Литература
-
Основные подходы в обучении и воспитании сельских школьников 2009
Актуальность нашей работы "Основные подходы в обучении и воспитании сельских школьников" усиливается в связи с реальным состоянием образовательного развития сельской молодежи. Старшеклассники, находящиеся на ступени личностной социализации, являются наиболее незащищенными и уязвимыми в обществе; в период своего формирования они подвергнуты влиянию негативных проявлений, что особенно ярко проявляется при относительной свободе.
-
Урок внеклассного чтения в 9—11-х классах. Урок-размышление на тему "«Люблю Отчизну я…». Время. Эпоха. Судьба" 2009
Синтез искусств (музыка, художественное слово, театр), используемый в постановке спектакля, дает возможность детям с разными психофизическими возможностями самоутвердиться, самореализоваться, почувствовать в себе уверенность к самосовершенствованию. Увлекательный сюжет и яркие сказочные персонажи позволят музыкальным руководителям и педагогам дополнительного образования создать наиболее благоприятную атмосферу для реализации творческих способностей каждого ребенка.
-
Урок по теме "Мотивы Москвы в творчестве Марины Цветаевой" 2009
Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи ее узнаешь безошибочно — по особенному распеву, неповторимым ритмам, интонации. Свобода и своеволие "души, не знающей меры", — ее вечная, самая дорогая ей тема. Любовь у Цветаевой всегда "поединок роковой", всегда спор, конфликт и чаще всего — разрыв. И еще любовь к Москве — трепетная, трогательная — которую она пронесла через всю свою жизнь.
-
Сравнительный анализ стихотворений "Узник" А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (факультативное занятие по словесности в 9-м классе) 2009
В школе на уроках литературы необходимо уметь анализировать лирические произведения, поэтому анализ стихотворения - основная тема моего факультативного занятия, цель которого - сформировать умения и навыки сопоставительного анализа лирического произведения. Для анализа я взяла два стихотворения с одинаковым названием "Узник" - А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
-
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературно-музыкальная гостиная "Салют, Победа" 2009
Предлагается сценарий литературно-музыкальной композиции на тему Победы в Великой Отечественной войне.
-
Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского) 2009
Урок в 9-м классе по творчеству Маяковского позволяет дать представление о ранней лирике поэта, показать новаторский характер поэтики, познакомить с биографией, формировать правильное понимание поэзии Маяковского. На примере стихов «А вы могли бы?» и «Нате!» учащиеся учатся анализировать и интерпретировать поэтический текст.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Журавли»" 2009
Это первый урок изучения творчества Н.А. Заболоцкого в 6-м классе. Урок когнитивный с использованием методов личностно-ориентированного обучения: целеполагания, эмпатии, исследования. Он предполагает развитие творческих способностей и формирование нравственных качеств учащихся.
-
Литературно-музыкальная композиция по теме "Так что есть красота?" 2009
Диалог и творческая атмосфера, процесс интеллектуального общения, умение работать с различной литературой, углубленная самостоятельная работа с художественными произведениями, выразительное чтение как результат анализа текста — вот далеко не весь перечень возможностей уроков-композиций.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Здесь духа мощного господство, здесь утонченный жизни цвет". Жизнь, творчество, судьба Ф.И. Тютчева 2009
Цель этого занятия: обобщить сведения учащихся о творчестве Ф.И. Тютчева; привлечь внимание к поэзии и музыке вообще; развивать творческие способности и позитивные личностные качества учащихся. Содержательная часть сценария рассчитана на участие в нём учащихся разных классов (возрастов).
-
Тема: "Подготовка к написанию сочинения с учетом требований к заданию с развернутым ответом" 2009
Урок продолжает работу по подготовке к ЕГЭ. Напоминает важные орфографические и пунктуационные правила, совершенствует навыки анализа теста, знакомит с требованиями к заданию С ЕГЭ. Но самое главное – совершенствует умение писать сочинения.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 10-го класса "Своя игра" 2009
Цель игры: проверка знаний учащихся, привлечение интереса к предмету, развитие соревновательного духа. Данная разработка может быть использована для проведения игры по любому школьному предмету или же для проведения общественного смотра знаний типа "Ученик года".
-
Урок-модуль "Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий" (6-й класс) 2009
Работа интересна тем, что в ней соединены деятельностный метод и модульная технология обучения. Каждый ученик имеет возможность показать свою траекторию обучения и развития, создавая постепенно текст сочинения - характеристики главного героя. Таким образом формируется у школьников читательский интерес, умение самостоятельно учиться, работать с информацией, воспитывается стремление совершенствовать свои знания и умения.
-
Программа элективного курса "Анализ поэтического текста" (7-й класс) 2009
Курс интересен тем, что на каждом занятии проводится комплексный анализ поэтического текста. Каждое занятие представляет собой законченное целое — не связано с предыдущим и последующим, что дает возможность включиться в работу на любом этапе данного курса.
-
Творческая работа "Россия на маму мою похожа" 2009
Два года воспитанники соседнего детского дома обучаются в общеобразовательной средней школе. Воспитательная работа с такими детьми должна иметь повышенный развивающий потенциал чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь они по возможности не испытывали чувства ущербности, неполноценности своей личности.
-
Урок литературы в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя 2009
Обзорное знакомство с жизнью Гоголя, изучение поэмы "Мертвые души".
-
Урок литературы в 7-м классе на тему "Человек и природа в стихотворениях прохоровского поэта В.М. Чурсина" 2009
Программа современного литературного образования в школе должна быть дополнена краеведческим материалом. Это особенно актуально для Белгородской области, встречающей своё 55-летие и отметившей 65-летнюю годовщину танкового сражения под Прохоровкой. Материал урока учит жить в гармонии с природой, оберегать её красоту, гордиться малой родиной, уважать труд земляков, творчески самовыражаться.
-
Урок-праздник в 5-м классе "Серебряное донце — золотое веретенце". Обобщение по теме "Устное народное творчество" 2009
Возникла идея провести обобщающий урок по этой теме в форме праздника, в котором приняли участие обучающиеся 5–10-х классов и их родители. По сценарию предусмотрено выступление танцевального коллектива школы, фольклорного ансамбля.
-
Символ в художественном тексте 2009
Урок проводится в 8-м классе в рамках специального курса "Выразительные средства русского языка". Был представлен на конкурсе "Учитель года — 2008".
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" 2009
Задачи урока литературы, посвященного сказке Пушкина: познакомить учащихся с жанром литературной сказки; выявление жанровых различий русской народной и литературной сказки; определение проблематики сказки в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода через авторское отношение к героям).
-
Информационно-поисковый проект "Моим стихам… настанет свой черед" (сложная судьба Марины Цветаевой) 2009
На своих уроках я использую информационно-поисковые проекты, с целью заинтересовать учащихся личностью писателя или поэта, увлечь их чтением литературных произведений — как прозаических, так и поэтических. Такая работа учит отбирать материал, соответствующий заданной теме, эмоционально рассказывать текст, читать стихотворения.
-
Информационные технологии на уроках литературы 2009
Данный урок – первый в системе уроков по изучению художественного мира И.С. Тургенева в 10-м классе. Он строится на основе воспоминаний современников о писателе с привлечением разнообразного иллюстративного материала – в частности, презентаций, подготовленных учащимися. Задача – показать, как личностные качества Тургенева-человека нашли преломление в его произведениях. Жизнь и творчество писателя – одна из основ нравственного формирования нации.
-
Урок литературы в 8-м классе (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2009
Урок-размышление по литературы в 8 классе на тему «Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). У учащихся формируется умение понимать смысл, не выраженный словами, раскрывают смысл названия повести. Также развиваются навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал. Цели урока способствуют нравственному становлению личности, развитию мышления.
-
Научно-исследовательский проект "Край ты мой, родимый край…" 2009
Фильм посвящён творчеству местных поэтов и писателей. В фильме использованы материалы краеведения, географии, истории, литературы, воспитывающие чувство патриотизма, любви к родной природе, гордости за своих земляков. Целью создания проекта послужило желание увековечить память о духовных учителях – поэтах, донести до каждого зрителя эти замечательные строки, помочь понять окружающую нас красоту, приобщить к прекрасному.
-
Интегрированный урок истории и литературы в форме конференции "Жив народ, пока жива его память" (посвящен 65-лению битвы под Москвой). 11-й класс 2009
Одной из форм патриотической работы в школе являются интегрированные уроки истории и литературы, оказывающие огромное влияние на сознание учащихся. Идеи патриотизма раскрываются перед ними в ярких эмоциональных образах, которые пробуждают чувства сопереживания, благодарности мужественным защитникам Родины.
-
Информационные технологии на уроках литературного чтения в начальных классах 2009
На этом уроке я использую работу в парах, в группах. Это позволяет мне воспитывать в детях взаимопонимание, ответственность каждого ученика за свои действия и действия товарища, взаимовыручку, сопереживание за общее дело, уважение друг к другу, терпимость к чужому мнению, и при этом даёт возможность обучаться каждому ребёнку самому, обучая товарища.
-
Конспект урока литературы в 8-м классе по теме "Зеленый свет мечты и надежды" (по рассказу А.Грина "Зеленая лампа") 2009
На примере произведений И.С. Тургенева, А.С. Пушкина, А.Грина учащиеся имеют возможность анализировать текст, проникать в глубины души человеческой, понимать ее диалектику; развивают мыслительную деятельность и устную речь.
-
Формирование ИКТ - компетентности учащихся на уроках литературы 2009
Для подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа, как минимум, должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ-компетентность: определение (идентификация), доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача).
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме "В.М. Шукшин – писатель, режиссер, актер" 2009
Внеклассное чтение о В.М. Шукшине – это диалог девятиклассников не только с великим писателем и актером, но и со своей совестью, со своим нравственным началом. Урок способствует развитию интереса к творчеству Василия Макаровича, доказывает правоту его убеждения: "Если хочешь быть мастером, макай свое перо в правду".
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе по теме "П.П. Ершов. "Конек-Горбунок" 2009
Представлен урок внеклассного чтения в 5-м классе по теме «П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Данное мероприятие развивает интерес к литературным сказкам, расширяет кругозор учащихся, повышает читательский интерес. Предназначен для учителей литературы.
-
Урок литературы "В.Костров. "Какой-то есть еще запас в моем обманутом народе…"" 2009
Урок входит в систему уроков методического учебного пособия, разработанного мной для факультативного курса по русской литературе «Творчество современных русских поэтов второй половины XX – начала XXI века» для учащихся образовательных учреждений системы НПО.