Литература
-
Тема: "Подготовка к написанию сочинения с учетом требований к заданию с развернутым ответом" 2009
Урок продолжает работу по подготовке к ЕГЭ. Напоминает важные орфографические и пунктуационные правила, совершенствует навыки анализа теста, знакомит с требованиями к заданию С ЕГЭ. Но самое главное – совершенствует умение писать сочинения.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 10-го класса "Своя игра" 2009
Цель игры: проверка знаний учащихся, привлечение интереса к предмету, развитие соревновательного духа. Данная разработка может быть использована для проведения игры по любому школьному предмету или же для проведения общественного смотра знаний типа "Ученик года".
-
Урок-модуль "Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий" (6-й класс) 2009
Работа интересна тем, что в ней соединены деятельностный метод и модульная технология обучения. Каждый ученик имеет возможность показать свою траекторию обучения и развития, создавая постепенно текст сочинения - характеристики главного героя. Таким образом формируется у школьников читательский интерес, умение самостоятельно учиться, работать с информацией, воспитывается стремление совершенствовать свои знания и умения.
-
Программа элективного курса "Анализ поэтического текста" (7-й класс) 2009
Курс интересен тем, что на каждом занятии проводится комплексный анализ поэтического текста. Каждое занятие представляет собой законченное целое — не связано с предыдущим и последующим, что дает возможность включиться в работу на любом этапе данного курса.
-
Творческая работа "Россия на маму мою похожа" 2009
Два года воспитанники соседнего детского дома обучаются в общеобразовательной средней школе. Воспитательная работа с такими детьми должна иметь повышенный развивающий потенциал чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь они по возможности не испытывали чувства ущербности, неполноценности своей личности.
-
Урок литературы в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя 2009
Обзорное знакомство с жизнью Гоголя, изучение поэмы "Мертвые души".
-
Урок литературы в 7-м классе на тему "Человек и природа в стихотворениях прохоровского поэта В.М. Чурсина" 2009
Программа современного литературного образования в школе должна быть дополнена краеведческим материалом. Это особенно актуально для Белгородской области, встречающей своё 55-летие и отметившей 65-летнюю годовщину танкового сражения под Прохоровкой. Материал урока учит жить в гармонии с природой, оберегать её красоту, гордиться малой родиной, уважать труд земляков, творчески самовыражаться.
-
Урок-праздник в 5-м классе "Серебряное донце — золотое веретенце". Обобщение по теме "Устное народное творчество" 2009
Возникла идея провести обобщающий урок по этой теме в форме праздника, в котором приняли участие обучающиеся 5–10-х классов и их родители. По сценарию предусмотрено выступление танцевального коллектива школы, фольклорного ансамбля.
-
Символ в художественном тексте 2009
Урок проводится в 8-м классе в рамках специального курса "Выразительные средства русского языка". Был представлен на конкурсе "Учитель года — 2008".
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" 2009
Задачи урока литературы, посвященного сказке Пушкина: познакомить учащихся с жанром литературной сказки; выявление жанровых различий русской народной и литературной сказки; определение проблематики сказки в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода через авторское отношение к героям).
-
Информационно-поисковый проект "Моим стихам… настанет свой черед" (сложная судьба Марины Цветаевой) 2009
На своих уроках я использую информационно-поисковые проекты, с целью заинтересовать учащихся личностью писателя или поэта, увлечь их чтением литературных произведений — как прозаических, так и поэтических. Такая работа учит отбирать материал, соответствующий заданной теме, эмоционально рассказывать текст, читать стихотворения.
-
Информационные технологии на уроках литературы 2009
Данный урок – первый в системе уроков по изучению художественного мира И.С. Тургенева в 10-м классе. Он строится на основе воспоминаний современников о писателе с привлечением разнообразного иллюстративного материала – в частности, презентаций, подготовленных учащимися. Задача – показать, как личностные качества Тургенева-человека нашли преломление в его произведениях. Жизнь и творчество писателя – одна из основ нравственного формирования нации.
-
Урок литературы в 8-м классе (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2009
Урок-размышление по литературы в 8 классе на тему «Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). У учащихся формируется умение понимать смысл, не выраженный словами, раскрывают смысл названия повести. Также развиваются навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал. Цели урока способствуют нравственному становлению личности, развитию мышления.
-
Научно-исследовательский проект "Край ты мой, родимый край…" 2009
Фильм посвящён творчеству местных поэтов и писателей. В фильме использованы материалы краеведения, географии, истории, литературы, воспитывающие чувство патриотизма, любви к родной природе, гордости за своих земляков. Целью создания проекта послужило желание увековечить память о духовных учителях – поэтах, донести до каждого зрителя эти замечательные строки, помочь понять окружающую нас красоту, приобщить к прекрасному.
-
Интегрированный урок истории и литературы в форме конференции "Жив народ, пока жива его память" (посвящен 65-лению битвы под Москвой). 11-й класс 2009
Одной из форм патриотической работы в школе являются интегрированные уроки истории и литературы, оказывающие огромное влияние на сознание учащихся. Идеи патриотизма раскрываются перед ними в ярких эмоциональных образах, которые пробуждают чувства сопереживания, благодарности мужественным защитникам Родины.
-
Информационные технологии на уроках литературного чтения в начальных классах 2009
На этом уроке я использую работу в парах, в группах. Это позволяет мне воспитывать в детях взаимопонимание, ответственность каждого ученика за свои действия и действия товарища, взаимовыручку, сопереживание за общее дело, уважение друг к другу, терпимость к чужому мнению, и при этом даёт возможность обучаться каждому ребёнку самому, обучая товарища.
-
Конспект урока литературы в 8-м классе по теме "Зеленый свет мечты и надежды" (по рассказу А.Грина "Зеленая лампа") 2009
На примере произведений И.С. Тургенева, А.С. Пушкина, А.Грина учащиеся имеют возможность анализировать текст, проникать в глубины души человеческой, понимать ее диалектику; развивают мыслительную деятельность и устную речь.
-
Формирование ИКТ - компетентности учащихся на уроках литературы 2009
Для подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа, как минимум, должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ-компетентность: определение (идентификация), доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача).
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме "В.М. Шукшин – писатель, режиссер, актер" 2009
Внеклассное чтение о В.М. Шукшине – это диалог девятиклассников не только с великим писателем и актером, но и со своей совестью, со своим нравственным началом. Урок способствует развитию интереса к творчеству Василия Макаровича, доказывает правоту его убеждения: "Если хочешь быть мастером, макай свое перо в правду".
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе по теме "П.П. Ершов. "Конек-Горбунок" 2009
Представлен урок внеклассного чтения в 5-м классе по теме «П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Данное мероприятие развивает интерес к литературным сказкам, расширяет кругозор учащихся, повышает читательский интерес. Предназначен для учителей литературы.
-
Урок литературы "В.Костров. "Какой-то есть еще запас в моем обманутом народе…"" 2009
Урок входит в систему уроков методического учебного пособия, разработанного мной для факультативного курса по русской литературе «Творчество современных русских поэтов второй половины XX – начала XXI века» для учащихся образовательных учреждений системы НПО.
-
Роман В.А. Каверина "Два капитана" 2009
Роман В.А. Каверина "Два капитана" занимает особое место в списке литературы, рекомендуемой для внеклассного чтения. Автор романа обладает обостренным чувством времени. Одним из первых он поднял проблемы, волнующие подрастающее поколение.
-
К юбилею великого писателя. Урок-игра "Звездный час" по повести И.С. Тургенева "Муму" (5-й класс) 2009
Урок-игра (урок обобщающего характера) - самый любимый урок учащихся среднего звена. Урок рассчитан на закрепление понятий "литературный герой" и "литературный портрет". Это урок-соревнование. Разнообразные конкурсы поддерживают у детей дух соперничества. Дети учатся рассуждать, излагать причины явлений и событий, их взаимную связь.
-
"Владимир Мономах и его литературное наследие" (6-й класс) 2009
Интегрированный урок истории и литературы. «Поучения» Владимира Мономаха как литературное наследие XII века достойны изучения в средней школе, так как воспитывают в подрастающем поколении не только чувство патриотизма, но и готовность исполнять свой долг перед Отчизной.
-
О некоторых вопросах гражданского и патриотического воспитания на уроках литературы и во внеклассной работе 2009
Работа затрагивает вопросы развития познавательной активности учащихся при изучении патриотических аспектов в русской литературе.
-
Урок-инсценирование. 9-й класс. Литература. "Суд над Митрофаном" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль") 2009
Литературное инсценирование – один из самых эффективных способов изучения литературных произведений. Театральное действие оказывает неоценимую помощь в достижении учебной и воспитательной цели уроков. Зрители и актеры становятся соучастниками действия. Неоспоримо то, что процесс познания литературных героев есть процесс познания и самих себя.
-
Трагическая эпопея построения счастливого общества в романе И.Истомина "Живун" 2009
Урок знакомит школьников с жизнью, бытом и культурой коренных народов Ямала. На территории округа проживают представители более ста различных национальностей. В рамках обеспечения регионального компонента знакомство с культурой малочисленных народов Крайнего Севера является первоочередным требованием времени.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Нигилизм и его последствия" 2009
Урок проводится после изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». На уроке раскрывается понятие «нигилизм», сопоставляются взгляды Базарова. Ребята ищут ответ на вопрос, зависит ли судьба человека от его убеждений, размышляют о том, есть ли нигилизм в наше время и каковы его последствия.
-
Главное — научить быть людьми 2009
В работе идет размышление о роли семьи, литературы, музыки и искусств в жизни человека, о том, что школа может противопоставить падению нравов.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема: "Личность и творчество. Романтический мир А.А. Блока" 2009
Цель: познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги - "Стихов о прекрасной Даме". На уроке учащиеся развивают умение слушать, анализировать, участвовать в диалоге с учителем, делать выводы, оценивать свои мысли и действия.