Добрые и злые духи в русской и чувашской литературе (уроки по произведениям Н.В. Гоголя, стихотворению А.С. Пушкина "Бесы" и балладе М.Ф. Федорова "Леший")

Разделы: Литература


Цели:

  1. Побудить учащихся к размышлению об общих традициях, темах, образах и мотивах в философских произведениях русской и чувашской литературы (интертекстуальные связи).
  2. Активизировать учащихся, вызвать интерес к теме, используя интерактивные технологии на уроке.
  3. Обратить внимание учащихся на проблемы, которые затрагивают авторы.
  4. Совершенствовать навыки сопоставительного анализа текста.
  5. Воспитывать толерантное отношение к человеку.

Оборудование:

Портреты писателей, иллюстрации по теме и к произведениям, толковый словарь С.И. Ожегова, кассета с записями отрывков из спектакля «Ночь перед Рождеством» и фильма «Мёртвые души», тексты изучаемых произведений.

Ход 1-го урока

1. Вызов интереса к теме.

Прослушивание музыкальных отрывков из спектакля « Ночь перед Рождеством».

Объявление темы и задач урока.

2. Погружение в тему. Осмысление.

1. Аналитическая беседа.

Работа в парах.

- Какие добрые и злые духи упоминаются в мифологии, суевериях и фольклоре русского и чувашского народа?
- Какими она изображаются? (свои ответы ученики обосновывают).

Определите лексическое значение слов: «леший», «киреметь», «арзюри», «бес».

Работа со словарём С.И. Ожегова:

Леший – В русской мифологии человекообразное сказочное существо, живущее в лесу.

Бес - В старых народных поверьях злой дух (бесёнок, бесовский).

Чёрт – В старинных суеверных представлениях: злой дух, сверхъестественное существо, олицетворяющее злое начало (в образе человека с рогами, копытами и хвостом). Теперь бранное слово. Уменьшительно ласкательная форма: чёртик, чертёнок.

Киреметь – (у чувашского народа) злое божество.

Арзюри – (у чувашского народа) леший.

Учитель показывает иллюстрации добрых и злых духов. Дети высказывают свои мнения, эмоции, чувства.

Вывод: В мировом искусстве (изобразительном и совестном) есть своя традиция изображения Демона, Дьявола, Мефистофеля, Лешего, Беса, Воланда.

(Выводы по ходу урока и основные мысли записываются учащимися в тетрадь по литературе в той же цветовой гамме, как и в тетради для опор по русскому языку).

Рассмотрим эти образы подробнее.

2. Проблемный вопрос.

- Каким изображает чёрта Н.В. Гоголь? (Ученики высказывают варианты ответа).

- Найдите описание нечистой силы в первом сборнике Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», в повестях «Сорочинская ярмарка» и «Страшная месть».

Вывод: Н.В.Гоголь разрушил суеверное значение слова «чёрт», которое нельзя было и произнести, не сплюнувши и не перекрестивши лба. Он высекал из страшного чёрта искру смеха, включая рассказ о нечистой силе в ироническом контексте и тем самым посрамляя её «всемогущество».

- Найдите примеры в «Ночь перед Рождеством».

Учитель показывает иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя.

Чёрт со свиным ликом, конечно, смешон, как смешны почти все нечистые духи светлой первой книги Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обычно если и наведут они страх, то ненадолго. Ужасу в мире «Вечеров...» противостоит смех, восходящий к юмору фольклорных преданий, добрым и страшным сказкам Украины.

Чёртом пугали, он олицетворял наказание за грехи, за своеволие, за душевную самостоятельность. Высмеивая чёрта, Н.В. Гоголь предавал осмеянию сам страх: чем же, например, сорочинский голова или немец – управляющий страшнее чёрта? Да и сам чёрт в «Ночи перед Рождеством» хоть и способен украсть с неба месяц, в конце концов, посрамлён.

В сочинениях и письмах Н.В. Гоголя слова «чёрт», «дьявол», «колдун», «ведьма», другие образы нечистой силы встречаются очень часто.

Остановимся на повести «Вий».

- Найди описание дьявольской силы.

Да, дьявольская сила в повести поистине страшна. Это либо «огромное чудовище» или сам Вий – «приземистый, дюжий, косолапый человек».

Вывод: Дорога к храму заросла бурьяном, сам же храм наполнен нечистой силой и от этого становится страшно.

В молодости Н.В. Гоголь смеялся над чертями, потому что был уверен, смех проймёт даже того, кого ничто уже не проймёт. Постепенно победа смеха перестала быть очевидной.

Наступила пора кризиса религиозного сознания. Когда распадается старая вера, бывшая единственной душевной опорой и утешением для тех, кто веровал (а Н.В. Гоголь воистину веровал), когда эту старую веру нечем заменить, наступает переходное, сумеречное время.

Вий – образ, рождённый во времена «помрачнения». Он не меньше, чем Печорин или Онегин, герой времени, и больше, чем они, - символ, вобравший в себя все страхи, тревогу и боль этой поры.

Проследим дальнейшую эволюцию образа чёрта у Н.В. Гоголя.

От романтически-фольклорного строя «Вечеров...» и «Миргорода» Н.В. Гоголь двигался к фантастическому реализму петербургских новостей, комедийному гротеску драматургии и жизненно правдивому эпосу «Мёртвых душ».

Тёмные силы бытия не ушли со страниц его книг, лишь приобрели другие черты.

- Как вы думаете какие? Назовите этих героев.

Вот что по этому поводу написал Д. Мережковский в своей книге «Гоголь и чёрт» о двух совершенно реалистических образах (Хлестакове из «Ревизора» и Чичикове из «Мёртвых душ»): «Вот уже лицо чёрта почти без маски: он вне пространства и времени, он вездесущ и вечен... Никто не видит, как растёт за Хлестаковым исполинский призрак, Сатана...

- Продолжение цитаты.

- Чиновники «нашли, что лицо Чичикова, если он повернётся и станет боком, очень сдаёт на портрет...» (Наполеона).

(Просмотр отрывка из фильма «Мёртвые души»)

Вывод: Покупатель «мёртвых душ» в самом деле недалёк от антихриста, дьявола. Имя же Наполеона в связи с Чичиковым заставляет вспомнить русские толки о французском завоевателе, которыми Л.Н. Толстой начал свою эпопею «Война и мир»: «...если вы ещё позволите себе защищать все гадости все ужасы этого Антихриста (право, я верю, что он Антихрист)»...

- Вспомните, с какой целью Пьер Безухов остаётся в занятой французами Москве?

Размышляя об антихристе, Пьер Безухов остаётся в занятой французами Москве, чтоб убить Наполеона.

-Вспомните, каков был замысел «Мёртвых душ»? Что помешало? Н.В. Гоголь был потрясён видениями будущего: истощённая духовность или полная бездуховность, опустошённое сознание «мёртвых душ».

Н.В. Гоголь от смеха и гротеска обращается к проповеди. На страницах его книг стал беспрестанно появляться Бог.

«Мне ставят в вину, - оправдывался Н.В. Гоголь, - что я заговорил о боге... Что же делать, если ... говорится о боге? Как молчать, когда и камни готовы завопить о Боге? Нет, умники не смутят меня тем, что я не достоин и не моё дело, и не имею права: всяк из нас до единого имеет это право».

- Вспомните повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Кто и как был изображён на портрете? Какие мысли, чувства и действия вызвал этот портрет на художника? Почему?

Вывод: Вот и Гоголь готов был отказаться от своих прежних созданий, бежать от них, как бежал в повести «Портрет» художник от изображения старого ростовщика с дьявольскими глазами.

Начинается борьба Н.В. Гоголя с вечным злом – пошлостью – уже не в творческом созерцании, а в религиозном действии, великая борьба человека с чёртом. Но Н.В. Гоголь столкнулся с вечными противоречиями религиозного сознания – с Богом и Дьяволом – и, в попытке снять противоречие, пришёл к церкви и покаянию.

Выводы:

1. Эволюция творческой мысли Н.В. Гоголя была необычайно яркой и показательной во многих отношениях. Взамен насмешек над чёртом появилась горячая, искренняя, обращённая ко всем людям, в надежде разбудить их, проповедь божественных истин.

- Как вы думаете, какой вопрос не давал покоя Н.В. Гоголю в этот период?

Мир не исправился от критики... может быть, его спасёт горячий призыв к божественной вере?

- Значит, Н.В. Гоголь призывает всех обратиться к Богу? В нём он видит спасение человечества?

2. Однако последнее слово гоголевской философской жизни есть не «Бог», а «Человек».

В этом призыве к человеческой нравственности много не только личного, но и всеобщего, исторического бесценного смысла.

Доказательство этому мы можем найти в заключительной главе «Выбранных мест из переписки с друзьями» - «Светлое воскресенье». Здесь итоговая гоголевская программа обновления, возрождения мира, спасения от зла и пути к добру, от чёрта – к Богу, к «счастью человечества». Почти в каждой строке этого текста присутствуют слова – «человек», «человечество», «человеческий». И ещё: «Россия», «русский».

3. Вера в человеческое братство соединилось у Н.В. Гоголя с уверенностью в особом историческом предназначении России.

В мечте Н.В. Гоголя о России как братстве, единении всех людей было нечто исконно русское – та всечеловеческая отзывчивость, о которой говорил в 1850 году Ф.М. Достоевский в своей знаменитой речи об А.С. Пушкине.

Ход 2-го урока

Первый вариант урока:

1. Учащиеся сидят по группам сменного состава для предстоящей групповой работы.

Слово учителя:

Продолжая разговор по теме, обратимся к философской лирике А.С. Пушкина.

В стихотворении «Пророк» слабый земной человек получил высшее указание – «Исполнись волей Моей». Следованию по этому пути – единственная цель, которая придаёт жизни высшее значение, не пустит в душу страх, подобный страху заблудшего путника в стихотворении Болдинской осени 1830 года «Бесы».

2. Осмысление через погружение в текст.

Задание группам:

Перечитайте стихотворение «Бесы». Ответьте на вопросы:

- Каково содержательное значение метафорического образа бесов?
- Как в стихотворении изображается вьюга, какова её звуковая характеристика?
- Сколько раз в стихотворении повторяется начальное четверостишье, почему?
- Можно ли сказать, что образы дороги, путника, ямщика, коней тоже метафорические? Что они могут обозначать?
- В стихотворении трижды встречается образ колокольчика. Как он меняется и каково его содержательное значение?
- Каковы основные цели стихотворения?
- Почему так таинственен и враждебен мир по отношению к человеку?

Работа учеников в группах.

После работы в группах учащиеся отвечают на предложенные вопросы, опираясь на текст, дискутируют.

Учитель. Над философскими вопросами бытия задумывались и чувашские поэты.

В сохранившемся поэтическом наследии чувашского поэта М.Ф. Фёдорова центрально место занимает баллада «Леший» («Арзюри»).

Погружение в текст.

Задание группам: Вспомните содержание баллады.

- Из чего складывается фабульная основа баллады «Леший»?
- Насколько адекватно отражены народная жизнь и чувашский национальный характер в воспроизведённых автором событиях и ситуациях?
- Какую роль в поэме выполняют элементы фантастики?
- В чём выражалась типичность характера Хведера?
- Расскажите о гуманизме баллады?

Обсуждение ответов.

3. Деловая игра «Мозговой штурм».

Учащимся предлагается (за отведённое время) подготовить в устной (письменной) форме краткий сопоставительный анализ 2-х текстов (стих и баллады) в группах.

(Структурный анализ текста учащиеся должны знать заранее.)

По окончанию отведённого времени группы по очереди защищают свою работу (остальные группы могут задавать им вопросы по анализу).

Завершая мозговой штурм, каждая группа самостоятельно подводит итог работы:

  • Оценивает работу всей группы и каждого ученика, определяют лидера.
  • Полученные результаты оглашаются.

4. Выводы по уроку.

Второй вариант урока:

Сопоставительный анализ двух текстов в форме деловой игры «Мозговой штурм» проводится в течение всего урока, но группы готовят уже подробный устный (письменный) анализ текстов.