Литература
-
Урок литературы в 11-м классе "Свобода – болезненная фантазия" (по роману Е.И. Замятина "Мы") 2008
Урок литературы, направленный на формирование умения анализировать текст (на примере произведения Е.И. Замятина). В ходе урока воспитывается чувство ответственности, уверенности в себе и в своих силах.
-
Анализ эпизода художественного произведения на примере урока по изучению романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2008
Урок входит в систему уроков по изучению романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". В статье автор делится опытом проведения урока - анализа эпизода художественного произведения с использованием иллюстративного материала, подготовленного самими учащимися в качестве презентации.
-
Урок литературы "Об удивительных гоголевских словах" (по повести Н.В. Гоголя "Портрет") 2008
Цель данной работы: провести текстуальный анализ произведения. Для разбора берётся повесть Н.В. Гоголя "Портрет". Исходя из понимания творчества писателя, овеянного порывом высокой романтики, автор рассматривает проблему данного произведения через осмысление особых слов. Идя вслед за авторскими размышлениями о тайне, скрытой в портрете, имеем возможность рассмотреть разнообразную стилевую окрашенность слова "смотреть". Созерцать, рассматривать, глазеть - какое же слово точнее выражает совершенство духа и власть гения?
-
Конспект открытого урока по литературе "Сказки Салтыкова-Щедрина" 2008
Урок позволяет обеспечить эффективное изучение творчества великого сатирика. В процессе знакомства со сказками учащиеся усваивают литературные термины; учатся анализировать, оценивать поступки, поведение персонажей. На протяжении всего урока ребята, отвечая на вопросы, выполняя задания, находятся в активной позиции. Изучаемый материал не ограничивается рамками одного урока, так как в качестве домашнего задания учащимся предлагаются темы сочинений.
-
Урок обобщения по лирике в 5-м классе "Картинная живопись слова" 2008
Данная статья представляет собой урок обобщения программного материала по разделу "Лирика" и входит в систему уроков по литературе в 5-м кл. по программе А.Г. Кутузова "В мире литературы".
-
Изучение современной драматургии в выпускном 11-м классе 2008
Литературное образование в старших классах средней школы невозможно без изучения новейшей русской литературы. Не соприкоснувшись с ней, молодой человек не сможет своим сознанием жить в новом времени. Особое внимание при изучении новейшей литературы необходимо уделить драматургии, поскольку драматические произведения наиболее остро раскрывают противоречие эпохи. Изучению современной драматургии целесообразно отвести два урока.
-
Урок литературы в 4-м классе по теме "Ритм, рифма и звук как средства выразительности" (по отрывку из поэмы "Граф Нулин" А.С. Пушкина "Три утки полоскались в луже…") 2008
Урок литературы в начальной школе – это реальность. Работа над выразительным чтением поэтического произведения невозможна без детального анализа текста, без знания особенностей стихотворной формы. Творческая находка учителя – поэтический цветок – помогает сделать теорию понятнее и доступнее, а создание детьми собственного цветка к стихотворению настраивает на вдумчивое чтение и выражение личной точки зрения. «Не мог уснуть. Почитал Пушкина. Здорово! Потом я написал свои стихи. Прочитайте!» (ученик 4-го класса) Такое продолжение урока – вот награда для учителя!
-
Отражение этнокультуры славян в художественной литературе и топонимии 2008
Этнокультура. Пройден путь от коллективного этноса к системе взглядов на мир. А.С. Пушкин в фольклоре «для обновления литературы видел неисчерпаемые возможности». Много сделали для этого Л.Толстой, А.П. Чехов, А.Н. Толстой и др. Для возрождения культуры нужно возвращение к традиционной нравственности. Язык хранит информацию. Показательны легенды о памятниках природы Александровского. Семь лет работает детское объединение «Исток». Ребята участвуют в этнологических экспедициях. Родина начинается от порога сельской школы. Работать для процветания России будет тот, кого научили ее любить.
-
Урок словесности "Милая моя родина" 2008
Урок словесности "Милая моя родина" проведен в 6-м классе лицея после изучения темы "Описание места". На уроке учащиеся совершают заочную экскурсию на родину В.М. Шукшина в село Сростки. Анализируют описание природы в цикле рассказов "Из детских лет Ивана Попова". В заключительной части конспекта урока приводится материал, который можно использовать как дидактический на последующих уроках русского языка.
-
Урок литературы (КСО) по былинам: "Тайна трех богатырей" 2008
Урок показывает историческую достоверность основных былинных героев, их силу и нравственную красоту, также расширяются знания учащихся о богатырях земли русской, и раскрывается историческая достоверность основных героев былинного эпоса.
-
Урок внеклссного чтения "Данте XX века. В.Т. Шаламов и его «Колымские рассказы»" 2008
Материалы содержат план и конспект урока внеклассного чтения в 11-м классе "Данте XX века (В.Т. Шаламов и его "Колымские рассказы")", задания для работы в группах, пояснительную записку к презентации и презентацию, сопровождающую данный урок. Учащиеся познакомятся со временем, в котором жил В.Т. Шаламов, судьбой и творчеством писателя, прошедшего все "круги ада", смогут выявить идейный смысл рассказов, выразить своё отношение к проблемам страны, задуматься о времени и о себе.
-
Интегрированный урок по литературе, математике и технологии на тему "Изучение биографии А.С. Пушкина путем интегрирования предметов" 2008
Представлен конспект урока по теме: "Изучение биографии и творчества А.С. Пушкина путем интегрирования предметов литературы, математики и технологии".
-
Уроки словесности в 5–8-х классах 2008
Уроки словесности – интеграция двух предметов: русского языка и литературы. Цель – открыть для учеников мир внутри Слова, пережить то, что называется эстетическим наслаждением и переживанием. Уроки словесности в нашей гимназии – это уроки поэзии, а в 5–8 классах – уроки-откровения. Модель уроков словесности: чтение наизусть учителем – чтение вслух детьми – осмысление прочитанного – рефлексия (письменная работа).
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" 2008
Сквозной темой в программе по литературе 5–6-х классов проходит раздел «Литературные сказки». Педагог М.А. Рыбникова, писала, что в сказках – огромная польза для воспитания, для развития личности обучающихся. Русская литература с её «всемирной отзывчивостью», гуманизмом имеет особое, объединяющее, общекультурное значение, так как является хранительницей духовных, нравственных, эстетических ценностей, как русского народа, так и всех народов нашего Отечества.
-
Проект "Хранилище души" на уроках литературы в 11-м классе 2008
В статье представлен материал из опыта изучения темы Дома в литературе XX века. В ней описана система работы учителя и учащихся над интересным материалом в выпускном классе. В приложении представлена презентация «Дом – прибежище души в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».
-
Урок-презентация по литературе в 11-м классе "Ветер свободы". Творчество поэтов времени "оттепели" 2008
Урок знакомит учащихся с творчеством поэтов времен «оттепели». Атмосфера урока способствует созданию условий для восприятия фактического материала о жизни и творчестве поэтов, понимания стиля и манеры Евтушенко, Вознесенского, Окуджавы. Использование фотографий, фонограмм, живого голоса поэтов дает возможность раскрыть особенности судьбы и творчества мастеров слова.
-
Урок внеклассного чтения по книге А.Грина "Алые паруса" в 8-м классе 2008
На уроке внеклассного чтения по книге А. Грина «Алые паруса» проводится анализ повести в форме размышления, беседы. Главной целью является – пробуждение у учащихся интереса к православному учению как благодатному источнику, формирующему сознание и поведение сегодняшнего россиянина. На уроке прослеживается связь литературы с православием. Домашнее задание является логическим продолжением урока. Урок будет интересен педагогам, осуществляющим связь литературы с православием и работающим по технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, а также тем, кого волнуют проблемы духовно-нравственного воспитания.
-
Разработка урока "Образ памятника в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»" 2008
Разработка урока была подготовлена для 9-го класса национальной школы на основе лекций Р.Храмцовой по курсу «Анализа поэтического текста в 5–11-х классах» Педагогического университета «Первое сентября». В работе сопоставляются стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и тексты предшественников: Ломоносова и Державина, на основе которых у учащихся развиваются умения сопоставления стихотворений, поиска значимых формальных элементов, воспитывается культура групповой работы с текстом.
-
Читательская конференция по повести В.Распутина "Живи и помни" 2008
Читательская конференция по повести В.Распутина «Живи и помни» проводилась с целью воспитания у учащихся чувства уважения к старшему поколению и чувства личной ответственности за судьбу Родины, семьи, близких. Перед конференцией была проведена подготовительная работа: каждый ученик перечитал повесть, ответил на вопросы, написал сочинение на тему «Война глазами детей».
-
Урок-рецензия в технологии педагогических мастерских "Война прошла по жизни страшным крошевом" (по повести В.П. Астафьева "Пастух и пастушка", 11-й класс) 2008
Урок рассчитан на 2 часа и предполагает на основе домашнего чтения анализ текста на уроке (групповые задания), а также обращение к прошлому семьи учащихся (через старые фотографии, сохранившиеся письма с фронта, вырезки из фронтовых газет, воспоминания родителей, семейные реликвии).
-
Изучение повести Л.К. Чуковской "Софья Петровна" в школе 2008
Урок выдержан в интерактивной методике полифонической беседы: проблема психологии человека не думающего рассматривается с разных точек зрения. Главная цель учителя – пробудить горячий интерес к творчеству Л.К. Чуковской, уникальной личности в истории русской культуры, человека, спасшего честь русской интеллигенции, автора таких памятников эпохи, как «Записки об Анне Ахматовой», «Памяти детства», «Спуск под воду», «Прочерк» и других так и не прочитанных на глубине произведений.
-
Г.Х. Андерсен. Сказка "Снежная королева" (5-й класс). Заключительный урок в технологии сказкотворчества 2008
Урок проводится после знакомства со сказками Андерсена и представляет собой "сказочное путешествие по сказке". Учащиеся идут вслед за любимыми героями сказки и при этом фантазируют, вспоминают отдельные детали, интерпретируют эпизоды глазами других действующих лиц, размышляют над проблемами, основываясь на своем жизненном опыте, и даже пытаются адаптировать сказочных героев в нашем времени.
-
Интегрированный урок (литература + музыка + изобразительное искусство) по теме "Фет. Поэт-музыкант. Поэт-художник" 2008
Цель урока: ввести учащихся в сложный мир фетовского стиха; рассмотреть особенности поэтического таланта А.Фета; выявление выразительных средств, придающих музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; анализ изобразительных приемов, связанных с созданием импрессионистического образа природы в его лирике.
-
Итоговая литературная игра по древнерусской литературе и по литературе XVIII в. в форме телевизионной игры "Умники и умницы" 2008
Литературная игра – это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Игра может проходить как традиционная викторина, конкурс между командами, но можно различные телевизионные конкурсы адаптировать к школьным условиям. Для уроков литературы как нельзя лучше подходит игра «Умники и умницы», которая дает возможность учащимися проявить себя в каком-то новом качестве, показать эрудицию, смекалку, логику.
-
Разработка урока для 11-го класса гуманитарного профиля национальной школы "Традиция образа памятника в поэме А.Ахматовой "Реквием" 2008
Разработка урока подготовлена для 11-го класса гуманитарного профиля на основе лекций Р.Храмцовой по курсу «Анализа поэтического текста в 5–11-х классах» Педагогического университета «Первое сентября». В работе сопоставляются текст стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и отрывок из поэмы А.Ахматовой «Реквием». Разработка урока поможет насыщеннее провести урок, обобщить знания по образам поэмы А.Ахматовой «Реквием» и традициям развития образов в русской литературе, развивать умения по сопоставлению стихотворений, поиску значимых формальных элементов, воспитывать культуру групповой работы с текстом.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гражданин. Гражданственность. Патриотизм" 2008
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся.
-
Анализ текста художественного произведения. Рассказ Л.Андреева "Кусака" 2008
Обучение приемам анализа художественного текста на уроке литературы в 7-м классе по теме «Анализ художественного произведения. Рассказ Л.Андреева «Кусака»; развитие речи детей, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; воспитание чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к «братьям меньшим», понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века - «Человек и окружающий мир».
-
Урок-откровение "Жизнь и житие братьев Кузьмёнышей" (по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая") 2008
Чтение и текстуальный анализ повести А.Приставкина, отдельных глав, эпизодов, сцен, описаний позволяют познакомиться с жанровыми особенностями произведения, выявить роль словесных и сюжетных мотивов в художественном повествовании, определить стилевое своеобразие. Анализ содержания художественного произведения через триединое «автор – образ – читатель» помогает прийти к постижению авторского замысла – «открыть до конца» правду о войне.
-
Конспект урока-презентации в 11-м классе "М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность" 2008
Представлен конспект урока-презентации в 11-м классе "М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность". Представленный материал познакомит учащихся с основными периодами жизни писателя, сложной судьбой его произведений. Компьютерная презентация содержит фотографии писателя, его родственников, отрывки из писем, воспоминания близких Булгакову людей.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Один день в городе Калинове" (по драме А.Н. Островского "Гроза") 2008
Урок литературы в 10-м классе на тему «Один день в городе Калинове (по драме А.П.Островского «Гроза»)» проходит в форме необычной экскурсии в XIX век. На протяжении всего урока главными гидами являются – литература, живопись, музыка, театр. С помощью этих необычных средств десятиклассники узнают много любопытного о городе Калинове и его обитателях. В ходе урока ученики знакомятся с миром купечества, учатся раскрывать различные стороны конфликта, участвуют в театрализации жизни героев изучаемого произведения. Изучение темы урока в необычной форме способствует развитию творческих способностей и возможностей обучающихся, воспитывает художественно-эстетический вкус старшеклассников и их читательскую культуру.