Внеклассное чтение по роману А.Грина "Алые паруса" (2 часа) "Мечты и действительность". 7-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 7


Цели и задачи урока:

  • продолжить обучение умению анализировать текст художественного произведения;
  • совершенствовать навык краткого художественного пересказа;
  • совершенствовать навык беглого выразительного чтения;
  • учить умению читать в лицах;
  • продолжить обучение умению выделять тему, идею, основную мысль произведения;
  • воспитывать чувство любви к прекрасному.

Наглядность:

  • картины на “морскую тему”: И. Айвазовский, Р. Судковский, плакаты с изображением эпизодов произведения;
  • альбом с работами И.Н. Крамского;
  • портрет А.Грина;
  • выставка рисунков к произведению;
  • “морская выставка”: синее полотно в виде волны, раковины, морские камушки, ракушки, зелёные живые вьющиеся растения, морские звёзды.

ТСО:

  • магнитофон с записью песен: Ю. Лоза “Маленький плот”, Ж. Агузарова “Верю я”, Б. Гребенщиков “Город золотой”.
  • гитара.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к активной и осознанной деятельности.

1) Вступительное слово учителя: объявление целей, задач урока;

2) Работа над эпиграфом к уроку (на доске).

“Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище”.

(В. Кетлинская)

Проблемный вопрос: способен ли человек совершать чудеса своими руками?

Учитель: чтобы решить проблемный вопрос, мы рассмотрим роман-феерию Грина в трёх аспектах:

1. Мир А. Грина.
2. Мир Ассоль.
3. Мир Артура Грэя.

Мир Грина

3) Биография А. Грина (задание 2 ученикам) (монолог учащихся).

4) Музыкальная заставка Ю. Лоза “Маленький плот”.

Вопрос: Как вы думаете, воплощается ли в эпиграфе и в этой песне жизнь Грина?

Созвучна ли песня жизни писателя? В чём?

Ответ: Жизнь А. Грина была очень трудной, тяжёлой, было много испытаний.

Вывод: Сытым, довольным своей жизнью людям живётся легко, гораздо легче, чем людям мечтающим, поэтам.

Мир Ассоль

3. Анализ произведения.

Глава 1 “Предсказание”.

1) Краткий художественный пересказ (1 ученик) “Предсказание” до слов “…Ассоль увидела, что у ручья, спиной к ней сидит человек…”

Эгль, рис. А. Колесникова (7 кл.)

2) Инсценирование эпизода “Эгль и Ассоль”.

Вопрос: Почему Эгль именно Ассоль сделал предсказание?

Он – тонкий психолог, что в облике девочки он отметил для себя?

Ответ: Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.

Вопрос: Что же происходит после того, как сказочник Эгль предсказал Ассоль “Алые паруса”?

Лонгрен, рис. А. Колесникова (7 кл.)

3) Выборочное чтение. Задание учащимся: Лонгрен.

(Реакция отца на рассказ Ассоль).

“…Вырастет, забудет, – подумал он, – а пока…не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много придётся в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых…А насчёт алых парусов думай, как я; будут тебе алые паруса…”

Рис. И. Гусевой (6 кл.)

Толпа и Ассоль – сравнение

“…Девочка, вздрогнув, невольно взглянула из-под руки на разлив моря, затем обернулась в сторону восклицаний; там, в двадцати шагах от неё, стояла кучка ребят; они гримасничали, высовывали языки. Вздрогнув, девочка побежала домой…”

4. А. Грин – конец 19 века, картина Крамского “Хохот. Радуйся, Царю Иудейский”.

Задание учащимся: Рассмотреть картину. Что общего между: Ассоль – толпа и Иисус Христос – римские войны во главе с Понтием Пилатом?

Рис. Л. Смирновой (7 кл.)

Ответ: Общее в идее: противопоставление добра и зла, света и тьмы, высокой души (духа) и физической силе, низменным страстям.

5. Музыкальная заставка Ж. Агузарова “Верю я”.

Задание: Отражает ли песня душевное состояние Ассоль в эти минуты?

Ответ: Да, несмотря на осмеяние толпы, Ассоль продолжает верить в чудо.

Выводы по главе 1 “Предсказание”

Вопросы для беседы:

  1. Как, в каких условиях жилось Лонгрену и Ассоль?
  2. Поверила ли Ассоль предсказаниям Эгля?
  3. С помощью каких изобразительных, языковых средств автор показывает жизнь Ассоль и Лонгрена и жизнь жителей Каперны?
  4. Противопоставляет ли автор главных героев толпе?
  5. Как называется такое противопоставление?
  6. Началась ли завязка сюжета?
  7. Отняли ли жители Каперны веру, мечту у Ассоль?

6. Музыкальная заставка: Б. Гребенщиков “Город золотой”

Вопрос: О чём эта песня?

Впечатления учащихся.

Мир Артура Грэя

Анализ главы 2 “Грэй”.

  1. Краткий художественный пересказ (1 ученик)

Вопросы для беседы:

  1. Как начинается эта глава? (зачитать)
  2. Кто такой Ю. Цезарь? (Заострить внимание на эпизоде с картиной, изображающей распятого Христа) – проявление желания освободить страдающего.
  3. Какая черта характера проявляется в Грэе? (доброта, человеколюбие, гуманизм).
  4. “…Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди, и текла кровь. Я этого не хочу…”
    “Артур Грэй родился с живой душой”.
    “Грэй жил в своём мире”.
    “Знатная дама напоминала паву, высидевшую яйцо лебедя”.

  5. Что наложило отпечаток на дальнейшую судьбу Грэя?

Картина, изображающая корабль в библиотеке.

“Он родился капитаном, хотел быть им и стал им”.

(Человек осуществляет свою мечту сам!)

5) Отношение к слугам (Бетси)

Вывод: Грэй был не похож на аристократа, он был человеком с живой душой.

Анализ гл. 3 – “Рассвет”.

1) Вопрос: Каким вы представляете Грэя? Нарисуйте словесный портрет.

2) Встреча Ассоль и Грэя (чтение).

“Спящая Ассоль – выборочное выразительное чтение.

3) Встреча в трактире.

Рассказ Миннерса Хина-угольщика.

“Ты, верно, когда наваливаешь свою корзину углём, то думаешь, что она зацветёт?”

О чём эти слова?

Анализ гл. 4 - “Накануне”.

Прошло 7 лет с тех пор, когда Эгль рассказал на берегу моря сказку о корабле с Алыми парусами.

Ассоль? Какая она? (описание внешности, иллюстрации) Её характер, душа, разговор с природой.

Анализ 5 – 6 гл. “Боевые приготовления”

“Ассоль остаётся одна”.

Краткий художественный пересказ.

Анализ гл. 7 – “Алый секрет”

  1. Разговор Грэя с Пантеном.
  2. Вопрос: Каковы жизненные принципы Грэя?

  3. Встреча Ассоль и Грэя (зачитать, учитель)
  4. Толпа и Ассоль.
  5. Заключение (учитель).

Рис. Н. Ежовой (6 кл.)

“Он сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье…”.

Вывод:

“Истина в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”.

4. Исполнение песни под гитару “Алый парус” (класс)

5. Подведение итогов урока.

Работа в группах

1 группа

Вопрос: Каким образом Артур Грэй осуществил свою мечту стать капитаном?

Придумать название к этой иллюстрации.

2 группа

Вопрос: Как воспримет капитан Артур Грэй историю с алыми парусами, рассказанную

в таверне как старую сплетню?

Подобрать название к этой иллюстрации.

3 группа

Вопрос: Случайно ли название шхуны “Секрет”? В чём секрет капитана А.Грэя? Ассоль? Лонгрена? Придумать название к этой иллюстрации.

Вопросы для викторины

  1. В чём “секрет” Артура Грэя?
  2. Перечисли героев романа “Алые паруса”.
  3. Что предсказал путешественник Эгль Ассоль?
  4. Какова главная мысль произведения?
  5. Есть ли у вас мечта? Как вы осуществляете свою мечту, приближаетесь к ней?

Работа с лексикой произведения

Феерия – 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающиеся пышной постановкой и сценическими эффектами;

2) (перен.) волшебное, сказочное зрелище.

Фееричный – сказочно красивый как в феерии.

Завязка – начало, исходный пункт каких-нибудь действий, событий, начало драматического или иного литературного произведения со сложной фабулой.

Сюжет – в литературном или сценическом произведении последовательность и связь описания событий.

Развязка – конец, завершение какого-нибудь сложного события, ситуации; заключительная часть драматического произведения или иного литературного произведения.

Контраст – резкая противоположность.

Композиция – строение, соотношение, взаимное расположение частей.

Мир –

1) совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная.

2) отдельная область Вселенной. Звёздные миры.

3) Земной шар, Земля, а также люди, население Земли.

4) Объединённое по каким-нибудь признакам человеческое общество. Античный мир. Научный мир.

5) Светская жизнь, в противопоставлении монастырской жизни.

6) Отдельная область жизни – мир растений, мир животных, мир звуков.