Тема урока: Подготовка к сочинению в жанре дневниковых записей.
Цели урока:
- Образовательная: знакомство с особенностями жанра дневниковых записей.
- Развивающая: продолжить работу с текстом повести (анализ на литературоведческом уровне).
- Воспитательная: помочь учащимся правильно осуществлять проблему нравственного выбора, воспитывать уважительное отношение к моральным заповедям и устоям.
Оборудование:
- Текст повести «Капитанская дочка».
- Малый толковый словарь Лопатина.
- Карточки с заданием.
- Памятка «Как писать сочинение в жанре дневниковых записей».
- Образцы творческих работ учащихся.
Эпиграф: По дневнику весьма удобно судить о самом себе. (Л.Н.Толстой)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Слово учителя. Мы закончили изучение
повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Вместе с
вами проследили, как Петруша Гринёв, беззаботный
недоросль, лазающий по голубятням, мечтающий о
вольной жизни в Петербурге и легко поддавшийся
влиянию И.И.Зурина (в трактире), превращается в
настоящего офицера. В человека, любящего свою
Родину, своих родителей, наконец Машу Миронову. В
человека, который остался верен присяге до конца.
Мы познакомились с семейством храброго капитана
Миронова, узнали о предательстве Швабрина. Ну и
сам Емельян Пугачёв предстал перед нами не
только как злодей и предводитель крестьянского
восстания, но и как человек, умеющий прощать,
миловать.
Но сегодня нас ждёт не менее важная и интересная
работа – сочинение.
Итак, тема урока: Подготовка к сочинению в жанре
дневниковых записей (запись в тетрадях).
II. Объяснение нового материала
1. Знакомство с жанром дневника
– Как вы думаете, что такое дневник? (Высказывания учащихся).
– Значение слова дневник, которое даётся в различной справочной литературе.
1 ученик: Энциклопедический словарь: Дневник – это буквальный перевод с французского «журнал» – ежедневник (журнал в переводе с французского – день).
2 ученик: Словарь В.И.Даля толкует так: Дневник – поденные записи.
3 ученик: Малый толковый словарь под редакцией Лопатина.
а) записи, ведущиеся изо дня в день. (Вести
дневник).
б) тетрадь для записи заданных ученику уроков и
для выставления оценок.
Вывод: (запись в тетрадях). Дневник – это ежедневные записи о событиях текущей жизни.
– В течение дня происходит множество событий.
– Всё ли будете записывать?
– Обязательны ли записи на каждый день?
– А как вы потом определите когда, что произошло?
(Обязательно число, месяц, год, иногда время
суток) – хронология.
2. Знакомство с образцами дневников, которые вели писатели
– Вот выдержки из дневников А.С.Пушкина. (Зачитывают учащиеся).
Лицейский дневник А.С.Пушкина
10 декабря. Вчера написал я третью главу. Читал её С.С. и вечером с товарищами тушили свечи и лампы в зале. Прекрасное занятие для философа. Поутру читал жизнь Вальтера.
12 декабря. Вчера не тушили свечи: зато пели куплеты на голос.
Из Михайловского дневника
1824, Ноябрь 19, Михайловское.
Выйдя из лицея, я почти тотчас уехал в псковскую деревню моей матери. Очень обрадовался сельской жизни: русской бане, клубнике и крыжовнику.
Из дневника:
1815 год: Я счастлив был !.. нет, я вчера не был
счастлив: поутру я мучился ожиданием, с
неописанным волнением стоя под окошком, смотрел
на снежную дорогу – её не видно было! Наконец
потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею
на лестнице, – сладкая минута!
… Как она мила была! Предо мной она предстала
милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов – ах!
Какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5
минут.
6 мая 1830 г.
Участь моя решена. Я женюсь, т.е. жертвую независимостью, моей беспечной, прихотливой независимостью; моими роскошными привычками, уединениями, непостоянством.
– Ваше мнение об этих дневниковых записях. Чем они вам интересны? (Можно узнать о становлении личности автора. Какими были его взгляды, черты характера на разных этапах жизни. Человек меняется).
– Есть ли указание на дату, место, где происходило действие?
– Всегда ли называются имена, фамилии или их можно зашифровать?
3. – Постепенно мы подошли к «Особенностям жанра дневниковых записей».
– Датированность (указывает число, год, время
суток).
– Место (город, село учебное заведение и т.д.).
– Повествование от первого лица.
– Монолог (внутренний диалог).
– Мысли отрывочные, запись краткая.
– Зашифрованность имён и фамилий.
– Пишется для себя.
– Но вернёмся к нашей повести. От чьего лица
ведётся повествование? (От лица (I), Петруши,
Гринёва).
– А можно ли назвать это произведение дневником?
(Нет, не соответствует «особенностям…», которые
мы записывали только что).
4. Работа усложняется. Вашему вниманию предложены карточки.
– Определить, какой из отрывков является дневником.
1. Гринёв приехал в Белогорскую крепость, он увидел меня на полу в крестьянском платье, бледную, худую, с растрёпанными волосами. Перед ней стоял кувшин с водой, накрытый ломтем хлеба. Увидёв Гринёва, Маша закричала. Пётр Андреевич был не один, а с Пугачёвым. Я быстро взглянула на него и догадалась, что передо мной стоит убийца моих родителей. Я упала без чувств. Швабрин, услышав предложение Пугачёва, закричал, что я – дочь капитана Миронова. Но суровая душа Пугачёва была тронута. Он велел нам выдать пропуск на все заставы и крепости.
2. 17 марта 1774 г.
Я была принята родителями Петра Андреевича с
искренним радушием. Они видели благодать божью в
том, что имели случай приютить и обласкать меня,
бедную сироту.
Вывод: второе задание – дневник, первое – нет.
Речь ведётся как от первого, так и от третьего
лица (дневник монологичен); сообщается о тех
фактах, свидетелем которых Марья Иванова быть не
могла.
(Воспитывается внимание к тексту, помогает видеть особенности жанра).
III. Знакомство с возможными темами сочинений
– Но прежде ответьте на мои вопросы:
– Кто из героев повести понравился больше?
Почему?
– Кто из них (на ваш взгляд) мог бы вести дневник?
– Почему не мог вести дневник Е.И.Пугачёв?
– Вы сами подошли к теме сегодняшних сочинений
(сочинения).
Темы сочинений:
- Нежное, любящее сердце (Дневник Маши Мироновой).
- В чём смысл конфликта Петра Гринёва и Алексея Швабрина (Дневник П.Гринёва).
- Пугачёв жизни Гринёва (Дневник П.Гринёва). (Запись в тетрадях).
– Возникает вопрос: как писать сочинение?
– Обратимся к памятке (зачитать).
Памятка.
Как писать сочинение в жанре дневниковых записей
- Познакомьтесь с письмами, дневниковыми записями автора той или иной книги. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для этого жанра.
- Точно сформулируйте для себя проблему, наметьте пути и последовательность её решения.
- Составьте хронологическую таблицу событий, о которых повествует литературный персонаж.
- Постарайтесь «вжиться» в образ выбранного героя.
Для этого:
а) Внимательно прочитайте реплики героев.
б) Выпишите основные темы его высказываний, раздумий.
в) Обратите внимание на типичные для этого персонажа фразы, речевые конструкции.
г) Вспомните высказывания других персонажей об этом литературном герое.
д) Помните, дневниковые записи, письма помогают проследить становление личности, помогают раскрыть внутренний мир человека.
е) Вступление и концовка должны быть особенными.
IV. Хронологическая таблица событий
(составлена заранее), касающийся Маши Мироновой и
Петра Гринёва. (Начали составлять в классе, а дома
учащиеся должны
были завершить).
Дата |
Событие |
Реплики героини |
29 октября 1773 года | Знакомство П.Гринёва с М.Мироновой. | «Я так и обмерла». |
15 декабря 1773 года | Гринёв узнаёт, что Швабрин сватался за Машу. Она ему отказала. | «Как изволите видеть, Алексей Иванович, конечно, человек умный и хорошей фамилии, и имеет состояние, но как подумала, что надобно будет под венцом с ним поцеловаться… Ни за что! Ни за какие благополучия!» |
22 декабря 1773 года | Дуэль Швабрина с Гринёвым. Гринёв предлагает Маше стать его женой. | «Но подумай хорошенько, … со стороны твоих родных не будет препятствий?» |
10 января 1774 года | Гринёв пишет своему батюшке письмо и просит родительского благословения. | «Видно, мне не судьба. Родные ваши не хотят меня в свою семью. Будет во всём воля господа! |
25 января 1774 года | Гринёв получает ответ, отец не даст благословения. Кто-то написал отцу о дуэли. Донос сделал Швабрин. | «Нет, Пётр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения, не будет тебе счастья…» |
8 февраля 1774 года | Нижнеозёрная взята. Машу хотят отправить в Оренбург. | «Прощайте, Пётр Андреевич! Меня посылают в Оренбург. Будьте живы и счастливы, может быть господь приведёт нас друг с другом увидеться, если же нет…» |
9 февраля 1774 года | Дорога в Оренбург отрезана. Пугачёв в Белогорской крепости.Маша осталась сиротой. Она просит Гринёва в письме, чтобы он заступился за неё. | «Нет, папенька, дома одной страшнее». |
15 февраля 1774 года | Гринёв приехал в Белогорскую крепость и пришёл к Маше. | Письмо М.Мироновой: «Богу было угодно лишить вдруг отца и матери… Молю бога, чтобы это письмо до вас дошло… А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою Алексея Ивановича». |
12 марта 1774 года | Гринёв спрашивает разрешения у Пугачёва, чтобы отвезти Машу в Оренбург. | «Он мне не муж, я никогда не буду его женой! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят». |
17 сентября 1774 года | Арест Петра Андреевича. | «Прощайте Пётр Андреевич. Придётся ли нам увидеться, бог один знает, на век не забуду вас…» |
19 сентября 1774 года | Маша объявляет родителям Петруши, что необходимость заставляет её ехать в Петербург. | – Только так – с: я только приехала из провинции. |
23 сентября 1774 года | Приезд Маши в Петербург. | – Никак нет – с. Я приехала просить милости, а не правосудия. |
24 сентября 1774 года | Встреча с императрицей. Маша передала письмо. | – Он для меня одной подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. |
V. Чтение примерного сочинения
Как-то раз, прибираясь в тёмном чулане, роясь в старом кованом сундуке в поисках старинных вещей, я вдруг обнаружила потрёпанную с пожелтевшими страницами тетрадь. Когда я начала читать её, меня осенило: «Ведь это же дневник моей прапрабабушки Марии… Гринёвой, урождённой Мироновой! Жаль, что он сохранился не полностью, видимо, много пришлось ему вытерпеть. Но всё-таки я смогла собрать воедино то немногое, что хотела поведать о своей жизни юная Маша Миронова…
3 ноября 1773 года.
К нам в крепость приехал молодой человек, зовут его Пётр Гринёв. Он высокого роста и красив собою. Как я его увидела, покраснела до корней волос. Но не могла отвести от него взгляд, такое глубокое впечатление он на меня произвёл. На меня же он особого внимания не обратил, какое ему дело до молодой круглолицей девушки, очень скромно одетой. Папа и мама встретили его хорошо, но были изумлены, узнав, что у них 300 душ крепостных крестьян. «У нашей Маши ничего нет – сказала матушка, – частый гребень да алтын денег… Хорошо, коли найдется добрый человек, а то сиди себе в девках невестою». У меня закапали слёзы от обиды, и только тогда Петрушка посмотрел на меня долгим сочувствующим взглядом и перевёл разговор на другую тему. Вскоре он ушёл с Алексеем Ивановичем Швабриным, у которого просидел целый вечер.
27 декабря 1773 года.
Вот уже прошло несколько недель, как в крепости находится Пётр Андреевич. Он уже произведён в офицеры. Каждый вечер приходил к нам. Он нравится мне всё более. Алексей Иванович и Пётр Андреевич поссорились из-за какой-то песенки и подрались на шпагах. Пётр Андреевич был ранен, и его поместили у нас. Пятые сутки к нему не приходит сознание. Я очень о нём печалюсь и плачу. Я полюбила его, но мне трудно думать, что он находится на волоске от смерти. Ведь это я несколько дней назад призналась Петруше, что Швабрин ко мне сватался, а я отказала, потому что не люблю его. Мои слова открыли Петруше глаза на упорное злоречие, которым меня преследовал Алексей Иванович.
27 декабря. Вечер.
О радость! Петруша пришёл в себя. Он схватил мою руку и поцеловал её, обливая слезами умиления. «Милая, добрая Марья Ивановна», – шептал он мне, – будьте моей женою, согласитесь на моё счастье! Глаза его так и сияли. Я его успокоила и сказала, чтобы он поберёг себя. Я тоже призналась ему, в сердечной склонности и сказала, что мои родители, конечно, рады будут моему счастью. Но вот его родители, не будет ли препятствия с их стороны?
10 января 1774 года.
Петруша обещал написать письмо своим
родителям. Я счастлива! Он меня любит! Эта мысль
наполняет всё моё существование, всё моё сердце…
На этом обрываются дневниковые записи, дошедшие
до меня из далёких смутных времён.
Многое было непонятно, но ясно одно, что эта
хрупкая, юная Маша Миронова была сильной, верной
и гордой девушкой. Как бы я хотела походить на
неё.
– (Какие недочёты заметили в сочинении?).
Вариант вступления: А.С.Пушкин назвал повесть о грозных событиях пугачевского бунта «Капитанская дочка», подчеркнув тем самым, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения.
Скромная и застенчивая Маша в решающий момент проявляет необыкновенную твёрдость характера и мужество. Она не хочет венчаться без родительского благословения, готова умереть, но не стать жертвой нелюбимого. Чтобы отстоять честь и свободу жениха, она решается на поездку в столицу к самой царице.
Рассказ в повести ведётся от лица Гринёва. Он пишет свои дневники на склоне лет, но рассказывает о своей молодости. Маша тоже могла бы рассказать о том, что она пережила в молодости на пути к своему счастью в своём дневнике примерно так.
– Вернёмся к нашему эпиграфу. О чём он? Что хотел сказать Л.Н.Толстой этими словами? (Дневнику человек доверяет самое своё сокровенное, чем иногда не может поделиться даже с очень близкими людьми. Маша Миронова признаётся в любви Петруше, а в нашем сочинении – дневнику. Но не своим родителям.)
– Мы не всегда спокойны. Иногда дневник отражает нашу злость, недоброе отношение к людям. Когда читаешь – становится стыдно за себя, за свои поступки. Человек начинает думать, анализировать. Это уже хорошо и т.д.).
VI. Подведение итогов урока
а) Что такое дневник?
б) Обязательно хронологическая таблица.
в) Главы (нужные для сочинения) переписать.
VII. Домашнее задание: Написать сочинение.