Литература
-
Урок по рассказу А.П. Чехова "Смерть чиновника" 2008
На представленном уроке продолжается работа по творчеству А.П. Чехова.
-
Интегрированный урок МХК и литературы "Искусство в годы Великой Отечественной войны" 2008
Этот урок - первый из цикла уроков, посвященных изучению литературы периода Великой Отечественной войны.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Колодец русскости" 2008
Урок посвящен анализу книги И.С. Шмелева "Лето Господне". Основная цель урока - сформировать представление учащихся о художественной модели мира в романе, познакомить учащихся с индивидуальным стилем и языком писателя, рассмотреть изображение патриархального быта России в романе и на картинах Кустодиева. На уроке звучит музыка, под которую выразительно читаются отрывки из книги, используются компьютер и проектор.
-
Урок внеклассного чтения "Свет доброты и человечности" (по роману Альберта Лиханова "Мой генерал"), 6-й класс 2008
Урок позволяет через обсуждение поступков и слов главных героев донести до ребят главные нравственные уроки, воспитывать активную жизненную позицию, способность сочувствовать и неравнодушно относиться к окружающим людям.
-
Сценарий литературного праздника, посвященного творчеству А.С. Пушкина 2008
Представлен сценарий литературного праздника, посвященного творчеству А.С. Пушкина. Сценарий составлен по произведениям Пушкина с использованием литературы о поэте.
-
"Дикая собака Динго…" — книга, написанная по велению сердца 2008
Статья посвящена известному произведению Рувима Исаевича Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». В работе раскрывается история создания произведения, дана характеристика главных героев, рассказывается об особенностях изображения автором мира детской души с её необъяснимыми порывами, мечтами, восхищением жизнью, ненавистью, радостями и горестями, которые открывает перед нами писатель.
-
Элементы театрализации на уроках литературы 2008
Что значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе? Мы всегда, так или иначе, используем театрализацию, правда несколько ограниченно и в самых простых формах. Можно назвать и поставить на первое место такие элементы театрализации, как: актёрская, режиссёрская, оформительская деятельность и главное - инсценирование.
-
Урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души" 2008
Текст художественного произведения помогает ребятам задуматься над вечными проблемами добра и зла на земле, об ответственности человека за свои поступки, о смысле жизни. Ученик стремится активно работать сам. Эта побудительная сила и обеспечивает развитие личности. Опираясь на уроке на могучее слово писателя, я учу детей слушать и слышать других, понимать чужие страдания, активно отстаивать свою позицию в жизни.
-
Урок литературы в 10-м классе. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание". Вступительный урок. Символика романа. Знакомство с главным героем 2008
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" представляет известную сложность для учащихся. Важно с первого урока заинтересовать ребят, создать условия для внимательного чтения, а не просто слежения за сюжетом. Этому в немалой степени способствует знакомство со значимыми художественными деталями. Такими являются цветовая, числовая, топографическая символика, а также символика имен. Предварительные задания по наблюдению за использованием определенных деталей, а также подробный анализ 1 главы послужат примером вдумчивого чтения.
-
Круглый стол по теме "Проблема ХХ века с точки зрения А.Вампилова" в 11-м классе (интеграция литературы и истории) 2008
Тема урока: "Проблемы 20 века с точки зрения А. Вампилова". Интегрированный урок в форме круглого стола (литература и история) Цели урока: на основе анализа творчества А.В. Вампилова и социально-политического развития России во второй половине XX века сделать выводы о точке зрения А. Вампилова на проблемы XX века и влиянии его жизненной и творческой позиции на духовное развитие и воспитание молодежи в России.
-
Урок литературы в 7-м классе. Ермолай – Еразм "Повесть о Петре и Февронии Муромских" 2008
Урок развивающего обучения по литературе направлен на развитие познавательных потребностей: например, выявить новаторство в создании характера главной героини. Усвоение знаний проходит через повторение основных понятий, литературных терминов: "фольклор", "литературное произведение", "эпизод", "эпическое", "повесть", "сказка", "житие", "стиль писателя", "средства языка", "пейзаж", "интерьер", " зачин", " финал", "эпитет", "образ", "тема", "идея".
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 11-м классе "О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень!" 2008
Для проведения урока было выбрано малоизвестное произведение В.Николаева "Живый в помощи. Записки "афганца" и тема, которая редко затрагивается при изучении современной литературы. Открытый урок рассчитан на два академических часа и представляет собой интеграцию двух учебных предметов: литературы и православной культуры. Учащимся были предложены для прочтения отдельные главы книги.
-
Урок-проект русской литературы по теме "Загадочная судьба М.Ю. Лермонтова". Этап представления результатов работы над проектом 2008
Конспект урока, завершающего проект, который учащиеся 9-го класса вели в течение месяца. Результаты проектной деятельности: презентация "Страницы жизни М.Ю. Лермонтова", рефераты о поворотных событиях в жизни Лермонтова, кроссворд "Лермонтов", музыкальная подборка романсов на стихи Лермонтова, "Картинная галерея" стали основой данного урока.
-
О лирическом начале в рассказе И.А. Бунина "Танька" 2008
Исследователи считают, что первые опыты в прозе И.А. Бунина были несовершенны, но всё же уже ощущалась особая манера писателя, к новациям раннего Бунина обычно относят и лиризацию прозы. По мнению литературоведов, вершиной раннего творчества Бунина является рассказ "Антоновские яблоки". На наш взгляд, лирическое начало присутствует уже в рассказе "Танька". Статья может быть интересна преподавателям литературы.
-
Урок по литературе в 11-м классе "Жил артист, жил поэт, жил певец среди нас…" (о жизни и творчестве Вл. Высоцкого) 2008
Совсем недавно, 25 января исполнилось бы 70 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Этот урок - не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, поэте, который воплотил в себе боль и совесть своего времени. Целью этого урока является знакомство с жизнью и творчеством Вл. Высоцкого через воспоминания людей, которые жили рядом с ним, знали и любили его. Через воспоминания различных людей, близких и не очень, хорошо знавших Вл. Высоцкого, восхищавшихся его песнями, учащиеся должны понять: Каким он был?
-
Литературная игра по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота", 7-й класс 2008
Представлен конспект литературной игры по пьесе А.Вампилова "Утиная охота", 7-й класс (преподавание литературы). В процессе игры, любой учебный материал, усваивается более качественно. Большой интерес вызывает у учеников игровые уроки. Игра дает возможность воссоздать ту атмосферу, где ребята смогут представить себе героев литературного произведения.
-
"Кот в мировой литературе", (5-й класс) 2008
Представлен конспект занятия для 5-го класса: "Кот в мировой литературе".
-
"Под звуки нежные романса…" Сценарий вечера русского романса второй половины XIX века для учащихся старших классов 2008
Современные старшеклассники не знают о романсе ничего, считают этот жанр просто скучным, не интересным сегодняшней молодёжи. Подготовка к мероприятию помогла старшеклассникам открыть для себя по-настоящему неизведанные страницы русской классики и вокального искусства романса. Вечер рассчитан на 1 час, но при желании можно добавить ещё несколько произведений.
-
"У театральной афиши" (урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума") 2008
Построение урока и его оформление позволяет ребятам (особенно тем, кто лишен возможности часто бывать в театре или не был вообще) почувствовать атмосферу театра. Урок развивает и воспитывает творческое воображение, зрительскую культуру, культуру общения, умение "исполнять" роли героев пьесы.
-
"Верь в великую силу любви" (урок по произведению А.Платонова "Юшка") 2008
Представлена разработка урока литературы в 7-м классе по изучению повести А.Платонова "Юшка". Урок состоит из трёх частей: анализ произведения, работа с опорной схемой и творческая работа учащихся.
-
Урок по литературе "Базаров в системе действующих лиц. Испытание любовью" (с приложением) 2008
Представленный урок литературы показывает, что главным противником Базарова была сама жизнь, что именно она будет испытывать силу убеждений любовью, дружбой, одиночеством.
-
Урок-композиция "Если душа родилась крылатой" (по творчеству М.Цветаевой) 2008
Творчество каждого из поэтов Серебряного"века - это уникальный мир , это еще одна грань прекрасного. После урока-семинара, где познакомились со многими из них, мы обращаемся к творчеству Цветаевой.
-
Интегрированный урок-семинар по роману Ч.Айтматова "Тавро Кассандры". Урок литературы в 11-м классе 2008
Форма организации учебного занятия: интегрированный урок. Интегрированные уроки позволяют научить учащихся видеть единство через многообразие; отличать произведения разных стилей, направлений и понимать их содержание; уметь аргументировать своё понимание и свою оценку произведений; привить навык самостоятельного анализа (исторический подход в изложении материала, целостное видение во взаимосвязи литературы, ИЗО, искусства, музыки, театра). При раскрытии каждой темы нужно хотя бы кратко отметить сквозные линии: природа, общественный строй; мировоззрение; религия; быт; стиль искусства; представление о мире и о месте человека; нравственный и эстетический идеалы эпохи, представление о красоте.
-
Своеобразие главного героя романа Ф.М. Достоевского "Идиот" 2008
Цели урока: познакомить учащихся с романом о "положительно-прекрасном" человеке; проанализировать образ героя через призму его отношений с остальными героями; обсудить проблему идеала и действительности; рассмотреть роман в контексте творчества Ф.Достоевского и в контексте всей русской литературы.
-
Конспект урока внеклассного чтения. Урок-спектакль по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад" 2008
Урок-спектакль по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» знакомит учащихся с произведением; помогает понять основные мотивы, поэтическую концепцию драмы, раскрывает её основной конфликт; формирует навыки самостоятельного анализа текста.
-
Программа элективного курса "Анализ литературного произведения" для учащихся 9–11-х классов 2008
Программа ставит своей главной задачей осмысление литературы как особой формы освоения культурных традиций и формирование основных теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки художественного произведения. В ней дан примерный перечень произведений, но их выбор зависит от программы, возраста учащихся, уровня подготовленности класса и желания учителя.
-
Функционально-стилистические особенности терминов в художественной литературе (на примере романа Е.Замятина "Мы") 2008
Урок литературы по теме «Функционально-стилистические особенности терминов в художественной литературе» на примере романа Е.Замятина «Мы».
-
Урок-концерт "Авторская песня" 2008
Урок-концерт в 11 классе ставит своей целью не только знакомство с миром авторской (бардовской) песни как самостоятельным явлением нашей отечественной культуры, как проявлением народного творчества, одним из самых массовых видов творчества, но и помогает через жанр авторской песни воспитывать любовь к отечественной культуре, литературе, способствовать становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.
-
Легенда, пришедшая к Пушкину 2008
Данная работа представляет собой исследование и изучение научной литературы, касающейся романтических произведений А.С. Пушкина. Особое внимание уделено поэме «Бахчисарайский фонтан». Приводятся интересные факты о том, кто рассказал Пушкину легенду о «фонтане слез» и кто мог бы быть прототипом героини поэмы.
-
Сценарий урока внеклассного чтения в 5-м классе 2008
Сценарий урока внеклассного чтения по теме «Кот в разных жанрах мировой литературы». Данный урок дает возможность вызвать интерес учащихся к чтению. Формы и методы, применяемые на уроке: литературный диктант, викторина, инсценирование и т.д., – позволяют учителю проверить знания, выработать у учащихся практический навык в пересказывании фрагментов, в умении анализировать прочитанный текст, высказывать свое мнение.