Мотив одиночества в лирике Лермонтова

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Дать понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских стихотворений; расширить представление о творчестве поэта; формировать навыки анализа поэтического текста.
  2. Развивать у учащихся навыки выразительного чтения стихотворений; литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность.
  3. Воспитывать стремление к знаниям; прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию.

Оборудование: учебник-хрестоматия в 2-х ч. “Литература.6 класс.” (автор-составитель В.П. Полухина, М.: Просвещение,2005 г.), презентация в формате Power Point (содержащая музыкальный файл - Бетховен, “Лунная соната”), иллюстративный материал к психологической разгрузке, оформленная доска.

Методы: объяснительно – иллюстративный, эвристический, исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Никто не дорожит мной на земле;
И сам себе я в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд,
И даже злым в толпе кажусь…
(М.Ю.Лермонтов.)

I. Оргмомент (взаимное приветствие, выявление готовности к уроку).

II. Мотивационная установка на сотрудничество (“собеседники – соучастники – сотрудники”, так как “со” - вместе).

Так как сегодня необычный урок, я призываю вас к сотрудничеству.

III. Поэтическая разминка. Слайд 2.

(Цель: настроиться на “лирический” лад, выявить знание поэтического текста, нацелить на обозначение темы урока.)

Продолжи строчки:

  • “Скажи – ка, дядя, ведь недаром…”
  • “Белеет парус одинокий…”
  • “Тучки небесные, вечные странники…”
  • “Мы долго молча отступали…”
  • “На севере диком стоит одиноко…”
  • “Играют волны – ветер свищет…”
  • “Забил снаряд я в пушку туго
    И думал: …”
  • “А он, мятежный, просит бури…”
  • “Кто же вас гонит: судьбы ли решение?…”
  • “На севере диком стоит одиноко…”

P.S.Данный вид работы предполагался как индивидуальный, по цепочке или по желанию, но получились коллективные, хоровые ответы, что только оживило начало урока.

IV. Ориентировочно – мотивационный этап.

Ребята, мы не случайно провели эту разминку: она поможет вам догадаться о тематике нашего урока.

Итак (слайд 3), как вы думаете, о чём же сегодня будет идти речь на уроке? Отрывки из чьих произведений прозвучали? (Правильно, сегодня мы с вами продолжим знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова (слайды 4,5,6); проанализируем представленные авторами учебника стихотворения гениального поэта; повторим некоторые литературоведческие термины; познакомимся с новым понятием; продолжим отработку навыка выразительного чтения.)

V. Проверка ДЗ. Слайд7.

(Цель: выявление подготовленности учащихся к уроку, отработка навыков выразительного чтения поэтического текста.)

Что же сегодня было задано на урок? (“На севере диком…”)

Кто желает продекламировать? (3 – 5 учащихся читают наизусть, соблюдая все интонационные нормы и правила.)

VI. Конкретизация темы урока.

1. Частичный анализ поэтического текста:

Ребята, подумайте, какие однокоренные слова звучат в этом произведении? (“Одиноко”, “одна”.)

Как вы считаете, почему автор в таком коротком стихотворении, всего лишь два катрена, использует родственные слова? (Таким повтором он заостряет наше внимание на этих понятиях, образах.)

2. Словарная работа. Слайд 8.

(Цель: расширение литературоведческого аппарата учащихся.)

Такой устойчивый, значимый образ носит название мотива. Откройте, пожалуйста, ваши литературоведческие словари и запишите этот новый для вас термин и его понятие.

3. Слово учителя. Слайд9.

Основными мотивами лирики Лермонтова являются мотивы действия и подвига, странничества, изгнанничества, сна, памяти и забвения, одиночества и др.

Каков же лейтмотив (ведущий мотив) стихотворения “На севере диком…”? (Мотив одиночества.)

Вот этот ответ и отображает тему нашего урока. Откройте ваши тетради и запишите дату и наименование темы сегодняшнего урока. Слайд 10.

VII. Работа над эпиграфом.

  1. Вопрос: “Что такое эпиграф?” (Учащиеся дают его понятие.)
  2. Чтение эпиграфа. Слайд 11.
  3. Вопрос: “Как бы вы охарактеризовали человека, написавшего эти строки? Какой он?” (Одинокий, тоскующий,…)

VIII. А вот как отображается это состояние в поэзии мы сегодня и попытаемся понять.

Формирование умений и навыков учащихся.

1. Знакомство со стихотворением “Утёс”. (Чтение учителем.) Слайд 12.

2. Вопрос: “Каково ваше первое впечатление от этого стихотворения: вам радостно или грустно? Почему?”

Чтобы разобраться в этом, понять смысл, увидеть красоту и своеобразие лермонтовской лирики, мы вместе (в сотрудничестве) проанализируем данный текст. Но прежде давайте вспомним некоторые литературоведческие понятия.

3. Терминологический диктант. Слайд 13.

(Цель: выявить литературоведческую компетенцию учащихся.)

(Учащиеся сообщают о методике проведения данного вида работы.)

Учитель зачитывает понятия, учащиеся отображают в тетрадях только термины.

  • Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. (Композиция.)
  • Необычный порядок слов в предложении. (Инверсия.)
  • Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. (Антитеза.)
  • Повторение однородных согласных звуков. (Аллитерация.)
  • Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. (Эпитет.)
  • Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. (Олицетворение.)
  • Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов. (Метафора.)

А теперь проверьте. (Учащиеся сверяются с “ключом”.) Слайд14.

Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки! (Учитель отмечает отлично справившихся.)

4. Краткий анализ поэтического текста. Слайд 15.

  • Какова композиция стихотворения? (Стихотворение состоит из 2 катренов; в первом – образ тучки, во втором – образ утёса – великана; катрены противопоставлены друг другу: разные образы, разные настроения (“тучка” - воплощение лёгкости, беспечности; “утёс” - воплощение мощи, суровости, одиночества).)
  • Как называется такое противопоставление? (Антитеза.)
  • Для чего автор так выстроил композицию? (Чтобы показать их непохожесть, противоположность, невозможность их соединения, одиночество старого утёса. С помощью антитезы подчёркивается, выделяется основной мотив стихотворения – мотив одиночества.)
  • Какие тропы (средства художественной выразительности) использует автор для раскрытия мотива? (Учащиеся отыскивают эпитеты, олицетворения, метафоры, инверсии.)

Слайд 16. (Анализирование приостанавливается для проведения психологической разгрузки: “Ребята, я заметила, что вы немного подустали. Предлагаю провести психологическую разгрузку. Отыщите несколько различий. (На доске вывешены два плаката с иллюстрациями, одна из которых имеет незначительные изменения.)

Продолжим нашу работу.

- Ребята, а вы обратили внимание на цветовую гамму этого стихотворения?

Что это за цвет такой “лазурь”? ( Подготовленный учащийся даёт справку: “Лазурь – светло–синий цвет, синева (устар., возвыш.); природная светло–синяя краска, оттенок синего цвета.) Слайд 17.

Вы уж, наверное, заметили, что Лермонтов довольно часто употребляет в своих произведениях разные оттенки синего цвета. Современные психологи доказали связь между выбором цвета и психологическим портретом человека. Вот послушайте, что по этому поводу нам расскажет мой помощник. (Далее следует рассказ подготовленного учащегося о значении синего цвета: “Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину.

В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. У многих народов он символизировал небо и вечность. Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу”.) Слайд18.

Итак, если вы внимательно слушали этот материал, то не могли не отметить, что в этой характеристике действительно очень многое соответствует Лермонтову: чертам его характера, темам его творчества.

5. Чтение стихотворения “Листок” (с.168 – 169 учебника). Слайд 19.

6. Краткий анализ поэтического текста. Слайд 20.

Какова композиция произведения? (Первые три – катрены; следующие три – двустишия; завершается – катреном. В построении использована антитеза, имеется аллегория, противопоставление образов (одинокий дубовый листок и спокойная, самодовольная красавица – чинара).)

Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении?

Каков мотив?

Как показано одиночество? (Инверсией; учащиеся зачитывают строки, отображающие, на их взгляд, одиночество листка.)

7. Слово учителя.

Это далеко не все стихотворения Лермонтова, которые

говорят об одиночестве. О нём он пишет и в других произведениях, ведь одиночество выстрадано поэтом, слишком хорошо он был знаком с ним в жизни. Грустные стихи. Они о многом заставляют нас задуматься, потому как под аллегорическими изображениями в них скрыты человеческие отношения, чувства, переживания. Недаром многие из стихотворений (168!) были переложены на музыку и стали романсами. А исполнялись они в литературных гостиных, салонах. Давайте и мы с вами мысленно перенесёмся в одну из таких гостиных, где любил бывать и сам Лермонтов.

IX. “Литературная гостиная”. Слайд21.

- Предлагаю вам послушать одно из стихотворений Лермонтова

“Выхожу один я на дорогу…”. Прозвучит оно в исполнении Захарченко Елены. В качестве музыкального сопровождения – “Лунная соната” Бетховена. (Далее следует декламация стихотворения.)

1.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

2

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

3

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

4

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

5

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Вопрос классу:

-Ребята, как вы думаете, почему в качестве музыкального сопровождения звучала “Лунная соната” Людвига ван Бетховена?

(Прозвучали ответы, в том числе и неожиданные:

“В обоих произведениях просматривается образ ночи…

В стихотворении Лермонтова есть строки о голубом сиянье, которое ночью может исходить только от луны, а произведение Бетховена – “Лунная соната”…

В обоих произведениях звучит какая-то печаль, раздумье…

Музыка Бетховена звучит в исполнении одного инструмента, а тема урока сегодня: “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова” и стихотворение называется “Выхожу один я на дорогу”…

Композиции произведений совпадают: спокойное начало, волнение в середине и умиротворение в конце…

Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии (вспомнили, чему я была очень рада, даже высказывание Д.С.Мережковского (прозаика, поэта, драматурга, критика, религиозного философа), с которым они ознакомились на первом уроке по творчеству М.Ю.Лермонтова), а ночное светило – это Луна…”)

X. Обобщение информации. Слайд 22.

На этой минорной нотке и завершается наш урок. Спасибо вам, ребята, за сотрудничество, вы меня сегодня порадовали! Многих хочется отметить, похвалить. (Выставление оценок, словесные отметки.)

Итак, подведём итог нашей работе:

  • Что нового вы узнали о творчестве Лермонтова? Чем пополнили свой “багаж знаний”?
  • С каким новым термином познакомились?
  • Каков же основной мотив (лейтмотив) лермонтовской поэзии?
  • Что удалось повторить? Закрепить?
  • Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока?
  • На сколько каждый из вас сегодня поработал? (Учащиеся выставляют баллы в дневниках самооценки.)

XI. Выставление оценок (данный этап осуществляется на основе самооценок и оценок учителя: при совпадении оценивания результаты работы отображаются в журнале и школьных дневниках).

XII. ДЗ: подготовить стихотворение “Утёс” к выразительному чтению наизусть, иллюстрации к нему; повторить литературоведческие термины; инд.: сообщение о пребывании Лермонтова на Кавказе (р/к). Слайд 23.