Место урока в системе уроков по данной теме: первый урок по творчеству И.А. Гончарова, урок-знакомство с романом “Обломов”.
Триединая дидактическая цель:
- образовательная: проанализировать эпизод в контексте романа, показать идейные особенности и художественные открытия писателя в рамках традиций русской классической литературы;
- развивающая: формирование и развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков (анализ, сравнение, систематизация, обобщение), подготовка учащихся к исследовательской деятельности;
- воспитательная: поддержание у школьников устойчивого интереса к предмету, приобщение к культурному наследию нации.
Задачи урока:
- обобщить понятие художественной детали;
- сделать выводы об особенностях использования художественной детали у русских классиков первой половины XIX века;
- проанализировать эпизод (1 глава 1 части романа “Обломов”) в контексте культурно-бытовых реалий XIX века;
- прийти к выводам об использовании автором традиционных приемов русской классической литературы в данном эпизоде.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Литературная разминка.
- Повторение.
- Объяснение нового материала.
- Объяснение домашнего задания. Подведение итогов.
Оборудование урока: на доске – портрет И.А. Гончарова, мультимедиа проектор, компьютерная презентация “Роль художественной детали”.
Примечание: тексты для анализа, используемые на первой части урока, приведены в компьютерной презентации, также в приложении к уроку помещена презентация, посвященная биографии И.А. Гончарова.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного на примере нового материала.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы обучения: эвристическая беседа, опыт.
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы начнем говорить о творчестве Ивана Александровича Гончарова. Но прежде чем узнать о жизни, творческом пути, литературном наследии этого великого писателя, давайте познакомимся с его самым знаменитым литературном героем. Думаю, что еще задолго до того, как вы открыли роман, имя его заглавного героя было прочно связано с рядом ассоциаций.
Что же это за ассоциации? Лень, апатия, лежание на диване, бессмысленное времяпрепровождение.
Но вряд ли обыкновенному ленивому человеку знаменитый писатель посвятил целый роман. Давайте попробуем сформулировать цель урока. Открыть можно книгу, ящик, стол, и вместе с тем можно совершить открытие. Цель этого урока – заново познакомиться с героем, взглянуть на него со стороны.
Хочется, чтобы знакомство с героем, чье имя стало уже нарицательным, тоже стало для вас открытием.
2. Разминка
Наверное, со многими литературными героями связаны у вас те или иные устойчивые ассоциации. Соотнесите следующие художественные детали с литературными персонажами. Аргументируйте свой выбор. Вспомните, какие качества (внутренние или внешние) характеризует эта деталь: люлька (трубка), кудри черные до плеч, малиновый берет, чехольчик для зубочистки, тыква, книга, открытая на 14 странице.
3. Повторение изученного
Каждый раз, приступая прочтению произведения, мы ждем встречи с новыми героями. Нам интересна их жизнь, судьба, размышления самих героев и автора о героях. Если книга полюбилась, то все это пронесем мы через долгие годы, но вместе со всем всегда будут вспоминаться канареечные брюки Незнайки, малиновый берет Татьяны Лариной, трубка Тараса Бульбы, медный инвалид в соседстве с тремя грациями на столе у Манилова, борзые щенки судьи и знаменитый бараний бок на обеде у Собакевича. Бытовая деталь, элемент одежды оказываются тесно связанными, спаянными с героем и говорят о нем не меньше, чем дела и поступки.
Картина изображаемого мира художественного произведения складывается из отдельных художественных деталей: портретных, вещных, пейзажных. Давайте вспомним, что называется художественной деталью? (слайд 1)
Художественная деталь – это мельчайшая изобразительная или выразительная художественная подробность, она является мельчайшим микрообразом и составляет часть более крупного образа
Из каких “Кирпичиков” складывается образ какого-нибудь литературного героя? Как создается образ персонажа, например, в “Мертвых душах”? На что обращает особое внимание автор? (слайд 2-3)
Гоголь использует описание вещного мира персонажа (дом, внутреннее убранство, стол, одежда), портрет, речевую характеристику. Особое внимание уделяет описанию быта героев.
Сейчас мы пролистаем страницы известных литературных произведений и попытаемся обобщить, как используют художественные детали классики первой половины 19 века. Чтение отрывков и беседа по вопросам. Какие художественные детали создают образ? (слайды 4-16)
Выводы. В чем состоит индивидуальность автора в создании образов?
А.С. Пушкин рисует картину вещного мира героя легкими яркими мазками, тогда как Н.В. Гоголь насыщает обстановку множеством деталей и предметов, которые уже сами начинают жить самостоятельной жизнью.
4. Объяснение нового материала
Все вы дома прочитали первую главу первой части романа “Обломов”. У вас уже сложилось свое мнение о герое. Сформулируйте его, пожалуйста, в тетради в нескольких предложениях. Поменяйтесь тетрадью с соседом. Дополните свою работу. На какие средства создания образа обратили внимание вы?
Теперь давайте вернемся к тексту романа и попробуем прочитать его вместе. По ходу обсуждения отмечайте то новое, что вы не заметили при домашнем прочтении. Если в процессе чтения у вас возникают какие-либо ассоциации, отмечайте, пожалуйста, их в книге или в тетради. По окончании беседы подумайте, можете ли вы дополнить свое первоначальное впечатление о герое.
Чтение начала 1 главы с комментариями.
Где находилась Гороховая улица?
Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание “уездный город”?
О чем говорит возраст Обломова?
В чем разница между идеей и мыслью?
Мысль – то, что заполняет сознание, дума.
Идея – форма отражения внешнего, включающего в себя сознание цели и перспективы дальнейшего познания и практического преобразования.
Что такое шлафрок? Кто из литературных героев носил его? Какую домашнюю обувь предпочитал герой? Чего избегал в домашнем костюме?
Кто еще из литературных героев мог носить халат?
Сколько комнат было е его квартире? Нужно ли ему столько? Что напоминает вам описание комнаты Обломова? Какие детали, на ваш взгляд, являются самыми яркими?
Как соотносится первое впечатление и последующий внимательный взгляд автора?
Вернитесь к своей работе. Можно ли дополнить ее. Чем? В чем причина неполного восприятия образа?
5. Объяснение домашнего задания. Подведение итогов урока.
Попробуйте самостоятельно придти к выводам о том, достигнута ли цель урока. Является ли Гончаров продолжателем традиций Пушкина и Гоголя? В чем?
Запишите домашнее задание. Закончите сочинение-миниатюру “Первое впечатление о герое”. Второе задание получают группы. Дайте характеристику героям Обломова, обращая особое внимание на художественные детали (Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев). Какие темы поднимают они в разговоре с Обломовым? Как реагирует хозяин на приход и уход гостей?