Цель:
- Познакомить учащихся с личностью А.Вампилова и избранными страницами биографии писателя на основе выступлений учащихся, анализа цитатного материала и рассказов.
- Познакомить учащихся с юмористическими рассказами Вампилова на основе презентаций рассказов, подготовленных творческими группами учащихся.
- На основе заполнения таблицы и эвристической беседы выявить наиболее часто используемые автором приемы создания комического.
- Через деятельность на уроке способствовать развитию у ребят креативных способностей, потребности определять смысл своей деятельности.
Оформление:
- Портрет писателя
- Выставка произведений А.Вампилова
- Цитаты из записных книжек писателя
- Иллюстрации к рассказам А.Вампилова
Ход урока
- Орг. момент.
Начальная рефлексия:
- Используя цветные карандаши или фломастеры, нарисуйте на полях тетради схематическую фигурку, передающую ваше настроение. Поясните выбор цвета, выбор фигуры.
- Вступительное слово учителя
- Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения, посвященного памяти нашего земляка, замечательного иркутского писателя А.Вампилова:
“Переезжайте в Ленинград…”
Он разорвал письмо устало:
“Я Ленинград увидеть рад.
Но все ж останусь у Байкала”
“Перебирайтесь к нам в Москву”,-
Ему поклонница писала.
“Москву во сне и наяву
Я вижу, право, у Байкала”.
Шумел, горел он –
Сердцем смел.
Спешил, писал – все мало, мало!..
И, как он сам того хотел,
Навек остался у Байкала.
- А что вам известно о нашем знаменитом земляке, какие факты его биографии особенно вам интересны?
Выступления учащихся
- На протяжении всей своей недолгой жизни Александр Вампилов вел записные книжки, которые по праву можно назвать сборником вампиловских перлов. Благодаря ним перед нами раскрывается творческая лаборатория писателя. Многие пронизанные иронией фразы и реплики, остроумные диалоги, озорные парадоксы, искрометные афоризмы со страничек записных книжек “перекочуют” в произведения писателя. На доске перед вами – цитаты из записных книжек. Какие эмоции вызывают они у читателя? Каким вы представляете автора этих строк?
- Действительно, все, кто знал Вампилова близко, подтвердят: он был человеком веселого, общительного нрава. Его невозможно было представить в компании без шутки, без театральной байки, без легкого, усмешливого лицедейства. Своим близким он советовал : “Если не можете быть счастливыми, так будьте же хоть веселы , друзья”
Работа с цитатным материалом
- А в какие произведения писателя вошли эти строчки?
- …и Ромео с Джульеттой на танцах познакомились. (“Девичья память”)
- Будем называть друг друга на “ты”, тем более .., что мы друг друга не уважаем. (“Коммунальная услуга”)
- ….ушел создавать художественные ценности. (“Сумочка к ребру”)
- Самые искренние ее мысли - это мысли, которые она высказывает нечаянно. (“Ревность”)
Работа с иллюстративным материалом
- А к каким произведениям, по - вашему, сделаны иллюстрации? (“Стечение обстоятельств” ,“Девичья память” ,“Глупости” ,“Свидание” ).
Какие это рассказы? Почему мы их можем назвать юмористическими?
- Сформулируем вместе тему урока (запись темы в тетрадь)
- Какие цели вы ставите перед собой сегодня на уроке? (познакомиться с юмористическими рассказами Вампилова, определить, при помощи каких приемов автор добивается комического эффекта и т.д.)
- А каким образом мы будем реализовывать поставленные цели? (повторим необходимые сведения из теории литературы, познакомимся с рассказами, проанализируем их)
- Игра “Кто больше?”
- Запишите в тетради все известные вам приемы создания комического.
- Кто больше?
Учащиеся называют прием и поясняют его, делают необходимые дополнения в свои записи. Оценка выставляется последнему.
Приемы создания комического:
- Говорящие фамилии
- Гиперболизация
- Литота
- Фантастика
- Контраст и т.д
- Презентация рассказов А.Вампилова
- Первый рассказ Вампилова “Стечение обстоятельств” был опубликован под псевдонимом А.Санин в 1958 году, когда автору было всего двадцать лет, и он учился на третьем курсе университета. Последние рассказы “Листок из альбома”, “Последняя просьба” датируются началом 60-х. Позже, судя по всему, к рассказам Вампилов не возвращался. Перелистаем вместе страницы избранных юмористических рассказов.
По ходу выступлений творческих групп учащиеся заполняют таблицу:
Рассказ | Комические приемы |
Выступления творческих групп:
- “Стечение обстоятельств” - прием персонификации – рассказ от лица Катеньки Иголкиной
- “Девичья память” - художественный пересказ
- “Глупости” - интервью с героиней Лилей
- “Свидание” - инсценировка
- Вывод:
- При помощи каких приемов автор добивается комического эффекта?
Обсуждение по итогам заполнения таблиц в тетрадях учащихся
- Рассказы Вампилова – просто забавные истории или нечто большее? Какие уроки жизни получили вы благодаря встрече с Александром Вампиловым и его рассказами?
Домашнее задание
-Саша Вампилов – чистая песня,
Саша Вампилов – белый кораблик…
Это строчки из стихотворения “Памяти Александра Вампилова” Б. Архипкина, одного из многих, посвященных нашему замечательному земляку. Напишите и вы сенквейн, посвященный памяти А. Вампилова.
- Итоговая рефлексия
- - Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- - Чью работу на уроке вы хотели бы отметить? Почему? (выставление оценок)
- - Какую фигурку и какого цвета вы нарисовали бы сейчас? Почему?
Всем спасибо за работу!
Библиография:
- "Венок Вампилову". Издательство Иркутского университета, 1997г
- А. Вампилов. "Записные книжки" Издательство Иркутского университета, 1997г
- А.Вампилов. Стечение обстоятельств: Рассказы, очерки, пьесы. Иркутск: Восточно – Сибирское книжное издательство, 1988г.