Тема. «У нас в гостях С.Я.Маршак»/
Цели:
- Познакомить с творчеством С.Маршака.
- Формировать у детей устойчивый интерес к чтению.
- Побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
- Развивать творческие способности учеников.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг C.Маршака «Про всё на свете», выставка рисунков, книжки-малышки.
ХОД УРОКА
Учитель: Мы открываем двери в литературную гостиную. И сегодня у нас в гостях Самуил Яковлевич Маршак. 3 ноября ему исполнилось бы 120 лет со дня рождения. Его произведения знакомы каждому человеку: и взрослому, и маленькому.
Ведущий 1. Сейчас мы познакомимся с первыми книжками Самуила Маршака. Это стихи для самых маленьких. Вы их конечно знаете.
Ведущий 2.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Не легко сорвать цветок.
Ведущий 1.
Эй, не стойте слишком близко,
Я – тигрёнок, а не киска.
Ведущий 2.
Не хотел котёнок мыться –
Опрокинул он корытце.
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.
Кто это? (Усатый полосатый)
Ведущий 1. Самуил Маршак смотрел на малышей как на равных, с огромным уважением. Что только не превращалось под его пером радостную игру. Многие его стихи можно одновременно назвать и считалкой, и песенкой, под которую можно играть в мяч.
Стихотворение «Мяч».
Ведущий 2. Маршак писал считалки, поговорки, сказки, тараторки, загадки.
Считалка. Тараторка. Загадки.
Ведущий 1.
Плещет тёплая вода
В берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате? (Ванна)
Ведущий 2.
Что за чиж на чёрном поле
Чертит клювом рыхлый снег?
У чижа ни ног, ни крыльев,
Ни пера, ни пуха нет. (Мел)
Ведущий 1.
Меня ждут не дождутся,
А как увидят – разбегутся. (Дождь)
Ведущий 2.
Прилетели галки в поле
И уселись на заборе.
Стану я учиться в школе
Разобраться в них смогу. (Буквы)
Песня «Первый класс».
Ведущий 2.Школа для Маршака прежде всего весёлая: смешные приключения, сатирические картинки и шутки.
«Знаки препинания».
Ведущий 1. А теперь поиграем. Из каких произведений Самуила Маршака эти строчки?
Под пальмой из Бразилии.
От зноя утомлён,
Бредёт седой Базилио,
Бразильский почтальон.
В руке он держит странное.
Измятое письмо.
На марке – иностранное
Почтовое клеймо.
И надпись под фамилией
О том, что адресат
Уехал из Бразилии
Обратно в Ленинград. («Почта»)
Ведущий 2.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Носорог бодает рогом
Не шутите с носорогом! («Про всё на свете» азбука в стихах)
Ведущий 1.
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати. («Рассказ о неизвестном герое»)
Ведущий 2.
Вот живут они – Лягушка.
Ёж, Петух и Мышь-норушка.
Мышь-норушка
Толокно толчёт.
А Лягушка
Пироги печёт.
А Петух на подоконнике
Им играет на гармонике. («Теремок»)
Ведущий 1.
Дуйте ветры в феврале,
Бейте в трубы громко.
Змейкой мчится по земле,
Лёгкая позёмка. («12 месяцев»)
Ведущий 1. Самуил Яковлевич Маршак был необыкновенно образованным человеком. Он владел многими языками. А английским в совершенстве. Он много переводил с иностранного языка. Весь накопленный багаж знаний, свой талант он отдал детям. Да и сам он до конца жизни в душе оставался ребёнком. Любил всё новое, умел видеть и удивляться, стремился поделиться своими впечатлениями с окружающими.
«Кот и лодыри»
Ведущий 1. Произведения Маршака воспевают добро, труд, отвагу и готовность помочь в беде. А сейчас необыкновенная музыкальная сказка «Кошкин дом».
«Кошкин дом»
Учитель. Спасибо дети за стихи. Любите и читайте, побольше узнавайте. И будет интересней учиться вместе нам. На этом литературная гостиная заканчивается. До новых встреч!