Литература
-
Преподавание литературы. Внеклассная работа 2008
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10-го класса, на котором учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством поэтов-сибиряков И.Д. Рождественского и К. Лисовского. Данный классный час – первый в цикле, посвященный поэтам Сибири.
-
Изучение лирики С.А. Есенина в 11-м классе якутской школы 2008
В 11-м классе якутской школы изучение творчества С.Есенина можно проводить в сопоставлении с поэзией якутского поэта А.И. Софронова. Лирическая поэзия Софронова близка к есенинской по тематике, по ритмическому строю. Проведённые уроки по сопоставительному анализу подтвердили эффективность обучения русской литературе во взаимосвязи с родной литературой.
-
Что там, за горизонтом? (Урок-обобщение по учебнику Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой "Шаг за горизонт", 5-й класс) 2008
Вашему вниманию предлагается урок-обобщение на тему "Шаг за горизонт".
-
Человек и война (по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда") 2008
При проведении данного урока используются элементы модульной технологии. Объем содержания, методов, приемов работы способствует более полному освоению новых знаний всеми категориями учащихся на пределе возможностей каждого с учетом личностного выбора учебной деятельности. Данный урок является вторым в теме «Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия», поэтому построен на интеграции двух предметов (литературы и истории).
-
Авторская песня "Обыкновенное чудо" Булата Окуджавы 2008
Цель внеклассного мероприятия познакомить учащихся с авторской песней на примере творчества Б.Окуджавы. В ходе беседы стимулируется развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся. Используя силу воздействия авторской песни, решается задача формирования личности учащихся, нравственных убеждений, патриотизма.
-
Обособление обстоятельств (на материале творчества С.А. Есенина) 2008
Работа знакомит с изучением обособленных обстоятельств (по произведениям С.Есенина).
-
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова 2008
Представлен конспект урока-семинара по литературе в 9-м классе "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова" (2 часа).
-
Лейтмотив утраты в повести В.Маканина "Где сходилось небо с холмами". 11-й класс 2008
В отличие от всей литературы постмодернизма рефлексирующий герой которой одинок, лишён надежды и часто бездеятелен, в повести Маканина герой осознаёт свою утрату и пытается искупить вину любой ценой, даже такой дорогой, как смерть.
-
Литературная гостиная "С любовью в сердце. С.Есенин" 2008
Представлен элективный курс "В литературу с любовью и пониманием". Литературная гостиная "С любовью в сердце", С.Есенин.
-
Интеллектуальная игра на уроках литературы 2008
Интеллектуальные игры развивают самостоятельность. В 5-м классе в игре предлагаются задания по тексту, выразительное чтение, конкурсы грамотеев и художников. В 9-м классе игра по биографии и комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" проводится на более сложном и объемном материале. С режиссурой урока учителю помогают коллеги или старшеклассники.
-
Зачетный урок по теме "Литературные течения XX века" 2008
Урок проводится после изучения трёх литературных течений Серебряного века. Он способствует проверке усвоения материала учениками. Работа проводится в виде ролевой игры между группами.
-
Система уроков изучения творчества Б.Пастернака в 11-м классе 2008
Творчество Б.Пастернака в школе предлагается к изучению в 11-м классе, начиная с перестроечного периода. За последние двадцать лет создано и опубликовано немало методической литературы по данному вопросу. Представлен сценарий двух спаренных уроков по творчеству Б.Пастернака, в ходе которых предполагается изучение основных особенностей лирики поэта, его биографии, а также обращение к некоторым главам романа "Доктор Живаго".
-
Статья "Павел Васильев. Забвению не подлежит" 2008
30-е годы XX века – самые кровавые и страшные в истории советской России. Невозможно быть счастливым человеком в обществе, которое построено на расправе с инакомыслящими. Об опальном поэте Павле Васильеве идёт разговор в данной статье.
-
"Уездный город N в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2008
Урок-путешествие по теме "Уездный город N в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" разработан для учащихся 7–8-го классов (в зависимости от программы, по которой работает учитель) и направлен на то, чтобы обобщить знания о героях комедии, их поступках; познакомить учащихся с особенностями построения сочинения в жанре путевых заметок.
-
Урок литературы в 5-м классе "Дивная сила искусства" (по сказке Х.К. Андерсена "Соловей") 2008
Урок посвящен анализу сказки Андерсена. «Соловей» – новая для ребят сказка – сказка об искусстве. Она учит видеть за серенькой неприметною внешностью соловья дивную силу искусства пения. В ходе урока ребята поймут, что подлинное искусство бессмертно и невозможно заменить его механизмом. Соловей – образ свободного певца, аллегорический образ искусства, которое говорит языком самой природы.
-
Сценарий литературного салона: "Я помню чудное мгновенье…" 2008
Выступление Литературного салона было посвящено Всемирному дню поэзии. При подготовке студенты не просто учили стихотворения, они показали частичку жизни той или иной эпохи. В Литературный салон были приглашены поэты своего города С.Е. Сметанин, А.В. Лазарева, что способствует формированию творческого начала.
-
Урок литературы в 6-м классе на тему "Стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и Г.Гейне «Сосна»" 2008
Учащиеся знакомятся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и Г.Гейне «Сосна», выясняют различия и сходства художественных особенностей стихотворений русского и немецкого поэтов; сравнивают мир чувств и переживаний авторов этих произведений. Ученики знакомятся с художественно-изобразительными средствами поэзии и живописи, учатся анализировать поэтический текст.
-
Урок литературы "Повторение пройденного", 9-й класс 2008
Данный урок литературы помогает повторить пройденный материал 8-го класса. Поставлены цели: вспомнить литературные роды, систему жанров; познакомиться со стихотворением в прозе И.С. Тургенева; сопоставить стихи устного народного творчества со стихами писателей.
-
Информационная 15 минутка 2008
Урок знакомит учащихся с биографией В.С. Высоцкого, опираясь на воспоминания его родных и близких; с творчеством певца, поэта, киноактёра, драматического актёра; с многообразием тем его стихов и песен.
-
Урок литературы в 6-м классе "Сила материнской любви в рассказе А.Платонова «Корова»" 2008
Рассказ А.Платонова "Корова" очень актуален сегодня и имеет большую ценность, так как поднимает важнейшие проблемы человечества: стремление к познанию мира, сопереживание всему живому, желание трудиться и жить для того, чтобы мир вокруг становился светлее и радостнее, постоянный труд души, а также - сила материнской любви.
-
Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться") 2008
Мастерская проводится на уроке, посвященном творчеству Н.Заболоцкого в 6-м классе. Участников мастерской нужно посадить по группам (6 групп по 4–5 человек вокруг столов). Задачей урока можно считать приобщение учащихся к миру идей, образов поэзии Заболоцкого, мастерская также обучает анализировать поэтический текст. Анализ в данном случае - это способ понять замысел автора.
-
Игра по литературе. "Жизнь и судьба Михаила Васильевича Ломоносова" 2008
Основой для разработки представленной программы послужили книга Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном" и педагогические идеи И.П. Иванова, А.Н. Лутошкина, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой. Предлагается разработка игры, созданной на материале жизни и деятельности великого земляка-помора М.В. Ломоносова. (Игра апробировалась в разные годы на учащихся 7-х классов). В основу игры, в качестве литературного материала, привлечены произведения северных писателей, являющихся гордостью Архангелогородчины.
-
Урок литературы с использованием инормационных технологий 2008
Основным замыслом урока является доказательство необходимости использования ПК как одного из ведущих на сегодняшний день учебных средств. Урок направлен на становление и проявление индивидуальных качеств студентов; развитие их творческих способностей; формирование положительной жизненной концепции.
-
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Помню – долгий зимний вечер" 2008
Урок-анализ лирического стихотворения И.А. Бунина в 5-м классе знакомит учащихся с интересными деталями из биографии. Кроме этого учащиеся усваивают отличия поэзии от прозы, развивают умение чувствовать, проникаться настроением стихотворения, видеть красоту, мелодичность стиха. Построчный анализ стихотворения "Помню - долгий зимний вечер" позволяет увидеть развитие авторской мысли, образов, мотивов, состояние лирического героя, изобразительно-выразительные средства. В ходе такого анализа чаще всего удается главное - найти ключ к раскрытию смысла стихотворения.
-
Урок-размышление по литературе по теме: "Трагедия жизни Печерина и его поколения" (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени", повесть "Фаталист") 2008
Урок призван содействовать формированию у учащихся умения разбираться в психологии личности. Помочь учащимся понять причину трагической обреченности Печорина и его поколения. Осмыслить сюжетно композиционную роль повести «Фаталист». Способствует активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно – проблемных вопросов.
-
План-конспект урока по теме "Рассказ Е.Замятина «Дракон» как обращение новой действительности и «нового человека»" 2008
Анализ рассказа Е.Замятина "Дракон". Что победит в человеке: духовное, гуманистическое — или звериное, утробное? Поиском ответа на этот вопрос становится рассказ, с помощью анализа которого постараемся определить взгляд писателя на новую историческую действительность и на образ "нового человека".
-
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления" 2008
На уроке использованы как традиционные формы и методы: беседа, выразительное чтение, работа с текстом, так и инновационные – элементы технологии критического мышления (кластер), здоровьесберегающие технологии, в частности "ситуация успеха".
-
Урок-викторина по сказкам А.С. Пушкина "Сказки водят хоровод" 2008
Представлен конспект урока-викторины по сказкам А.С. Пушкина.
-
Урок внеклассного чтения "Воображение с соображением" (по сказкам-притчам В.Кротова), 5-й класс 2008
Представлен коснпект урока внеклассного чтения по сказкам-притчам Виктора Кротова: "Воображение с соображением". 5-й класс. В основе урока лежит технология проблемного обучения с использованием метода проектной деятельности.
-
Интегрированный урок ОБЖ и литературы "Военные аспекты международного гуманитарного права" 2008
Трудные теоретические понятия международного гуманитарного права раскрываются через обращение к литературным произведениям и изобразительному искусству. Кроме традиционных форм и методов работы, в ходе урока используются презентации учителя ОБЖ и учащихся, что позволяет сделать урок ярким, интересным, насыщенным.