Цели:
- знать содержание романа, суть духовного конфликта, отражённого в заглавии;
- развивать умение анализировать эпизоды романа;
- воспитывать гуманистическое отношение к жизни.
Методы работы:
- словесный;
- проблемно-поисковый.
Оборудование:
- тексты романа;
- тетради;
- портрет Тургенева;
- иллюстрации к роману;
- план анализа эпизода.
Ход занятия
I. Организационный момент:
построение, принятие рапорта, приветствие кадет, проверка наличия текстов, определение цели занятия. (2 мин.)II. Вступительное слово учителя. (5 мин.)
Со времён древней трагедии мы уже знаем, что
настоящие столкновения – те, в которых обе стороны
до известной степени правы.
И.С. Тургенев
(обращение к эпиграфу)
Отцы и дети – это естественный цикл. Дети становятся отцами, и всё повторяется, таков закон жизни. «Закон, закон, закон себе поставим… на ра…, на ра…, на радости пожить», - радостно напевал старичок Базаров Василий Иванович.
Но законы не всегда соблюдаются.
Самый главный закон – рождения и смерти всего живого – дан природе самым главным отцом – Богом. Отцом, всё благоволение которого в Сыне.
Трагический разлад «отцов и детей», т.е. поколений и сословий, обусловлен уходом от Божеского закона.
Прочитайте тему урока: «духовный конфликт…».
Вот так смысл слов «отцы» и «дети» в названии романа возвышается до значения всеобщего сыновства (и мужика, и Базарова, и братьев Кирсановых) по отношению к Отцу небесному, чей закон братства во Христе нарушен.
Благородное имя Базарова – Евгений – «благородный».
Павел – имя апостола, который первоначально был гонителем христиан и только после встречи с воскресшим и явившимся к нему Христу пережил духовный переворот.
Переворот в своих представлениях о жизни переживает и Павел Петрович после роковой встречи с княгиней Р. Такова же судьба и изведавшего роковую страсть Базарова.
Причин, поводов, разногласий для того, чтобы разгорелся спор, начался конфликт, всегда много. Чаще это происходит мгновенно.
И.С. Тургенев – мастер художественного слова. Предлагаю обратиться к нескольким эпизодам романа.
III.
Анализ эпизодов. (25 мин.)Гл. X. «Схватка произошла в тот же день…» (15 мин.) (Зачитать первые строки эпизода).
- «Дрянь, аристократишко…»
- Что вызвало спор? (Каждый отстаивает свою точку зрения, трудно сказать, кто прав).
- «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов», - говорит Базаров. («Нигилизм»).
- Что не нравится Павлу Петровичу? («Вы всё отрицаете… Да ведь надобно ж и строить…»)
- Оба считают себя патриотами. Как они относятся к русскому народу? (П.П. «Он свято чтит предания, он не может жить без веры…»; Б. «Что ж, коли он заслуживает презрения»).
- Отношение к искусству. (Б. «Рафаэль гроша медного не стоит…»).
- Нашли истину в этом споре герои? (Зачитать текст).
Удивительно то, что прерывает этот спор Базаров. («Спор наш зашёл слишком далеко… Кажется, лучше его прекратить».)
Вывод: Базаров и братья Кирсановы – люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности конфликт на этом не закончится. Повод не заставил себя ждать.
Гл. XXIV. Дуэль Павла Петровича с Базаровым. (10 мин.)
- Я предлагаю сначала рассмотреть поведение героев перед дуэлью. (Рассказ кадета по тексту).
- Сцена дуэли, поведение Базарова.
- Изменились ли противники?
- Вас что-нибудь удивило в их поведении? (Оба снисходительны друг к другу. Базаров оказал медицинскую помощь Павлу Петровичу).
IV. Заключительная беседа.
(7 мин.)Мы сегодня рассмотрели поведение героев в двух эпизодах.
- Можно ли обвинить Базарова и Павла Петровича в пристрастии и защите своих интересов?
Каждый из них по-своему прав. (Обращаемся к эпиграфу). Базаров прав, что любые истины и авторитеты должны подвергаться сомнению. Но наследник должен обладать при этом чувством сыновнего отношения к культуре прошлого.
V. Заключительное слово учителя.
(3 мин.)«Отцы и дети» - вечный вопрос.
В тургеневском романе жизнь отца (Н.П.) и сына (А.) пришла к общему знаменателю. Сменяются поколения, а жизнь идёт по своим законам.
Духовный конфликт влияет на героев романа положительно.
VI. Задание на самоподготовку.
(2 мин.)1. Подготовить анализ эпизодов:
- 1 вариант – Базаров и Одинцова. Гл. XIV-XIX, XXVII
- 2 вариант – Базаров и родители. Гл. XXI, XXVII.
2. Индивидуальное задание: Как изменилась жизнь в Марьине после отъезда Базарова? (Конец XXIV гл.).
VII. Выставление оценок.
(1 мин.)