План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Литература"

Разделы: Литература


Цели:

  • знать содержание романа, суть духовного конфликта, отражённого в заглавии;
  • развивать умение анализировать эпизоды романа;
  • воспитывать гуманистическое отношение к жизни.

Методы работы:

  • словесный;
  • проблемно-поисковый.

Оборудование:

  • тексты романа;
  • тетради;
  • портрет Тургенева;
  • иллюстрации к роману;
  • план анализа эпизода.

Ход занятия

I. Организационный момент: построение, принятие рапорта, приветствие кадет, проверка наличия текстов, определение цели занятия. (2 мин.)

II. Вступительное слово учителя. (5 мин.)

Со времён древней трагедии мы уже знаем, что
настоящие столкновения – те, в которых обе стороны
до известной степени правы.
И.С. Тургенев

(обращение к эпиграфу)

Отцы и дети – это естественный цикл. Дети становятся отцами, и всё повторяется, таков закон жизни. «Закон, закон, закон себе поставим… на ра…, на ра…, на радости пожить», - радостно напевал старичок Базаров Василий Иванович.

Но законы не всегда соблюдаются.

Самый главный закон – рождения и смерти всего живого – дан природе самым главным отцом – Богом. Отцом, всё благоволение которого в Сыне.

Трагический разлад «отцов и детей», т.е. поколений и сословий, обусловлен уходом от Божеского закона.

Прочитайте тему урока: «духовный конфликт…».

Вот так смысл слов «отцы» и «дети» в названии романа возвышается до значения всеобщего сыновства (и мужика, и Базарова, и братьев Кирсановых) по отношению к Отцу небесному, чей закон братства во Христе нарушен.

Благородное имя Базарова – Евгений – «благородный».

Павел – имя апостола, который первоначально был гонителем христиан и только после встречи с воскресшим и явившимся к нему Христу пережил духовный переворот.

Переворот в своих представлениях о жизни переживает и Павел Петрович после роковой встречи с княгиней Р. Такова же судьба и изведавшего роковую страсть Базарова.

Причин, поводов, разногласий для того, чтобы разгорелся спор, начался конфликт, всегда много. Чаще это происходит мгновенно.

И.С. Тургенев – мастер художественного слова. Предлагаю обратиться к нескольким эпизодам романа.

III. Анализ эпизодов. (25 мин.)

Гл. X. «Схватка произошла в тот же день…» (15 мин.) (Зачитать первые строки эпизода).

- «Дрянь, аристократишко…»

- Что вызвало спор? (Каждый отстаивает свою точку зрения, трудно сказать, кто прав).

- «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов», - говорит Базаров. («Нигилизм»).

- Что не нравится Павлу Петровичу? («Вы всё отрицаете… Да ведь надобно ж и строить…»)

- Оба считают себя патриотами. Как они относятся к русскому народу? (П.П. «Он свято чтит предания, он не может жить без веры…»; Б. «Что ж, коли он заслуживает презрения»).

- Отношение к искусству. (Б. «Рафаэль гроша медного не стоит…»).

- Нашли истину в этом споре герои? (Зачитать текст).

Удивительно то, что прерывает этот спор Базаров. («Спор наш зашёл слишком далеко… Кажется, лучше его прекратить».)

Вывод: Базаров и братья Кирсановы – люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности конфликт на этом не закончится. Повод не заставил себя ждать.

Гл. XXIV. Дуэль Павла Петровича с Базаровым. (10 мин.)

- Я предлагаю сначала рассмотреть поведение героев перед дуэлью. (Рассказ кадета по тексту).

- Сцена дуэли, поведение Базарова.

- Изменились ли противники?

- Вас что-нибудь удивило в их поведении? (Оба снисходительны друг к другу. Базаров оказал медицинскую помощь Павлу Петровичу).

IV. Заключительная беседа. (7 мин.)

Мы сегодня рассмотрели поведение героев в двух эпизодах.

- Можно ли обвинить Базарова и Павла Петровича в пристрастии и защите своих интересов?

Каждый из них по-своему прав. (Обращаемся к эпиграфу). Базаров прав, что любые истины и авторитеты должны подвергаться сомнению. Но наследник должен обладать при этом чувством сыновнего отношения к культуре прошлого.

V. Заключительное слово учителя. (3 мин.)

«Отцы и дети» - вечный вопрос.

В тургеневском романе жизнь отца (Н.П.) и сына (А.) пришла к общему знаменателю. Сменяются поколения, а жизнь идёт по своим законам.

Духовный конфликт влияет на героев романа положительно.

VI. Задание на самоподготовку. (2 мин.)

1. Подготовить анализ эпизодов:

  • 1 вариант – Базаров и Одинцова. Гл. XIV-XIX, XXVII
  • 2 вариант – Базаров и родители. Гл. XXI, XXVII.

2. Индивидуальное задание: Как изменилась жизнь в Марьине после отъезда Базарова? (Конец XXIV гл.).

VII. Выставление оценок. (1 мин.)