Цель:
- углубить знания о личности А.С. Пушкина, о роли его творчества в жизни и творчестве поэтов серебряного века,
- пробудить интерес к поэзии начала ХХ века.
Оборудование:
- мультимедиа,
- выставка книг Игоря Северянина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Сергея Есенина;
- видеокассета с записью эссе М. Цветаевой “Мой Пушкин”,
- аудиокассета с записью музыкальных произведений.
Место проведения: кабинет “Озарённые Пушкиным”.
На экране высвечивается памятник А.С. Пушкину, что на Тверском бульваре в Москве (скульптор А.М. Опекушин)
Звучит “Маленькая ночная серенада” Моцарта
Чтец 1:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал…
Ведущий 1: “Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга философия, религия, общественность, даже – политика. Вместе они образуют единый мощный поток, который несёт на себе драгоценную ношу национальной культуры”. Александр Блок – поэт серебряного века.
Ведущий 2: Вот почему не случайно обращение поэтов ХХ века к личности А.С. Пушкина, к его творчеству.
Именно об этом наш устный журнал, названный строкой Марины Цветаевой, – “Мне славить имя твоё”. Откроем его первую страницу
I страница.
“Поэт и брат! Мы двое многих стоим...” /А.С. Пушкин и И. Северянин/
Ведущий 1: Поэзия А.С. Пушкина явилась для Игоря Северянина источником его творческого вдохновения и символом потерянной Родины. Известно, что любой русский писатель и поэт, осененный милостью Божией, не завершал своего земного и творческого пути, не обратившись к творчеству Пушкина. И.Северянин не был исключением из этого правила. Пушкинские мотивы проходят через все творческое наследие И.Северянина.
В автобиографической поэме детства “Роса оранжевого часа”, изданной в 1925 г., И.Северянин назвал себя прямым наследником пушкинской поэзии:
Мне Пушкин дал свою корону,
Я тоже царь, но царь стихов...
Ведущий 2: (на фоне увертюры к опере “Сказка о царе Салтане…”Римского-Корсакова): Знакомство с поэзией Пушкина у И. Северянина произошло еще в раннем возрасте. Одними из самых ярких впечатлений детства у Игоря были природа, музыка, книги и театр. Родители стали вывозить мальчика в театр с шести лет. Эпическая музыка Н.А. Римского-Корсакова к пушкинским “Сказке о царе Салтане”, “Сказке о Золотом петушке”, роскошные декорации Мариинского театра, голоса певцов – все это осталось в памяти Северянина самой яркой страницей жизни: “Мы любим с детства ночь под Рождество...”
Ведущий 3: “Петербургская газета” в отчете о вечере футуристов 29 ноября 1913 года сообщала: “Кульбин договорился до того, что у Северянина “очень много общего с Пушкиным”. Общность художественных приемов и стилей поэзии И.Северянина и А.С.Пушкина замечал В.Гиппиус. В своей статье “Русская хандра”, написанной в 1913 году, он пишет, что “Игорь Северянин – дальний потомок Евгения Онегина и также мучается русской хандрой, так же, как Евгений Онегин, создает себе иллюзорные ситуации, заранее сознавая их тщетность. И все это у Северянина заключено в стихи, звонкие и поющие”.
Ведущий 4: Любимым пушкинским сочинением Северянина во все времена оставался “Евгений Онегин”. Онегинская тема прослеживается в таких стихотворениях Игоря Северянина, как “Поэза истребления”, “У моря и озер”, “Поэзошпильки”, “Разбор собратьев”, “После “Онегина” и т.д. В том же 1918 году он пишет первое посвящение А.С.Пушкину, вошедшее в сборник “Соловей” (1923 г.).
Он – это чудное мгновенье,
Запечатлённое в веках.
Он – воплощенье Вдохновенья,
И перед ним бессилен прах.
Ведущий 1: Особое значение приобрело творчество Пушкина после того, как Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции в Эстонии, в Тойла. Для него, оторванного от России, от привычной для него литературной среды, от друзей, от своих почитателей, Пушкин становится символом утраченной Родины, как и для тысяч других русских эмигрантов. Недаром поэт Владислав Ходасевич, покидая Россию навсегда в 1921 году, говорил о Пушкине: “...это мы уславливаемся, каким именем нам аукаться, как нам перекликаться в наступающем мраке...” Отзвук пушкинской поэзии в творчестве И.Северянина тойлаского периода очевиден. Жизнь в Тойла была таким же “приютом спокойствия, трудов и вдохновенья”, как жизнь А.С.Пушкина в Михайловском.
(Высвечиваются виды Михайловского)
Мир пушкинских образов природы Михайловского бесконечен и безграничен. Многие строчки звучат как страницы лирического дневника А.С.Пушкина. Такими же автобиографическими страницами дневника являются и поэтические сборники И. Северянина, созданные им в тойлаский период.
В 1926 г. к Дням русской культуры, проходившим в Нарве, Игорь Северянин пишет “Посвящение Пушкину”, вошедшее в сборник “Медальоны” (1934 г.):
Есть имена как солнце!
Имена –
Как музыка! Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена...
В 1937 году, когда весь просвещенный мир отмечал 100-летие со дня гибели А.С. Пушкина, Игорь Северянин пишет стихотворение “Пушкин – мне”: “Сто лет, как умер я, но, право, не жалею...”
Нельзя не отметить, что к 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина в Нарве был приурочен Первый общегосударственный праздник русской песни. Он открылся “Кантатой” композитора А. Гречанинова. Два дня продолжалось торжество русской культуры, символом которой для всего русского зарубежья было имя А.С. Пушкина. Среди участников этого праздника был и Игорь Северянин, поэт, для которого слились в драгоценный сплав великие понятия: Россия –Солнце – Пушкин – Любовь.
Чтец 1: (читает стихотворение И. Северянина “Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!..”)
Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! -
Могущественные слова!..
И не от них ли на опушке
Нам распускается листва?
И молодеет не от них ли
Стареющая молодёжь?..
И не при них ли в душах стихли
Зло, низость, ненависть и ложь!..
II страница.
“Смуглый отрок” А.А. Ахматовой. /А.А. Ахматова и А.С. Пушкин/
Высвечивается фото Ахматовой
Чтец 1: (читает стихотворение Ахматовой)
Земная слава, как дым,
Не этого я просила.
Любовникам всем моим
Я счастье приносила.
Один и сейчас живой,
В свою подругу влюблённый,
И бронзовый стал другой,
На площади оснежённой.
Ведущий 1: Для Ахматовой Пушкин был источником света. В его недосягаемости была для творца XX века какая-то влекущая сила, и этой силе Ахматова отдала много лет и внимания. Она читала, сопоставляла, думала, делала выводы, которые все время корректировала. Но прежде всего читала. Ахматова вглядывалась в тайну Пушкина, желая ее постигнуть.
Тайна Пушкина не давала покоя Анне Ахматовой – поэту и ученому. Она располагала огромным материалом, которым распоряжалась бережно и умно. Ее задача была снять с портрета Пушкина пыль десятилетий.
Ведущий 2: “Тайны” – слово нередкое в сочинениях Анны Ахматовой. За этим словом сокрыт глубокий, далеко не мистический смысл. Тайны бытия. Тайны искусства. “Тайны ремесла” – цикл стихотворений. Среди тайн, всю жизнь волновавших и привлекавших Анну Ахматову, был Пушкин. У Анны Андреевны не только изящество и тонкость в манере письма, но и сильный аналитический ум, самостоятельная дума, и терпение, и воля. Это явлено в ее статьях.
Ведущий 3: “Слово о Пушкине” открывает серию ахматовских статей, подготовленных и изученных другом поэта и…
Для Ахматовой Пушкин был одним из неоскудевающих источников творческих радости и вдохновения. Она пронесла эту любовь через всю свою жизнь, не побоявшись даже темных дебрей литературоведения, куда входила не однажды, чтобы прибавить к биографии любимого поэта несколько новых штрихов. (А. Ахматовой принадлежат статьи “Последняя сказка Пушкина (о “Золотом петушке”)”, “О Каменном госте Пушкина”, а также работы “Гибель Пушкина”, “Пушкин и Невское взморье”, “Пушкин в 1828 году” и др.)
Ведущий 4: Любовь к Пушкину усугублялась еще и тем, что по стечению обстоятельств Анна Ахматова – царскоселка. Ее отроческие гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем Пушкине, где и каждый невольно ощущает неисчезнувший пушкинский дух, словно навсегда поселившийся на этой вечно священной земле русской поэзии.
Ведущий 1: Для Ахматовой муза всегда “смуглая”. Словно она возникла перед ней в “Садах Лицея”. По воспоминаниям Срезневской, подруги Ахматовой, они очень часто говорили о Пушкине, читали его стихи наизусть, гуляя по дорожкам Царскосельского парка.
Чтец 1:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов…
Звучит романс Ц. Кюи “Царскосельская статуя”
Ведущий 2: Ахматова не ставила своей целью подражание Пушкину. Она создала оригинальные лирические произведения, выразившие и отразившие ее индивидуальные переживания, с самостоятельной лексикой, своеобразной композицией, неповторимой образностью и интонацией.
Стихи Анны Ахматовой, посвященные Пушкину, статьи о нем образуют важнейший творческий цикл, обогативший и украсивший нашу культуру.
III страница.
“Мой Пушкин”. /М.И. Цветаева и А.С. Пушкин/
Высвечивается фото Цветаевой
Ведущий 1: Литературное наследие замечательного русского поэта Марины Цветаевой состоит не только из неповторимых стихов и поэм, стихотворных драм и трагедий, но и из интереснейших, также чрезвычайно оригинальных образцов прозы, особое место среди которых занимает “Мой Пушкин”. Это – не литературоведческая работа. Это скорее психологический этюд, попытки воскресить и воспроизвести детское восприятие пушкинского творчества, которое при всей наивности этого восприятия оказывалось первой, на всю жизнь неизгладимой школой не только поэтических впечатлений, но и нравственных понятий. “Мой Пушкин” написан в 1937 году.
Ведущий 2: В воспоминаниях детства она писала: “Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили. С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность – я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать поэта – от всех, как бы эти все не одевались и не назывались”.
Ведущий 3: Конечно, Цветаева увидела Пушкина по-своему, но при этом не выдумала и не приписала реальному человеку и поэту неоправданно вольных характеристик. Она делает в них свои акценты, – а как же иначе, она откликается всей собой на его тексты и на превратности его судьбы!
Ведущий 4: Первое стихотворение, обращенное к Пушкину, молодая Цветаева написала в те месяцы, когда жила в Крыму и на каждом перекрестке горных тропинок, на каждом горном выступе, обрывавшемся в море, вспоминала “курчавого мага”, некогда бродившего по тем же волшебным местам. Она писала о нем в стихах и в прозе и, кроме того, переводила его стихи на французский язык; о нем немало строк в ее письмах и не меньше записей в ее рабочих тетрадях. Одна из них необычайно интересна – это запись привидевшегося сна, сделанная для самой себя. Запись демонстрирует, в частности, то, как глубоко и органично Пушкин присутствовал в жизни Цветаевой – и вовсе не только на сознательном уровне!
Ведущий 1: Цветаевское слово всегда обретает особенное красноречие и способность к уничижительной насмешке, когда оно одушевлено гневом. Не урок “меры”, а урок слуха и внимания к стихии, отклика на стихию- вот что слышит поэт XX века в строках великого предшественника.
Чтец:
Уши лопнули от вопля:
- Перед Пушкиным – во фрунт!
А куда девали пекло
Губ, куда девали бунт
Пушкинский, уст окаянство?
Звучит “Лунная соната” Бетховена (третья часть)
Ведущий 2: И Ахматова, и Цветаева ревновали Пушкина к Наталье Гончаровой.
Ученица за Цветаеву:
“Было в ней одно: красавица. Только – красавица, просто красавица, без корректива ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая, как меч. И сразила”.
Ведущий 3: Так писала Марина Цветаева!
Для неё Наталья Гончарова была рок Пушкина поэта…
Ученица за Ахматову:
“Мы имеем право смотреть на Наталью Николаевну, как на сообщницу Геккернов в преддуэльной истории. Без её активной помощи Геккерны были бы бессильны…”
Ведущий 1: Взгляд Ахматовой на Наталью Николаевну полон ярости, взгляд Цветаевой – холодного отчуждения.
Чтец 1: читает отрывок из эссе “Мой Пушкин” М. Цветаевой (используется видеокассета)
Ученица за Цветаеву:
“Меня Пушкин заразил любовью. Из романа “Евгений Онегин” мне больше всего нравилась сцена объяснения в любви Татьяны Онегину.
(Инсценировка “Татьяна и Онегин”)
Ученица за Цветаеву: “Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и в Татьяну (и может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе…”
IV страница
“Мечтая о могучем даре того, кто русской стал судьбой…”. /А.С. Пушкин и С.А. Есенин/
Высвечивается фотография Есенина
Ведущий 1: Пушкинское в есенинском – особая, специальная тема. В 1814 году в “Вестнике Европы” за подписью “Александр Н. к. ш. п.” впервые было напечатано стихотворение пятнадцатилетнего юного Пушкина – “К другу стихотворцу”. В 1914 году в журнале “Мирок” за подписью “Аристон” было впервые напечатано стихотворение Есенина “Береза”. Сто лет между такими судьбоносными публикациями – это символично.
Поэтический же гений Есенина проявился за четыре года до указанной даты, когда Есенину было (как и тогда Пушкину) 15 лет.
Ведущий 2: Светлая березка Есенина близка самому стойкому светоносному гению Пушкина. Невозможно забыть и старину, которую у Пушкина символизирует няня, бабушка в “старомодных шушунах”, а у Есенина – мать. Бабушка Есенина по матери, Наталья Евтеевна Титова, была мастерица рассказывать сказки, которые собирали ребят.
Ведущий 3: Как это напоминает детские впечатления Пушкина, отразившиеся в поэме юности “Сон” 1816 года: “Ах! Умолчу ль о матушке моей...”; навевает видения из “Зимнего вечера” и “Няне”.
Ведущий 4: Общие мотивы звучат и в “Дорожных жалобах” с отрывками “Москвы кабацкой”, со строками “О Русь, взмахни крылами”.
Пушкинские традиции мы видим и в других произведениях. Например, в поэме Есенина “Анна Снегина”.
Ведущий 1:
Приемлю всё.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Мотивы свободы и независимости творчества у Есенина перекликаются с аналогичными пушкинскими мотивами.
Всё выше сказанное убедительно доказывает, какое огромное влияние оказало творчество Пушкина на Есенина.
Чтец 1: читает стихотворение Есенина “Пушкину”.
Ведущий 2: Открываем последнюю страницу нашего устного журнала
V страница.
“Да, памятник ты заслужил - живой, нерукотворный!”
/Поэтические строки о Пушкине/
Чтец 1: (читает стихотворение В. Соллогуба “На памятник Пушкину”)
Чтец 2 (читает стихотворение Г.Тукая):
/Моя душа сходна с твоей, о Пушкин вдохновенный,
Неподражаемый поэт, единый во вселенной/.
Чтец 1 (читает стихотворение М. Кузмина):
Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живет!
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мед…
Звучит “Реквием” Моцарта.
Чтец 1:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал…
Ведущий 1: Мы закрыли последнюю страницу журнала, посвящённого Пушкину и отношению к нему, к его творчеству поэтов серебряного века.
Русская поэзия начала ХХ века проверяла свои достоинства, своё призвание и свои задачи именем Пушкина, обращалась к этому имени как к святыне. Каждый из поэтов серебряного века, подобно Марине Цветаевой, мог сказать:
Мне – славить
Имя твоё!