Цели:
- Обобщить и проверить знания учащихся по творчеству И.А.Крылова;
- Развивать навыки грамотной речи, творческую инициативу учащихся, образное и логическое мышление, умение переключать и сосредотачивать внимание;
- Воспитывать интерес к творчеству И.А. Крылова, культу речи, творческое отношение к учению, чувство прекрасного.
Оформление:
1. Высказывания:
- Крылов - истинно народный поэт / А. С. Пушкин. /
- Поэт и мудрец слились в нём воедино /Н. В. Гоголь/
- … в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум…. /В. Г. Белинский/
2. Детские иллюстрации к басням И. А. Крылова.
3. Фрагменты фотовыставки (авторы - Л. Иванова, О.Самохин):
- Портрет И.А.Крылова. Худ. Брюллов, 1841г.
- Иллюстрации, лист 26
- Паст. Крылова, юбил. Медали, лист 34
- Лист 32, иллюст. к басням худ. Дезарно и Рачова
- Крылов на прогулке.
- Лист 27. Крыл. Пущк. 1 издание басен.
- Лист 36 - памятник в Летнем саду Санктъ-Петербурга.
- Детские игрушки, изображающие животных из басен Крылова.
- Маршрутный лист.
I. Организационный момент.
1. Приветствие. Целевая установка.
Слово учителя: Здравствуйте. Сегодня у нас с вами заключительный урок по творчеству И. А. Крылова. С произведениями этого писателя вы встретитесь, и то ненадолго, теперь только в старших классах.
Чтобы урок прошел интересно и помог запомнить полюбившиеся вам произведения, совершим заочное путешествие в Санктъ-Петербург, во время которого мы побываем и экскурсоводами, и биографами, и знатоками, и артистами.
2.Знакомство с маршрутом.
С.У.: Давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия. (Маршрутный лист)
3. Эмоциональный настрой
С.у.: Для путешествия сегодня день просто замечательный, настроение у всех отличное, гороскоп предсказывает удачу художникам, экскурсоводам, артистам, просто любителям басен И. А. Крылова. Некоторых из нас ожидает сюрприз.
II. Повторение изученного.
1. С. у: Сейчас мы находимся на сборном пункте, т.е. в начале нашего путешествия. Давайте проверим, как мы к нему готовы.
Вопрос: Чем знаменит И.А. Крылов?
-Что мы о нём знаем?
- А теперь познакомимся с тем, что говорили и писали о великом баснописце его современники. Совпадает ли наше представление о писателе с их мнением? Внимание на доску.
- Что такое басня?
- Чем она отличается от других литературных жанров? (мораль басни)
- Как Крылов работал над баснями?
/Над баснями Крылов работал очень старательно и долго, отделывая их до совершенства. Не имея возможности в детстве получить образование, он самостоятельно выучил несколько европейских языков, а в 50 лет — и греческий. Друг Крылова Н.И. Гнедич, переводчик поэмы Гомера “Илиада”, читая свой перевод, не желал принимать критики Крылова. “Ведь ты не знаешь греческого языка; ну и молчи”, — сказал он другу.
Тогда Крылов выучил язык и, к изумлению Гнедича, доказал свою правоту, разбирая соответствующее место в подлиннике по-гречески. (А.Б.Галкин)/
-Кого из баснописцев вы знаете ещё? (Ломоносов, Сумароков, Эзоп, Кантемиров)
С.у.: Молодцы. Я вижу: мы готовы к путешествию.
- Какай день в году считается Днём памяти И.А.Крылова? Почему?
- Интереснее всего его провести в Санктъ-Петербурге, в городе, в котором писатель провел самые лучшие и самые трудные дни своей жизни, в город, который он больше всего любил, в город, где очень любят дедушку Крылова и взрослые и дети.
III. Санктъ- Петербург. У Памятника Крылову.
1. Знакомство с памятником Крылову в Летнем саду Санктъ-Петербурга.
С.у.: Вы готовы отправиться в путь?
Пристегните ремни: мы воспользуемся уже привычным методом. Закрыли глаза. Слушаем мой голос и рисуем картину.
… Морозный день. Ощущается легкий ветерок. Парк, запорошенный снегом. Под ногами скрипит снежок. Мы идем по аллее. Остановились. Перед нами памятник с удивительным постаментом. Всматриваемся в него и узнаем. Мы в Летнем саду Санктъ-Петербурга. Открыли глаза.
Вопрос: Что это за памятник? (Какой памятник поставлен в Летнем саду Санктъ-Петербурга И.А.Крылову?)
-Чем он отличается от других памятников, поставленных в других городах России?
- Кто архитектор? (барельеф, герои басен Крылова).
С.у.: Обычно у памятников писателей в день Памяти произносятся торжественные речи или читаются стихи, отрывки из их произведений.
-Как вы думаете, что предпочёл бы услышать И.А.Крылов? Почему вы так решили? (21 июня умер, а 22 раздавали его последний сборник родным, друзьям, близким)
2. Интонационный этюд 1.
С.у.: Перед тем, как читать басни, необходимо размять язычки, почувствовать интонацию, услышать свой голос.
Скороговорка: Шалунья мартышка сидит на вышке и бросает оттуда шишки.
1)
- Произнести хором.
- Повторить, только быстро.
2)
- 1 группа произносит, любуясь мартышкой, хваля её – так ловко у неё всё получается.
- 2 группа произносит, жалуясь на мартышку: “Она в меня бросает, а мне больно”
З. Чтение басен у памятника.
Вопрос: Как читаются произведения у памятников? (Выразительно, торжественно)
С.у.: Золотухина Катя написала своё стихотворение, посвящённое Ивану Андреевичу. Катя и откроет наши крыловские чтения.
Крылов – мой любимый писатель.
Нелегко пришлось ему жить:
Ведь отец его умер так рано,
Сам зарабатывать стал он на жизнь.
Сочинять научился он басни,
Негодяев высмеивать в них.
Басни Крылова любимы
За то, что живой их язык.
Много юмора в них и сатиры
И героев забавных, смешных.
Наделил он своих животных
Человеку присущей чертой:
Ведь лисица его – плутовка,
А волк – кровожадный злодей.
- “Свинья под дубом”
- “Слон и Моська”
- “Осел и соловей”
- “Лебедь, щука и рак”
4. Прощание с памятником.
С.у.: А теперь тихонечко постоим в Летнем саду, послушаем морозную тишину. Подумаем о прочитанных баснях. Прикоснёмся сердцем к творчеству Крылова.
IV. В картинной галерее.
1. Знакомство с картинами известных художников, посвящённых Крылову.
С.У.: Постояли, помечтали, и в путь. Закрыли глаза… Мы в автобусе... Перед нами мелькают улицы, мчатся машины, торопятся люди. Остановка. Огромное здание с парадным крыльцом. По краям небольшие колонны. Это музей. Открываем с трудом тяжёлую дверь. Тишина… Проходим по коридору. На стенах висят картины. Гулко
отдаются шаги в тишине. Слышно, как где-то тихонько журчит голос экскурсовода.
Открыли глаза. В картинной галерее нам потребуется экскурсовод, да не один. Дома вы подготовили словесные зарисовки на героев басен И. А. Крылова. Это поможет вам справиться с данной ролью.
Посетители галереи дослушивают описание до конца, не выкрикивают, а поднимают руку. После услышанного ответа экскурсовод показывает картину. Шуметь в музеях нельзя.
Вопрос: Для чего необходима тишина в музеях, на выставках? (Чтобы посетитель мог наедине побыть с творениями великих художников)
2. Рассказы экскурсоводов. (Проверка творческих работ учащихся).
V. В концертном зале.
1. С.у.: После тишины строгих комнат хочется шума и зрелищ, поэтому мы поторопимся в концертный зал, где встретимся снова с героями басен И. А. Крылова.
Заняли в автобусе свои места. Артисты уже проводят последнюю репетицию. Потренируемся и мы.
2. Интонационный этюд 2.
- Разомнём свои язычки, пошумим. Почувствуем интонацию.
Скороговорка: На инструментах так, играли, что с инструментов струны содрали.
1)
- Произнести хором.
- Повторить, только быстро.
2)
- 1 группа произносит, объясняя почему на инструментах нет струн.
- 2 группа произносит, сердясь за то, что поломали инструменты.
3. Подготовка к концерту.
С.у.: Мы в театре. И нам нужен ведущий - очень сообразительный, быстро ориентирующийся в обстановке, с громким голосом. Кто это у нас? На сцену!
Вот здесь заявки на участие в концерте.
Пока наш конферансье составляет программу, мы эмоционально настроимся на концерт.
4. Эмоциональный настрой
СУ. Закрыли глаза. Из репетиционного зала мы быстро поднимаемся по мраморной лестнице. Входим в огромный зал, он полон зрителей, мы быстро и осторожно, чтобы не помешать другим, занимаем свои места. Звучит последний звонок. Смотрим на сцену. Медленно-медленно поднимается тяжелый бархатный занавес. На сцене ведущий концерта – конферансье.
Открыли глаза.
5) Концерт. (Во время “концерта” звучит выразительное чтение басен, показываются инсценировки)
Конферансье - Семёнова Настя открывает концерт своими стихами:
Концерт наш открываем,
Крыловским басням посвящаем.
Иван Андреевич - наш кумир,
Своими баснями весь мир он покорил.
- “Зеркало и обезьяна”
- “Лисица и виноград”
- “Мартышка и очки”
- “Кукушка и петух”
- “Свинья под дубом”
- И другие по выбору учащихся.
- В заключение программы Рябовол Дарина нам прочитает свои стихи.
Увы, я не поэт, конечно,
И им, наверное, не стану.
Но хочется сказать стихами:
Конечно, жизнь не бесконечна.
Крылов же будет вечно
Среди народа с нами жить,
Пока с литературой будем мы дружить.
Его лиса, мартышка, волк
Всем преподносят нам урок.
И если басни будем мы читать,
Немножечко умнее можем стать
VI. Парад героев басен И.А.Крылова (парад игрушек).
- А теперь парад героев басен И.А.Крылова (парад игрушек).
VII. Подведение итогов.
С.У. Время неумолимо. Нам пора возвращаться. Занимаем свои места. Пристегиваем ремни. Закрываем глаза. Дышим ровно и глубоко. Мы немного устали, но довольны своим путешествием. Все сложилось благополучно. Нигде не отстали, никого не обидели. Перед нами школьное крыльцо. Бегом по коридору, и мы в своем кабинете. Открываем глаза.
Подведем итоги путешествия.
1. Вопрос:
– Можно ли сказать, что басни И.А.Крылова устарели? Почему?
С.у.: Басни Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) уже давно называют копилкой народной мудрости. И в нашей сегодняшней повседневности мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие — с ленью, скромность — с хвастовством, смелость с трусостью, талант — с бездарностью. Не ушли в прошлое ни чинный и правильный труженик Муравей, ни легкомысленная бездельница попрыгунья Стрекоза, ни наперебой нахваливающие друг друга Петух с Кукушкой. А как злободневны ныне строки крыловской басни “Купец”:
Почти у всех во всем один расчет:
Кого кто лучше переврет,
И кто кого хитрей обманет.
2. Оценим своих товарищей:
- чтецы у памятника;
- экскурсоводы;
- артисты, конферансье;
- участники на сборном пункте: теоретики, биографы, (т.е. знатоки), говоруны (участники интонационных этюдов);
- художники.
- Никого не забыли?
- А есть ли у нас молчуны?
- Какие мы скажем им пожелания?
- Что для вас стало сюрпризом?
- Спасибо за урок. Гороскоп нас не подвел.
VIII. Домашнее задание:
- Напишите небольшой отзыв о сегодняшнем уроке.
- Вспомните или выучите ваши любимые стихи М.Ю. Лермонтова. Можно принести книги, иллюстрации.
- Индивидуальное задание. Кто хочет стать биографом поэта?