Урок по теме "Братья наши меньшие"

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Как-то отодвинулись сегодня на второй план проблемы войны и мира, волновавшие человечество во второй половине XX века, и не заметили люди в неустанной борьбе за мир, что человечество пришло к иному пределу. Мы теперь всерьёз начинаем осознавать ту страшную экологическую катастрофу, которая угрожает цивилизации.

В связи с этим экологическое воспитание и экологическое просвещение должны стать приоритетными, начиная с детства, со школьной скамьи.

Школа уже сегодня несёт ответственность за воспитание людей, готовых держать в своих руках экологическое будущее страны.

Формирование экологической культуры – это составная часть нравственного и эстетического воспитания, без этого не мыслится интеллигентная личность, и уроки литературы играют здесь не последнюю роль. Целью многих художественных текстов является желание писателей и поэтов вызвать в читателе отклик на самые насущные проблемы человеческой жизни, среди которых центральное место занимают вопросы нравственности. Большое внимание при этом уделяется теме взаимоотношения человека и природы.

Литература в целом отражает и формирует взгляд на природу как на чудесную и возвышающую субстанцию, как на общечеловеческую ценность. Поэтому важно вызвать ответную реакцию в душах и сердцах учеников – желание задуматься над извечными проблемами бытия: кто Я? какой Я? зачем пришёл Я в этот “прекрасный и яростный мир” и что станет с ним после меня?

В этом смысле очень хорошо воспринимаются лирические произведения, выражающие чувства и переживания поэта, тем самым имеющие сильное влияние на эмоциональную сферу человеческой личности.

Разработка данного урока предполагает формирование культуры восприятия поэтического слова, предоставление возможности учащимся почувствовать удивительную красоту родной природы и в то же время её хрупкость, ранимость, беззащитность перед наступлением “цивилизации”. Большое внимание уделено созданию особой атмосферы, когда на эмоциональном уровне будет ясно, как груб и жесток человек в отношении к “братьям нашим меньшим”, а ведь именно он, сильный и умный, в ответе за тех, кто находится рядом и требует защиты от порой жестокого мира. Потому рекомендуется самые “душещипательные” стихотворения читать самому учителю. Стихотворения Яшина и Бунина можно дать для самостоятельного чтения, после чего поработать по вопросам, можно дать заранее подготовленному ученику для выразительного чтения, а стихотворение Заболоцкого лучше соединить с музыкальным отрывком, который бы отражал саму суть, красоту полёта таких красивых птиц, как журавли или лебеди. Для творческого участия детей в уроке предполагается предварительное домашнее задание: выразить своё отношение к домашним животным с помощью стихотворного текста.

Цель: продолжить наблюдение за особенностями поэтической речи. Способствовать формированию экологической культуры.

Задачи.

развивающие:

  • повышение интереса к поэзии;
  • развитие умений и навыков владения приёмами анализа поэтического текста;
  • развитие языковых и познавательных способностей.

воспитательные:

  • формирование потребности защищать слабых;
  • воспитывать любовь к природе.

образовательная:

  • расширение кругозора учащихся;

практическая:

  • совершенствование диалогической и монологической речи.

Оборудование:

  • компьютерная презентация (файл – POWER–POINT);
  • рисунки и творческие работы учащихся (приложение № 1);
  • (запись на доске):

1. Эпиграфы:

Человек – это царь природы.
С самых древних ещё веков
Покорил он леса, и воды,
И мышей, и могучих львов.

Любая жизнь ценна, прекрасна, дети.
И, наблюдая, думаем подчас,
Что на большой и голубой планете
Не можем мы без них,
Или они без нас?

2. Синонимы: “Печалиться”, “сокрушаться”, “горевать”, “скорбеть”, “переживать”; “сострадать”, “беречь”, “щадить”, “жалеть”, “оберегать”, “сочувствовать”

3. Словарь: “пейзажист”, “маринист”, “анималист”, “егерь”.

ХОД УРОКА

1 слайд. (Презентация)

1. Вступление. Подводящий к теме диалог и формулирование темы.

Начать наш урок мне захотелось с вопроса: Ребята, чему мы в этой жизни радуемся? А огорчаемся?

Найдите среди записанных слов синонимы. Чем отличаются слова: “сострадать, сочувствовать, жалеть, беречь, оберегать, щадить”? (действие направлено на другого).

А по отношению к кому необходимо проявлять сострадание? (Слабые, беззащитные, маленькие)

Можете ли вы более конкретно сказать, кто нуждается в защите. (Ребёнок, животное). Почему? “Жалеть” в русском языке наполнено глубоким материнским чувством. “Жалею свою кровиночку”, – говорит ребенку мать, и с её молоком он впитывает это чувство на всю жизнь.

В словах, записанных на доске, найдите общую часть. (суффикс -“ист”) Каково значение суффикса? Какое слово вам незнакомо? Каково значение?

Подумайте, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке. Попробуйте сформулировать тему. (Братья наши меньшие)

2 слайд

Почему именно так? Почему урок – размышление? Мы не только поразмышляем над собственными наблюдениями, но и познакомимся со стихотворениями русских писателей, которых судьба животных не оставила равнодушными.

О каких домашних животных заботиться ваша семья?

3–4 слайды

5 слайд

Полянская Анна

6 слайд

Медведева Ольга.

7 слайд

Дюгаева Татьяна

8 слайд

Никитина Елизавета

9 слайд

Бокова Виктория

Зачем вам нужны животные? Какую пользу они вам приносят? (Если я правильно поняла вас, сейчас животные рядом с человеком не столько потому, что они полезны, сколько потому, что это потребность души.) Мир домашних животных очень интересен. Наблюдая и изучая его, человек испытывает не только удивление и восхищение, но и проникается к ним добротою и любовью. Познавая животных, человек познаёт себя.

Но, к сожалению, мне пришлось наблюдать довольно грустную картину на одном из садовых участков.

10 слайд

Я представила, о чем думает это несчастное существо.

“Жалобными глазами, глядя на прохожих, смотрит маленький щенок, надеясь, что он найдет своих хозяев. Ведь не так давно он жил с людьми, которые его любили, ласкали, кормили, а вот сейчас… Где они? Почему сгрузили большие коробки в машину, сели в нее и уехали? А как же я? Меня забыли! – бежал за машиной щенок и жалобно лаял. И вот теперь никого нет рядом, кому он доверял и кому когда-то верил. Старался для своих хозяев быть самым лучшим и ответственным псом. Думая о своем печальном существовании, щенок добрался до какого-то здания. “А вот тот магазин, в который мы ходили с хозяином за продуктами. Может, они вспомнят про меня, будут меня искать, и придут к магазину?” – подумал щенок. На улице осень. Холодно. Постоянно идут дожди, а маленькому забытому щенку даже негде спрятаться от ветра и дождя. Брел, брел щенок, смотрел на прохожих, которые торопились по своим делам, но никто не обращал на него внимания. И с каждым порывом ветра надежда щенка, найти своих друзей, все слабела. Замерзли лапки, ушки, одолевает голод, а Малыш все бредет и бредет по улицам города… А может это ваш Щенок???”

Приходилось ли вам видеть подобное?

11 слайд

Скажите, пожалуйста, почему особенно осенью мы видим так много бездомных животных? Откуда берутся бездомные животные? (Их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чьё-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.

В тему нашего разговора очень подходит стихотворение Эдуарда Асадова “Стихи о рыжей дворняге” (читаем).

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою.
Но всёже тебя я покину. –
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей порода…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи.
На месте, как бык потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистейшей породы!
Как отнёсся пёс к тому, что его бросили?

Как автору удалось передать состояние души собаки?

Кто оказывается выше по своим душевным качествам? Опять приходим к выводу, что животное чувствует, страдает, только не может защитить себя от бесчувственного человека.

Действительно, одной из важных причин увеличения количества бездомных животных является равнодушие людей, их безразличность. У русского народа есть много пословиц и поговорок о доброте, чуткости. Давайте вспомним некоторые из них и попытаемся объяснить смысл этих умных изречений.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

За доброе жди добра, за худое – худа.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

Кто злым попускает, сам зло творит. (Равнодушие)

12 слайд

Жаль животных. Жестокость порождает жестокость. Порой эта жестокость творится взрослыми людьми. Стихотворение Э. Асадова “Яшка” заставляет человека задуматься, всколыхнуть его душу.

13 слайд

Стихотворение Э. Асадова “Яшка”

Учебно-егерский пункт в Мытищах,
В еловой роще, не виден глазу.
И все же долго его не ищут.
Едва лишь спросишь – покажут сразу.

Еще бы! Ведь там не тихие пташки,
Тут место веселое, даже слишком.
Здесь травят собак на косматого мишку
И на лису – глазастого Яшку.

И кормят и держат отнюдь не зря.
На них тренируют охотничьих псов,
Они, как здесь острят егеря.
"Учебные шкуры" для их зубов!

Ночь для Яшки всегодороже:
В сарае тихо, покой и жизнь …
Он может вздремнуть, подкрепиться может,
Он знает что ночью не потревожат,
А солнце встанет – тогда держись!

Егерь лапищей Яшку сгребет
И вынесет на заре из сарая
Туда, где толпа возбужденно ждет
И рвутся собаки, визжа и лая.

Брошенный в нору, Яшка сжимается.
Слыша, как рядом, у двух ракит.
Лайки, Рыча, на медведя кидаются,
А он, сопя, от них отбивается
И только цепью своей гремит.

И все же, все же ему, косолапому,
Полегче. Ведь – силища … Отмахнется…
Яшка в глину уперся лапами
И весь подобрался: сейчас начнется.

И впрямь: уж галдят, окружая нору,
Мужчины и дамы в плащах и шляпах,
Дети при мамах, дети при папах,
А с ними, лисий учуя запах,
Фоксы и таксы – рычащей сворой.

Лихие “охотники” и “охотницы”,
 Ружья-то в руках не державшие даже,
О песьем дипломе сейчас заботятся,
Орут и азартно зонтами машут.

Интеллигентные вроде люди!
Ну где же облик ваш человечий?
- Поставят ‘’четверку’’, – слышатся речи.
Если пес лису покалечит.
- А если задушит, “пятерка” будет!

Двадцать собак и хозяев двадцать
Рвутся в азарте и дышат тяжко.
И все они, все они – двадцать и двадцать
На одного небольшого Яшку!

Собаки? Собаки не виноваты!
Здесь люди… А впрочем, какие люди?!
И Яшка стоит, как стоят солдаты,
Он знает, пощады не жди. Не будет!

Одна за другою вползают собаки,
Одна за другой, одна за другой…
И Яшка катается с ними в драке.
Израненный, вновь встречает атаки
И бьется отчаянно, как герой!

А сверху, через стеклянную крышу,
Десятки пылающих лиц и глаз,
Как в Древнем Риме, страстями дышат:
- Грызи, Меркурий! Смелее! Фас!

Ну, кажется, все … Доконали вроде!..
И тут звенящий мальчиший крик:
Не смейте! Хватит! Назад, уроды!
И хохот: - Видать, сробел ученик!

Егерь Яшкину шею потрогал,
Смыл кровь … - Вроде дышит …еще молодец!
Предшественник твой протянул немного.
Ты дольше послужишь. Живуч, стервец!

День помутневший в овраг сползает,
Небо зажглось светляками ночными,
Они надо всеми равно сияют,
Над добрыми душами и над злыми…

Лишь, может, чуть ласковей смотрят туда,
Где в старом сарае, при егерском доме,
Маленький Яшка спит на соломе,
Весь в шрамах от носа и до хвоста.

Ночь для Яшки всего дороже:
Он может двигаться, есть, дремать,
Он знает, что ночью не потревожат,
А утро придет, не прийти не может,
Но лучше про утро не вспоминать!

Все будет снова – и лай и топот,
И деться некуда – стой! Дерись!
Пока однажды под свист и гогот
Не оборвется Яшкина жизнь.

Сейчас он дремлет, глуша тоску…
Он – зверь. А звери не просят пощады…
Я знаю: браниться нельзя, не надо,
Но тут, хоть режьте меня, не могу!

И тем, кто забыл гуманность людей,
Кричу я, исполненный острой горечи:
Довольно калечить души детей!
Не смейте мучить животных, сволочи!

Какое впечатление произвело на вас стихотворении?

Кто выходит победителем из этого боя? Как ведёт себя животное? А люди? Кто оказывается выше в моральном плане?

Почему именно ребёнок выступает в защиту лисёнка, а взрослые только “страстями дышали”?

Как вы думаете, изменится ли что-то в отношениях этих взрослых людей к несчастным животным?

Многие так и относятся к природе: с позиции царя, не задумываясь о том, что природа живая, что ей больно, что животные тоже переживают горе, несчастье, происходящее с самым близким – мамой. Стихотворение Э Асадова “Медвежонок”.

14 слайд

Э.Асадов “Медвежонок”

Беспощадный выстрел был и меткий.
Мать осела, зарычав негромко,
Боль, верёвки, скрип телеги, клетка…
Всё как страшный сон для медвежонка.
Город суетливый, непонятный,
Зоопарк – зелёная тюрьма,
Публика снуёт туда – обратно,
За оградой высятся дома…
Солнца блеск, смеющиеся губы,
Возгласы, катанье на лошадке,
Сбросить бы свою медвежью шубу
И бежать в тайгу во все лопатки!
Вспомнил мать и сладкий мёд пчелы,
И заныло сердце медвежонка,
Носом, словно мокрая клеёнка,
Он, сопя, обнюхивал углы.
Если в клетку из тайги попасть,
Как тесна и как противна клетка!
Медвежонок грыз стальную сетку
И до крови расцарапал пасть.
Боль, обида – всё смешалось в сердце.
Он, рыча, корябал доски пола.
Бил с размаху лапой в стены, дверцу
Под нестройный гул толпы весёлой.
Кто-то произнёс: - Глядите в оба!
Надо стать подальше, полукругом.
Невелик ещё, а сколько злобы!
Ишь, какая лютая зверюга!
Силищи да ярости в нём сколько,
Попадись-ка в лапы – разорвёт!
А “зверюге” надо было только
С плачем ткнуться матери в живот.

Каким вы представляете медвежонка? Как ему живётся без мамы? Только ли это приводит его в ярость? А как реагируют люди на его поведение?

Рассмотрим репродукцию картины Шишкина “Утро в сосновом бору”.

15 слайд

Отличается ли поведение медвежат на картине от героя прочитанного нами стихотворения? Почему7 (им весело, они резвятся на лоне природы, потому что это их дом, родная стихия, где – то рядом мама).

6. Нет покоя животным и птицам в дикой природе. Человек наступает на окружающую среду, осваивает её богатства, истребляет ради собственной прихоти. Стихотворение Н. Заболоцкого “Журавли”.

16 слайд

Н. Заболоцкий “Журавли”

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вёл вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро прозрачное насквозь,
Чёрное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе –
Всё, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

Какая картина рисуется при чтении первых двух строф?

Какими представляются птицы? (Величавость, значительность, спокойствие).

Как меняется интонация стихотворения? (Огромное горе).

Представьте, что на ваших глазах чья-то жестокая рука убивает прекрасную птицу. Какая строфа в стихотворении станет характеристикой ваших чувств? (“Два крыла, как два огромных горя…”) Как вы понимаете это выражение?

Почему, читая стихотворение, мы именно в этих словах находим отзвук своим чувствам? (Это общее горе – природы и человека, они находятся в тесном родстве, единстве, потому звучит великая любовь и сочувствие).

Ещё один пример людской жестокости – Стихотворение А. Яшина “Орёл”.

17 слайд

Яшин А.Я. Орел

Из-за утеса,
Как из-за угла,
Почти в упор ударили в орла.
А он спокойно свой покинул камень,
Не оглянувшись даже на стрелка,
И, как всегда, широкими кругами,
Не торопясь, ушел за облака.
Быть может, дробь совсем мелка была?
Для перепелок, а не для орла?
Иль задрожала у стрелка рука
И покачнулся ствол дробовика?
Нет, ни дробинки не скользнуло мимо,
А сердце и орлиное ранимо...
Орел упал,
Но средь далеких стал,
Чтоб враг не видел,
Не торжествовал.

Что передают первые строки? (Внезапный, предательский выстрел).

Как показан полёт орла? (Плавность, замедленность. Спокойствие, величие).

Как понимаете последние строки? (Противопоставление подлости величию, благородству).

В течение всего урока мы сравнивали людей и животных (приём антитезы), и увидели, насколько гармонична вся природа, а человек ведет себя неправильно, видимо, потому никак не может найти то в жизни, что бы давало ему удовлетворение и спокойствие, слишком провинился он перед беззащитной, но вечной жизнью природы.

Все вы видели красивого полосатого зверька – бурундучка. Бывалые охотники рассказывают, что бурундучки, если кто-то разоряет их склады с запасами, кончают жизнь самоубийством на сучке дерева. Вот как пишет об этом Э. Асадов. Стихотворение “Бурундучок”.

18 слайд

Бурундучок Э. Асадова

Блеск любопытства в глазишках черных.
Стойка, пробежка, тугой прыжок.
Мчится к вершине ствола задорно
Веселый и шустрый бурундучок.
Бегает так он не для потехи
Трудяга за совесть, а не за страх.
В защечных мешочках, как в двух рюкзачках,
Он носит и носит к зиме орехи.
А дом под корнями – сплошное чудо:
Это и спальня и сундучок.
Орехов нередко порой до пуда
Хранит в нем дотошный бурундучок.
Но жадность сжигает людей иных
Раньше, чем им довелось родиться.
И люди порою “друзей меньших”
Не бъют, а гуманно’’лишь грабят их.
Грабеж – это все-таки не убийство.
И если матерому браконьеру
Встретится норка бурундучка
Разбой совершается наверняка
Самою подлою, злою мерой!
И разве легко рассказать о том.
Каким на закате сидит убитым
“Хозяин”, что видит вконец разрытым
И в прах разоренным родимый дом.
Охотники старые говорят
(А старым охотникам как не верить!),
Что слезы блестят на мордашке зверя,
И это не столько от злой потери.
Сколько обида туманит взгляд.
Влезет на ветку бурундучок,
Теперь его больше ничто не ранит,
Ни есть и ни пить он уже не станет.
Лишь стихнет, сгорбясь, как старичок.
Тоска – будто льдинка: не жжет, не гложет.
Охотники старые говорят,
Что так на сучке просидеть он может
Порой до пятнадцати дней подряд.
От слабости шею не удержать,
Стук сердца едва ощутим и редок …
Он голову тихо в скрещенье веток
Устроит и веки смежит опять…
Мордашка забавная, полосатая
Лежит на развилке без всяких сил …
А жизнь в двух шагах с чабрецом и мятою,
Да в горе порю никто не мил …
А ветер предгрозья, тугой, колючий,
Вдруг резко ударит, тряхнет сучок.
И закачается бурундучок.
Повиснув навек меж землей и тучей …
Случалось сова или хорь встревожит,
Он храбро умел себя защитить.
А подлость вот черную пережить
Не каждое сердце, как видно, может.

Что поражает в этом стихотворении? Животные как люди.

И всё-таки природа жива, красива. И есть среди людей те, кто умеет увидеть это, радоваться и восхищаться окружающим миром (а сегодня, я думаю, таких людей стало еще больше на целый класс). Природа вам обязательно откроется и , может быть, вы проникните в тайны её так, что сумеете по следам в лесу рассказать целую историю, как это сделал И. Бунин в стихотворении “Густой зелёный ельник у дороги…”.

19 слайд

И. Бунин “Густой зелёный ельник у дороги…”

Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг – прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон – и ветки.
Обитые рогами на бегу…
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно – звериной,
Он красоту от смерти уносил!

Что вас взволновало, заинтересовало? (Удалось ли убежать, спастись могучему зверю)

Давайте более внимательно вчитаемся в стихотворении. Какая картина представляется при чтении 1 строфы? (Тёмный ельник, белоснежная равнина, на которой отчётливо видны глубокие следы и сам олень)

Нарисуем с помощью слов оленя. (Могучий, тонконогий, к спине откинул тяжкие рога)

Это красивое, сильное животное с гордо откинутой головой, увенчанной тяжёлыми рогами.

Перечитайте следующие 3 строфы и попробуйте рассказать, что произошло. (Олень сначала спокойно пасся в ельнике. Он много натоптал тропинок, погнул ёлку, добираясь до верхней, более сладкой части коры, и оставил на этом месте много упавших хвоинок)

Какой звук повторяется в строфах? (П, т, что позволяет представить переступание тяжёлых оленьих копыт)

“И вдруг – прыжок!” Что-то случилось! Что? (Сбитые рогами ветки: эта деталь помогает представить оленя, стремительно убегающего от собачьей погони)

Каково состояние читателя? (Мы волнуемся, тревожимся за оленя: “Неужели красивого, могучего зверя догонят и разорвут собаки?!”)

Перечитайте последнее четверостишие. Говорится ли прямо, что оленю удалось спастись? (нет). А как думаете вы? (Он уйдёт от погони) Какие слова заставляют поверить в это? (“Легко”, “бешено”, “в избытке свежих сил”, “в стремительности радостно – звериной”. Олень красив и могуч, и мы верим, что он спасётся.

Какое чувство, настроение звучат в этой строфе? (Радость)

Объясните свои ощущения по поводу последней строки.

Завершая сегодняшний разговор, хочется вас спросить: “Нужно ли говорить о сохранении природы?” Почему?

Действительно, оказывается трудно подчас сберечь живое, спасти красоту (она сама себя пытается спасать, не надеясь на человека). Злой выстрел, подкашивающий ноги прекрасному зверю, сбивающий на лету стремительную птицу…А разве сорванный цветок, загубленное деревце, растоптанный муравейник – это не уничтожение красоты? И не всегда природа может постоять за себя. Часто она нуждается в нашей защите, нашей помощи.

20 слайд

Сравните два высказывания, записанные на доске. С каким вы согласны? Почему? Какой вывод мы сделаем из сегодняшнего разговора?

Что хотите сказать людям, окружающим вас.

21 слайд

Дома: “Чем я могу помочь живой природе”.

Письмо к жителям города “Берегите живое на земле”.

ПРИЛОЖЕНИЯ