Комплект материалов:
- Положение о празднике-конкурсе.
- Программа.
- Сценарий.
- Эпистолярная композиция.
- Образцы “защиты” поделки.
- Образцы восьмистиший, посвящённых Наталье Николаевне.
Положение о празднике-конкурсе “Натали”
I. Участники конкурса:
Воспитанницы педагогов...
II. Время и место проведения конкурса:
16 сентября 2007 г., 12.00; Дворец-музей графов Бобринских (г. Богородицк).
III. Цели и задачи конкурса:
- достойно отметить 195-летний юбилей Натальи Николаевны Гончаровой;
- привлечь внимание девочек ко многочисленным достоинствам юбилярши (кротость, смирение, самоотверженность, умение любить и жертвовать собой, стойкость, терпеливость, мудрость, талантливость, умение быть красивой...) и желание обладать такими же замечательными качествами;
- способствовать воспитанию в современных детях умения видеть прекрасное в человеке и стремления быть красивыми – внутренне и внешне;
- привить детям “красивые” навыки и умения: танцевать, мелодекламировать, писать стихи и т.п.
- предоставить участницам конкурса возможность проявить и развить творческие способности и дарования;
- подарить участницам конкурса и зрителям радость встречи с истинным искусством, сделать их досуг содержательным и красивым.
IV. Требования к конкурсанткам:
- способность понять и передать внешний и внутренний облик Натальи Николаевны;
- умение проявить свою творческую индивидуальность (поэтическую и музыкальную одарённость, талант танцовщицы...).
V. Конкурсная комиссия:
(имена, отчества, фамилии, должности и почётные звания).
VI. Награждение:
Каждая из участниц конкурса получает в подарок сборник стихотворений А.С. Пушкина с портретом Натальи Николаевны, букет, значок “Натали”, коробку конфет и одно из “званий”:
- “Самая прелестная и неповторимая”,
- “Самая очаровательная и милая”,
- “Самая обаятельная и привлекательная”,
- “Самая поэтичная и кроткая”,
- “Самая загадочная и романтичная”,
- “Самая обворожительная и удивительная”,
- “Самая головокружительная и неотразимая ”,
- “Самая ангелоподобная и нежная”,
- “Самая лучезарная и дивная”,
- “Самая “стройносозданная, грациозная, мадонистая и богинеобразная”, абсолютная победительница конкурса “Натали-2007” ”.
Победительница увенчивается переходящей диадемой, получает титул “”Стройносозданной, грациозной, мадонистой и богинеобразной” Натали” и награждается специальным призом, привезённым из Михайловского, – фотоальбомом, шкатулкой и телефонной книжкой с портретами Натальи Николаевны.
Программа праздника-конкурса “Натали”
“Всё в ней гармония, всё диво” – работа фотосалона (фотографирование участниц конкурса мастером фотопортрета).
“Чистейшей прелести чистейший образец” – вступительное слово о Наталье Николаевне и исполнение хорошим чтецом стихотворения А.С. Пушкина “Мадонна”.
“Целую кончики твоих крыльев, мой ангел” – озвучивание строк из писем А.С. Пушкина к жене /в роли А.С. Пушкина – … (имя и фамилия мальчика)/.
“Не ведал мир такой любви!” – исполнение песен и стихотворений, посвящённых жене и музе великого поэта:
- Е. Конкина, песня “Натали” (исполняют...);
- стихи Н. Доризо и Ю. Друниной, посвящённые Наталье Николаевне (исполняют...);
- А. Ильинская (выпускница Пушкинской школы), песня “Натали” (исполняет...).
Конкурсные номинации:
- “Кружится вальса вихорь шумный” - “И на бумагу для неё прекрасные стихи легли...” - “Кружевная душа” - “Союз волшебных звуков, чувств и дум” |
- танцевальная - поэтическая - “рукодельница” - литературно-музыкальная. |
“Чудное мгновенье” (показ коллекции нарядных платьев).
“Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает...” – музыкальные паузы:
- классическая музыка (Г.В. Свиридова, И.И. Шварца, И. Штрауса, А.С. Даргомыжского) в исполнении ансамбля скрипачей “...”, руководитель...);
- романсы на стихи А.С. Пушкина... в исполнении...
Выступление танцевальных коллективов... (руководитель...)
Сценарий праздника-конкурса “Натали”
Ведущий:
Дорогие друзья! Я уверена, что сегодняшний дождливый день запомнится вам ярким и солнечным, ибо он освещён именем, сделавшимся для России незабвенным, – Натали, Наталья Николаевна. Жена и муза “первенствующего поэта русского”. Женщина, которую любил Пушкин и которую называл “ангелом кротости и красоты”, “милым, чистым, добрым созданием” (которого он “ничем не заслужил перед Богом”!), “чистейшей прелести чистейшим образцом”.
Сегодня – 9 сентября (по старому стилю 27 августа) – день её рождения, вчера – 8 сентября (по старому стилю 26 августа) – были именины (Натальин день).
Натальин день был тройным праздником в семье Пушкиных, т.к. имя “Наталья” имела не только жена Александра Сергеевича, но и тёща (Наталья Ивановна) и младшая дочь.
В августе 1834 года Пушкин писал тёще: “Поздравляю Вас со днём 26 августа; и сердечно благодарю Вас за 27-е. Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, кроткое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом...”.
Утончённая, изысканная, лучезарная красота Натальи Николаевны была таким же редким даром природы, как и гениальность её великого мужа.
“Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого сердца”, –утверждала Долли Фикельмон.
“Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать!” – восторгался женой друга П.А. Вяземский.
“Грациозной, стройносозданной, мадонистой, богинеобразной” называл Наталью Николаевну старший друг и наставник А.С. Пушкина, наш замечательный земляк В.А. Жуковский.
Главную же прелесть Натальи Николаевны составляли отсутствие всякого жеманства, врождённая скромность и естественность – столь редкие спутницы торжествующей красоты. Это была красота в чудной гармонии с кротостью, необыкновенной душевностью.
Лучше всех об этом знал и лучше всех об этом сказал сам Пушкин. В одном из своих писем к жене он написал так: “Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю ещё более твоего лица...”.
Показательно, что во многих письмах Натальи Николаевны ею высказывается удивление по поводу восторженных слов о её красоте. Она считала, что “красота от Бога” и её собственной заслуги в этом нет. Вот, например, строки из письма Натальи Николаевны ко второму мужу – Петру Петровичу Ланскому: “...если речь идёт о моей внешности, – это преимущество, которым я не вправе гордиться, потому что это Бог пожелал мне даровать”.
Поэт утверждал: “Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив...”
Выбирая Натали Гончарову, Пушкин прежде всего выбирал женщину, обладающую даром любви и самоотвержения, даром берегини, даром матери.
Быть женой гения – это жизненный подвиг. Остаться в неполных 25 вдовой с четырьмя малыми детьми, всех их вырастить, воспитать – это жизненный подвиг.
Почерпнём же из жизни Натальи Николаевны уроки самоотвержения и стойкости, терпения и любви, в которых мы нуждаемся всё больше и больше.
Свой праздник-конкурс мы откроем поэтическим поздравлением Натали по случаю её дня рождения. В этом году он юбилейный – 195-й!
Звучи, “божественный глагол”!
/В исполнении победителя городского конкурса чтецов звучит стихотворение А.С. Пушкина “Мадонна”/
Ведущий:
Поздравлением, подарком Наталье Николаевне призван стать и сегодняшний праздник-конкурс. С удовольствием представлю его участниц и членов жюри.
/Представляет участниц и членов жюри, знакомит с программой конкурса/
Ведущий:
Вспомним, что впервые Пушкин увидел Натали и был “огончарован” именно на балу.
Известно, что Наталья Николаевна любила бывать на балах, прекрасно танцевала. Потанцевать с ней был не прочь сам император Николай I.
“Конечно,.. я не стану ревновать, если ты три раза сряду провальсируешь с кавалергардом”, – так писал Александр Сергеевич в одном из писем своему “ангелу”, любимой “женке” Наталье Николаевне.
И сейчас начнётся первый из наших конкурсов – “Кружится вальса вихорь шумный”: мы увидим, как танцуют те, кто мечтает быть назван “Натали-2007”, –участницы нашего конкурса. Скрипачи, готовы? Музыку, пожалуйста…
/Ансамбль скрипачей играет “Вальс” Г.В. Свиридова. Для каждой танцевальной пары (участницы конкурса с партнёром) по полторы минуты. В соответствии с итогами предварительно проведенной жеребьёвки, девочки танцуют/
Ведущий:
Спасибо нашим девочкам и их партнёрам. Глядя на то, как красиво они кружили в вальсе, нельзя было не вспомнить прекрасную Натали и не загореться желанием прочитать посвящённые ей стихи, спеть посвящённые её песни.
Звучат:
- Стихотворение Николая Доризо “Наталья Пушкина”: См. Приложение 1.
- Песня Евгении Конкиной “Натали”
- Стихотворение Юлии Друниной “Наталья Пушкина”: См. Приложение 2.
- Песня “Натали” выпускницы Пушкинской школы Ангелины Ильинской: См. Приложение 3.
Ведущий:
Смеем утверждать, что Наталья Николаевна была со своим великим мужем одной – поэтической – крови. Готовы привести доказательства.
Например, такое: в детском альбоме Ивана Гончарова (среднего брата Натали) сохранилось стихотворение, посвященное ему Наташей - Ташей - Гончаровой. Оно написано её рукой 23 февраля 1822 года на французском языке. В поэтическом переводе известного поэта Владимира Кострова эти строчки звучат так:
Пусть пройдет без невзгод твой жизненный путь,
Светом дружбы украсятся дни.
О сердечности нашей, мой друг, не забудь,
Навсегда ее сохрани.
В 1822 году Натали Гончаровой было всего десять лет, но кажется, что это посвящение брату написала взрослая девушка – так не по-детски проникновенны слова и сильны чувства. В этих строчках проявляется душа, уже познавшая невзгоды и в то же время сознающая, что должна и может их пересилить.
А вот ещё доказательство поэтического дара Натали: в имении Полотняный Завод долгое время сохранялся альбом, где можно было прочитать стихи Пушкина к невесте и ее ответ – также в стихах! “По содержанию весь этот разговор в альбоме имел характер взаимного объяснения в любви”. (Это свидетельство В.П. Безобразова приводится по книге Н.Горбачевой “Прекрасная Натали”.- М.: Олимп, 1997. Стр. 74).
А сейчас порадовать нас своим поэтическим талантом предстоит нашим конкурсанткам.
Уважаемое жюри, уважаемые гости! Поэтический венок Натали… На ваш суд десять восьмистиший о Наталье Николаевне – десять признаний в любви Натали.
/Идёт поэтический конкурс “И на бумагу для нее прекрасные стихи легли…”: участницы конкурса по очереди читают свои стихи, посвящённые Наталье Николаевне, отдавая жюри печатный вариант – на красивой открытке, в “уездной барышни альбоме”.../
Ведущий:
Пока жюри пытается оценить поэтическое творчество участниц праздника-конкурса “Натали”, детский театр моды “...” покажет нам очень интересную коллекцию нарядных платьев.
/Идёт показ коллекции/
Ведущий:
А сейчас мне хочется познакомить вас, друзья мои, с одним прелюбопытным документом, способным помочь нам многое понять в Наталье Николаевне. Будучи ещё совсем юной – такой, как наши участницы, – Таша Гончарова в своей ученической тетради записала “Правила жизни”:
“Никогда не иметь тайны от той, кого Господь дал тебе вместо матери и друга теперь, а со временем, если будет муж, то от него.
Старайся до последней крайности не верить злу или что кто-нибудь желает тебе зла.
Старайся никогда не рассказывать ни про кого ничего дурного, исключая того, кто должен это знать.
Не осуждай никогда никого ни голословно, ни мысленно, а старайся найти если не оправдание, то его хорошие стороны, могущие возбудить жалость...”.
Именно в соответствии с этими правилами воспитывались дети в семье Николая Афанасьевича и Натальи Ивановны Гончаровых. Вот откуда “родом” душевность, скромность и кротость Натальи Николаевны.
А ещё мы знаем, что в пушкинское время всех девочек в дворянских семьях учили рукоделию.
Наталья Гончарова достигла в рукоделии больших высот: прекрасно, с артистическим изяществом вышивала бисером, умела шить (собственными руками шила домашние платья себе и сестрам, перешивала детям из старой одежды). Её и называли – “Кружевная душа”.
Поделки, выполненные собственными руками, готовятся представить наши “Натали”.
/Проводится конкурс “рукодельниц” - “Кружевная душа”: девочки демонстрируют и “защищают” свои поделки. См. Приложение 4/
Ведущий:
Пока жюри пытается оценить рукоделия участниц конкурса, мы имеем счастливую возможность посмотреть танцевальную композицию “Романс” на музыку Г. Свиридова в исполнении…
/Танцевальная композиция/
Ведущий:
А сейчас я представлю слово... Александру Пушкину! В роли Пушкина имеет честь выступить ... Он познакомит нас с фрагментами писем Александра Сергеевича к жене. Подготовленная им эпистолярная композиция называется строчкой из этих писем - “Целую кончики ваших крыльев, мой ангел”.
Прежде чем прозвучат строки писем Пушкина, мне хочется процитировать воспоминания друга (“благоприятеля”!) Александра Сергеевича – Павла Войновича Нащокина. О том, какою была реакция Пушкина на письма Натальи Николаевны: “Надо было видеть радость и счастье поэта, когда он получал письма от жены. Он весь сиял и осыпал эти исписанные листочки бумаги поцелуями”. Письма Натальи Николаевны к мужу, к великому сожалению, не сохранились. Зато письма Пушкина к его “ангелу” мы можем прочитать, а сегодня и услышать.
Эпистолярная композиция.
“Прощайте, прелестный ангел. Целую кончики ваших крыльев, как говаривал Вольтер людям, которые вас не стоили”.
“Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…”
“Тебя, мой ангел, я люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как я здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург- к тебе, жёнка моя...”
“Какая ты умненькая, какая ты миленькая! Какое длинное письмо, как оно дельно! благодарствуй, жёнка. Продолжай, как начала, и я век за тебя буду Бога молить...”
“Красавица моя, кумир мой, прекрасное моё сокровище, когда же я тебя опять увижу...”
“Что, женка, скучно тебе? Мне тоска без тебя. Кабы не стыдно было, воротился бы прямо к тебе, ни строчки не написав. Да нельзя, мой ангел. Взялся за гуж, не говори, что не дюж - то есть уехал писать, так пиши же роман за романом, поэму за поэмой...
Как я хорошо веду себя! как ты была бы мной довольна! за барышнями не ухаживаю, смотрительшей не щиплю, с калмычками не кокетничаю... То-то, жёнка, бери с меня пример”.
“... спасибо тебе за твоё милое-милое письмо. Я ждал от тебя грозы, ибо, по моему расчету, прежде воскресенья ты письма от меня не получила; а ты так тиха, так снисходительна, так забавна, что чудо ...
Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе, докажу после ...”
“Поздравляю тебя со днем твоего ангела, мой ангел, целую тебя заочно в очи ...”
“Вчера были твои именины, сегодня твоё рождение. Поздравляю тебя и себя, мой ангел...”
“Мой ангел, кажется, я глупо сделал, что оставил тебя и опять начал кочевую жизнь. Живо воображаю первое число. Тебя теребят за долги..., у тебя не хватает денег..., ты беспокоишься - сердишься на меня, - и поделом. А это ещё хорошая сторона картины - что, если у тебя опять нарывы, что, если Машка больна? А другие, непредвиденные случаи? Пугачёв не стоит этого. Того и гляди, я на него плюну - и явлюсь к тебе...”
“... благодарю тебя за то, что ты Богу молишься на коленях среди комнаты. Я мало Богу молюсь и надеюсь, что твоя чистая молитва лучше моих, как для меня, так и для тебя”.
“Здорова ли ты, душа моя? И что мои ребятишки? Что дом наш, и как ты им управляешь?”
“Ты, мне кажется, воюешь без меня дома, сменяешь людей, ломаешь кареты, сверяешь счета… Ой-да хват-баба! Что хорошо, то хорошо!”
“Не можешь вообразить, какая тоска без тебя. Я все беспокоюсь, на кого покинул тебя… Ах, женка, душа! Что с тобой будет?”
“Какая ты дура, мой ангел! Конечно, я не стану беспокоиться оттого, если ты три дня пропустишь без письма. Так точно, как я не стану ревновать, если ты 3 раза сряду провальсируешь с кавалергардом”.
“…Не еду к тебе по делам, ибо и печатаю Пугачева, и закладываю имение, и хлопочу – а письмо твое меня огорчило, а между тем и порадовало; если ты поплакала, не получив от меня письма, стало быть, ты меня еще любишь, женка. За что целую тебе ручки и ножки…”
“Ты, женка, безалаберная! Подумай обо всём и увидишь, что я перед тобой не то, что прав, но чуть не свят. Без тебя так мне скучно, что поминутно думаю к тебе приехать хоть на неделю. Такая тоска без тебя, что того гляди приеду к тебе”.
“Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю еще более твоего лица…”
Ведущий:
Согласитесь, что нельзя не присоединиться к словам писателя А.И. Куприна, утверждавшего, что “трудно найти книгу о любви, которая была бы столь достоверной, искренней, лишенной всяческих прикрас, земной, по-бытовому прозаичной и вместе с тем достигающей божественных высот!” Просто удивительно, как при своем мастерстве слова Александр Сергеевич, по наблюдению того же А.И. Куприна, “мог быть нежен, ласков, обаятелен в шутке, трогателен в признаниях”!
После строк Пушкина может звучать только музыка! Давайте послушаем романсы на стихи Пушкина. Победитель городского конкурса исполнителей романсов на стихи А.С. Пушкина... любезно готов исполнить сейчас два из них, написанные нашим земляком – композитором А.С. Даргомыжским: “Я вас любил” и “Мельник”.
/Звучат названные романсы/
Ведущий:
Среди многочисленных достоинств Натальи Николаевны было умение чувствовать и понимать музыку. Уважаемые гости, сейчас вам предстоит оценить музыкальные и поэтические способности наших конкурсанток – их умение мелодекламировать, т.е. читать стихи под музыку.
/Проводится литературно-музыкальный конкурс “Союз волшебных звуков, чувств и дум”: девочки поочерёдно мелодекламируют стихи А.С. Пушкина/
Ведущий:
Пока жюри работает, оценивая конкурс мелодекламации и подводя общие итоги, нам предоставляется возможность красиво и приятно отдохнуть: посмотреть чудесные танцевальные композиции и послушать классическую музыку.
Концертная программа “Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает…”
- Танцевальная композиция “Вальс”, муз. Г.В. Свиридова.
- И. Штраус “Вальс”.
- Даргомыжский А.С. “Меланхолический вальс”.
- Свиридов Г. “Вальс” и “Романс” из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель”.
- Власов А. “Фонтану Бахчисарайского дворца”.
- И Штраус, Е. Дога, Джойс “Вальс - воспоминание”.
Ведущий приглашает членов жюри, те подводят итоги праздника-конкурса и награждают всех его участниц, объявляют и награждают победителя.
Восьмистишия участниц праздника-конкурса “Натали” разных лет. См. Приложение 5.