Цели:
- Познакомить учащихся с миром Оскара Уайльда, как представителя классической английской прозы.
- Возбудить интерес к произведению Уайльда “Кентервильское привидение”, расширить читательский кругозор детей.
Задачи:
- Развитие речи учащихся через участие в диалоге; развитие мышления (ответы на вопросы, подбор ассоциаций); развитие памяти, эмоциональной сферы.
- Межпредметная связь с уроками русского языка.
- Воспитание правильного отношения к потусторонним силам, осознание реальности и идеалистического происхождение действительности.
План урока: (на доске)
- Знакомство с миром Оскара Уайльда.
- Значение слова “привидение”.
- Знакомство с содержанием 1 главы произведения.
Материал к уроку:
- Мультимедийный проектор;
- Видеомагнитофон, мультипликационный фильм “Кентервильское приведение”;
- Портрет Оскара Уайльда;
- Иллюстрации к произведению.
Организационный момент. (5 минут) Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что 45 минут урока мы проведём приятно и с пользой друг для друга.
Цели урока: Сегодня, ребята, мы познакомимся с миром замечательного писателя Оскара Уайльда и начнём знакомство с его мистическим произведение “Кентервильское привидение”. В конце урока подведём итог, ответив на несколько вопросов. (1 минута)
1.Рассказ об Оскаре Уайльде. (5 минут) (20 кадров) Слайд – шоу.
2.Беседа установочного характера.
Значение слова “привидение”. (5 минут)
А теперь сосредоточьте внимание. Начинается время загадок. Их сегодня на уроке будет много. Ведь в каждом произведении литературы немало “загадок”, часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всего сможет тот, кто внимательно следит за “подсказками” автора. Одной из таких подсказок часто бывает название произведения.
Произведение Оскара Уайльда озаглавлено необычно: “Кентервильское привидение”.
1. Итак, запишем в тетрадь дату и тему урока.
Оскар Уайльд
“Кентервильское приведение”
? Как вы думаете, какое слово в названии самое загадочное? (привидение)
? А что означает слово “кентервильское”? (место действия, имя хозяина)
2.Задумаемся над словом “привидение ”. Первым делом сделаем словообразовательный разбор слова, подбирая однокоренные слова. (дети записывают в тетрадях, затем вслух произносят , учитель записывает на доске)
Привидение – видение – видеть – виднеется – невидим – вид
Т.О. Привидение – это …(отвечают) (увидеть невидимое).
(3 минуты) Слайд – шоу
3. Послушайте, как истолковывается значение данного слова в “Толковом словаре” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова.
ПРИВИДЕНИЕ. В сказках, мистических представлениях: призрак умершего или воображаемого существа. Привидения в старом замке. Привидения – плод болезненной фантазии.
В “Новой иллюстрированной энциклопедии” нет слова “привидение”, но есть синоним – ФАНТОМ.
ФАНТОМ. (французское fantome, от греческого phantasma – призрак), причудливое видение, призрак; создание воображения, вымысел.
(10 минут)
4. Беседа с детьми:
? А что такое для вас “привидение”? Давайте вместе подумаем и запишем, какие слова, понятия, действия, эпитеты, ассоциации связаны, по-вашему, со словом “привидение”.
привидение
- дух умершего или отсутствующего человека
- призрак
- тень кого-то
- видение
- фантом
- что-то показалось, приснилось
- мистическая фантазия
- вымысел
- страх
- миф
- несуществующие
- Смерть – зло
? Являются ли понятия “смерть” и “привидение” словами с одинаковыми значениями? (нет)
? Объясните, почему? (смерть – прекращение жизни физической и духовное успокоение; привидение – прекращение жизни физической, “бродяжничество” и ненахождение пристанища и покоя души.)
Таким образом, слово “привидение” напоминает о чём-то сверхъестественном, мистическом, полуживом, пугающем, злом и встреча с ним нежелательна.
!!! Динамическая пауза. (2 минуты)
Ребята, вы устали? Я очень устала! Предлагаю немного расслабиться. Представьте на минуту себя привидением и покажите, как вы пугаете окружающих, но с одним условием: всё должно происходить бесшумно.
3. Чтение отрывка произведения и просмотр эпизода из мультфильма.
? Каким вы ожидаете увидеть привидение? (наводящее ужас и страх)
А теперь давайте обратимся к произведению “Кентервильское привидение” и посмотрим, каким изображено привидение у Уайльда, насколько оно оправдывает те представления, которые мы обсудили и записали.
Учащийся читает отрывок произведения со слов “Когда мистер Хайрам…” и до слов “миссис Отис, которая в своё время…” (4 минуты)
Теперь предлагаю посмотреть эпизод мультипликационного фильма, снятого по произведению Оскара Уайльда “Кентервильское привидение” режиссерами Валентиной и Зинаидой Брумберг. Хочу предупредить, что мультипликационная версия не совсем точно воспроизводит события, описанные Уайльдом.
Просмотр отрывка из мультфильма “Кентервильское привидение” (5 минут)
? Чем удивляют события произведения? (вполне современное произведение с элементами мистики, сверхъестественности, фантазии)
? Ну что, понравилось произведение? Вижу, что я вас заинтриговала! Но продолжение истории о привидении вы прочтёте самостоятельно дома, и у вас возникнет образ привидения. Этот образ я предлагаю вам изобразить в виде иллюстрации к произведению. Ребята параллельного класса изобразили привидение вот так! (иллюстрации на доске)
Приложение 3
4.Задание на дом. (1 минута) Слайд
– Прочитать “Кентервильское привидение” Оскара Уайльда.
- Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
5.Рефлексия:
? Что нового и интересного узнали сегодня на
уроке? (3 минуты)
Литература:
- Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. 6 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003.
- Литература (поурочные планы для 6 класса)./Сост. Л.М.Серёгина.- Изд. “Учитель-АСТ”, 2003 г.