Читаю фрагмент статьи Д.С.Лихачева “Экология и культура”. В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой.
Баллада о розовой чайке
Он был отличнейший стрелок,
Сидел в засаде.
Не по злобе взводил курок -
Науки ради.
И не одаривал друзей
Своим трофеем.
Стрелял, когда просил музей,
Ким Дорофеев.
И много лет, и много лет
Забота мучила:
Уж больно редок розов цвет -
Вот было б чучело!
Он дрог осеннею порой -
Любимо дело.
И, как обрызгано зарей,
Перо слетело.
Бежал по тундре, мял траву
Якутский иней -
Качалась чайка на плаву
В озерной стыни.
Потом упругая волна
Ее прибила.
Потом в ладонь легла она -
Светясь, рябила.
Осколком огненным была,
В огне - красава.
Да скоро стала вся бела,
Бела, как саван.
Стекала розовость ее
В траву по капле.
Чернело дроби острие,
А краски - слабли.
Дивился Ким и все вздыхал:
Где алы перья?..
Я это в тундре услыхал,
Решил: поверье.
Сказал зоолог, зло дыша: Тут все - легенда.
Какая к дьяволу, душа?
Игра пигмента!
Как верят люди во вранье,
Глупцы, не так ли?
...Стекалась розовость ее ее
в траву по капле.
Осколком огненным была,
В огне - красава.
Пока не стала вся бела,
Бела как саван.
Мы привыкли видеть чайку на море, там, где мы обычно проводим лето, отпуск, но оказывается эта удивительная птица живет и у нас в Якутии. Но она необычна, ее родина - это равнинные болота между Леной и Колымой. Нежно-розовое оперенье выделяет ее из других видов чаек, под лучами солнца стая таких чаек похожа на розоватое облачко. Бытует поверье, встреча с ней приносит счастье. Известный ученый-орнитолог и писатель Савва Успенский назвал ее жар-птицей Севера. А великий исследователь Арктики Нансен мечтал хотя бы раз в жизни увидеть эту птицу.
Рвалась и металась живая душа,
В дорогу, в дорогу спеша.
Стремглав, как стрела,
Я по свету летел,
Считая, что это и есть мой удел.
В этих строчках эвенского поэта Василия Лебедева трехкратно звучит слово “дорога” (обращаемся к толковым словарям, выясняем значение слов “дорога” и “путь”).
А сегодня мы с вами попытаемся пройти, а точнее пролететь дорогой героя Ричарда Баха Чайки по имени Джонатан Ливингстон (сообщаю тему урока).
Класс разделен на три группы, каждая получает задание и вопросы, словарь понятий. На группы поделены по желанию.
В детстве, во сне бывают ощущения стремительного падения в бездонное пространство. Взрослые уже не видят подобных снов, но они знают, что в такие мгновения дети растут. А может это ощущение падения сравнимо с теми полетами, которые совершил Чайка по имени Джонатан?
Каждая группа работает над одной из трех глав. Получив при этом задание: составить словарь из слов и выражений, в которых по их мнению, заключены важные проблемы человеческого бытия. В каждой группе есть художник, который во время обсуждения пытается проиллюстрировать то, что говорят ребята.
Словарь понятий
Все мы читаем одни и те же слова, одинаково переживаем за героев, одинаково ждем, чем все закончится, радуемся и огорчаемся в финале... Понимаем и оцениваем прочитанное мы вовсе не одинаково, каждый по-своему. И когда мы пытаемся пересказать и объяснить свое понимание, получается интерпретация.
Легенда - произведение устного народного творчества. Поэтическое повествование о былом, о фантастических и чудесных событиях.
Евангелие, - я, ср. (Х1 в.). Книга Нового Завета (части Библии), содержащая повествование о жизни, деянии и учении Иисуса Христа, написанная, по преданию, четырьмя его учениками: Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном.
Ст.-ел. Евангелие с греческого - учение Иисуса Христа. Буквально -благая весть.
Притча - Иисус рассказывал людям небольшие истории иносказательного характера - притчи - так, чтобы они были понятны каждому.
Вопросы и задания
- Каков жанр этого произведения?
- Как выдумаете, для чего автор соединяет мир живых существ и мир неживой материи: чайку и фигуры высшего пилотажа как точное определение скорости?
- Почему только у чаек-изгнанников человеческие имена?
Вот некоторые мысли, выводы к которым пришли ребята, решая задачу, поставленную в начале урока “А живет ли во мне Чайка по имени Джонатан?”
“Чайка хочет поселиться с душу каждого человека, но есть люди, которые не пускают его туда, они не готовы быть до конца честными, добрыми”.
“Каждому хочется получить Чайку, но не к каждому она хочет залететь, видя невежество, грубость, хамство”.
“Я очень хочу жить в мире с самим собой, я постоянно к этому стремлюсь, делаю все, как мне думается, правильно, я очень хочу быть рядом с такой Чайкой, но если вдруг она поселиться в мою душу, я могу считать себя счастливым человеком”.
В конце урока подвожу итог.
Что бы там ни было, удивительной силы образ Чайки, устремленной к полету, беспредельной красоты и добра поможет многим приобщиться к поискам нового стиля в умении летать. И нельзя не полюбить Чайку по имени Джонатан Ливингстон, и нельзя не быть благодарным Ричарду Баху, увидевшему в каждом из нас невыдуманного Джонатана Чайку.