Цели проекта:
- создание литературно-краеведческого Музея книги «Чистопольские страницы»;
- систематизация классной и внеклассной работы по литературному краеведению;
- организация научно-исследовательской работы учащихся.
Задачи, решаемые в ходе работы над проектом:
- воспитание любви к родному городу, знакомство с его историей, чистопольскими страницами русской литературы XX века, знаменитыми земляками и их деятельностью;
- объединение учащихся, способных к краеведческому поиску, творческой и научно-исследовательской деятельности, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня;
- организация поисковой, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности школьников по литературному краеведению;
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к исследовательской деятельности, изучению литературы, освоение системы знаний, умений и навыков поисковой, исследовательской и коммуникативной деятельности, опыта осуществления разнообразных видов работы индивидуально и в коллективе;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Сроки работы над проектом: январь 2005 г. – декабрь 2007 г.
Формы выхода:
- оформление музейной экспозиции;
- разработка содержания экскурсии и подготовка экскурсоводов;
- презентация Музея книги «Чистопольские страницы»;
- проведение экскурсий и лекций для учащихся и гостей школы;
- встречи с писательскими детьми, проведение литературных гостиных и музейных уроков;
- участие учителей и учащихся в НПК, конкурсах и фестивалях;
- издание литературно-краеведческого альманаха «Стал Чистополь обителью для муз»;
- сотрудничество с городскими музеями и СМИ;
- проведение комплекса мероприятий, посвященных 20-летию со дня выхода книги «Чистопольские страницы».
Целевая аудитория проекта: учащиеся школы и города, преподаватели русского языка, литературы и истории, гости города и школы.
Обоснование выбора темы проекта
Чистополь по праву можно считать уникальным
мемориальным местом российского масштаба,
которое хранит яркие страницы истории русской
литературы военного периода. Пребывание в городе
в 1941-1943 годах большой группы писателей, среди
которых знаковые фигуры художественной культуры
20 века Л. Леонов, К. Тренев, К. Федин, Н. Асеев, Б.
Пастернак, М. Исаковский, М. Петровых, В. Боков,
приезды писателей-фронтовиков А. Твардовского, Е.
Долматовского, Л. Ошанина и др., их активная
творческая, просветительская и воспитательная
деятельность должны стать объектом изучения и
сохранения, частью социокультурной среды
города и региона.
В течение двух лет на уроках и во внеклассной
деятельности ученики знакомились с отдельными
страницами литературной летописи Чистополя,
совершали экскурсии в музеи Чистополя и Елабуги,
встречались с краеведами старшего поколения,
занимались поисково-исследовательской
работой. Исследования на краеведческие темы были
представлены на научно-практических
конференциях «Татьянин день», Поволжской имени
Н.И. Лобачевского, республиканской имени Л.Н.
Толстого. Работы Луконина Ивана «Чистопольские
страницы драматургии Л. Леонова», Фроловой Алены
«Песни, рожденные в Чистополе» были отмечены
дипломами, опубликованы в сборниках материалов
конференций. В текущем учебном году подготовлены
исследовательские работы Ефимовой Любови «Время
говорило его стихом» (Чистопольский период жизни
и творчества Н. Асеева), Акифьевой Анастасии «…
жил на свете меньше двадцати» (Судьба Всеволода
Багрицкого). В сентябре 2004 г. ученики,
занимающиеся в кружке литературного
краеведения, приняли активное участие в
городских мероприятиях, посвященных 90-летию
поэта Виктора Бокова, жившего в годы войны в
Чистополе. В кабинете литературы собран
разнообразный материал, рассказывающий о
пребывании писателей в Чистополе, библиотека их
произведений.
Проведенная работа, интерес школьников к
литературному краеведению, перспективность
краеведческой работы и ее востребованность в
учебном и воспитательном процессе послужили
основанием для разработки проекта.
Этапы работы над проектом:
№ |
Сроки исполнения |
Деятельность |
Партнеры |
1. |
Январь – май 2005 г. | Создание организационно-творческой группы учителей и учащихся, планирование работы | ШМО учителей русского языка, литературы и истории |
Создание концепции экспозиции музея | |||
Систематизация собранных литературно-краеведческих материалов, их пополнение за сотрудничества с Мемориальным музеем Б.Л. Пастернака, переписки с писательскими детьми, поисковой деятельности | Мемориальный музей Б.Л. Пастернака; И.М. Шамбадал, Л.А. Лейтес, А.И. Дукор |
||
Организация поисковой, исследовательской и культурно-просветительской деятельности учащихся | Городские музеи, старожилы города | ||
Создание плана размещения экспонатов в пространстве экспозиции с привлечением специалистов по музейному проектированию. Отбор материалов для создания экспозиции. Реализация задуманного, закупка и установка оборудования. | Администрация школы | ||
Разработка экскурсии по экспозиции и подготовка экскурсоводов-учащихся | Мемориальный музей Б.Л. Пастернака; | ||
Презентация музея, размещение информации в СМИ. | ГМО | ||
2. |
Сентябрь 2005 – лето 2006 г. | Работа с фондами музея, оформление документации, поиски экспонатов, переписка с В.Ф. Боковым, А.С. Беленькой, Р.Н. Порманом, Л.А. Лейтес, А.М. Дукором | Писатели и члены их семей |
Работа с материалами СМИ, книжными новинками; подготовка материалов для СМИ | Газеты «Чистопольские известия», «Мой город у Камы», «Без проблем» | ||
Встречи с детьми писателей и членами их семей | |||
Экскурсионная и научно-исследовательская работа, подготовка учащихся к НПК | НОУ Школы города | ||
Разработка авторской программы «Жанровый аспект литературного краеведения» | ИРО РТ | ||
Проведение на базе музея музейных уроков, семинаров, конференций, встреч | ГМО | ||
Паспортизация музея | Республиканский методический центр туризма, краеведения и экскурсий «Сэяхэт» МОиН РТ | ||
3. | Сентябрь 2006 – декабрь 2007 г. | Расширение музейной экспозиции | Администрация школы, консультации с сотрудниками музея Б. Пастернака |
Участие во Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению | Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения | ||
Проведение районного семинара руководителей школьных музеев | ГМО, школы города т района Центр детского творчества | ||
Обобщение опыта работы школьного музея | НПК, СМИ | ||
Участие в республиканском этапе Всероссийского конкурса на лучшую организацию работы школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся | Республиканский методический центр туризма, краеведения и экскурсий «Сэяхэт» МОиН РТ | ||
Разработка и проведение комплекса мероприятий к 20-летию со дня выхода в свет книги. Освещение в СМИ | Общественность города, учреждения культуры, городские газеты | ||
Паспортизация музея (российский уровень) | МОиН РФ |
Реализация проекта
Использование на протяжении нескольких лет
литературного краеведения в урочной и
внеклассной деятельности, создание школьного
литературно-краеведческого музея, организация
научно-краеведческой деятельности учащихся и
имеющиеся положительные результаты (участие
школьников в НПК, фестивалях, конкурсах) дают
возможность говорить о сложившейся системе
работы.
С января 2005 года центральное место в ней отведено
осуществлению учебно-воспитательного проекта
«Новая жизнь «Чистопольских страниц».
Работа по изучению пребывания писателей в годы
Великой Отечественной войны в Чистополе
интересна и важна для современного
литературоведения, востребована в практике
школьного преподавания, ориентированного на
активное использование регионального
компонента, воспитание любви к малой родине,
развитие творческих способностей учащихся,
создание условий для самореализации школьников.
Книга «Чистопольские страницы», выпущенная в 1987
году Татарским книжным издательством, до сих пор
остается единственной полномасштабной попыткой
систематизировать интереснейший материал о
жизни и творческой деятельности большой группы
писателей в 1941 – 1943 годы в Чистополе, где они
находились в эвакуации. Стихи, рассказы, повести
тех лет, воспоминания, дневники, письма Н. Асеева,
М. Исаковского, Л. Леонова, Б. Пастернака, К.
Тренева, К. Федина, С. Щипачева и многих других
литераторов открывают новые или малоизвестные
сведения о работе деятелей литературы и
искусства в тылу.
Продлить жизнь книги, привлечь к ней внимание
подрастающего поколения, пополнить
чистопольские страницы новыми именами и
исследованиями – такие цели ставила я перед
собой и своими учениками, задумывая создание в
школе Музея книги «Чистопольские страницы». Уже
при планировании работы стало очевидным, что
само открытие музея – это лишь небольшая часть
начатой краеведческой деятельности, один из ее
этапов, задачей которого должно стать
объединение всех направлений проводимой работы
(поисковой, исследовательской, просветительской,
воспитательной и др.), придание ей планомерного и
системного характера. Совместно с учениками,
членами кружка литературного краеведения, был
разработан учебно-воспитательный проект «Новая
жизнь «Чистопольских страниц», работа по
которому продолжается и сейчас.
Использование проектного метода помогло вовлечь
школьников в интересную интеллектуальную
деятельность, т.к. он ориентирован на применение
актуализированных знаний и приобретение новых
для активного включения в проектировочную
деятельность.
Музей книги был открыт в мае 2005 г. при кабинете
литературы.
В фондах музея собраны фотографии, документы,
письма, книги с автографами, произведения
писателей, живших в Чистополе, публикации СМИ.
Восемь стендов и пристендовые материалы
рассказывают об истории создания книги
«Чистопольские страницы», о писателях, которые
нашли приют в нашем городе в годы войны, о
поисковой и исследовательской работе учителей и
учащихся.
Школьный литературно-краеведческий музей –
это особая форма организации учебной и
внеклассной работы, которая отвечает
требованиям сегодняшнего дня, способна
пробудить интерес к чтению, к литературе и
истории нашей страны, к самостоятельной
творческой деятельности, служит воспитанию
патриотизма и гражданственности.
Комплексная форма работы, включающая различные
виды деятельности, изначально присуща самой идее
школьного музея. Это поиск материалов
(документов, вещей, книг, газетных публикаций,
фотографий, рисунков и т. д.) о писателях, живших в
Чистополе, и их творчестве, переписка с
писательскими детьми, систематизация и изучение
пополняющихся фондов, что уже имеет характер
исследования и позволяет изучать литературу
углубленно. Это разработка и проведение
учащимися экскурсий по экспозиции, организация
работы лекторской группы, проведение музейных
уроков, литературных вечеров и гостиных,
читательских конференций. Это и участие
школьников-краеведов в олимпиадах и
научно-практических конференциях различного
уровня, в туристско-краеведческом движении
«Отечество».
Организационная и фондово-поисковая работа
Создан совет, разработан и принят устав музея.
Проводится работа по формированию фонда музея,
заведены книги учета поступлений основного и
вспомогательного фондов. С мая 2005 г.
зарегистрировано 36 поступлений в основной фонд и
39 во вспомогательный. Среди них издания книг
«чистопольских» авторов, подлинные фотографии и
предметы военных лет, книги с автографами.
Записаны воспоминания о пребывании писателей в
Чистополе Н.Б. Майзит, М.А. Городиловой, Н.С.
Харитоновой, учащихся средней школы № 1 военных
лет.
Осенью 2006 г. экспозиция музея пополнилась двумя
стендами. Заведены и регулярно пополняются
материалами СМИ папки по творчеству писателей,
живших в Чистополе в годы Великой Отечественной
войны.
Сделаны фотографии встреч учащихся с Л.А. Лейтес,
дочерью литературоведа А.М. Лейтеса, бывшей
воспитанницей чистопольского интерната
Литфонда (2005 г.); И.М. Шамбадал, дочерью писателя и
переводчика М.А. Шамбадала, сотрудника
чистопольского радиоузла в годы войны (2005 г.);
с сестрами Т.М. и Е.М. Рудерман, дочерьми поэта
М. Рудермана, автора стихов знаменитой песни
«Тачанка», жившими в 1941–1943 гг. в Чистополе (2006 г.);
с сестрами Еленой Витальевной и Елизаветой
Витальевной Треневыми, внучками
писателя К. Тренева (2007 г.); Н.Л.
Леоновой, дочерью писателя Л.М. Леонова, и Р.Н.
Порманом, зачинателем чистопольского
литературного краеведения (2007 г.)
После поездки в Москву летом 2005 г. оформлен
новый стенд «В гостях у В. Бокова». В фонд музея
переданы фотографии, сделанные на даче Бокова в
Переделкине, отснятый видеоматериал, книга с
дарственной надписью поэта.
Установлена переписка с Р.Н. Порманом,
зачинателем литературного краеведения в
Чистополе, кандидатом филологических наук,
профессором Башкирского государственного
университета, писательскими детьми Л. Лейтес, А.
Беленькой, А. Дукором, Т. Рудерман, Д. Санниковым,
Н. и А. Сурковыми, Н. Фединой, И. Шамбадал, Г. Шор.
Живой интерес этих людей к деятельности музея, их
помощь и поддержка важны не только для будущего
музея, но и для осознания учащимися значимости их
деятельности, их вклада в сохранение и изучение
интереснейшей страницы истории литературы и
культуры нашей страны.
Методическая работа
Разработаны обзорная экскурсия по экспозиции
музея, лекции: 1) Чистопольские страницы
истории русской литературы; 2) Песни, рожденные в
Чистополе; 3) В. Боков и Б. Пастернак; 4) Всеволод
Багрицкий и Муса Джалиль; 5) Б. Пастернак и
живопись; 6) Г. Тукай и Зайтуна. Подготовлено 6
экскурсоводов из числа учащихся 10–11 классов.
При планировании изучения литературы и
переходе к профильному образованию учитываются
возможности, которые предоставляет Музей книги,
собранные материалы и накопленный опыт работы.
На базе музея регулярно проводятся открытые
уроки, семинары, мастер-классы:
2004 г. – музейный урок «Песни, рожденные в
Чистополе» (10 класс) для учителей школы;
2005 г. – музейный урок «Письма войны» (11 класс) в
рамках Дня открытых дверей для учителей города;
2006 г. – «Урок-практикум по русскому языку.
Комплексный анализ текста» (11 класс) с
использованием ИКТ и краеведческого
материала в рамках методического районного
семинара;
мастер-класс «Педагогический аспект
литературного краеведения»;
2007 г. – семинар руководителей школьных музеев
Чистопольского муниципального района;
мастер-класс «Музейно-краеведческий компонент
школьного гуманитарного образования» в рамках
семинара-презентации «Открытый отчет МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 12 с
углубленным изучением английского языка» о
реализации программ инновационного развития и
выполнении финансовых планов расходования
гранта Президента Российской Федерации»,
организованного МОиН РТ.
На базе музея в марте 2007 г. прошла работа секции
«Преподавание истории и географии в школе и
музейно-краеведческая работа в Чистопольском
регионе» Второй региональной НПК «Проблемы
истории и культуры в Чистопольском регионе».
Руководитель секции заведующий кафедрой
философии и истории Казанской государственной
академии ветеринарной медицины Р.А. Бушков
отметил хорошую организацию работы школьного
музея, продуманную экспозицию материала,
успехи школьников в научно-исследовательской
работе.
На конференции с докладами выступили члены
совета музея Красильникова С.В. («Социальная
значимость краеведения в школе») и Чикрина В.А.
(«Научная концепция литературно-мемориального
музея писателей в Чистополе 1941–1943 гг.»).
С 2004 г. ежегодно осуществляется выпуск
литературно-краеведческого альманаха «Стал
Чистополь обителью для муз», в котором
подводятся итоги работы за год, публикуются
методические и научно-исследовательские работы
учителей и учащихся.
Группой учащихся составлена карта-схема центра
города с указанием домов, где жили писатели,
государственных, общественных и культурных
учреждений, где бывали писатели. Карта снабжена
комментариями, фотографиями, многие из которых
сделаны самими учащимися.
Музей хорошо технически оснащен: имеется
телевизор, видеомагнитофон, магнитофон,
компьютер, мультимедийный проектор, стационарно
установлен экран. Успешно используются ИКТ для
создания мультимедийных презентаций, вся
документация музея, исследовательские работы
учащихся имеются на электронных носителях.
Разрабатывается сайт музея для размещения в
Интернете.
Экскурсионно-массовая работа
За период работы музея проведено 17 экскурсий
для 320 человек, 11 лекций и бесед для учащихся 5–11
классов.
Экскурсионная деятельность особенно значима для
самих экскурсоводов, т.к. это, безусловно, труд
учебный. Образовательное значение этого вида
деятельности – во влиянии, которое она оказывает
на усвоение и качество знаний по литературе и
истории. Причем учащиеся не только закрепляют
знания, но и приобретают новые, которые
оказываются достаточно прочными, поскольку
получены в практической деятельности, получают
прекрасную практику публичных выступлений,
развивают навыки устной речи, становятся
пропагандистами и самой книги «Чистопольские
страницы», и творчества отдельных писателей,
и истории своей страны и родного города.
Экскурсионная и лекционная деятельность
ориентирована прежде всего на ученическую
аудиторию, но экскурсии проводятся и для
взрослых. В период с сентября 2005 г. проведены
экскурсии для учителей русского языка и
литературы школ города, участников
республиканской конференции учителей
английского языка, участников районного
семинара руководителей образовательных
учреждений, ветеранов педагогического труда,
жителей микрорайона, руководителей школьных
музеев Чистопольского муниципального района,
участников семинара-презентации «Открытый отчет
МОУ СОШ № 12».
Почетными гостями музея были Генеральный
директор Национального музея Республики
Татарстан, кандидат филологических наук Г.С.
Муханов; глава Чистопольского муниципального
района В.М. Козлов; министр образования и науки
Республики Татарстан, доктор филологических
наук, профессор Н.М. Валеев.
Яркими значительными событиями в жизни музея и
всей школы являются встречи с писательскими
детьми.
Ежегодно с февраля 2005 г. проводится
краеведческая конференции учащихся
«Чистопольский воздух располагает к работе», в
работе которой принимают участие сотрудники
городских музеев, ветераны Великой
Отечественной.
В 2004 году по инициативе учащихся-краеведов в
школе был проведен большой литературный
праздник «Моя судьба – преодоленье»,
посвященный 90-летию поэта В.Ф. Бокова, жившего в
годы Великой Отечественной войны в Чистополе;
презентация книги писателя-земляка В.
Шенталинского «Яви лицо», подаренной автором
коллективу учащихся школы во время его приезда в
родной город.
В 2006 г. были организованы Джалилевские чтения,
посвященные 100-летию со дня рождения М. Джалиля. В
их подготовке и проведении активную помощь
оказала ветеран педагогического труда Д.И.
Максимова. 120-летию со дня рождения Г. Тукая был
посвящен литературный праздник, организатором
которого выступил актив музея.
В 2007 г. музей принял участие в районном конкурсе
«Человек в истории» (1 место в номинации «Лучший
школьный музей», и в республиканском этапе
Всероссийского конкурса на лучшую организацию
работы школьных музеев в патриотическом
воспитании учащихся (диплом 2 степени).
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся
С 2004 г. работает кружок литературного
краеведения (с 2005 г. – при Музее книги
«Чистопольские страницы»), в котором занимаются
учащиеся 10–11 классов, для учеников 9 класса в 2005–2006
учебном году функционировал кружок «Любители
словесности».
На базе музея организована
научно-исследовательская деятельность учащихся,
проводится их планомерная подготовка к участию в
НПК различного уровня. Это одно из самых
перспективных и востребованных направлений
деятельности музея.
Учащиеся-краеведы успешно выступают на
научно-практических конференциях различного
уровня – от городских до всероссийских,
занимая призовые места, принимают участие в
конкурсах и фестивалях.
Ряд учащихся имеет публикации в сборниках
материалов научно-практических конференций: И.
Луконин, Л. Ефимова, А. Тамашевская – в сборниках
тезисов Поволжской НПК имени Н.И. Лобачевского
(2004, 2005, 2006 гг.), А. Акифьева – в сборнике
творческих работ учащихся дипломантов и
участников III Республиканской НПК имени Л.Н.
Толстого, Л. Сибгатуллина – в сборнике лучших
работ Республиканского межведомственного
конкурса детских сочинений и рисунков,
приуроченных к празднованию Дня милиции
Российской Федерации.
Большинство ученических исследований ведется по
литературно-краеведческой тематике, не остается
без внимания и историческое краеведение.
В 2005–2006 учебном году группа учащихся-краеведов,
участников Республиканского заочного конкурс
поисково-исследовательских работ обучающихся –
участников туристско-краеведческого движения
«Отечество», была поощрена дипломами, а Ефимова
Люба получила возможность принять участие в XIV
Всероссийской конференции
туристско-краеведческого движения «Отечество».
Ее исследование «Былого ищу следы», посвященное
Н. Асееву, В. Хлебникову, В. Маяковскому в
Чистополе было удостоено диплома 3 степени.
Большим достижением стало участие А. Акифьевой и
Л. Сибгатуллиной в Х Всероссийской олимпиаде по
школьному краеведению, проходившей в Москве в
ноябре 2006 г. Лиля Сибгатуллина награждена
грамотой за лучшую атрибуцию музейного предмета,
а Настя Акифьева стала победителем в секции
«Литературное краеведение», получив диплом 1
степени. Победа во Всероссийской олимпиаде стала
для Насти своеобразным пропуском на выпускной
бал в Москве.
За успехи в учебе и научно-исследовательской
деятельности она рекомендована для включения в
ежегодную общероссийскую энциклопедию
«Одаренные дети – будущее России» в 2007 г.
Сотрудничество с культурно-просветительными учреждениями, общественными организациями и СМИ
Школьный музей поддерживает тесные связи с
городским музейным сообществом.
Сотрудники Мемориального музея Б.Л. Пастернака
оказывают практическую помощь в организации
музейной работы, подготовке экскурсоводов.
Школьники-краеведы – частые гости мемориального
музея.
Они знакомятся с экспозицией и фондами,
документацией, обращаются за консультациями к
сотрудникам музея во время подготовки к НПК. В
свою очередь работники музея присутствовали на
открытии Музея книги, являются гостями школьных
краеведческих конференций и семинаров. Ежегодно
для учащихся 11 классов проводятся музейные уроки
по творчеству Б. Пастернака, поэтов серебряного
века. Актив школьного музея принимает участие в
литературных гостиных, посвященных дню памяти
Бориса Пастернака.
Краеведческий Музей уездного города
предоставляет свои фонды учащимся, занимающимся
исследовательской работой.
При проведении поисковой и исследовательской
работы учащиеся часто обращаются в городской
архив, ЗАГС, с сотрудниками которых
установлены деловые связи.
Знакомясь с организацией музейной работы,
учащиеся-краеведы побывали в музее школы № 16,
завода АСО, ГРОВД.
Плодотворно сотрудничает актив музея с Домом
учителя, где в годы Великой Отечественной войны
располагалось отделение Союза советских
писателей, и Молодежным центром.
В Доме учителя проводятся юбилейные вечера,
посвященные писателям, жившим в Чистополе в годы
войны, презентации книг местных поэтов, в
подготовке и проведении которых принимают
участие и школьники.
Актив школьного музея принял участие в вечере
Марии Петровых, во всех городских мероприятиях,
посвященных 90-летию Виктора Бокова (В Доме
учителя, Молодежном центре, городской
библиотеке).
Большим событием для всех любителей краеведения
стала презентация книги Н. Громовой «Дальний
Чистополь на Каме…», прошедшая в августе 2006 г. в
Доме учителя. Ее участниками стали и наши
учащиеся.
На протяжении трех лет действовала совместная
программа проведения литературных гостиных в
Молодежном центре.
Для знакомства с историей родного края, его
традициями и интересными людьми организуются
поездки в музеи Казани и Елабуги,
историко-археологический заповедник Болгар.
Городские газеты «Чистопольские известия», «Без
проблем», «Мой город у Камы» охотно публикуют
краеведческие материалы учащихся и руководителя
музея В.А. Чикриной. Следует отметить
читательский интерес к местному материалу,
результатам поисков и исследований юных
краеведов.
Анастасия Акифьева в 2006 г. приняла участие в
Республиканском фестивале «Золотое перо»,
оказалась среди 120 лучших юных журналистов,
приглашенных на заключительный тур, проходивший
на теплоходе «Борис Полевой».
Сотрудники газет и сами освещают жизнь и
деятельность школьного музея, рассказывают на
страницах своих газет об успехах учащихся школы.