Цели и задачи урока:
- Формировать гуманистическое мировоззрение.
- Вызвать интерес к личности и творчеству В.М. Шукшина.
- Выделить нравственные, философские и мифологические проблемы.
- Расширить представления учащихся об особенностях индивидуальной манеры Шукшина.
Образовательные задачи урока: формирование умения самостоятельно исследовать художественное произведение.
Развивающие задачи урока: развивать навыки творческого чтения литературного произведения, исходя из его специфики – искусства слова.
Воспитательные задачи урока: формировать нравственные качества личности, прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм, интерес к “малой родине”.
Оборудование: портрет В.М. Шукшина, видеофрагменты из фильма ”Калина красная”, карточки с заданиями, произведения Шукшина, ватман, маркеры, высказывания на доске
Тип урока: комбинированный
Форма: урок-исследование с элементами мастерской
Эпиграф:
Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью.
Василий Шукшин
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
В наше время, в век электроники, технического прогресса, когда машины выполняют сотни операций и заменяют людей, встает первоочередная проблема – проблема душевной теплоты. К сожалению, сейчас назрела серьезная необходимость всем нам напоминать друг другу такие простые и нужные слова: “нравственность”, “добро”, “гуманизм”. Именно сейчас всем нам, и взрослым, и детям, надо быть добрее друг к другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь, мимо тех, кто нуждается в нас. Черствость души – самая страшная болезнь на свете. В свое время Чехов говорил: “Спешите делать добро!” А современный русский писатель В.М. Шукшин сказал так: “Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо” Шукшин не писал специально для детей. Но проблемы, которые он поднимал в своих произведениях, вневременные и вневозрастные. Они не могут не волновать как взрослых, так и детей. Сегодня на уроке мы поговорим о тех вопросах, которые поставил Василий Шукшин, и решать которые завещал нам. Сегодня у нас урок-праздник и, я надеюсь, урок-открытие. Праздник, потому что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие, потому что через рассказы “Микроскоп” и “Миль пардон, мадам!” мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина.
(Запись темы и эпиграфа в тетрадь)
2. Подбор ассоциаций к слову “Праздник” (Пишут все, читают желающие)
3. Работа с текстом.
Учащимся предлагается познакомиться с отрывками из рассказа “Степка” и ответить на вопрос: Какой праздник устраивает себе Степка?
Материал для ознакомления:
“И пришла весна – добрая и бестолковая…”,
“В такой задумчивый хороший вечер, минуя большак, пришел к родному селу Степан Воеводин. Пришел с той стороны, где меньше дворов, сел на косогор, нагретый за день солнышком, вздохнул. И стал смотреть на деревню. Он, видно, много отшагал за день и крепко устал. Долго сидел так и смотрел. Потом встал и пошел в деревню”,
“Встреча с родными, с матерью, отцом, сестрой, которые ждали его через 3 месяца. Подошли соседи, люди из других изб”,
“Степана слушали с интересом, немножко удивлялись… Он слегка охмелел от долгожданной этой встречи, от расспросов, от собственных рассказов…”,
“И потихоньку стало разгораться неяркое веселье… Он был рад, что людям сейчас хорошо, что он им доставил удовольствие, позволил им собраться вместе и поговорить, посмеяться. И чтоб им стало совсем хорошо, он запел трогательную песню тех мест, откуда только что прибыл…”,
“Никто потом не помнил, как появился в избе участковый милиционер. Видели только, что он подошел к Степану и что-то сказал ему. Степан вышел с ним на улицу…
- Зачем ты это сделал-то?
- Сбежал-то? А вот пройтись разок… Соскучился.
- А теперь еще пару лет накинут.
- Ничего. Я теперь подкрепился. Теперь можно сидеть. А то меня замучили – каждую ночь деревня снится… Хорошо у нас весной, верно?”
Учащимся дается для знакомства не весь материал, а лишь включая слова “Сбежал-то?”
4. Самоконструкция.
Двумя-тремя емкими фразами закончите слова Степки, в них должен содержаться ответ на вопрос милиционера. ( Зачитывают желающие)
5. Соотнесение с авторским вариантом (Момент возможного разрыва).
Ради встречи с родной деревней, с родными местами, не отбыв последних трех месяцев заключения, приходит домой Степка, зная, что его заберут снова, прибавят два года. Степка устраивает себе праздник – праздник короткой встречи с Родиной.
6. Просмотр эпизода из кинофильма “Калина красная”, эпизод встречи Егора с березами.
7. Беседа с классом:
- Откуда возвращается Егор?
- В чем особенность обращения Егора к березам?
- Как называется такой литературный прием?
- Что вам сказали о душе Егора его интонация, его глаза?
- Можно ли назвать эту встречу маленьким праздником души Егора?
- Соотнесите свои выводы со словами Шукшина: “Праздник души – это какое-то стремление к светлому единению людей, когда вольно и сладостно-весело всем”.
8. Работа в парах с текстами рассказов “Миль пардон, мадам!” и “Микроскоп” (на партах ксерокопии рассказов, они прочитаны детьми заранее)
Задание: На форматах А-3 записать выводы и наблюдения по тексту рассказов, заполнив листы, прикрепить их к доске.
“Миль пардон, мадам!” | вопросы | “Микроскоп” |
|
9. Беседа с классом:
Почему Андрей и Бронника поступают так, а не иначе?
Можно ли сказать, что Бронька и Андрей – несостоявшиеся герои? (Бронислав Пупков – несостоявшийся герой, которому судьба не предоставила возможности проявить себя. Ему приходится придумывать свою жизнь, чтобы представить ее имеющей смысл и значение. Андрей Ерин – тоже несостоявшийся герой, душа которого тосковала по высокой цели: спасти целое человечество от катастрофы, Андрей, занимаясь микроскопом и микробами, чувствовал себя значимым и его жизнь приобретала смысл это “дела”, а не “делишки”)
Положительные или отрицательные персонажи наши герои? (У Шукшина своеобразный подход к проблеме положительного героя).
Чем привлекательны герои Шукшина? (Шукшин приоткрывает нам сердце героя, показывает сокровенное в его душе – умение ценить подлинный смысл жизни, ее подлинную красоту. Тем и привлекают они читателя).
Вы заметили, что у него нет положительного героя? А нужен ли он?
10. Слово учителя.
Сам Шукшин писал об этом с юмором: “Допустим, вышел молодой человек из кинотеатра и остановился в раздумье: не понял, с кого надо брать пример, на кого быть похожим. На кого быть похожим? На себя. Ни на кого другого ты всё равно не будешь похожим”. Вот Шукшин и предлагает нам подумать о самих себе. Сам он всегда оставался самим собой, не старался копировать кого-нибудь или подражать.
11. Стихотворение читает ученица
Ваше слово не кануло в Лету,
Не рассыпалось золото в медь,
Смотрим, дух затаив, киноленту
Под названием: жизнь или смерть.
Пусть идет этот фильм без экрана –
На просмотре его вся страна.
Как талантливо, нет, гениально
Вы сыграли в нем роль Шукшина.
То веселый, то хмурый, то грустный,
Скрыв за смехом сердечную боль,
Вы остались собою в искусстве…
Быть собою – труднейшая роль!
Борис Рахманин
12.Домашнее задание: продолжить мысль Шукшина (на выбор):
“Ведь нельзя писать, если не имеешь в виду, что читатель сам досочинит многое”.
“Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь”.
“Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”
“Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”.