Цели:
- Актуализация содержания рассказа. Составление текстовой характеристики литературного героя. Обратить внимание на то, что медицинский персонал в условиях войны не участвует в боевых действиях, его деятельность основывается на принципах гуманности и беспристрастности. Познакомить с некоторыми страницами истории Российского Красного Креста, с нормами международного права, защищающими медицинский персонал в условиях вооруженного конфликта.
- Развитие исследовательских способностей, умения собирать текстовый материал, делать выводы, обобщения; составлять сообщение, совершенствовать ораторские способности обучающихся.
- Способствовать воспитанию патриотических чувств, милосердия, сострадания по отношению к людям.
Вводимые понятия: медицинский персонал, эмблема.
Оборудование: книжная выставка о деятельности сестер милосердия, увеличенная иллюстрация к рассказу из книги для ученика 7 класса, рисунок Флоренс Найтингейл, бескозырка, рубаха-матроска, тарелка с жареной рыбой; иллюстрация панорамы "Обороны Севастополя", аудиокассеты "Вальс мужества из альбома "Военные песни" к 40-летию Победы (Д. Тухманов – В. Харитонов, поет С. Ротару), "Ave Maria" Шуберта; эмблема МКК, свечи, альбомные листы бумаги, справочные карточки.
Эпиграфы
Да ты – героиня!
Адмирал Корнилов (С. Сергеев-Ценский "Первая русская сестра")
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправданиеА. Дементьев
Проблемный вопрос: Почему рассказ называется "Первая русская сестра"? Какие бы варианты названия предложили вы?
Словарь:
- военнопленные
- выбор
- достоинство
- забота
- медицинский персонал
- международное гуманитарное право
- сестринская этика
- сострадание
- подвиг
- эмблема
Ход занятия
I. Орг. момент
II. Предкоммуникативная фаза
1. Звучит "Вальс мужества" Д. Тухманова (2-й, 3-й куплеты). О чем напомнила вам эта песня? Какие ассоциации возникли у вас?
О Великой Отечественной войне, песня о медсестре, её милосердии. Можно сказать, что это гимн всем сестрам милосердия, в числе которых была и Даша Севастопольская, героиня рассказа С. Сергеева-Ценского "Первая русская сестра"
2. Обратить внимание на "эффект присутствия": Появление каких вещей в нашем кабинете сегодня вас удивило? Зачем, как вы думаете, я принесла их?
Матроска напомнила о Даше, это она переоделась в отцовскую одежду, превратившись в "заправского юнгу", чтобы перебраться через казачьи пикеты на поле сражения на реке Альма. В те годы для молодой девушки это было делом неслыханным, даже безумным – женщины не участвовали в военных действиях.
3. О каких военных действиях идет речь в рассказе? Какое историческое событие описывает С. Сергеев-Ценский в своем произведении? (с исторической справкой выступает ученик)
Сергеев-Ценский рассказывает о Крымской войне 1853-1856 гг. между Россией и коалицией государств (Великобритания, Франция, Турция, Сардинское королевство (часть Италия)) за господство на Ближнем востоке. В сентябре 1854 года англо-французские экспедиционные силы высадились в Крыму, нанесли поражение русской армии А.С. Меньшикова на реке Альме. Ценский рассказывает об обороне Севастополя русским гарнизоном (1854-1855 гг.) под руководством В.А. Корнилова, П.С. Нахимова и В.И. Истомина.
4. Обращение к панораме "Оборона Севастополя".
Это замечательное произведение живописи, монументальный исторический памятник, увековечивший героизм защитников Севастополя во время Крымской войны 1853 – 56 гг. Автор панорамы – выдающийся русский художник-баталист, мастер панорамной живописи, академик Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо (1856 – 1928 гг.). Сюжетом панорамы послужили события Крымской войны. Оборона Севастополя, длившаяся 345 дней, и отражение защитниками этого легендарного штурма вражеских армий 6 июня 1855 года, были подвигом русского народа севастопольской эпопеи. В этот день защитники города отразили ожесточенный штурм Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны, предпринятый англо-французскими войсками после девятимесячной осады города.
III. Коммуникативная фаза.
1. Попытайтесь кратко передать сюжет рассказа.
2. Зачитайте сцены, эпизоды, которые вам запомнились, удивили? Почему?
3. Обратите внимание на проблемный вопрос, записанный на доске.
4. Итак, в центре рассказа образ главной героини Даши Севастопольской, напомните настоящее отчество и фамилию этой девушки. Задача наша с вами составить характеристику главной героини. На прошлом уроке вы работали с текстом, отметили ключевые слова, словосочетания, детали, повторы и т.д., характеризующие героиню рассказа, т.е. составили текстовую характеристику. Теперь свои выводы вы должны записать на листах, которые перед вами (продолжается работа в группах, начатая на предыдущем уроке, вопросы и задания на карточках, см. приложение 1 "Информационная карточка").
5. Аналитическая беседа с использованием информационной карточки (свои ответы обучающиеся аргументируют цитатами их текста)
- Почему в разговоре с адмиралом Корниловым Даша называет раненых своими? Кого она имеет в виду? Как вы думаете, почему Даша оказывала медпомощь пленным?
Речь идет о тех раненых, которым Даша делала перевязки во время сражения. Героиня не делит раненых на чужих и своих, поэтому оказывает помощь и пленному французу с "отрезанной по самое плечо рукой"
- Почему пленный француз восторженно смотрел на Дашу?
Возможно, что Даша понравилась французу, однако дело не только во внешней привлекательности девушки, но и в том, что Даша помогла раненому из армии противника. Своим милосердием, добрым отношением она облегчала участь раненым.
6. Какова основная мысль произведения? Где и как она выражается? Почему Пирогов считал, что "мысль послать сюда сестер – это превосходная мысль"?
Основная мысль рассказа заключается в том, что в жизни необходимо прежде всего милосердие, сострадание, доброта, гуманное отношение к человеку. Пирогов считал, что "мысль послать сюда сестер – это превосходная мысль" потому, что они выполняли свои профессиональные обязанности, благодаря им тысячи раненых были спасены. Эти женщины, не смыкая глаз, по нескольку суток оказывали помощь раненым на перевязочных пунктах, в госпиталях. Порой перевязывать раненых приходилось на открытом воздухе, под дождем, стоя на коленях в грязи или на промерзлой земле прямо на поле боя.
В своих мемуарах "Записки врача" великий русский хирург Пирогов дал высокую оценку трудолюбию, самоотверженности и тому нравственному воздействию, которые оказывали сестры милосердия на воинов. 68 сестер милосердия были представлены к награде "За оборону Севастополя".
Женщины в медицине использовались и раньше. Сперва в католических, а затем и в протестантских странах. В России, например, существовали сердобольные вдовы при Мариинской больнице, которые безвозмездной ухаживали за больными в палатах. В то время женщин для оказания медицинской помощи непосредственно на поле боя никто не посылал. И первой в этом благородном деле была Россия. Самоотверженный труд русских сестер милосердия предвосхитил все ожидания. Об их подвигах на поле боя, в лазаретах и госпиталях начинали писать газеты и журналы, весь мир восхищался их трудолюбием. В рассказе показана также роль известного русского хирурга Н.И. Пирогова, автор выделяет его портретную характеристику (зачитывается).
7. Индивидуальное сообщение об истории создания Крестовоздвиженской общины, о роли Пирогова в организации медицинской помощи раненым в условиях военных действий, об истории возникновения Российского общества Красного Креста (материалы учебника стр. 70-72 и др.)
8. Ответ на проблемный вопрос: Почему рассказ называется "Первая русская сестра"? Какие бы варианты названия предложили вы?
Еще раз обратимся к тексту (стр. 67): "…А в Севастополе юная Даша с корабельной слободки уже вошла самочинно в историю как первая русская сестра, настоящая и подлинная сестра всей миллионной массы солдат и матросов"
Как вы понимаете слово самочинно (наречие) - от прилагательного самочинный? Зачитайте объяснение значения слова в учебнике на стр. 69.
Самочинный – …
- совершаемый самовольно, незаконно, по собственному произволу, самоуправный
- происходящий по собственному почину, по собственной инициативе.
Ценский хотел, наверное, акцентировать внимание на историческом факте появления сестер милосердия еще раз, их роли в спасении жизни раненых, подчеркнув необыкновенную, глубокую бескорыстную любовь Даши к людям, её доброту, способность на самопожертвование ради спасения жизни людей, деятельное сострадание.
"Русской Магдалиной" назвал Дашу Севастопольскую Н.И. Пирогов (Мария Магдалина – католическое название Богоматери, Магдалина-дева – спасительница, символ милосердия).
Если бы не сестры милосердия, по словам Пирогова, "больные лакали бы на перевязочных пунктах вместо сытного супа помои и лежали бы в грязи", а их ежедневно на перевязочные пункты поступало от 500 до 3000 человек. Одной сестре приходилось ухаживать за 100-200 тяжело и за 300-400 легко ранеными. С декабря 1854 по январь 1856 несли нелегкую службу более 200 сестер, 17 из которых умерли при исполнении своих обязанностей, в том числе и сестра-настоятельница Е.А. Хитрово.
9. Индивидуальное задание. Зачитайте аннотацию к рассказу (2-3 человека)
10. Прочитайте фрагменты из книги С. Алексиевич "У войны – не женское лицо". Это воспоминания медицинских работников, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Какое впечатление произвели на вас эти фрагменты? Какая главная черта характера объединяет Дашу Севастопольскую и медицинских работников, о которых рассказывает С. Алексиевич в своей книге? (учебник стр. 72 – 73)
гуманность и беспристрастность
11. Познакомьтесь с правовой информацией в учебнике. Постарайтесь назвать принципы, которыми должен руководствоваться в ситуации вооруженного конфликта медицинский персонал, оказывая помощь всем, кто в ней нуждается. Почему необходима защита, которую международное государственное право предоставляет медицинскому персоналу? (учебник стр. 74)
12. Слова учителя: Сегодня уже звучало имя Флоренс Найтингейл. Послушайте сообщение о деятельности Флоренс Найтингейл, ее фонде и наградах, о медицинских сестрах России, награжденных "Медалью Флоренс Найтингейл".
13. Индивидуальное задание. Сообщение о деятельности Флоренс Найтингейл, ее фонде и наградах, о медицинских сестрах России, награжденных "Медалью Флоренс Найтингейл" (ж. "Российское общество Красного Креста" № 3, 2003 г.)
14. "Мозговой штурм". Какой памятник вы поставили бы Даше Севастопольской?
Показываю иллюстрацию памятника сестре милосердия из журнала "РОКК" № 4-5 – 2002 г. А. Антакольский "Сестра милосердия".
Итак, действенная доброта, милосердие, не знающие границ, могут быть проявлением особого дара, выражения подлинного мужества и беспримерной стойкости. По мнению Ценского, это качество следует ценить не меньше, чем воинский героизм
15. Слова учителя: На медали, которой МККК награждает своих героинь Флоренс Найтингейл изображена со свечой в руке. В мире её так и называют "Леди со свечой". Свеча – признанный символ милосердия. Не дать бы ей погаснуть. Предлагаю каждому из вас зажечь свою свечу милосердия, сострадания, свечу, которая не гаснет.
16. Музыкальное произведение композитора Шуберта "Ave Maria". Все зажигают свечи и встают.
IV. Посткоммуникативная фаза. Заключительное слово учителя