Литература
-
Урок литературы в 6-м классе "Наш выбор – знаменитые романы" 2008
Программа предполагает уроки внеклассного чтения после изучения главы "Роман как жанр эпического произведения" по роману А.Дюма. Мы решили расширить содержательные рамки данного урока. Учащиеся по выбору, разделившись на группы, в течение шести недель готовили проектную работу: прочитать роман, подготовить презентацию, написать отзыв. Для презентации можно использовать слайды, организовать просмотр видеофильмов, книжных выставок, инсценирование эпизодов, выразительное чтение, викторины, кроссворды. В предлагаемом списке были романы: Ж.Верна "Таинственный остров" и "Двадцать тысяч лье под водой", М.Рида "Всадник без головы", А.Беляева "Человек-амфибия", Г.Уэллса "Человек-невидимка", романы А.Дюма и В.Скотта и другие.
-
Сценарий "Час суда" по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2008
Использование нетрадиционных форм обучения позволяет вызвать интерес учащихся к русской классической литературе, воспитывает патриотизм, развивает чувство прекрасного. Постановка по роману И.А. Гончарова "Обломов" в форме судебного заседания даёт возможность подросткам поразмышлять над проблемами поиска себя в обществе.
-
Сценарий "Кто спасет наш вишневый сад?" по пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад" 2008
Использование нетрадиционных форм обучения позволяет вызвать интерес учащихся к русской классической литературе, воспитывает патриотизм, развивает чувство прекрасного. Театрализация занимает неоспоримое место в преподавании литературы. Проникновение в историческую обстановку, в роль, речь героев, понимание авторской позиции – всё это дает постановка пьесы целиком или фрагментарно. В предлагаемом сценарии по пьесе "Вишневый сад" появился новый персонаж сам автор Антон Павлович Чехов, который вместе с подростками XXI века наблюдает за жизнью своих героев.
-
Мир купечества в творчестве А.Н. Островского и на картине П.А. Федотова "Сватовство майора" (материал к интегрированному уроку) 2008
Мир купечества в творчестве А.Н. Островского и на картине П.А. Федотова "Сватовство майора". Лучше понять далекий от современного ученика мир купечества в произведениях А.Н. Островского помогает интегрированный урок - сопоставление того, как этот мир изображает драматург в своих пьесах и художник П.Федотов в картине "Сватовство майора". Язык литературы и язык живописи взаимно дополняют и обогащают друг друга.
-
Использование схемы на уроках литературы 2008
Тема "Использование схем на уроках литературы" интересна. Творчески работающего учителя это может натолкнуть на интересные находки. Литературу невозможно уложить в какую-то строго определенную схему, ведь выразить схематично чувства, настроения нельзя. У словесника, разумеется, главное - это язык, который должен стать для учащихся искусством слова, учитель вводит ученика в особый образно-эмоциональный мир, где должно цениться мнение ученика, его восприятие художественного произведения, а не обезличивание ребенка и произведения.
-
Урок литературы в 11-м классе "Тема исторической памяти в публицистике Д.С. Лихачева и В.А. Солоухина" 2008
Публицистика Д.Лихачева и В.Солоухина призывает к борьбе за русскую культуру, за сохранение "исторической памяти", за человеческие души. Рассказывая о разрушении национальной культуры, авторы едины во мнении: рубя свои корни, люди заполняют душевный вакуум культурой иноземной; надо помочь открыть в себе любовь к малой родине, которая перерастет в любовь к Отечеству.
-
Интегрированный урок (русский язык по технологии Ю.А. Поташкиной + литература + православная культура) по теме "Комплексный анализ текста" 2008
Представлен конспект интегрированного урока русского языка, литературы и правосланой культуры по технологии Ю.А. Поташкиной, по теме "Комплексный анализ текста".
-
Урок на тему "Все было подвластно ему…" (путешествие по творчеству М.Ю. Лермонтова), 9-й класс 2008
Цели урока: раскрыть богатство и глубину мысли Лермонтова и ее влияние на человеческие судьбы; уметь выражать свое отношение к изученным произведениям; воспитывать любовь к литературе.
-
Урок на тему "Нравственные ориентиры в произведениях Ф.М. Достоевского" 2008
Представлен конспект урока для учащихся 10-го класса на тему "Нравственные ориентиры в произведениях Ф.М. Достоевского".
-
Интегрированный урок внеклассного чтения (литература + ИЗО) в 8-м классе на тему "Чудесные птицы Леонардо да Винчи" 2008
Интегрированный урок является наиболее эффективной формой организации обучения, направленной на развитие художественного мышления и речи учащихся. Привлекаемые образы разных видов искусства создают психологическую основу погружения в искусство живописи и литературы. На уроке учащиеся познакомятся с литературным творчеством Леонардо да Винчи.
-
Певец православной России (разработка урока литературы в 6-м классе по главе "Рождество" из романа "Лето Господне") 2008
Все произведения И.С. Шмелева замечательны глубокой связью с духовной культурой русского православия. Книги Шмелева помогают сберечь чистоту детского восприятия, наследуя в то же время многовековой опыт нравственной жизни народа. В этом залог возрождения России, которую писатель глубоко любил.
-
Методическая разработка урока литературы в 7-м классе. Ф.Абрамов. "О чем плачут лошади" 2008
Одна из главных задач, стоящих перед учителем литературы, - подтолкнуть учащихся к правильному выбору жизненных ценностей. Нужно постараться сформировать у школьников нравственные оценки, научить определять свою позицию и соотносить её с авторской. При этом главным источником познания являются художественные произведения.
-
Подготовка к восприятию учебного материала 2008
Преподавание русского языка и литературы в национальной школе имеет свои особенности. Ребенок думает, анализирует сначала на родном языке, затем только свою речь оформляет на русском языке. На учителя ложится двойная нагрузка: познакомиться с содержанием того или иного произведения и произвести аналитическую работу по всем требованиям.
-
Урок литературы в 9-м классе 2008
Главная цель урока литературы в 9-м классе - обобщение ранее полученных знаний о жизни и творчестве Пушкина и подготовка к более глубокому изучению творчества великого поэта.
-
Урок литературы в 6-м коррекционном классе "А.С. Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение «И.И. Пущину»" 2008
Данный урок знакомит учащихся с лицейскими годами А.С. Пушкина; пробуждает интерес к личности и творчеству поэта; помогает осознать детям, что дружба способна влиять на судьбу человека, являясь важным элементом содержания его жизни. Использование презентации на уроке позволяет развивать познавательные процессы у учащихся, способствует лучшему освоению материала.
-
Внеклассное мероприятие по литературе для 6–7-х классов по рассказу Ю.Яковлева "Сердце земли". Литературно-музыкальная композиция "Слово о маме" 2008
Литературно-музыкальная композиция "Слово о маме" стала итогом внеклассного изучения рассказа Ю.Яковлева "Сердце земли" и была проведена в канун Дня матери для учащихся и их мам. Учащиеся самостоятельно выбирали понравившиеся части рассказа, из которых учителем и была составлена литературно-музыкальная композиция.
-
Интегрированное занятие: правила дорожного движения + основы журналистской деятельности 2008
Веселые эстафеты и конкурсы не мешает настроиться на серьезную работу - написание статьи о необходимости соблюдения правил дорожного движения пешеходами и водителями.
-
Мультимедийный урок – занятие "Введение в предмет «Журналистика»" 2008
Данный урок, построенный в форме телепередачи, дает представление в целом о профессии журналиста. Сценарий занятия создан по мотивам произведений Л.Филатова "Что это такое? Интервью простое!" и "Про Федота-стрельца, удалого молодца".
-
Сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама 2008
Урок в системе "Поэзия Серебряного века". Он не просто знакомит с творчеством О.Э. Мандельштама, а позволяет проникнуть в мастерскую художника, дает представление о художественном мире поэта. Учащимся предоставляется возможность поразмышлять, почему поэты разных эпох обращаются к одной теме, как раскрывают ее.
-
"О, вещая душа моя!" Биография Ф.И. Тютчева 2008
Представлен конспект урока литературы в 10-м классе. На уроке учащиеся знакомятся с биографией Ф.И. Тютчева через его стихотворения, выявляют особенности жизненного пути поэта, которые повлияли на характер творчества и личность.
-
Урок литературы в 9-м классе на тему "Новаторство сонетов В.Шекспира" 2008
На представленном уроке речь идет о сонете - интереснейшем литературном жанре. Сонет вышел из песни и генетически связан со строгой сонатной формой.
-
Проблема социализации личности слабовидящих школьников в средних и старших классах посредствам преподавания литературы 2008
Учителю литературы, работающему со слабовидящими детьми, необходимо представлять особенности методологии предмета литературы в коррекционной школе. Главная задача учителя - помочь слабовидящему ребенку через уроки литературы активно познать социальную действительность, создать условия для его наиболее полной самореализации в обществе.
-
Урок литературы в 9-м классе "История одного эксперимента" (по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце") 2008
Постижение художественного текста - процесс личностный, индивидуальный, поэтому очень важно на уроках литературы дать возможность каждому ученику реализовать свой читательский опыт. С этой целью я использую дифференцированные задания, позволяющие ребенку самостоятельно выбрать для себя те, с которыми он сможет успешно справиться.
-
Система уроков по творчеству А.П. Чехова. Комплексный анализ рассказа А.П. Чехова "Дом с мезонином" 2008
В данной статье представлена система уроков по творчеству А.П. Чехова.
-
"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ 2008
На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе.
-
"И чувства добрые я лирой пробуждал…" Высшие человеческие чувства в литературе и музыке. 2008
Двухчасовой урок в 6-м классе литература + музыка способствует пониманию учащимися истинного служения Родине, дает представление о том, что обычный человек способен совершать высокие поступки для людей. Урок направляет учащихся на понимание художественного текста, классической музыки.
-
Урок-путешествие "Моя малая родина" 2008
Урок построен в форме путешествия, т.к. это позволяет расширить тематический диапазон занятия. Данная тема детям интересна, она раскрывает отдельные факты истории родного края, знакомит учеников с местными топонимами.
-
Урок литературы по теме "Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы»" 2008
Урок-диспут «Счастье без свободы или свобода без счастья: третьего не дано?» по роману Е.Замятина «Мы» позволяет увлечь детей содержанием текста. На основе литературного материала дети пытаются сделать свой выбор между духовной свободой и комфортными условиями жизни.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Разрушение личности человека" (по произведению "Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки") 2008
Урок литературы по программе «Школа 2100» на тему «Разрушение личности человека» (по произведению «Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки») является заключительным по разделу «Я и Я». Использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, групповая работа, метод эвристической беседы, защита проектов. Это позволило создать условия для проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
-
Литературная гостиная "Блокадные дни Ленинграда" 2008
На уроках литературы и обществознания мы старались донести до детей культуру миропонимания и осознания исторического прошлого и будущего в нем. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа.