напился в таверне, пытаясь разузнать об Ассоль (Летика)
- Поселок Ассоль (Каперна)
- Какой едой обжегся Грей (Суп с бараниной)
- Какие игрушки делал Лонгрен? (Лодки)
- Состоятельный человек из Каперны (Меннерс)
- Сколько лет провел вне дома Лонгрен? (10)
- Что пил в трактире Лонгрен? (водку)
- Какого цвета игрушку сделал Лонгрен в день шторма? (черного)
- В каком месте рассказывают сказки только о жуликах? (в Каперне)
- Вестницей чего является тигровая кошка? (кораблекрушения)
- Когда Ассоль научилась читать? (в 8 лет)
- Из какой страны Ассоль ждала капитана? (Китай)
- К чьим ногам прибило игрушку с алыми парусами? (Эгля)
- Чего просил бродяга у Лонгрена? (табака)
(Уходящий подбирает эпитеты к образу Ассоль)
5 тур
- Кто задал вопрос: “Съем ли я тебя, как съедаю всех?” (Сфинкс)
- Что должен выпить Грей, попав в рай? (вино)
- На какой вулкан похожа кипящая кастрюля? (Везувий)
- Кто такая Лилиан? (мать Грея)
- Кем представлял себя Грей, глядя на картину в библиотеке? (капитаном)
- В каком возрасте Грей ушел из дома? (14 лет)
- На что в первом плавании грей потратил деньги? (карты, пирожные)
- Что делала Ассоль, когда ее впервые увидел Грей? (спала)
- Почему игрушки Лонгрена перестали приносить доход? (появились заграничные)
- Сколько девушек уживалось в Ассоль? (2)
- С какой скоростью бьется сердце Ассоль? (карманных часов)
- Сколько шелка надо на паруса? (2000 метров)
(Уходящий делает сравнительную характеристику Меннерса и Лонгрена)
6 тур “Темная лошадка”
Перед игрой зрители клали в мешочек свои вопросы по произведению, в мешочке 10 вопросов (Советую просмотреть вопросы, чтобы не было некорректных или повторяющихся).
Право назвать самое слабое звено предоставляется зрителям, выбывают двое участников, набравших большее количество голосов.
7 тур “А сколько же их было?”
В течение одной минуты игроки должны вспомнить и записать как можно больше героев. Выбывает тот, кто назовет меньшее число героев.
8 тур ФИНАЛ
Осталось 2 участников, в этом поединке за каждый правильный ответ они получают эмблемки.
- Жанр произведения “Алые паруса” (Феерия)
- Время создания “Алых парусов” (1920)
- В каком городе в черновом варианте происходили события в “Алых парусах”? (Петроград)
- Какой писатель помог опубликовать “Алые паруса”? (Максим Горький)
- Место на реке, где Грей менял такелаж (устье)
- Судно, на котором Грей прибыл за Ассоль (“Секрет”)
Победителю вручается книга А.Грина “Бегущая по волнам” и диплом.
Список литературы:
- Л.М. Варламова. Музеи Грина. Феодосия. Старый Крым. Путешествие в страну Гринландию. – Симферополь: СОНАТ, 2005. – с.112 с илл.
- А.С. Грин. Алые паруса. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – с. 268 с илл.
- Литература в школе от А до Я. 5 – 11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006. – с. 717 с илл.