Место курса в системе литературного образования.
Спецкурс “Литература русского зарубежья” изучается на заключительном этапе литературного образования, получаемого учащимися в рамках средней школы, параллельно с курсом русской литературы XX века.
Его цель — углубить представление учащихся о сложном литературном процессе XX века, ввести в круг чтения школьника ряд авторов и произведений, ранее неизвестных или недоступных ему;
- познакомить выпускников с наиболее значительными явлениями литературы русского зарубежья; дать целостное представление о литературе русского зарубежья с 1917 года до “постсоветского” периода;
- совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения;
- прививать навыки работы с периодической, литературной критикой;
- формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формировать умения ориентироваться в книжных новинках, выбирать из них художественно состоятельные.
Основная задача курса - выявить уникальность литературы русского зарубежья и установить конкретно-исторические взаимосвязи между литературой советской и зарубежной. При этом следует помнить, что литература русского зарубежья представляет собой вполне самостоятельный историко-литературный курс, построенный на историко-генетической, историко-функциональной методологической основе, опирающейся на принцип сопоставления, а не противопоставления литературных имен и фактов. Такой принцип изучения курса позволит воссоздать объективно-целостную картину жизни русской эмиграции, а также русской литературы XX века в целом.
При проведении занятий используются следующие методические приемы: лекция учителя с элементами беседы, аналитическая беседа, дискуссия, анализ текста, комментированное чтение, сообщения учащихся, семинары и зачетные занятия. Зачетная работа учащихся представляется в виде компьютерной презентации или реферата.
Вниманию учителей-словесников мы хотим предложить примерное поурочное планирование спецкурса “Литература русского зарубежья” и материалы к некоторым занятиям. Думается, что эти материалы могут быть полезны педагогам, работающим в выпускном классе при подготовке к занятиям по изучению творчества писателей, таких как И.Бунин, А.Куприн, А.Толстой, М.Цветаева и других, творивших в рамках двух периодов: отечественном и эмиграционном.
Примерное поурочное планирование спецкурса
№ урока | Тема |
Форма занятия |
Тип занятия |
||
1 | Литературная жизнь русской эмиграции.“Три волны” русской эмиграции (обзор). | Лекция учителя | Усвоение новых знаний | ||
2 | Общая характеристика “первой волны” русской эмиграции. | Лекция учителя | Усвоение новых знаний | ||
3 | Литературная жизнь русского зарубежья (1917 – 1940) | Семинар | Закрепление темы | ||
4 | Реалистическое направление в литературе русской эмиграции. Писатели старшего поколения: И.А.Бунин, И.Шмелев, А.И.Куприн | Лекция учителя | Усвоение новых знаний | ||
5 | Эмигрантский период в творчестве И.А.Бунина ( с 1920 г.) “Окаянные дни” как политическое кредо писателя: неприятие революции и новой России; концепция русского национального характера и ее воплощение на страницах дневника. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
6 | Воспоминания о России, тема одиночества человека на чужбине (сборник “Косцы”, “Роза Иерихона”), вечные темы любви (“Темные аллеи”) и их осмысление. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
7 | И.А.Бунин “Жизнь Арсеньева”: тема разлуки, любви, смерти. Традиции и новаторство “автобиографического романа”, особенности жанра, поэтики. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
8 | Публицистика И.А.Бунина. Послевоенный период творчества писателя (сб. воспоминаний и критических статей) “О Чехове”, “Третий Толстой” и др. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
9 | Эмигрантский период в творчестве А.И.Куприна (с 1920 по1937 г.) | Лекция учителя | Усвоение новых знаний | ||
10 | Обсуждение одного из произведений, написанных Куприным в эмиграции (по выбору учащихся и учителя) | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
11 | Судьба и творчество Ивана Шмелева (в эмиграции с 1922 года). | Лекция учителя с элементами просмотра видеофильма “Пролог” (из серии “Русские без России”) о судьбе Ивана Шмелева и его сына – молодого офицера Сергея Шмелева. | Усвоение новых знаний | ||
12 | Эпопея И.Шмелева “Солнце мертвых”: высшие ценности жизни и их осмысление в романе. Многозначность заглавия, многослойность содержания, специфика жанра, символические образы. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Применение знаний, умений и навыков при анализе текста | ||
13 | Б.К.Зайцев (1881-1972, в эмиграции с 1922г.) Судьба и творчество. | Лекция учителя | Усвоение новых знаний | ||
14 | Эмигрантский период в творчестве А.Н. Толстого (с1918 по 1922г.) | Лекция учителя | Усвоение новых знаний | ||
15 | А.Н.Толстой “Граф Калиостро” - фантастика и реальность повести. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста и просмотра отрывков кинофильма “Формула любви” | Усвоение новых знаний | ||
16 | Поэты и прозаики модернистских течений, возникших в начале века. (обзор) | Обзорная лекция. | Усвоение новых знаний | ||
17 | Философско–литературный салон “Зеленая лампа”, дискуссии о русской литературе. Д.С.Мережковский и З.Гиппиус. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
18 | Эмигрантский период в творчестве К.Д.Бальмонта (1867-1942, в эмиграции с 1920года). Особенности поэтики, метафорическая концепция мира и человека, стремление к всеобщей гармонии. “Дар земли”, “Сонеты солнца, меда и луны” и др. сборники стихов. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
19 | Тема России и Революции в лирике поэтов – эмигрантов. | Семинар | Закрепление знаний, умений и навыков | ||
20 | Поэты серебряного века в эмиграции: В.Ходасевич, И.Северянин, М.И.Цветаева | Лекция с элементами беседы | Усвоение новых знаний | ||
21 | В.Ф.Ходасевич (1886-1939, в эмиграции с1922 года) “Европейская ночь” (сборник) – основные темы сборника: концепция мира и человека, чувство покинутости и одиночества. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
22 | Творчество Игоря Северянина: сборники “Медальоны”, “Стихи Москве”, “Классические розы”. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
23 | Творчество М.И.Цветаевой в период эмиграции. (С 1922 по 1939г.) Жанровое многообразие эмигрантского периода творчества. Тема Родины в лирике. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
24 | Проза Марины Цветаевой. Анализ очерка “Мой Пушкин” | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
25 | Лирические мемуары о современниках. Анализ очерка М.Цветаевой “Живое о живом” (Волошин), “Слово о Бальмонте”, “История одного посвящения” (о Осипе Мандельштаме) | Урок-практикум | Применение знаний, умений и навыков при анализе очерка | ||
26 | Особенности поэтики прозы Марины Цветаевой (анализ очерка “Пленный дух” (Моя встреча с Андреем Белым) | Урок-практикум | Применение знаний, умений и навыков при анализе очерка | ||
27 | “Цех поэтов” в эмиграции: творчество Г.В.Адамовича, Г.В.Иванова, Н.А.Оцупа | Обзорная лекция | Усвоение новых знаний | ||
28 | Г.Адамович (1894-1972, в эмиграции с 1922 года). Ведущий критик русской эмиграции. Поэтическое и литературно-критическое творчество. Взгляд на эмигрантскую литературу: ощущение трагичности, оторванности от национальной культуры. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
29 |
Георгий Иванов (1894-1958, в эмиграции с 1922 года) “Отплытие на остров Цитеру” (сборник) как лирико-импрессионистский дневник: лирический герой и время. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
30 | Русские “короли смехи” в эмиграции: Аркадий Аверченко, Тэффи, Саша Черный, Дон-Аминадо. | Лекция учителя | Усвоение новых знаний | ||
31 | А.Т.Аверченко (1881-1925, в эмиграции с 1922г.) “Дюжина ножей в спину революции” как сатирическая социальная антиутопия. Трагический смех и горькая ирония. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Применение знаний, умений и навыков при анализе произведения. | ||
32 | Сборник рассказов Аркадия Аверченко “Записки простодушного”. | Практикум | Применение знаний, умений и навыков при анализе произведения. | ||
33 | Тэффи (Н.А.Лохвицкая) (1872-1952, в эмиграции с 1920 года). “Ке-фер” - эмигрантская новелла-символ; трагическое и смешное в рассказе. | Практикум | Применение знаний, умений и навыков при анализе произведения. | ||
34 | Саша Черный (А.М.Гликберг) (1880-1932, в эмиграции с 1920 г.) Попытка скрыться на “детский остров” Авторская самоирония и ее истоки. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
35 | Дон – Амянадо (А.П.Шполянский) (1888-1957, в эмиграции с 1920г.)“Жажда общения”, “До первого метро” - тема “маленького человека” в эмиграции. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
36 | Тема памяти в литературе русского зарубежья (Н.Н.Берберова “Биянкурские праздники”: рассказ о жизни русских эмигрантов. “Курсив мой”: мемуарные очерки жизни и быта русской эмиграции. Портреты современников. | Семинар | Усвоение новых знаний, Применение знаний, умений и навыков при анализе произведения. | ||
37 | И. Одоевцева “На берегах Невы”, “На берегах Сены”. Литературные портреты современников на страницах книги. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Применение знаний, умений и навыков при анализе произведения. | ||
38 | В.В.Набоков (1899-1977, в эмиграции с 1919г.) Особое положение в литературе эмиграции и мировой литературе. Проблема двуязычия. | Лекция с элементами эвристической беседы. | Усвоение новых знаний | ||
39 | Образ России в лирике В.В.Набокова. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
40 | “Дар” - сопротивление тоталитаризму, мир детства в романе, нравственные идеалы героя. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
41 | “Машенька” - самый русский роман Набокова. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
42 | Зачетное занятие по теме: “Литература русского зарубежья “первой волны | Конференция | Применение знаний, умений и навыков | ||
43 | “Вторая волна” русской эмиграции (1940-е–1950-е). Общая характеристика: причины, состав, места расселения. | Обзорная лекция | Усвоение новых знаний | ||
44 | Творчество И.Елагина, В.Юрасова, С.Максимова, Б.Филиппова, А.Дарова, Б.Ширяева — неизвестный материк русской литературы “второй волны” эмиграции как достойная конкуренция литературе советской метрополии. | Семинар | Усвоение новых знаний | ||
45 | “Третья волна” русской эмиграции (1960-е) | Обзорная лекция | Усвоение новых знаний | ||
46 | Крупнейшие поэты “третьей волны” эмиграции: Н.Коржавин, И.Бродский, Ю.Кублановский. Своеобразие представления о родине в стихах поэтов третьей волны. | Семинар | Усвоение новых знаний, применение знаний, умений и навыков при анализе стих-ний. | ||
47 | Творчество И.Бродского, получившего в 1987 Нобелевскую премию за “развитие и модернизацию классических форм”. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
48 | А.И.Солженицын Роман-эпопея “Красное колесо” - обращение к ключевым событиям русской истории 20 в | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
49 | Г.Владимов,Выход из Союза писателей. Эмиграция.“Верный Руслан” — невозможность публикации на родине. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
50 | Г.Владимов,“Генерал и его армия” — толстовские темы народной войны и русского национального характера, утверждение высокой нравственности. Образ России в лице генерала Кобрисова и его ординарца Шестерикова. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
51 | В.Некрасов, получивший Сталинскую премию за роман “В окопах Сталинграда” после выезда публикует “Записки зеваки”, “Маленькую печальную повесть” | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
52 | В.Аксёнов.Повороты человеческого пути.Общая характеристика творчества в эмиграции. | Лекция с элементами эвристической беседы. | Усвоение новых знаний | ||
53 | В.Аксёнов.“Остров Крым” (1977–1979) — тема иллюзорности тоталитарного бытия. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
54 | В.Аксёнов Анализ рассказа “Победа” (1965) и последующее написание рецензии на него. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
55 | С.Довлатов.Чеховская трагедия в прозе Довлатова. Ранняя книга “Зона”. Разнонаправленные мотивы автокомментария Довлатова. Эпический стиль, стиль fiction. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
56 | С.Довлатов “Иностранка” - ироническое изображение эмигрантского существования. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
57 | В. Войнович.Антиутопия “Москва 2042” - агония советского общества. | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
58 | А.Д.Синявский “Прогулки с Пушкиным”, “В тени Гоголя” | Эвристическая беседа с элементами анализа текста | Усвоение новых знаний | ||
59 | Постмодернистские традиции в творчестве А. Соколова, Ю. Мамлеева, Э. Лимонова. | Лекция с элементами эвристической беседы. | Усвоение новых знаний | ||
60 | Русская эмигрантская периодика 1970-1980-х годов. | Лекция с элементами эвристической беседы. | Усвоение новых знаний | ||
61 | Зачетное занятие по теме: “Вторая и третья волна русской эмиграции” | Конференция | |||
62 | Резервные часы. |
Примечание. Количество учебных часов в Примерном поурочном планировании не совпадает с заявленным; резервные часы учитель может использовать для самостоятельных и творческих работ учащихся.
Эмигрантский период в творчестве И.А.Бунина ( с 1920 г.) “Окаянные дни” как политическое кредо писателя: неприятие революции и новой России; концепция русского национального характера и ее воплощение на страницах дневника.
План занятия.
- Причины “покидания русского берега” (В.Лавров) (Обращение к главам книги Валентина Лаврова “Холодная осень”)
- “Страшный роман” о революционных событиях “Окаянные дни” (1925г.)
- Художественная проза 1920 -1930 гг.
- Нобелевская премия 1933 года.
- Самая пронзительная книга о любви: “Темные аллеи” Бунина.
- Причины невозвращения на Родину.
- “Воспоминания” (1950) и философские этюды – итоги прожитой жизни.
Эмигрантский период в творчестве А.И.Куприна (с 1920 по1937 г.)
План лекции.
- Причины отъезда за границу.
- Роман “Колесо времени” (1929) – о могуществе неодолимой власти любви над человеком.
- “Юнкера” (1933) - роман-воспоминание, описание переживаний молодости, идеализация дореволюционной жизни.
- “Жанета. Принцесса четырех улиц” (1934) “Русские” вариации на “французскую” тему: сентиментальность и драматизм рассказа. Тема случая, разрушающего человеческие судьбы.
- Куприн-очеркист (“Париж домашний”, “Париж интимный”).
- Возвращение в СССР (1937), его причины и последствия.
Б.К.Зайцев (1881-1972, в эмиграции с 1922г.) Судьба и творчество.
План лекции.
- Причины отъезда, круг общения, общественная деятельность писателя за границей.
- “Золотой узор” (1926): автобиографичность романа. Исторические и социальные пласты бытия; жизнеутверждающая авторская позиция.
- “Преподобный Сергий Радонежский”: обращение к жанру жития в светской литературе. Религиозные мотивы в творчестве.
- Биографическая проза – романы о русских гениях: В.А. Жуковском, А.П.Чехове, И.С.Тургеневе.
Эмигрантский период в творчестве А.Н. Толстого (с1918 по 1922г.)
План лекции.
- Причины отъезда за границу, круг общения.
- “День Петра”: обращение к истории, попытка найти “разгадку русского характера”.
- “Детство Никиты”: автобиографичность произведения, образ ушедшей России на страницах повести. Автор и его герой.
- Фантастические повести Толстого А.Н.
- Причины возвращения в Россию.
Тема России и Революции в лирике поэтов – эмигрантов.
План семинарского занятия.
- Тема России и Революции в лирике И.А.Бунина (“Изгнание”, “У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…”, “День памяти Петра” и др.)
- Тема России и Революции в лирике Зинаиды Гиппиус (“14 декабря 1917 года”, “Нет!, “Родине”)
- Образ России в лирике Д.С.Мережковского (“Чужбина – Родина”, “Возвращение”)
- Образ России в цикле стихотворений К.Бальмонта “Мое – ЕЙ”, “Россия” (1925)
- Тема Родины в поэзии Георгия Иванова (“Как осужденные, потерянные души…”, “Ничего не вернуть…” и др.)
Поэты серебряного века в эмиграции: В.Ходасевич, И.Северянин, М.И.Цветаева
План лекции.
- Владислав Ходасевич (1886-1939) Литературная критика, сборник стихов “Тяжелая лира”.
- Игорь Северянин (И.В.Лотарев 1887-1941) – “король поэтов”. Своеобразие положения Северянина: “Я просто дачник” С 1918 года”.
- Марина Цветаева (1892-1941) Причины отъезда в 1922 году. Поэма “Крысолов”, сборник “После России” (1928)