Литература
-
Урок литературы (КСО) по былинам: "Тайна трех богатырей" 2008
Урок показывает историческую достоверность основных былинных героев, их силу и нравственную красоту, также расширяются знания учащихся о богатырях земли русской, и раскрывается историческая достоверность основных героев былинного эпоса.
-
Урок внеклссного чтения "Данте XX века. В.Т. Шаламов и его «Колымские рассказы»" 2008
Материалы содержат план и конспект урока внеклассного чтения в 11-м классе "Данте XX века (В.Т. Шаламов и его "Колымские рассказы")", задания для работы в группах, пояснительную записку к презентации и презентацию, сопровождающую данный урок. Учащиеся познакомятся со временем, в котором жил В.Т. Шаламов, судьбой и творчеством писателя, прошедшего все "круги ада", смогут выявить идейный смысл рассказов, выразить своё отношение к проблемам страны, задуматься о времени и о себе.
-
Интегрированный урок по литературе, математике и технологии на тему "Изучение биографии А.С. Пушкина путем интегрирования предметов" 2008
Представлен конспект урока по теме: "Изучение биографии и творчества А.С. Пушкина путем интегрирования предметов литературы, математики и технологии".
-
Уроки словесности в 5–8-х классах 2008
Уроки словесности – интеграция двух предметов: русского языка и литературы. Цель – открыть для учеников мир внутри Слова, пережить то, что называется эстетическим наслаждением и переживанием. Уроки словесности в нашей гимназии – это уроки поэзии, а в 5–8 классах – уроки-откровения. Модель уроков словесности: чтение наизусть учителем – чтение вслух детьми – осмысление прочитанного – рефлексия (письменная работа).
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" 2008
Сквозной темой в программе по литературе 5–6-х классов проходит раздел «Литературные сказки». Педагог М.А. Рыбникова, писала, что в сказках – огромная польза для воспитания, для развития личности обучающихся. Русская литература с её «всемирной отзывчивостью», гуманизмом имеет особое, объединяющее, общекультурное значение, так как является хранительницей духовных, нравственных, эстетических ценностей, как русского народа, так и всех народов нашего Отечества.
-
Проект "Хранилище души" на уроках литературы в 11-м классе 2008
В статье представлен материал из опыта изучения темы Дома в литературе XX века. В ней описана система работы учителя и учащихся над интересным материалом в выпускном классе. В приложении представлена презентация «Дом – прибежище души в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».
-
Урок-презентация по литературе в 11-м классе "Ветер свободы". Творчество поэтов времени "оттепели" 2008
Урок знакомит учащихся с творчеством поэтов времен «оттепели». Атмосфера урока способствует созданию условий для восприятия фактического материала о жизни и творчестве поэтов, понимания стиля и манеры Евтушенко, Вознесенского, Окуджавы. Использование фотографий, фонограмм, живого голоса поэтов дает возможность раскрыть особенности судьбы и творчества мастеров слова.
-
Урок внеклассного чтения по книге А.Грина "Алые паруса" в 8-м классе 2008
На уроке внеклассного чтения по книге А. Грина «Алые паруса» проводится анализ повести в форме размышления, беседы. Главной целью является – пробуждение у учащихся интереса к православному учению как благодатному источнику, формирующему сознание и поведение сегодняшнего россиянина. На уроке прослеживается связь литературы с православием. Домашнее задание является логическим продолжением урока. Урок будет интересен педагогам, осуществляющим связь литературы с православием и работающим по технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, а также тем, кого волнуют проблемы духовно-нравственного воспитания.
-
Разработка урока "Образ памятника в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»" 2008
Разработка урока была подготовлена для 9-го класса национальной школы на основе лекций Р.Храмцовой по курсу «Анализа поэтического текста в 5–11-х классах» Педагогического университета «Первое сентября». В работе сопоставляются стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и тексты предшественников: Ломоносова и Державина, на основе которых у учащихся развиваются умения сопоставления стихотворений, поиска значимых формальных элементов, воспитывается культура групповой работы с текстом.
-
Читательская конференция по повести В.Распутина "Живи и помни" 2008
Читательская конференция по повести В.Распутина «Живи и помни» проводилась с целью воспитания у учащихся чувства уважения к старшему поколению и чувства личной ответственности за судьбу Родины, семьи, близких. Перед конференцией была проведена подготовительная работа: каждый ученик перечитал повесть, ответил на вопросы, написал сочинение на тему «Война глазами детей».
-
Урок-рецензия в технологии педагогических мастерских "Война прошла по жизни страшным крошевом" (по повести В.П. Астафьева "Пастух и пастушка", 11-й класс) 2008
Урок рассчитан на 2 часа и предполагает на основе домашнего чтения анализ текста на уроке (групповые задания), а также обращение к прошлому семьи учащихся (через старые фотографии, сохранившиеся письма с фронта, вырезки из фронтовых газет, воспоминания родителей, семейные реликвии).
-
Изучение повести Л.К. Чуковской "Софья Петровна" в школе 2008
Урок выдержан в интерактивной методике полифонической беседы: проблема психологии человека не думающего рассматривается с разных точек зрения. Главная цель учителя – пробудить горячий интерес к творчеству Л.К. Чуковской, уникальной личности в истории русской культуры, человека, спасшего честь русской интеллигенции, автора таких памятников эпохи, как «Записки об Анне Ахматовой», «Памяти детства», «Спуск под воду», «Прочерк» и других так и не прочитанных на глубине произведений.
-
Г.Х. Андерсен. Сказка "Снежная королева" (5-й класс). Заключительный урок в технологии сказкотворчества 2008
Урок проводится после знакомства со сказками Андерсена и представляет собой "сказочное путешествие по сказке". Учащиеся идут вслед за любимыми героями сказки и при этом фантазируют, вспоминают отдельные детали, интерпретируют эпизоды глазами других действующих лиц, размышляют над проблемами, основываясь на своем жизненном опыте, и даже пытаются адаптировать сказочных героев в нашем времени.
-
Интегрированный урок (литература + музыка + изобразительное искусство) по теме "Фет. Поэт-музыкант. Поэт-художник" 2008
Цель урока: ввести учащихся в сложный мир фетовского стиха; рассмотреть особенности поэтического таланта А.Фета; выявление выразительных средств, придающих музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; анализ изобразительных приемов, связанных с созданием импрессионистического образа природы в его лирике.
-
Итоговая литературная игра по древнерусской литературе и по литературе XVIII в. в форме телевизионной игры "Умники и умницы" 2008
Литературная игра – это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Игра может проходить как традиционная викторина, конкурс между командами, но можно различные телевизионные конкурсы адаптировать к школьным условиям. Для уроков литературы как нельзя лучше подходит игра «Умники и умницы», которая дает возможность учащимися проявить себя в каком-то новом качестве, показать эрудицию, смекалку, логику.
-
Разработка урока для 11-го класса гуманитарного профиля национальной школы "Традиция образа памятника в поэме А.Ахматовой "Реквием" 2008
Разработка урока подготовлена для 11-го класса гуманитарного профиля на основе лекций Р.Храмцовой по курсу «Анализа поэтического текста в 5–11-х классах» Педагогического университета «Первое сентября». В работе сопоставляются текст стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и отрывок из поэмы А.Ахматовой «Реквием». Разработка урока поможет насыщеннее провести урок, обобщить знания по образам поэмы А.Ахматовой «Реквием» и традициям развития образов в русской литературе, развивать умения по сопоставлению стихотворений, поиску значимых формальных элементов, воспитывать культуру групповой работы с текстом.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гражданин. Гражданственность. Патриотизм" 2008
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся.
-
Анализ текста художественного произведения. Рассказ Л.Андреева "Кусака" 2008
Обучение приемам анализа художественного текста на уроке литературы в 7-м классе по теме «Анализ художественного произведения. Рассказ Л.Андреева «Кусака»; развитие речи детей, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; воспитание чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к «братьям меньшим», понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века - «Человек и окружающий мир».
-
Урок-откровение "Жизнь и житие братьев Кузьмёнышей" (по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая") 2008
Чтение и текстуальный анализ повести А.Приставкина, отдельных глав, эпизодов, сцен, описаний позволяют познакомиться с жанровыми особенностями произведения, выявить роль словесных и сюжетных мотивов в художественном повествовании, определить стилевое своеобразие. Анализ содержания художественного произведения через триединое «автор – образ – читатель» помогает прийти к постижению авторского замысла – «открыть до конца» правду о войне.
-
Конспект урока-презентации в 11-м классе "М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность" 2008
Представлен конспект урока-презентации в 11-м классе "М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность". Представленный материал познакомит учащихся с основными периодами жизни писателя, сложной судьбой его произведений. Компьютерная презентация содержит фотографии писателя, его родственников, отрывки из писем, воспоминания близких Булгакову людей.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Один день в городе Калинове" (по драме А.Н. Островского "Гроза") 2008
Урок литературы в 10-м классе на тему «Один день в городе Калинове (по драме А.П.Островского «Гроза»)» проходит в форме необычной экскурсии в XIX век. На протяжении всего урока главными гидами являются – литература, живопись, музыка, театр. С помощью этих необычных средств десятиклассники узнают много любопытного о городе Калинове и его обитателях. В ходе урока ученики знакомятся с миром купечества, учатся раскрывать различные стороны конфликта, участвуют в театрализации жизни героев изучаемого произведения. Изучение темы урока в необычной форме способствует развитию творческих способностей и возможностей обучающихся, воспитывает художественно-эстетический вкус старшеклассников и их читательскую культуру.
-
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. М.Пришвин "Выскочка" 2008
Конспект урока по рассказу М.М. Пришвина "Выскочка". На уроке совмещается отработка приемов акцентного вычитывания, анализа текста и знакомство с окружающей средой. Приведен фактографический материал о жизни и творчестве писателя.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе по теме "Особенности поэтики А.Блока ("Стихи о Прекрасной Даме") 2008
Урок показывает влияние философии В.С. Соловьева на А.Блока на поэтов-символистов, сопоставляет поэтику символизма и поэтику Блока, анализируя стихотворения, вошедшие в книгу "Стихи о Прекрасной Даме".
-
Интернет-занятие курса по выбору "Жизнь моя – Россия". Творчество В.М. Шукшина в контексте русской культуры 2008
Виртуальная экскурсия по родине В.М. Шукшина дает возможность погрузиться в его биографию и творчество. И вместе с тем расширяет возможности детей в получении необходимой информации самостоятельно и по тем сайтам, которые указаны в маршрутных листах. Презентация, использованная на занятии, позволит заострить внимание на наиболее важных объектах экскурсии.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова" 2008
Урок литературы в 9-м классе посявящен творчеству М.Ю. Лермонтова, на котором происходит постепенное проникновение во внутренний мир и любовную лирику поэта. Учащимся предстоит понять противоречия и страдания, происходящие в душе поэта, научиться текстуальному анализу стихов.
-
План-конспект урока литературы "Перекличка веков". Анализ стихотворения М.Цветаевой "Плач Ярославны" 2008
В статье представлен урок по литературе. В течение урока анализируется стихотворение М.Цветаевой "Плач Ярославны". План-конспект составлен на основе учебного плана "Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе".
-
Интегрированный урок (татарская литература + математика) в 9-м классе по теме «Бабушкин сундук» и арифметическая прогрессия" 2008
Предлагаем интегрированный урок татарской литературы и математики в 9-м классе. На уроке учащиеся знакомятся с культурой татарского народа «Бабушкин сундук», и по ходу урока решаются задачи арифметической прогрессии. В тексте задач использованы предметы, находящиеся в сундуке.
-
Разработка урока, 10-й класс, по теме: "Трагедия Ларисы Огудаловой" 2008
Одним из принципов обучения в современной школе является интеграция, которая позволяет рассматривать изучаемое явление с точки зрения различных наук. Интегрирование направлено на создание единой картины мира на научной основе; ликвидацию повторения и дублирования материала в разных предметах; осуществление взаимосвязи различных предметных систем знаний; разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников и педагогов, так у каждого из них высвобождается время для самостоятельной и индивидуальной работы.
-
Урок-семинар в 10-м классе на тему "Человек и природа" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" "Снег падает по-разному" 2008
На уроке литературы в 10-м классе учащиеся обобщают свои наблюдения, связанные с изображением природы, в процессе анализа романа Л.Н. Толстого "Война и мир"; учатся выражать мысль, опираясь на текст.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Путешествие в мир поэзии" 2008
Задача учителя – познакомить ребят с жанром поэзии, научить понимать самого поэта, увидеть мир, скрывающийся за одной фразой, словом, звуком. Поэтому обращаюсь к путешествию, т.к. именно эта форма поможет понять разницу между прозой и поэзией, настоящими стихами и рифмованными фразами. "Путешествие" поможет разглядеть своих учеников, потому что такой урок должен заканчиваться чтением стихов, которые ребята подготовили и выучили наизусть дома.