Урок литературы в 9-м классе "Дуэль" по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Разделы: Литература


Тема: “Дуэль” (анализ 6 главы) (Слайд № 1)

Цель:

  • Показать, почему 6 глава является кульминацией романа; рассмотреть, как раскрываются характеры героев во время дуэли, отношение автора к героям.
  • Развитие навыков работы с текстом; образного мышления.
  • Воспитание чувства дружбы, порядочности, чести.
  • Психологический настрой: создание обстановки, приятной для общения, ситуации успеха.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Компьютерная презентация.
  3. Ария ленского (что день грядущий мне готовит?) Из оперы “евгений онегин” на диске.

Эпиграф к уроку (учащиеся самостоятельно подбирают эпиграф).

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя (слайд № 2)

1.- И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой…

Откуда эти строки, кому они посвящены, кто автор?

2. - Сегодня мы поговорим о дуэли. Что такое дуэль? (слайд № 3)

Как вы думаете, что может быть причиной дуэли? Наш разговор пойдёт о чести и бесчестии, о дружбе мнимой и настоящей.

3. -Давайте вспомним, как развивались события в 5 главе (29 – 31), ХL1 (41) – 45, в каких отношениях были Онегин и Ленский накануне дуэли?

ВЫВОД: Онегин и Ленский – друзья. На чём основана их дружба? (“Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза…”) Автор утверждает, что их дружба от “делать нечего”, от скуки. Настоящие дружеские отношения могут зародиться от скуки? Тем не менее, если раньше Онегин избегал визитов соседей, то общению с Ленским он рад. (слайд № 4)

-Из-за чего произошла дуэль? Ленский пригласил Онегина на именины к Татьяне. Онегин не хочет никого видеть (потому что “куча будет там народу”), но потом соглашается. Почему?

Когда Онегин появляется в доме Лариных, он понимает, что Ленский его обманул. В довершение всего его “сажают против Тани”.

ВЫВОД: Онегин решается отомстить Ленскому. Каким образом?

Онегин приглашает на танец невесту Ленского – Ольгу и весь вечер танцует только с ней.

Как ведут себя герои в этой сцене?

Онегин – мстит (для него это развлечение). Онегин, попадая в привычный ему мир, вспоминает стиль поведения на балу.

Ольга – не считает себя опозоренной, всё воспринимает как игру.

Ленский – взбешён, обесчещен. Как Она и Он посмели?! Так друзья не поступают.

Созданный им мир (идиллия) рушится.

Онегинская игра с чувствами (Ленского и Татьяны) превращается в игру с судьбами.

Почему Онегин так поступает с Ленским? Почему Ленский решается на дуэль?

(1) романтическому герою необходим подвиг. (слайд № 5)

(2) защитить честь, чью?! – свою!

II. Анализ 6 главы.

  1. Эпиграф (проанализировать)
  2. Строфы 1 – 19 (выборочное чтение, комментарий) – ссора, вызов на дуэль.
  3. Беседа по вопросам:
  • Кто виноват? Докажите.
  • Можно ли было избежать дуэли? Кто мог это остановить? Онегин? Ленский? Татьяна? Ольга? Зарецкий? Кто-то другой?

Или, по вашему мнению, дуэль должна состояться? Почему?

Перед дуэлью Ленский навещает Ольгу. (Ария Ленского) Он видит, что Ольга также любит его, что она “ни в чём не виновата”. Вот сейчас бы остановиться и понять, что причина для дуэли – пустяковая. Стоит ли? Ленский не понимает, что на самом деле произошло. И он ищет другую причину для дуэли: теперь он должен защитить честь Ольги. Только нужна ли ей такая жертва?

  1. Дуэль – кульминация романа. Самый напряжённый момент. Читая, всегда надеешься, что друзья помирятся. (слайд № 6)
  2. Чтение строфы ХХVI.

Зарецкий – знаток дуэлей. Но он первый нарушает основные пункты неписаного дуэльного кодекса: он не предложил противникам примириться, а это его прямая обязанность. Онегин опаздывает на целый час, а значит, рискует своей честью. Кажется, он сделал всё, чтобы дуэль не состоялась.

Сцена дуэли (27 – 35 строфы), (слайд № 7, 8)

Романтичный поэт, мечтающий совершить подвиг, сделать что-то необыкновенное в этой жизни, убит своим другом на дуэли. Романтизм разбился о действительность.

Почему дуэль состоялась? Почему, Онегин, искренне любивший своего друга, согласился на этот поединок? Почему он стрелял первым, если не очень дорожил жизнью и совсем не хотел убивать Ленского?

(Собственное Я: Я хочу, желаю, могу, уважаю только себя, не хочу ронять “престижа”, объявят трусом…) Для него мнение света оказалось выше дружбы.

Что значат для него понятия ЧЕСТЬ, ЛЮБОВЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ, ДРУЖБА? А для Ленского?

А.С. Пушкин говорил: “Всё, что грозит гибелью, для человека очень привлекательно”. Но главное “для порядочного человека дуэль оказывалась единственным средством защитить свою честь и честь своих близких”. 27 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина и Дантеса.

Дуэль – это преступление? Докажите.

Дуэль – кульминация, переломный момент в судьбах героев:

Ленского – …

Татьяны – вот он, её герой!

Онегина – (эпиграф ко всему роману)

  1. Кто был убит на дуэли? Будущий помещик или поэт? (строфы 37 – 39)
  2. В конце 6 главы Пушкин нарисовал два возможных “удела”, ожидающих Ленского: (по тексту)

1. Удел великого поэта;

2. Удел провинциального помещика-обывателя.

Сообщение учащихся.

А.И.Герцен о Ленском: “Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского, другую жертву русской жизни… Это одна из тех целомудренных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде, – приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от этой нечистой почвы, разве только смерть…”

В.Г.Белинский О Ленском:

“…И наконец в своей постели
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

Мы убеждены, что с Ленским сбылось бы непременно последнее. В нём было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить – значит развиваться и идти вперёд. Это – повторяем – был романтик, и больше ничего. Останься он жив, Пушкину нечего было бы с ним делать…”

Учитель. Среди вариантов была и третья возможность:

…При громе плесков иль проклятий,
Он совершить мог грозный путь,
Дабы последний раз дохнуть
Ввиду торжественных трофеев,
Как наш Кутузов иль Нельсон,
Иль в ссылке, как Наполеон,
Иль быть повешен, как Рылеев.

Ленский – ещё ребёнок, а из каждого ребёнка может всегда что-нибудь получиться.

К слову. Кто из героев мог бы стать декабристом: романтичный, пылкий, мечтающий о подвиге Ленский или Онегин?

Каждый человек выбирает свою судьбу, делает выбор! Герои романа его сделали.

III. Обобщение.

ВЫВОД 1: Дуэль – защита чести. Главный герой – Евгений Онегин подвергается проверке. Честь, порядочность, дружба отступают перед мнением “света”. Ленский защищал честь Ольги.

ВЫВОД 2: Дуэль – кульминация романа, в которой проявляются характеры всех героев, переломный момент в их судьбах. Ленский как романтический герой должен был погибнуть, иначе какой бы удел ждал его?

Как автор относится к своим героям?

ВЫВОД 3: В русской литературе тема дуэли является “сквозной”. (Вспомним “Капитанскую дочку”, “Песню про купца Калашникова…”, “Выстрел”). Почему дуэль существовала? Потому что была необходимость защитить честь, других способов не было. Вспомним, что и Пушкин, и Лермонтов тоже погибли на дуэли.

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Анализ 7 главы. Подумайте над вопросом: после всего, что случилось, может ли измениться жизнь нашего героя и почему?

Приложение 1

Приложение 2