Цели:
- Познакомить учащихся с краткой биографией А. Грина и его книгой «Алые паруса»;
- развивать устную речь учащихся, логическое и образное мышление, духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова;
- пробуждать у учащихся интерес к православному учению как благодатному источнику, формирующему сознание и поведение сегодняшнего россиянина.
Оборудование:
- Репродукции картин Айвазовского
- Иллюстрации к книге «Алые паруса», нарисованные ребятами
- Книга «Алые паруса»
Тип урока: урок-размышление; беседа.
Словарная работа
Духовный – бесплотный, нетелесный, из
одного духа и души состоящий; все относящееся к
Богу, Церкви, вере; все, относимое к душе человека,
все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
Дух – бестелесное существо, бесплотный
житель недоступного нам духовного мира.
Феерия:
- Театральное представление или церковное сказочное содержание, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами
- перен – волшебное, сказочное зрелище
Дидрахма – греческая серебряная монета, равняющаяся древнееврейскому полсиклю (около 30 коп. серебром)
ХОД УРОКА
I. Организация урока
Звучит песня «Алые паруса».
- Сообщение целей и задачей урока
- Чтение словаря терминов (выступление группы знатоков русского языка ).
- Чтение учителем эпиграфа к уроку.
Не знаю, сколько пройдет лет, –
Только в Каперне расцветет
Одна сказка, памятная надолго…
А.Грин
II. Работа по теме урока
Слово учителя. Какие ваши
впечатления от прочтения книги? Прочитав книгу, я
задумалась на вопросом. Кто он – герой нашего
времени? Меннерс в «Мерседесе» или все-таки Грей,
у которого не хватает денег на алые паруса? Думаю,
что однозначного ответа на этот вопрос не будет.
Имя Грина по сей день окружено пестрым венком
причудливых и достаточно нелепых легенд. О нем не
расскажешь одним словом. Жизнь его похожа на
феерию (скорее необычную, нежели праздничную)
Это был человек со своим, ни на кого не похожим
умением видеть и понимать мир: хорошее и дурное
переплелось в нем причудливо. Больше всего он
любил и ценил в человеке живую душу. Грин прожил
тяжелую жизнь.
Рассказ ученика из группы биографов( краткая биография А.Грина).
Рассказ ученика об истории создания книги «Алые паруса».
Мечтами об «ослепительном случае и радости полны все рассказы Грина, но больше всего – его повесть «Алые паруса». Эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде в 1920 году, когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей. «Алые паруса» – поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная любовью к жизни и верой в то, что человек способен совершать чудеса.
Слово учителя. «Алые паруса» –
любимая книга множества юных мечтателей. Но
есть в ней тайна, которая по сей день сокрыта
от большинства читателей – молодых и старых.
О какой тайне идет речь?
Ответ ученицы из группы православных ученых:.
В советском прочтении Александра Грина совсем не учитывалась религиозность писателя. Чудо феерии немыслимо без веры. Грин верит в чудо и учит верить нас. Интересен случай, произошедший с писателем в Феодосии в конце двадцатых годов прошлого века. Назойливый журналист попросил дать рассказ в один из популярных в те годы атеистических сборников. Грин стал отнекиваться и, наконец, сказал: « Вы знаете, а ведь я верю в Бога». Известно, что в Старом Крыме в последние годы жизни Грин был прихожанином православной церкви и умер христианином. Религиозные мотивы в феерическом мире Грина и его простой жизни еще предстоит осмыслить кропотливым филологам и биографам. Вера Грина присутствует в его прозе неявно, неброско, но в самой глубине. Поэтому невозможно говорить о нем, как о писателе – проповеднике вроде К.С. Льюиса. Евангельские иллюзии у Грина – это те самые мелочи, которые создают все очарование и аромат его книг.
Вопрос учителя: Как называется город, где родилась Ассоль?
Ответ ученицы из группы православных ученых:
Первое, что бросается в глаза – это название
приморского городка, родины Ассоль – Каперна. В
Евангелии Капернаум – «Селение Наума» на берегу
Галилейского моря. Созвучие и сходство одного
и другого города несомненно подразумевалось
Грином, а что до других поразительных совпадений,
то они могут быть и непреднамеренными, но
все же являются необходимой частью
мозаики мифов, а стало быть, появляются
неспроста.
Капернаум в Евангелии – место проповеди
Спасителя, город, где Им было сотворено множество
чудес. Но в жестоких сердцах жителей города и
проповедь, и чудеса не пробудили ни веры, ни
любви, ни покаяния, только страх охватил
горожан. Подобно этому все жители гриновской
Каперны со страхом и возмущением встречают чудо
корабля под алыми парусами, чудо любви.
Вопрос учителя. Есть ли еще страницы книги, основанные на евангельских сюжетах?
Ответ ученицы из группы православных ученых
А вот еще одна удивительная картина из «Алых парусов», обыгрывающая, намеренно или нет, евангельский сюжет. Перед тем, как увидеть спящую Ассоль рядом с Каперной, капитан Грэй поплыл с матросом Летикой на берег, где Летика удил рыбу. Ночью матрос «Засматривал из любопытства в рот пойманным рыбам – что там? Но там само собой ничего не было». Казалось бы, ничего на значащая виньетка, забавное украшение, чтобы нарисовать такого любопытного и пронырливого персонажа. Но вот рассказ о просящих дидрахмы в Евангелии. В Капернауме собиратели подати спрашивают у Петра и его Учителя дидрахмы, и Христос говорит Петру: « Шед в море, вверзи удицу, и юже прежде имеши рыбу, возми, и отверз уста ей, обрящеши статир, той взем даждь им за Мя и за ся» (Мф 17,27). Эта рыбалка возле Капернаума. Конечно, у Грина ничего в рыбе не находят, но ведь это другое время и другие правила.
Вопрос учителя: Скажите, есть ли в повести моменты, позволяющие усомниться в христианстве Грина?
Ответ ученицы из группы православных ученых:
«Алые паруса» начинаются с рассказа о
детстве Ассоль, смерти её матери, не продавшей
честь за кусок хлеба, и мести моряка Лонгрена
ее обидчику, трактирщику Меннерсу. Напомним:
Лонгрен стоит на конце мола, «как судья», и не
бросает причал утопающему трактирщику. Вокруг
этого было много споров. Говорили о жестокости
Грина, о том, что герои его не следуют заповеди
«не убивай». И как вообще можно говорить о
христианстве и гуманизме Грина? Более того,
казалось, и сам писатель понимает безрассудную
жестокость своего героя. Как сказал Лонгрен:
«Черную игрушку я сделал, Ассоль».
Объяснение (но, разумеется, не оправдание
героя) снова приходит из Евангелия, из слов
проповеди Спасителя в приморском Капернауме: «А
кто соблазнит одного из малых сих, верующих в
Меня, тому лучше было бы, если повесили ему
мельничный жернов на шею и потопили его во
глубине морской» ( Мф, 18, 6). Так и злосчастный
Меннерс находит подобную смерть за обиду женщины
и ребенка.
Вопрос учителя: Образ Ассоль. Скажите, чем привлекает Ассоль юного читателя?
Ответ ученицы из группы православных ученых: Нас поражает ее простота, красота, смирение.
Вопрос учителя: Встречали ли вы такую Ассоль? Что служит контрастом невинной душе героини?
Ответ ученицы из группы православных ученых:
Контрастом невинной душе героини служит грубость и приземленность нравов жителей приморского поселка. Знаменательна беседа маленькой Ассоль со сказочником Эглем, который говорит ей: «Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом..» Какие печальные эти слова! Мы и сами , заметьте, начинаем подменять сказки анекдотами, а поэмы и песни – частушками. А песни, которые звучат сегодня с нашей эстрады, в большинстве своем демонстрируют примитивность и пошлость. Возможно, так с нами происходит потому, что мы отучились мечтать об идеальном и совершенном, и настолько в своих чувствах огрубели и измельчали, что не хотим или не умеем себе в этом признаться.
Вопрос учителя Какой символ книги является значительным?
Ответ ученицы из группы православных учёных. (Звучит музыка моря Дебюсси. Показ иллюстрации моря)
Один из самых значительных символов книги – это, конечно, море. Море в «Алых парусах» – это не только то великое пространство, в которое с надеждой на счастье вглядывается Ассоль, но еще и беспредельность пространства и времени того сверхъестественного мира, в котором только и может зародиться и совершиться то, что кажется невозможным для приземленного ума. Море – образ того беспредельного и вечного бытия, которое то бурно и грозно, то почти неслышно воздыхает и плещется у самого порога нашего восприятия, оставаясь недоступным пониманию. Поэтому сказочный мир, в котором живет Ассоль, – это мир чудесного, доступный лишь утонченному восприятию тех, кто умеет мечтать о вещах необычных и не свойственных рациональному миру. И главное свойство такого мира – идеальное совершенство. Но не стоит осуждать героиню за ее идеализм.
Слово учителя. О чем эта сказка, написанная человеком, узнавшим так много разочарований и так немного счастья в своей жизни? Можем ли мы увидеть алые паруса? Главная ее мысль необычно проста:
«Мечтайте о высоком и недоступном! Питайте любовь в сердце, веруйте и не теряйте надежду на то, что ваша вера будет вознаграждена!» Не об этом ли говорит нам Священное Писание?.
И в наше непростое время есть во имя чего жить, есть во что верить, и образ Ассоль – как живое воплощение строк: « По вере вашей да будет вам». России необходимы люди верящие и люди делающие. Быть именно такими учат книги Грина .
Окруженный реальностью далекой от светлой мечты, Грин не раз испытывал душевные кризисы. Мы не знаем – думал ли он в эти мгновения о Боге, но знаем, что Бог помнил о нем и вложил в его измученное сердце слова, обращенные к тем, кто еще верил, что мир – это не только кровь, голод, предательство. И вот эта книга перед нами. Давайте прочтем ее пророчество:
Ответ ученицы из группы православных ученых:
«…Однажды утром в морской дали под солнцем
сверкнет алый парус. Сияющая громада алых
парусов белого корабля двинется, рассекая волны,
прямо к тебе… тогда ты увидишь храброго
красивого принца: он будет стоять и протягивать к
тебе руки.
«Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко
отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы
увезти в своё царство. Ты будешь там жить со мной
в розовой глубокой долине. У тебя будет все, чего
только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так
дружно и весело, что никогда твоя душа не
узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку,
привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в
блистательную страну, где всходит солнце и
где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить
тебя с приездом».
Вопросы учителя:
– Встречали ли вы людей, похожих на героев повести?
– Прочитайте понравившиеся строчки книги.
Слово аналитической группе.
Итоги урока . Выводы
Оценки за урок.
Домашнее задание
– Написать сочинение-миниатюру «Что мне дало знакомство с повестью А. Грина «Алые паруса»
Литература:
1. Священник Пафнутий Жуков, Бондаренко Г.
Мы увидим алые паруса.//Мироносицкий вестник
–апрель 2003. с.14–15.
2. Смоленцев А. Александр Грин и
Вятка./Мироносицкий вестник.апрель 2003.с.15.
3. Из воспоминаний об Александре Грине.// Круг
чтения /календарь/.– М:Политиздат,1989. с 102–103.