Цели урока:
- сформировать у учащихся общее представление о происхождении и природе гор Южной Сибири на примере Алтая;
- раскрыть особенности строения орографической схемы Алтая;
- формирование интереса, желания и умения учиться через применение информационно – коммуникационных технологий;
- воспитывать позитивное отношение к природе;
- контроль уровня знаний учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Работа в Приложении 1 MS Excel, заполнение кроссворда.
В результате заполнения кроссворда вместе с учащимися выходим на тему и цели урока.
Алтай - это самая высокая горная страна в Сибири, с богатейшими лесами. Быстрые и порожистые реки Алтая - важные источники гидроэнергии. Кузбасс - ведущий бассейн по добыче каменного угля в России.
Эта краткая характеристика уже предопределяет те основные моменты, на которых необходимо будет сосредоточить наше внимание. Показ презентации нового материала в Приложении 2 MS Power Point.
1. Рельеф.
Отметив местоположение и границы изучаемой области, показываю на карте главнейшие горные хребты.
Алтай является крупной горной областью, расположенной в центральной части страны. На севере и северо-западе он граничит с Кузнецким Алатау, Салаирским кряжем, Горной Шорией и Западно-Сибирской равниной. На востоке Алтай примыкает к Западному Саяну и Туве. Рисунок горных сооружений Алтая имеет форму веера, развернутого на запад и северо-запад. Алтай делят на Центральный, Северо-Западный, Северо-Восточный и Восточный.
Когда учащиеся рассмотрели схему, сравниваю ее со схемами других, уже изученных гор - Урала и Кавказа. Хребты Урала и Кавказа очень длинные, вытянуты преимущественно в одном направлении. Хребты Алтая обычно короткие и имеют различное направление, они расходятся веерообразно, южные вытянуты с запада на восток, восточные - с севера на юг.
2. Геология и полезные ископаемые.
Отметив это различие, мы переходим к краткой истории возникновения и развития Алтая, Кузнецкой котловины, Кузнецкого Алатау и Салаирского кряжа. Эта история должна быть рассказана очень коротко и в то же время достаточно выразительно. Самыми существенными моментами истории развития Алтая являются следующее:
1. До палеозойской эры и в ее начале на месте всей рассматриваемой нами горной страны было обширное море.
2. В начале палеозоя возникли складчатые горы на месте современного Алтая. К концу палеозоя на месте современного Алтая уже образовалась высокая складчатая горная страна.
3. На протяжении всей мезозойской эры (несколько десятков миллионов лет) Алтайская горная страна от действия внешних сил непрерывно разрушалась и превратилась в волнистую равнину.
4. В кайнозойской эре, когда образовывались все главные черты современного рельефа, в том числе горные системы (Гималаи, Гиндукуш Кордильеры, Альпы, Кавказ), земная кора на месте Алтая была разбита разломами на многочисленные глыбы. Одни глыбы стали подниматься, образуя горными массивы, другие опускались, образуя широкие долины, котловины. При образовании разломов по ним поднимались расплавленные породы, при медленном застывании которых выделялись руды металлов.
5. В дальнейшем глыбы гор разрезались текучими водами и ледниками. В преобразовании рельефа в ледниковые периоды ведущая роль принадлежала ледникам, в межледниковья и в настоящее время - текучим водам.
Эта краткая история возникновения и формирования изучаемой территории даст ученикам очень много. Они получат представление о строении гор, поймут, почему Кузнецкий бассейн богат каменным углём, а более высокие части Алтая - рудами.
3. Климат.
При рассмотрении климатических особенностей отметим следующие характерные моменты. Алтай лежит на границе двух зон - лесостепи (южная часть Западно-Сибирской низменности) и полупустыни, переходящей в Казахстане и Монголии в пустыню. В то время как в полупустынях и степях, примыкающих к Алтаю, количество осадков колеблется от 250 до 350 мм в год, в горах Алтая и Кузнецкого Алатау выпадает б00-700 и даже 900 мм. Больше осадков в России выпадает редко где, например, на Черноморском побережье Кавказа и на Камчатке. Высокие горы задерживают влагу западных ветров. В то же время в долинах, расположенных позади горных хребтов, осадков очень мало. Пестроту распределения осадков показываю на схематическом чертеже (Рисунок 1)
4. Воды.
При характеристике рек и озер отмечаем следующий, очень важный для нас факт. В горах Алтая и Кузнецкого Алатау берут начало крупнейшие реки Западной Сибири (Обь и Иртыш) и целый ряд их притоков (Катунь, бия, Чулым, Томь, Бухтарма и др.). Эти реки и большая часть их притоков питаются водами тающих снегов и льдов. Они в области гор имеют очень быстрое течение, что дает возможность использовать их для постройки гидростанции.
Телецкое озеро расположено на высоте 436 м, в узкой впадине протяжённостью 77 км и шириной 1-6 км. Его наибольшая глубина составляет 325 м. Это даёт основание считать озеро вторым по глубине после Байкала. В зависимости от поступления речных вод уровень озера меняется, понижаясь зимой и повышаясь летом.
5. Природа Алтая.
Флора Алтая состоит из 1840 видов. В состав её входят высокогорные, лесные и степные формы. Известно 212 эндемичных видов, что составляет 11,5%. В северо-западных и северных предгорьях степи равнин переходят в горные степи и лесостепи.
На склонах гор господствует лесной пояс, сменяющийся на наиболее высоких хребтах поясам субальпийских, альпийских лугов и горной тундрой, над которой на многих высоких вершинах располагаются ледники. Многообразна высотная поясность западного и северного Алтая. У подножья степи и лесостепи сменяются горной тайгой до высоты 12500 м - на севере, и до 2400 м - на юге. Тайга - темнохвойная - из ели, пихты, кедра. В засушливых участках встречаются леса из сибирской лиственницы - светлохвойные.
Территория Алтая объявлена объектом всемирного природного наследия. Она включает Катунский государственный заповедник с природным парком “Белуха” и Алтайский государственный заповедник с водоохраной зоной Телецкого озера. Населения здесь практически нет. Хозяйственная деятельность запрещена. Уникальна природа Алтая. Южный Алтай имеет своеобразный набор ландшафтов от полупустынь и сухих степей, переходящих сразу в горно-тундровые ландшафты, то есть на юге Алтая отсутствует лесной пояс.
Известный ученый, философ, художник Николай Рерих восхищался красотой Алтая, считая его духовным центром мира - “Шамбалой”.
III. Закрепление изученного материала.
Учащиеся работают с тестом, выполненным в Приложении 3 MS Power Point.
Подведение итогов и рефлексия урока.
Учащиеся работают с рефлексивными листами, выполненными в Приложении 4 MS Word “Дерево” - ребенок находит на дереве свое место, место учителя, одноклассников и объясняет почему, заполнение таблицы знаний (Рисунок 2).