Урок внеклассного чтения по книге А.Грина "Алые паруса" в 8-м классе

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить учащихся с краткой биографией А. Грина  и его книгой «Алые паруса»;
  • развивать устную речь учащихся, логическое и образное мышление, духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова;
  •  пробуждать у учащихся интерес к православному учению как  благодатному источнику, формирующему сознание и поведение сегодняшнего россиянина.

Оборудование:

  • Репродукции картин Айвазовского
  • Иллюстрации к книге «Алые паруса», нарисованные ребятами
  • Книга «Алые паруса»

Тип урока: урок-размышление; беседа.

Словарная работа

Духовный – бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, Церкви, вере; все, относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
Дух – бестелесное существо, бесплотный житель недоступного нам духовного мира.
Феерия:

  1. Театральное представление или церковное сказочное содержание, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами
  2. перен – волшебное, сказочное зрелище

Дидрахма – греческая серебряная монета, равняющаяся древнееврейскому полсиклю (около 30 коп. серебром)

ХОД УРОКА

I. Организация урока

Звучит песня «Алые паруса».

  1. Сообщение целей и задачей урока
  2. Чтение словаря терминов (выступление группы знатоков русского языка ).
  3. Чтение учителем эпиграфа к уроку.

Не знаю, сколько пройдет лет, –
Только в Каперне расцветет
Одна сказка, памятная надолго…

А.Грин

II. Работа по теме урока

Слово учителя.   Какие ваши впечатления от прочтения книги? Прочитав книгу, я задумалась на вопросом. Кто он – герой нашего времени? Меннерс в «Мерседесе» или все-таки Грей, у которого не хватает денег на алые паруса? Думаю, что однозначного ответа на этот вопрос не будет. Имя Грина по сей день окружено пестрым венком причудливых и достаточно нелепых легенд. О нем не расскажешь одним словом. Жизнь его похожа на феерию (скорее необычную, нежели праздничную)
Это был человек со своим, ни на кого не похожим умением видеть и понимать мир: хорошее и дурное переплелось в нем причудливо. Больше всего он любил и ценил в человеке живую душу. Грин прожил тяжелую жизнь.

Рассказ ученика  из группы биографов( краткая биография А.Грина).

Рассказ ученика об истории создания книги «Алые паруса». 

Мечтами об «ослепительном случае и радости полны все рассказы Грина, но больше всего – его повесть  «Алые паруса». Эту пленительную и сказочную книгу Грин  обдумывал и начал писать  в Петрограде в 1920 году, когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей. «Алые паруса» – поэма, утверждающая  силу человеческого духа, просвеченная любовью к жизни и верой в то, что человек способен совершать чудеса.

Слово учителя. «Алые паруса» – любимая книга множества юных мечтателей. Но есть  в ней тайна, которая по сей день сокрыта от большинства читателей – молодых и старых.
О какой тайне идет речь?

Ответ ученицы из группы православных ученых:.

В советском прочтении Александра  Грина совсем не учитывалась религиозность писателя. Чудо  феерии немыслимо без веры. Грин верит  в чудо и учит верить нас. Интересен случай, произошедший с писателем в Феодосии в конце двадцатых годов прошлого века. Назойливый журналист попросил дать рассказ  в один из популярных в те годы  атеистических сборников. Грин стал  отнекиваться и, наконец, сказал: « Вы  знаете, а ведь  я верю в Бога». Известно,  что в Старом Крыме в последние годы жизни Грин был  прихожанином православной церкви и умер христианином. Религиозные мотивы в феерическом мире Грина и его  простой жизни еще предстоит осмыслить кропотливым филологам и биографам. Вера Грина присутствует в его прозе  неявно, неброско, но в самой глубине. Поэтому невозможно говорить о нем, как о писателе – проповеднике  вроде К.С. Льюиса. Евангельские иллюзии у Грина  – это те самые мелочи, которые создают все очарование и аромат его книг.

Вопрос учителя:  Как называется  город, где родилась Ассоль?

Ответ ученицы из группы православных ученых:

Первое, что бросается в глаза – это название приморского городка, родины Ассоль – Каперна. В Евангелии Капернаум – «Селение Наума» на берегу Галилейского моря. Созвучие  и сходство одного и другого города несомненно подразумевалось  Грином, а что до других поразительных совпадений, то они могут быть  и непреднамеренными, но все  же  являются необходимой частью мозаики  мифов, а стало быть, появляются неспроста.
Капернаум в Евангелии – место проповеди Спасителя, город, где Им было сотворено множество чудес. Но в жестоких сердцах жителей города и проповедь, и чудеса не пробудили ни веры, ни любви, ни покаяния, только страх охватил горожан.  Подобно этому все жители гриновской Каперны со страхом и возмущением встречают чудо корабля под алыми  парусами, чудо любви.

Вопрос учителя. Есть ли еще страницы книги, основанные на евангельских сюжетах?

Ответ ученицы из группы православных ученых

А вот еще одна удивительная картина из «Алых парусов», обыгрывающая, намеренно или нет, евангельский сюжет. Перед тем, как увидеть спящую Ассоль рядом с Каперной, капитан Грэй поплыл с матросом Летикой на берег, где Летика удил рыбу. Ночью матрос «Засматривал из любопытства в рот пойманным рыбам – что там? Но там само собой ничего не было». Казалось бы, ничего  на значащая виньетка, забавное  украшение, чтобы нарисовать такого  любопытного и пронырливого персонажа. Но вот рассказ о просящих дидрахмы в Евангелии. В Капернауме собиратели подати спрашивают  у Петра и его Учителя дидрахмы, и Христос говорит Петру: « Шед в море, вверзи удицу, и юже прежде имеши рыбу, возми, и отверз уста ей, обрящеши статир, той взем даждь им за Мя и за ся» (Мф 17,27). Эта рыбалка возле Капернаума. Конечно, у Грина ничего в рыбе не находят, но ведь это другое время и другие правила.

Вопрос учителя:  Скажите, есть ли в повести моменты, позволяющие  усомниться в христианстве Грина?

Ответ ученицы из группы православных ученых:

«Алые паруса» начинаются с рассказа  о детстве Ассоль, смерти её матери, не продавшей честь за кусок хлеба, и мести  моряка Лонгрена ее обидчику, трактирщику Меннерсу. Напомним: Лонгрен стоит на конце мола, «как судья», и не бросает причал утопающему трактирщику. Вокруг этого было много споров. Говорили о жестокости Грина, о том, что герои его не следуют заповеди «не убивай». И как  вообще можно говорить о христианстве и гуманизме Грина? Более того, казалось, и сам писатель понимает безрассудную жестокость своего героя. Как сказал Лонгрен: «Черную игрушку я сделал, Ассоль».
Объяснение (но, разумеется, не  оправдание героя) снова приходит из Евангелия, из слов проповеди Спасителя в приморском Капернауме: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было  бы, если повесили ему мельничный  жернов на шею и потопили его  во глубине морской» ( Мф, 18, 6). Так и  злосчастный Меннерс находит подобную смерть за обиду женщины и ребенка.

Вопрос учителя: Образ Ассоль. Скажите, чем  привлекает Ассоль юного читателя?

Ответ ученицы из группы православных ученых: Нас поражает ее простота, красота, смирение.

Вопрос учителя: Встречали ли вы такую Ассоль? Что служит контрастом невинной душе героини?

Ответ ученицы из группы православных ученых:

Контрастом невинной душе героини служит грубость  и приземленность нравов жителей приморского поселка. Знаменательна беседа  маленькой Ассоль со сказочником Эглем, который говорит ей:  «Я люблю сказки и песни, и просидел я в  деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если  рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия  с ужасным мотивом..» Какие  печальные эти слова! Мы и сами , заметьте, начинаем подменять сказки анекдотами, а поэмы и песни – частушками. А песни, которые звучат сегодня с нашей эстрады, в большинстве своем  демонстрируют примитивность  и пошлость. Возможно, так с нами происходит потому, что мы отучились мечтать об идеальном   и совершенном, и настолько в своих чувствах огрубели и измельчали, что не хотим или не умеем себе в этом признаться.

Вопрос учителя  Какой символ книги является значительным?

Ответ ученицы из группы православных учёных. (Звучит музыка моря Дебюсси. Показ иллюстрации моря)

Один из самых значительных символов книги – это, конечно, море. Море в «Алых парусах» – это не только то великое пространство, в которое с надеждой на счастье  вглядывается Ассоль, но еще и беспредельность пространства и времени того  сверхъестественного мира, в  котором только и может зародиться  и совершиться то, что кажется невозможным для приземленного ума. Море – образ того беспредельного и вечного бытия, которое то бурно и  грозно, то почти неслышно воздыхает и плещется у самого  порога нашего восприятия, оставаясь  недоступным пониманию. Поэтому сказочный  мир, в котором живет Ассоль, – это  мир чудесного, доступный лишь утонченному восприятию тех, кто  умеет мечтать о вещах необычных и не свойственных рациональному миру. И главное свойство такого мира – идеальное совершенство.  Но не стоит осуждать героиню за ее  идеализм.

Слово учителя. О чем эта сказка, написанная человеком, узнавшим так много разочарований и так немного счастья в своей жизни? Можем ли мы увидеть алые паруса?  Главная ее мысль необычно проста:

«Мечтайте о высоком и недоступном! Питайте любовь в сердце, веруйте и не теряйте надежду на то, что ваша вера будет вознаграждена!» Не об этом ли говорит нам Священное Писание?.

И в наше непростое время есть  во имя чего жить, есть во что  верить, и образ Ассоль – как живое  воплощение строк: « По вере вашей да будет вам». России необходимы  люди верящие и люди делающие. Быть именно такими учат  книги Грина .

Окруженный реальностью далекой от светлой мечты, Грин не раз испытывал душевные кризисы. Мы не знаем – думал ли он в эти  мгновения о Боге, но знаем, что Бог помнил о нем и вложил в его  измученное сердце слова, обращенные к тем, кто  еще верил, что мир –  это не только кровь, голод, предательство. И вот эта книга перед нами. Давайте прочтем ее пророчество:

Ответ ученицы из группы православных ученых:

«…Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе… тогда ты увидишь храброго красивого принца: он будет стоять и протягивать к тебе руки.
«Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя  душа не узнает слез и печали». Он  посадит тебя в лодку, привезет на  корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную  страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом».

Вопросы учителя:

– Встречали ли вы людей, похожих на героев повести?

– Прочитайте понравившиеся  строчки книги.

Слово аналитической группе.

Итоги урока . Выводы

Оценки за урок.

Домашнее задание

– Написать сочинение-миниатюру «Что мне дало знакомство с повестью А. Грина «Алые паруса»

Литература:

1. Священник Пафнутий Жуков, Бондаренко Г. Мы увидим алые паруса.//Мироносицкий вестник –апрель 2003. с.14–15.
2. Смоленцев А. Александр Грин и Вятка./Мироносицкий вестник.апрель 2003.с.15.
3. Из воспоминаний об Александре Грине.// Круг чтения /календарь/.– М:Политиздат,1989. с 102–103.

Приложение