Цель урока – раскрыть творческий путь С. А. Есенина и художественные средства его лирики.
Задачи:
исследование истоков творчества поэта;
Оборудование:
портрет С.А. Есенина, сборники стихотворений
поэта,
Методические приёмы:
- лекция преподавателя,
- сообщения студентов,
- выразительное чтение стихотворений.
Подготовка к уроку. В ходе подготовки к уроку была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка студентами сообщений о жизни и творчестве поэта; создание студентами буклета “Истоки русского национального в характере С.Есенина”.
Ход урока
I. Вступительное слово
Преподаватель: Добрый день! Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Если бы Сергей Есенин был жив, ему исполнилось бы в 2005 году сто лет. Но этот почтенный возраст трудно соединить с именем поэта. Есенин остается вечно молодым, как вечно свежи и молоды его лучшие стихи и поэмы.
Литературное наследие Есенина невелико по объему, но разнообразно по жанрам. Здесь лирические стихотворения, поэмы, рассказы, повесть, критические статьи, В каждом из этих жанров Есенин показал себя оригинальным художником, но наиболее ярко и полно его самобытный талант проявился в лирике.
Чтец 1: Чтение наизусть стихотворения “Край ты мой заброшенный”
(Студенты записывают в тетрадях тему, делают необходимые записи на протяжении урока).
II. Основная часть
Чтец 2: Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. “Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах”, — вспоминал поэт в автобиографии, написанной в 1925 г. Эти воспоминания нашли отражение и в его поэтическом творчестве.
Чтец 3: Чтение наизусть стихотворения “Все живое особой метой....”
Чтец 1: Начало есенинского пути — село Константиново и село Спас-Клепики Рязанской губернии. Природа с ее живыми красками, повседневный крестьянский быт, народная поэзия от лукавой припевки до неторопливого сказа о делах стародавних, произведения Пушкина и Лермонтова, Кольцова и Некрасова — вот та почва, на которой рос самобытный талант Есенина.
Чтец 4: Чтение наизусть стихотворения “Низкий дом с голубыми ставнями…”
Чтец 2: В Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина. За церковью, на высокой крутой горе, — старое кладбище наших прадедов... Здесь у маленькой каменной часовни на старинной плите любил сидеть Сергей. Отсюда открывался чудесный вид на наши приокские раздолья. ( из воспоминаний А.А. Есениной)
Чтец 5: Чтение наизусть стихотворения “Гляну в поле…”
Чтец 1: Богомольная бабушка, чтение священного писания, закон божий в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе — это тоже было в его детстве. Но поэт воспринял из всего лишь то, что официальная церковь отвергала: сказания, легенды, апокрифы. Сам Есенин писал: “Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии”.
Приложение 1. Буклет “Истоки русского национального в характере С.Есенина”
Чтец 2: В 1912 году шестнадцатилетний рязанский паренек приезжает в Москву. Работает в типографии Сытина, поступает учиться в университет Шанявского, слушает лекции прогрессивных профессоров, изучает русскую литературу, фольклор, историю. Москва укрепила веру Есенина в его литературное призвание. Типография Сытина, народный университет Шанявского, Суриковский литературно-музыкальный кружок — все это расширило представления поэта о жизни, способствовало утверждению его демократических устремлений. В Москве Есенин начал печататься, здесь же было написано первое, наиболее характерное для него стихотворение “Выткался на озере алый свет зари...”.
Чтец 6: Чтение наизусть стихотворения “Выткался на озере алый свет зари...”.
Чтец 1: Весной 1915 года с маленьким сундучком в руках, налегке приехал рязанский парень в военный Петроград, в город — “двигатель литературного развития”. Здесь талант молодого поэта был по достоинству оценен виднейшими мастерами слова. Не салоны декадентов, как это долгие годы считалось, а прогрессивные, демократически настроенные круги тогдашней столицы были притягательны для Есенина: писатели Горький, Блок, Чапыгин, Шишков. Городецкий, художники Репин, Нестеров, Рерих, многие артисты. Свежесть, искренность, богатство чувств, сочность языка, песенность — все это выделило есенинские стихи из мутного потока декадентских и псевдонародных писаний, привлекло к ним внимание читателей и критиков.
Чтец 7: Чтение наизусть стихотворения “Русь”
Чтец 2: А вот как Есенин рассказывал о его встрече с А. Блоком: “Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я в первый раз видел живого поэта”. Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, увидел несомненный талант. В дневнике мэтр записал: “9 марта... года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи чистые, голосистые...”.
Чтец 8: Чтение наизусть стихотворения “Запели тёсаные дроги…”
Преподаватель: Когда читаешь есенинские стихи и поэмы, чувствуешь: с тобой говорит человек открытого и нежного сердца. Он поверяет тебе самое сокровенное, самое заветное. Все, что он пережил, — и хорошее и плохое — на виду. Ты проникаешься к нему доверием, восхищаешься широтой его души и с интересом следишь, как под влиянием времени меняется его внутренний мир.
Чтец 9: Чтение наизусть стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу…”
Чтец 1: Этот мир вобрал в себя много человеческих чувств, но самое значительное место в нем занимает чувство Родины. О чем бы поэт ни размышлял, в какие бы глубины бытия ни проникал его “напоенный сердцем взгляд”, перед ним всегда стояла Россия. Для нее он приберегал самые красочные эпитеты, самые задушевные интонации.
Чтец 10: Чтение наизусть стихотворения “Отговорила роща золотая”
Преподаватель: В есенинских стихах образ Родины всегда конкретен: он вырастает из картин русской природы, из всего того, что было знакомо поэту с детства. Как и в народной поэзии, в лирике Есенина природа неотделима от человека.
А. М. Горький писал: “...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии...”
Чтец 2: Вместе с Николаем Клюевым в ранге “деревенского поэта” Сергей Есенин удостоился войти в Серебряный Век русской поэзии . Достаточно открыть его ранние стихи — и перед нами предстает ее дорогами, красками, запахами родная природа:
Чтец 11: Чтение наизусть стихотворения “Пороша”
Чтец 1: Родина в творчестве Есенина — это прежде всего пленительная красота природы средней полосы России, которую осень воспевал с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Прием олицетворения проходит через множество его ранних стихов.
Чтец 12: Чтение наизусть стихотворения “Я последний поэт деревни”
Чтец 2: Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Поэт часто повторял: “Моя лирика жива одной любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”.
Чтец 13: Чтение наизусть стихотворения “Село”
Чтец 1: Вечер, “свесившись над речкою, полощет водою белой пальцы синих ног”, трава “сбирает мед с обветренных ракит”, “пляшет сумрак”, сосна “словно белою косынкой повязалася” и “понагнулась, как старушка”, “теплый ветер грызет воровато луговые поемы и пни”... Душевная жизнь слипается у поэта с жизнью природы:
Чтец 14: Чтение наизусть стихотворения “Край любимый! Сердцу снятся…”
Чтец 2: Есенин жил в героические и суровые годы. Его путь к постижению правды времени, правды революции был нелегким. Разноречивые чувства и мысли угнетали поэта, рождали в его душе боль и смятение. Драматизм и человечность переживаний поэта до сих пор не потеряли и еще долго не потеряют своей волнующей силы. Сквозь грусть в его стихах просвечивает такое трепетное жизнелюбие, что оно не может не трогать человеческое сердце.
Чтец 1: В Закавказье, где Сергей Есенин не раз бывал, говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 — путешествовать, а 30 — писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Есенину судьба отпустила всего 30 лет. Но он успел выучиться, попутешествовать и написать обо всем, что увидел, узнал, понял. Главное, что он увидел и понял — наша Родина, Россия.
Чтец 15: Чтение наизусть стихотворения “Гой ты, Русь моя родная...”
Чтец 2: Рассказывают, что при жизни Есенина многие читатели ждали его новых стихов, как писем близкого человека. И сейчас, спустя десятилетия, мы слышим в его “песенном слове” откровение доброго друга.
Чтец 16: Чтение наизусть стихотворения “Разбуди меня завтра рано…”
Преподаватель: “Есенин – самый русский поэт, потому что никто, кроме него, не умел так, “по-русски рубаху рванув на груди”, вывернуть, выпотрошить всю душу и даже сам себя обвинить так, как и худшему его врагу в голову не приходило. Это – чисто русская черта. Если Есенин не “дотягивает” до Блока и Пастернака – в их культуре, а до Маяковского – в его ораторской мощи, то своей исповедальностью он “перетянул” их всех, вместе взятых” (Е. Евтушенко). Поэтому Есенин и стал народным поэтом.
III. Подведение итогов
Анкета для студентов
I. Фамилия, имя, отчество ________________________________________________
II. Как Вы думаете, почему С. Есенина называют
народным поэтом? ________________________
___________________________________________________________________________________
III. Что Вам понравилось больше всего в
творчестве С.Есенина? _______________________________
______________________________________________________________________________________
VI. Что, по Вашему мнению, заставляло Сергея
Есенина снова и снова обращаться к теме Родины в
своих произведениях?
_______________________________________
______________________________________________________
_____________________________________________________________IV.
Заключительное слово преподавателя
V. Объяснение выполнения домашнего задания (написать эссе по творчеству С.Есенина)