Цели урока:
- Обучающая: создание условий для творческого осмысления произведения В.Г. Распутина.
- Развивающая: обучению анализировать, сопоставлять, делать выводы.
- Воспитывающая: актуализировать личный опыт учащихся, формировать лучшие их нравственные качества.
Индивидуальные задания к уроку:
- Представить творчество писателя В.Г. Распутина как продолжение русской классики;
- В.Г.Распутин сегодня – прежде всего писатель-публицист;
- «Взять» интервью у В.Г. Распутина, представившись корреспондентом журнала «Вопросы литературы» (по материалам статей и интервью В.Г. Распутина в разных журналах и газетах).
- О наградах В.Г.Распутина в последние годы:
1996 год награжден Международной литературной премией «Москва – Пенне»;
2000 году присуждается премия фонда Солженицына «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращенности с русской природой речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал».
Вопросы к уроку:
- Какая простая история произошла в семье Марии и ее мужа Кузьмы?
- Почему магазин в деревне был «гиблым» местом?
- Какой путь спасения Марии предложил ревизор?
- Какова реакция односельчан на горе Марии?
- Какие нравственные проблемы « высветил» В.Г. Распутин в своей повести?
Подготовка к уроку:
Учащиеся:
Должны знать содержание повести В.Г. Распутина «Деньги для Марии»
Учитель:
Оформление доски:
Презентация – тема урока, портрет писателя, иллюстрация к повести В.Г. Распутина «Деньги для Марии» художника Д. Шимилиса, краткие сведения о творчестве писателя, вопросы к уроку (приложение).
Ход урока
Слово учителя:
Валентин Распутин – наш современник, и отношение к нему определяется в зависимости от того, разделяет или не разделяет человек направленность мыслей и рассуждений писателя. Но, наверное, каждый, кто прочитает хоть одно произведение этого писателя, не сможет не признать колоссальной силы его таланта. Каждый, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не останется равнодушным к его героям, а будет вновь и вновь возвращаться к ним, чтобы сверить свои побуждения с их мыслями.
Сегодня редко о ком говорят как о совести, голосе, выразителе народа. Но о В.Г. Распутине так говорят. Как у современников В.Г. Распутина у нас есть преимущество: видеть и понимать глубину авторского постижения общей для нас жизни, быть свидетелем активно развивающегося таланта, вступать в диалог с писателем.
Проверка домашнего задания. Индивидуальные сообщения учащихся.
1. Творчество В.Г. Распутина как продолжение русской классики.
Именно так сегодня воспринимается творчество В.Г. Распутина:
В одном из интервью писатель о себе говорит: «Родился я в1937 году, в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был, как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, - ей забот, сколько помню, всегда хватало. Учился, в 1959 году закончил Иркутский университет, историко-филологический университет…»
Вначале работал в газетах Иркутска и Красноярска, на телевидении.
С 1967 года принят в Союз писателей и с тех пор на «свободном» писательском положении.
Первая повесть В.Г. Распутина «Деньги для Марии» была опубликована в 1967 году. Произведение это до сих пор поражает необыкновенной открытостью и силой трагического переживания главного героя – деревенского жителя Кузьмы. Испытание, которое выпало на долю Кузьмы, высветило многомерность и неоднозначность поведения и жизни человека, а главное – зрелое понимание необходимости принимать и переживать жизнь во всей ее полноте, такой, какой она сложилась.
Во всех последующих повестях и рассказах 1970-1980-х годов («Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар») писатель показывает все новые грани жизни своих современников, каждый раз отвечая на вопрос, поставленный еще в первой повести: как жить человеку в меняющемся времени-пространстве и при этом в согласии с собой?
В.Г. Распутин с помощью своих героев сумел создать особую духовную вселенную, в которой существуют устойчивые представления о долге, совести, гуманизме и ответственности, о равенстве всех людей, о существовании особых состояний человека, когда он способен соединиться своими чувствами с миром природы. Тем самым писатель продолжает традицию русской культуры создавать произведение ради познания мирового смысла.
2. В.Г. Распутин – публицист.
В последние годы мы все чаще слышим голос Распутина-публициста, который размышляет о Сибири и заставляет всех задуматься, что будет с Сибирью. Сохранит ли она свои черты или останется одно лишь ее географическое обозначение? Сохранит ли она свои леса и чистые воды, в которых человек испытывает нужду? В.Г.Распутин напоминает своим соотечественникам, что в Сибири пока есть еще что защищать, и поэтому сегодня надо в полный голос говорить о ее сбережении и разумном переустройстве.
Красоту Прибайкалья Распутин описывает в рассказе: «Век живи – век люби». Мальчик-подросток Саня, увидев всю эту красоту «сладостно вздохнул – так хорошо было, так светло и покойно и в себе и в мире этом, о бесконечной, яростной благодати которого он даже не подозревал, а только предчувствовал... Все вокруг было как-то по-особому ярко и свежо, точно Саня только что попал сюда совсем из другого, тесного и серого, мира или, по крайней мере, из зимы»
Из интервью Валентина Распутина.
Корреспондент: Валентин Григорьевич, какой источник питает вас как писателя?
- Их, как у всякого писателя, несколько: жизнь вокруг нас, книги, великий русский язык, собственная душа и так далее. Говоря об источниках, нужно сказать и о собственной, никаким расхожим канонам не подвластной, жизненной философии, той правде, которую ты выстрадал как главную. Без нее писателя не существует.
Корреспондент: В чем Вы видите конечный результат писательского труда?
- Хоть в малой степени способствовать правильному строительству человеческой души…Прежде всего воспитанию чувств.
Корреспондент: Кто ваши кумиры в литературе? Учителя?
- Первым и главным учителем для писателя является отечественная классика. Для меня в особенности Достоевский и Бунин. У одного я брал уроки проникновения в человеческую душу, у другого – литературной живописи. Для меня многое значило общение с Виктором Астафьевым, Федором Абрамовым, Василием Беловым и другими.
Корреспондент: Вы считаете, что детство навсегда одарило Вас словесным богатством?
- Нет, в родительскую суму надо постоянно докладывать, пополнять ее, иначе она оскудеет. Каждый год я стараюсь бывать в сибирской деревне, слушать ее разговор, запоминать его.
Меня интересует живой язык, я постоянно записываю слова и словечки, которые примечательны. Таким образом у меня составляется словарь языка, которым сегодня разговаривает деревня в Сибири.
Так из сообщений ребят мы ясно представляем В.Г. Распутина как писателя, публициста, патриота российской земли. Это один из основных аспектов данного урока.
Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии»
- Какая простая история происходит в семье Марии, продавщицы сельского магазина?
Это событие для семьи Марии и Кузьмы становится бедой – недостача в 1000 рублей. И ревизор, понимая причины недостачи (доброта и неумелость), жалея Марию и ее семью предлагает возможный выход: собрать недостающую сумму в 5 дней и внести в кассу.
- Каково было отношение Кузьмы к деньгам?
Самое простое: есть – хорошо, нет – ну и ладно. Он никогда и никому не завидовал, полагая, что «каждый топчет свою дорожку, и к тем, кто жил лучше его, относился спокойно, как и к тем, кто выше его ростом».
- Какова роль снов в повести?
Сны играют большую композиционную роль. В будущих произведениях это отчетливо распутинский прием. С описания сна и начинается повесть. Легко и естественно осуществляется людская реакция на горе Марии, какой она должна быть в мире родственности, братства, истинного коллективизма. Машина подъезжает к дому, где есть деньги, освещает его, и люди выносят «деньги для Марии». Первый сон Кузьмы можно назвать «сон-убеждение», в котором выражаются идеальные представления главного героя о бескорыстной товарищеской взаимовыручке. Или в другом сне - односельчане делят недостачу на всех, и выходит на каждого совсем немного, а человек спасен. Но это во сне.
- Что же происходит в жизни, в реальности? Какие психологические типы показаны автором в повести?
Всех персонажей произведения можно сгруппировать по признаку их отношения к беде Кузьмы и Марии.
Люди, готовые оказать помочь.
Тетка Наталья, мать Василия, отдает Кузьме все, что у нее есть, - деньги на собственные похороны. При этом она просит об одном: в случае необходимости вернуть эти деньги сыну и использовать их по назначению. Дед Гордей искренне хочет помочь, и на другой день приносит 15 рублей, взятые взаймы у сына. Друг Василий помогает Кузьме в по-исках денег, но не сразу проникаетсяего бедой.
Люди завистливые, корыстные, жадные.
Тетка Степанида – тоже старая женщина, как и тетка Наталья. Но все попытки получить хоть малую сумму не увенчались успехом, хотя деньги у нее были, накануне она получила за сданного в колхоз бычка. Директор школы – самый денежный человек в деревне, но дает всего 100 рублей и то скрепя сердце, при этом сообщая всей деревне.
Делаем выводы.
Эти образы противостоят друг другу через их отношение к Кузьме, как противостоят два качества – корысть и бескорыстие
- Кто играет большую роль в жизни всей деревни, а сейчас особенно в жизни Кузьмы и его семьи?
Конечно, председатель колхоза, который хочет помочь Кузьме, но сейчас в кассе колхоза нет денег, но, он считает, что их можно позаимствовать из зарплаты колхозных специалистов.
Мысль председателя, что вместе людям легче быть добрыми, на первый взгляд кажется удачной. И председателю удается собрать деньги у специалистов, но…
- Как второй сон Кузьмы предсказывает события, из-за которых он опять остается без денег?
Читаем или пересказываем сон.
В этом сне, как и в первом, - уверенная надежда на спасение, но люди, которые на колхозном собрании единодушно творят добро и в общем порыве щедрости добровольно отдают lytmub семье Кузьмы, в то же время корыстны и завистливы в одиночку.
То же самое происходит и наяву, когда большинство специалистов, согласившись помочь Кузьме в едином порыве, поодиночке приходят или кого-нибудь присылают и забирают свои деньги на семейные нужды.
Подведем итоги: подтвердились ли жизнью идеальные представления Кузьмы о бескорыстных человеческих отношениях?
Нет, конечно, и герой Кузьма остается в одиночестве, так как он не принимает такой человеческой натуры. Он как бы прозревает, и второй сон – это «сон-прозрение».
Своеобразие композиции.
Слово учителя:
В повести две сюжетные линии.
Первая сюжетная линия – это поездка Кузьмы к брату за недостающей до тысячи рублей суммой.
Вторая сюжетная линия – события, предшествующие этой поездке, те пять дней, прожитые Кузьмой и Марией со времени начала ревизии в магазине.
Обе сюжетные линии объединены общей темой, общей идеей.
Решение Кузьмы поехать к брату – композиционная граница, разделяющая две сюжетные линии и одновременно объединяющая их.
Финал повести.
- Почему Кузьма обращается к своему брату, живущему в городе и наверняка имеющему деньги, в самую последнюю очередь?
В.Г. Распутин так об этом говорит: «Получалось так, что они «братья» не всегда, не каждую минуту, а только при встречах, да еще ими были в детстве, когда вместе росли».
Поэтому, посылая мужа к брату, Мария заранее знает: «Не даст он!
- Почему финал повести автор оставляет открытым?
(Здесь у ребят есть повод поспорить и поразмышлять)
Слово учителя: Разрешая споры учеников, можно сказать, что авторскую установку на мысль о неспособности брата принять беду как свою, мы можем обнаружить, анализируя весь ритм повести: он чужой Кузьме человек, чужой не по крови – по духу, и В.Г. Распутин с самого начала знает о результатах поиска денег Кузьмы.
Таким образом, повестью «Деньги для Марии» В.Г. Распутин воспитывает в нас, своих читателях, нравственные чувства. Как он писал в одной из своих статей, что « еще Аристотель говорил: «Если мы идем вперед в знании, но уступаем в нравственности, мы идем назад, а не вперед». Идеал человека – доброта. Плюс желание помочь друг другу. Пусть это звучит банально, но если избу вашего друга заносит снегом, а вы не поможете ее откопать. Мне не о чем с вами разговаривать»