Тема: Забыть или помнить?
Цели:
- помочь учащимся осознать, что война есть ужасное событие, которое нельзя забывать, которое может лишить человека человечности;
- развивать умение грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;
- совершенствовать умение выразительно читать художественный текст;
- «развивать то, что есть в душе» ( В.Непомнящий), продолжить формирование системы нравственных ценностей.
Оборудование урока:
- портреты М.Шолохова, В.Быкова;
- компьютер,
- мультимедиа,
- СД «История России. 20 век», «Литература»;
- распечатки на каждой парте с фрагментами художественных текстов.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний учащихся
Учитель (обращается к портретам на
доске).
На предыдущих уроках мы познакомились с вами с
рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и
повестью В.В. Быкова « Круглянский мост». Оба эти
произведения о войне. Нас с вами , как и авторов, в
первую очередь волновали нравственные вопросы,
связанные с поведением человека в такой
ситуации. когда в нем способны развиваться как
худшие, так и лучшие стороны его натуры.
Вопрос классу. Вспомните, как
назывался урок знакомства с повестью
«Круглянский мост».
(«Меня интересует, в первую очередь, не сама
война… но, главным образом, «нравственный мир
человека»)
Человек на войне. «Вечное» и «преходящее», доброта и человечность. Эти слова звучали на каждом уроке.
Проверка домашнего задания. Задан был вопрос: что говорят о человеке писатели, в чем пытаются нас убедить? В ответе использовать описание картины «Притча о слепых».
Ответ ученика. Оба автора , каждый по-своему, делятся с нами своими мыслями о вечных истинах. М.Шолохов говорит о силе добра и человечности, рассказывая о том, как «колесо истории» не пощадило Андрея Соколова, но не убило в нем человека. В.Быков в повести «Круглянский мост» опасается нравственной слепоты своих героев и хочет, чтобы люди прозрели духовно, сделали правильно свой нравственный выбор. Что может произойти с человеком, если наступит духовная слепота, ярко представил нам нидерландский художник Питер Брейгель на картине «Притча о слепых». «Вечное» - доброта и человечность – должно торжествовать. Вот что утверждают М.Шолохов и В. Быков.
Учитель. Сегодняшний урок – продолжение разговора о «вечном» и «преходящем» в жизни человека.
2. Определение темы, цели и постановка проблемы
А) Определение темы
Учитель. Предлагаю вам подумать и сформулировать тему нашего занятия самостоятельно.( Мотивирующий прием «яркое пятно»).
Задание классу (распечатки на партах): прочитайте выразительно отрывки из стихотворений, определите ключевые слова.
Константин Мамонтов.
Забыть нельзя разорванное небо,
Друзей своих могильные холмы,
И каравай простреленного хлеба
В хозяйственных ладонях старшины…
ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ! УЖЕЛИ МЫ ЗАБУДЕМ?
Юлия Друнина.
Я хочу забыть вас, полковчане,
Но на это не хватает сил,
Потому что мешковатый парень
Сердцем амбразуру заслонил,
Потому что полковое знамя
Раненая девушка несла –
Скромная толстушка из Рязани,
Из совсем обычного села.
Все забыть,
И только слушать песни,
И бродить часами на ветру,
Где же мой застенчивый ровесник,
Наш немногословный политрук.
Я хочу забыть свою пехоту.
Я забыть пехоту не могу.
Беларусь.
Горящие болота.
Мертвые шинели на снегу.
СД «История России. ХХ век». Фрагменты хроники войны. «Партизаны» и «Бабий яр». (Приложение 1)
Задание классу: посмотрите хронику войны, соотнесите увиденное с ключевыми словами и сформулируйте тему урока в форме проблемного вопроса.
Тему записываем после обсуждения в тетрадь.
Б) Постановка проблемы и цели
Учитель. Забыть или помнить? Такой вопрос ставили перед собой и В. Быков, и жители блокадного Ленинграда, и узники концлагерей, ставят те, кто никогда не видел войны. Тема урока определила и проблему.
Что же мы должны с вами решить? Поставьте перед собой цель.
Ответы учеников.
3. Решение проблемы
А) Индивидуальные задания (информация, мини-сочинение, воспоминания)
Учитель. Каждое поколение решает для себя, что преходяще, а что – вечно. Забыть или помнить? Давайте обратимся к тем, кто был участником событий. Как бы они ответили на этот вопрос?
Задание классу: прослушайте выступления ребят и скажите, чем стала война для героев их рассказов.
1 ученик. Вот что рассказала Ольга
Берггольц: «…От одного фонарного столба до
другого… Под фонарные столбы после обстрелов
подтаскивали изуродованные трупы горожан.
Дистрофики обнимали фонарные столбы, пытаясь
устоять на ногах, и медленно опускались к их
подножию, чтобы больше не встать…
Уже за Невской тропинку мою пересекала
поперечная. И так случилось, что в ту минуту,
когда я подошла к этому малому перекрестку,
столкнулась я с женщиной, замотанной во
множество платков, тащившей на санках гроб,
собственно говоря, даже не гроб, а что-то
вроде комодного ящика. Может быть, это даже и
был комодный ящик, заколоченный сверху фанерой.
Она тащила его, всем корпусом наклоняясь вперед,
почти падая. Я остановилась, чтобы пропустить
гроб, а она остановилась, чтобы пропустить меня,
выпрямилась и глубоко вздохнула. Я шагнула, а она
в это время рванула саночки. Я опять стала. А
ей уже не сдвинуть с места санки: наверное, они
наскочили на какую - нибудь выбоинку
или бугор на тропинке, и стоят они прямо около
моих ног. Она ненавидяще посмотрела на меня из
своих платков и еле слышно крикнула:- Да ну, шагай!
И я перешагнула через гроб, а так как шаг пришлось
сделать очень широкий, то почти упала назад и
невольно села на ящик. Она вздохнула и села
рядом.- Из города? – спросила она.
– Да
– Давно?
– Давно, часа три, пожалуй.
– Ну что там, мрут?
– Да .
– Бомбит?
– Сейчас нет. Обстреливает.
– И у нас тоже. Мрут и обстреливает.
… Потом мы встали, обе взялись за веревку ее
санок и перетащили гроб через бугорок, на котором
он остановился. Она молча кивнула мне. Я – ей. И
опять, от столба к столбу, пошла к отцу. Встреча с
женщиной, тащившей комодный ящик-гроб, и перекур
с нею ничего не шевельнули во мне тогда. Я
только подумала: «Теперь не присяду до завода
Ленина. А у завода съем кусочек хлебца».
Только спустя время поэтесса напишет в своей
книге «Дневные звезды» о ленинградской блокаде,
о том, что ей такое НЕ ЗАБЫТЬ:
Тяжело идти среди сугробов:
спотыкаешься , едва бредешь.
Встретишь гроб – не разминуться с гробом.
Стиснешь зубы и – перешагнешь.
Друг мой, друг, и я, как ты, встречала
сотни их, ползущих по снегам.
Я, как ты, через гробы шагала…
Память вечная таким шагам.
Память вечная, немая слава…
2 ученик. Вегеря Петр Иванович –
участник Великой Отечественной войны, наш
подшефный ветеран. Награжден медалями «За победу
над Германией», «За победу над Японией», орденом
Великой Отечественной войны.
Вот что он рассказал нам при нашей встрече: «В 1941
году мы жили на Украине, попали в оккупацию,
освободили лишь в 1943 году. Всю мою жизнь стоят
перед глазами виселицы, которые никогда не были
пустыми. Не было дня, чтобы не раздавались
крики, когда забирали близких и уводили на
расстрел. Тогда мне было страшно, но я дал
себе слово, как только нас освободят (о смерти
почему-то не думал), обязательно пойду на фронт,
чтобы отомстить. В 16 лет после освобождения из
оккупации пошел в истребительный батальон, затем
переправили на Дальний Восток. Никогда не забуду
я кровавых дней, слезы матерей. Этого никому не
забыть».
3 ученик. Мы познакомились с повестью Василя Быкова «Круглянский мост», впереди и другие его произведения. Все они о войне, вернее о человеке на войне. И если бы мне довелось самому спросить его: «Сможете ли вы забыть те годы, дни, минуты?» Мне кажется, что он бы ответил так: « Многое мне пришлось пережить в эти годы. Голодные рыли окопы в августе 41, потом отступали с армией до Воронежа. Воевал командиром стрелкового взвода, взвода автоматчиков, взвода «сорокопяток». Был ранен дважды, лежал в госпиталях. Тяжело раненный под Кировоградом, чудом спасся. Выполз из хаты, которую через несколько минут раздавили немецкие танки. Меня подобрали санитары другой части, а в полку посчитали погибшим. В 1944 году семья получила извещение, что командир Василь Быков погиб смертью храбрых. Долгое время на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в списке погибших числилась и моя фамилия (узнал об этом через несколько лет после войны). Никогда мне не забыть тех, с кем довелось мне воевать. Мои произведения – память им. Хочу, чтобы все помнили о них, никогда не забывали о том, что они умирали за вас, за ваше будущее».
4 ученик. Андрей Соколов. Герой рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», на долю которого выпали суровые испытания: он воевал, был в плену, потерял близких. Как нам, читателям, не забыть его глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, смертной тоской, что в них трудно смотреть», так и ему не забыть и не простить себе свою невольную жестокость по отношению к жене в минуты прощания, не забыть тех зверств и жестокостей, на которые насмотрелся он в лагере, не забыть глубокой воронки на месте своего родного дома, не забыть своего убитого сына. Не забудет и вытерпит, и преодолеет все на своем пути ради того, чтобы вырастить приемного сына, который, повзрослев, как и он, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
Вывод в тетрадь. Для них война – страшное и ужасное событие, которое нельзя забывать. Такие события бесследно пройти не могут. Гибнут близкие, рушатся надежды и мечты.
Учитель. Писатель В.Богомолов сказал: «Я убежден, что из-за войны в жизни персонажей моих рассказов, как и в жизни каждого человека, «что-то не состоялось».
Б) Обращение к современности
Учитель. Спустя десятилетия эта тема все еще остается актуальной. Ведь все еще звучат выстрелы на земле. Вопрос «забыть или помнить?» стоит и сейчас.
(Побуждающий диалог. Учитель приводит примеры из жизни, а ученики должны привести противоположные примеры).
Учитель Врачи из разных стран
мира Взрослые и дети до сих пор Ученики школ города |
Ученики Боевики и террористы
Группа подростков устроила |
– Послушайте фрагмент интервью с юнармейцами нашего школьного отряда, который не раз становился лучшим в городе.
В) Вопрос: почему так происходит, что руководит одними, а что – другими?
Г) Вспомните героев М.Шолохова и В. Быкова. Какую позицию занимает каждый?
Андрей Соколов Крыжнев
Маслаков Бритвин
Ляхович
Д) Продолжите мою мысль: Если человек теряет свое человеческое обличие. свой «нравственный стержень», ОН (способен превратить мир в мир Бритвиных, Крыжневых. И тогда в их воле разбить и уничтожить землю, на которой мы живем. Они не понимают, не осознают, что сами превратили себя в страшных, безобразных слепцов. Их нельзя назвать людьми ).
Е) Ученическая презентация «Нам не дано забыть». (Приложение 2).
(Использование ресурсов Интернет. Данные о погибших в концлагерях, фотографии)
Учащиеся должны определить надпись на последнем слайде.
4. Творческая лаборатория. «Твой нравственный выбор»
При итоге учитель обращает внимание на иллюстрации учебника на странице 191.
5. Домашнее задание: стр. 190-191, вопрос 14 выполнить письменно.
Заключительное слово учителя. Каждый
из вас сделал свой нравственный выбор, я думаю,
правильный.
Надо помнить. Ну, а если вам пока трудно
ответить на вопрос урока, то пусть
слова писателя Юлиуса Фучика помогут вам в
этом ( написаны на доске):
«Об одном прошу тех, кто переживет это время: не
забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых .
Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал
за себя и за вас. Я не хочу, чтобы были забыты
товарищи, которые погибли честно, мужественно
защищаясь, сражаясь на воле или в тюрьме.
Я не хочу также, чтобы позабыли тех из
оставшихся в живых, кто столь же честно и
мужественно помогал нам в самые тяжелые часы.
Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы
оно было прекрасно, подобно изваянию,
высеченному из камня».