Литература
-
Внеклассное чтение по роману А.Грина "Алые паруса" (2 часа) "Мечты и действительность". 7-й класс 2008
В работе приводится подробный конспект урока с постановкой проблемного вопроса: способен ли человек совершать чудеса своими руками? Чтобы решить проблемный вопрос, рассматривается роман-феерия Грина в трёх аспектах: мир А.Грина, мир Ассоль, мир Артура Грэя.
-
"Фет и Тютчев: Штрихи к двойному портрету". Сценарий литературной гостиной 2008
Сценарий литературной гостинной для учащихся 10–11-х классов. Данный материал предоставит возможность учащимися более полно познакомиться с жизнью и творчеством двух великих русских поэтов, узнать о самых прекрасных и трагических мгновениях их судьбы. Может быть использован для проведения литературных вечеров на базе школьной библиотеки, во внеклассной работе, а так же при изучении отдельных тем на уроках литературы.
-
Урок литературы по теме "Иван Андреевич Крылов. Книга мудрости самого народа" 2008
Урок литературы углубляет знания учащихся о личности и творчестве И.А. Крылова, закрепляет умения давать характеристики литературного героя.
-
Литературная викторина — читательский дневник. "И.С. Тургенев и его роман «Отцы и дети»" 2008
Викторина предполагает подведение итогов изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", может быть проведена на уроке или как внеклассное мероприятие. Каждый конкурс викторины обыгрывается как глава читательского дневника, предваряется эпиграфом. В "читательском дневнике" викторины 7 глав: "Эрудит", "Поле чудес", "Великий и могучий", "Одиссея", "Дуэль", "Афиша", "Одежонка".
-
Внеклассное мероприятие "Голос своего поколения" по творчеству А.А. Ахматовой 2008
Внеклассное мероприятие проходит в форме поэтического вечера. Учащиеся входят в зал под музыку Шопена (Вальс "До диез минор"). Необходима серьёзная подготовка с детьми, так как весь вечер проводят они, под чутким руководством педагога. Дети заранее готовят чтение стихов Ахматовой наизусть под музыку. Приведённый материал необходимо заранее распределить по учащимся. Педагог должен знать, кто сидит, за каким столиком (участники). Выбор стихов - дело чисто индивидуальное. Весь вечер сопровождается показом слайдов.
-
Урок литературы в 9-м классе "Дуэль" по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2008
"Дуэль" занимает определённое место в системе уроков. Рассмотрены образы, герои характеры Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги. Мы должны выяснить, что привело героев к конфликту, почему дуэль состоялась. Урок построен таким образом, чтобы учащиеся размышляли. Учитель не даёт готовых ответов, не навязывает своё мнение, а предлагает выборочное комментированное чтение отдельных эпизодов и вопросы. Ученики должны не только найти ответы на всевозможные "почему?", "зачем?", но и отстоять свою точку зрения.
-
Урок литературы "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"). 5-й класс 2008
Урок литературы "По Васюткиным тропкам" - начало знакомства с творчеством В.П. Астафьева. Цели урока: учить работать с текстом и дополнительной литературой, развивать речь и творческих способности учеников, воспитывать бережное отношение к природе. Урок предполагает наличие материалов для оформления.
-
Урок литературы в 7-м классе "Забыть или помнить?" (Тема войны в русской литературе) 2008
Урок литературы в 7-м классе призван помочь учащимся осознать, что война есть ужасное событие, которое нельзя забывать, которое может лишить человека человечности; развивать умение грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения; совершенствовать умение выразительно читать художественный текст;
-
Общественный смотр знаний "Художественный мир Достоевского" 2008
Общественные смотры знаний стали доброй традицией в нашей школе. Они помогают вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, предоставляют учащимся возможность демонстрировать свои знания не только перед учителем и одноклассниками, но и перед родителями.
-
"Кентервильское привидение" Оскара Уайльда 2008
Это 1-й урок в изучении творчества Оскара Уайльда. Цели урока: знакомство с творчеством Уайльда; возбуждение интереса к произведению Уайльда, расширение читательского кругозора; развитие речи учащихся, мышления, памяти, эмоциональной сферы; связь с уроками русского языка; воспитание правильного отношения к потусторонним силам.
-
Разработка урока литературы для 5-го класса на тему "В чем сила Герды?" (По сказке Г.К. Андерсена "Снежная королева") 2008
Представлен нетрадиционный урок - театрализованное представление. Цели урока: развитие творческих способностей учащихся, развитие речи и навыков выразительного чтения. Благодаря героям сказки школьники научатся проявлять заботу и внимание к близким людям, в очередной раз убедятся в великой силе любви.
-
Заключительный урок по творчеству И.А. Крылова в 5-м классе. Урок-путешествие "И.А. Крылов и его басни" 2008
Урок обобщает и проверить знания учащихся по творчеству И.А. Крылова.
-
Урок литературы в 6-м классе."Мир смутных вопросов и ощущений" (по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья") 2008
Дифференцированный подход к обучению позволяет ученику реализовать свои возможности, самостоятельно выбрать те задания, с которыми он сможет успешно справиться. В представляемом уроке, чтобы создать ситуацию успеха, предлагаются задания двух уровней: на "4" и на "5", учитывая при этом потенциальные возможности всего класса.
-
Конспект урока по литературе "Лицейский период в жизни А.С. Пушкина". 8-й класс 2008
Данный урок помогает систематизировать знания учащихся по теме "Лицейский период в жизни А.С. Пушкина".
-
Заочное путешествие по пушкинским местам для учащихся начальных и средних классов "Этот удивительный Александр Серггевич…" 2008
Данный урок, относящийся к нестандартным, проводится в форме заочного путешествия по пушкинским местам; является результатом творческой работы группы учителей и предназначен для учащихся 3-4-х и средних классов.
-
Итоговый урок по сказу Н.С. Лескова "Левша" 2008
На конференции рассматривается актуальная тема - роль современного отца в воспитании ребёнка, так как в наших семьях часто бывает так, что после рождения ребенка главными лицами в семье становятся младенец и его мать. А отец отодвигается "на вторые роли". Подробно освещается роль отца в воспитании сына и отдельно - в воспитании дочери. Предложено проведённое исследование "Отец семейства". Материал может быть использован классными руководителями, психологами и администрацией школ.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог" 2008
На данном уроке используется компьютерная презентация. В нее включены самые известные портреты А.С. Пушкина, выполненные знаменитыми художниками, а также малоизвестные портреты поэта в раннем и подростковом возрасте. Рассматривание портретов поможет учащимся справиться с таким видом работы, как словесное рисование после прочтения пролога к поэме "Руслан и Людмила". Применение ИКТ на уроке, бесспорно, способствует формированию у пятиклассников интереса к личности и творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина.
-
План урока литературы. Урок развития речи "Подготовка к сочинению в жанре дневниковых записей" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") 2008
Сочинение – один из самых трудных видов деятельности учащихся, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русского языка литературы, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Перед учителем стоит важная задача: пробудить творческие способности, вызвать интерес к сочинению, ведению личного дневника, развить навыки, привить культуру, воспитывать уважительное отношение к моральным заповедям.
-
Учебно-воспитальный проект "Новая жизнь Чистопольских страниц" 2008
Проектная форма работы наиболее эффективна для решения образовательных задач и реализации личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию. Работа по реализации проекта способствует органичному проявлению межпредметной интеграции и развитию социокоммуникативной компетенции учащихся. Литературно-краеведческая направленность проекта предполагает широкое использование регионального компонента, содействие воспитанию гражданственности и патриотизма, формированию активной жизненной позиции.
-
Система индивидуальных, групповых и творческих заданий по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2008
Цель предлагаемой системы заданий по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": опираясь на теорию М.М. Бахтина о своеобразии взаимоотношений автора и героя в произведениях Ф.М. Достоевского и опыт преподавания романа "Преступление и наказание" в школе, предложить свою систему работы над образом главного героя романа Родиона Раскольникова.
-
Анализ художественного текста как основа формирования исследовательской культуры старшеклассника (на примере изучения темы "Своеобразие художественного мира Платонова") 2008
Познавательная активность формируется на основе творческой инициативы, навыков самостоятельного движения в информационных полях, на основе развития рационально-логической и эмоционально-образной составляющих мировоззрения личности. Комплексный анализ художественного теста, лингвистические и литературоведческие задания аналитического характера на основе сравнения, сопоставления, синтеза формируют исследовательскую культуру старшеклассников. В рамках вопроса представлен комментированный конспект урока по теме "Своеобразие художественного мира Платонова".
-
Литературная гостиная "Сердца весёлые они миру несли" (Поэты о земле Кузнецкой) 2008
Литературное краеведение последние годы стало неотъемлемой частью учебного процесса, и произведения местных авторов нашли свое место в школьной программе. Литературная гостиная «Сердца веселые они миру несли» знакомит школьников с творчеством поэтов Кузбасса Василия Федорова и Виктора Баянова.
-
Факультативное занятие по УМК "Вокруг тебя — Мир…" в 7-м классе. Тема: "Свеча, которая не гаснет…" (по рассказу С.Н. Сергеева-Ценского "Первая русская сестра") 2008
Материалы факультативного занятия по курсу УМК "Вокруг тебя - Мир ..." могут быть использованы на уроках внеклассного чтения и развития речи. Рассказ С. Сергеева-Ценского отличается гуманистической направленностью, гуманитарными идеями, мощным нравственным потенциалом, а также достоверными историческими фактами о зарождении Российского движения Красного Креста. Занятие строится с опорой на коммуникативно-речевую деятельность обучающихся, используется текстоцентрический анализ текста, методы личностно-ориентированного и формы интерактивного обучения.
-
"Уроки жизни" (по сказки А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"), 5-й класс 2008
Представлен конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители" в 5-м классе. На уроке особое внимание акцентируется на нравственных уроках, полученных главным героем, и их практическом значении в жизни современных детей.
-
Литературная гостиная "Про всё на свете" 2008
Литературная гостиная посвященная 120-летию со дня рождения С.Я. Маршака с целью познакомить с творчеством Маршака, сформировать у детей устойчивый интерес к чтению, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга, а также развивать творческие способности учеников.
-
"Праздник души" в рассказах В.Шукшина (7-й класс) 2008
Цели урока-исследования с элементами мастерской: формирование умения самостоятельно исследовать художественное произведение, развивать навыки творческого чтения литературного произведения, исходя из его специфики - искусства слова, расширения представления учащихся об особенностях индивидуальной манеры Шукшина, формирование нравственных качеств личности, воспитание патриотизма, интереса к "малой родине".
-
Творческая педагогическая мастерская "Подвиг" (русская литература; 6-й класс). "Подвиг Геракла" 2008
Мифология - самый большой раздел в программе русской литературы 6-го класса, он несет в себе не только большой информационный, но и воспитательный потенциал. Именно поэтому нам представляется уместным завершить изучение этой темы Мастерской. Мифы народов мира вызывают большой интерес у детей, поскольку заключают в себе много загадок и тайн, волшебства, героизма, что очень значимо для детей этого возраста. Форма Мастерской дает возможность детям вжиться в тему, прочувствовать ее, пробудить их интерес и помогает реализовать их творческие возможности.
-
Урок русской литературы в 7-м классе "Из зерна добра — цветок добра" по рассказу А.Платонова "Юшка" 2008
Представлен конспект урока русской литературы в 7-м классе по теме: "Из зерна добра - цветок доброты" по рассказу А. Платонова "Юшка".
-
Литературно-музыкальная композиция "История великой любви. Полина Виардо в жизни И.С. Тургенева" 2008
Творчество И. С. Тургенева относится к числу самых блестящих страниц в истории литературы XIX века. Превосходный стилист, глубокий психолог, талантливый художник, чуткий не только к стремительному ходу времени, но и к мимолетной красоте, он создал поистине классические произведения. Несмотря на все это, жизнь писателя сложилась не очень счастливо. Его единственной любовью и музой была известная французская певица П. Виардо, за которой он преданно следовал всю жизнь. Истории этой великой любви и посвящена литературно-музыкальная композиция.
-
Урок внеклассного чтения по книге А.Грина "Алые паруса" в 8-м классе 2008
На уроке внеклассного чтения по книге А. Грина «Алые паруса» проводится анализ повести в форме размышления, беседы. Главной целью является – пробуждение у учащихся интереса к православному учению как благодатному источнику, формирующему сознание и поведение сегодняшнего россиянина. На уроке прослеживается связь литературы с православием. Домашнее задание является логическим продолжением урока. Урок будет интересен педагогам, осуществляющим связь литературы с православием и работающим по технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, а также тем, кого волнуют проблемы духовно-нравственного воспитания.