Цель урока:
- познакомить учащихся с биографией поэта;
- показать оригинальность таланта В.Маяковского;
- новаторство в поэзии. Футуризм. Маяковский и футуризм;
- особенности ранней лирики поэта.
Ход урока
(Приложение - презентация PowerPoint)
1. Организационная часть.
Cлайд 1 «Бесценных слов мот и транжир…» (только заголовок)
2. Слово учителя.
Сегодняшний наш урок будет посвящен яркой личности, оставившей видный след в истории русской литературы. Его имя хорошо известно вам с детства хотя бы по таким строкам:
Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»
Вы, конечно же, догадались , что эти строки принадлежат Владимиру Владимировичу Маяковскому.
Cлайд 1 «Бесценных слов мот и транжир …»
Итак, тема урока – В.Маяковский – «бесценных слов мот и транжир…»
В мировой поэзии XX века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Маяковский вошел в литературу как поэт-трибун, как «агитатор, горлан, главарь». Он действительно шагнул к нам «через лирические томики, как живой с живыми говоря».
Владимир Владимирович Маяковский прожил сложную жизнь. Умел идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, он был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный, тонкий лирик и «бесценных слов мот и транжир», несомненно, очень талантливый поэт – словом, Маяковский – одно из ярчайших имен в литературе XX века.
3. Знакомство с биографией поэта.
У Маяковского было много биографов, но, наверное, никто не мог бы рассказать о нем лучше его самого. Дома вы познакомитесь с автобиографией поэта, которую он назвал «Я сам», а сейчас займете места у компьютеров и поработаете с материалами «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия». Ваша задача – ознакомиться со статьей о Маяковском и подготовить ответы на предложенные вам вопросы. (Cлайд 2 «Жизнь и творчество В.Маяковского»). Вопросники ждут вас на компьютерных столах. На эту работу отводится 10-12 минут.
Вопросы:
1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?
В дворянской семье; отец служил лесничим на Кавказе; после его смерти семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906, затем в Московской гимназии (1906-1908), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование – художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С.Ю.Жуковского и П.И.Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-1914); исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов.
2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?
В 1911 г. – завязывается дружба с художником и поэтом Д.Бурлюком, организовавшим в 1912 году литературно-художественную группу футуристов «Гилея».
1912г. – первые публикации стихов Маяковского в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу».
3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?
- Воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык («любовь на скрипки ложите»).
- ЛГ, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймал бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого».
- Ориентированы на прочтение с эстрады, на вечерах, диспутах.
- Короткие рубленые строки.
- «Рваный синтаксис».
- «Разговорность».
4. К какому литературному течению примыкал В.В.Маяковский и в чем заключалась суть этого течения?
Футуризм; в нарочито эпатирующей форме заявлявшей о разрыве с традициями русской классики, о необходимости создания нового языка литературы, соответствующей эпохе.
5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?
«Пощечина общественному вкусу»; В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых и Д. Бурлюк.
При ответе на 4 и 5 вопрос – слайд 3 «Футуризм и Маяковский»
6. Каково было отношение Маяковского к революции?
Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю.
7. Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы советской власти?
- В 1918 г. организует группу «Комфут»(коммунистический футуризм), участвует в газете «Искусство комунны».
- 1923 г. - создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), издает журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928)
- Пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов(«Окна РОСТА»,1918-1921) (Российское Телеграфное Агенство.
8. В русскую литературу В. Маяковский вошел только как автор стихов?
- Поэм: «Облако в штанах» (1915), «Хорошо!» (1927), «В.И.Ленин» (1924), «150 000 000» (1921), «Во весь голос» (1930) и др.
- Комедии: «Клоп» (1928), «Баня» (1929).
4. Ответы учащихся на вопросы.
Итак, какие сведения о жизни Маяковского, его творчестве вы узнали, работая с энциклопедической статьей?
5. Ранняя лирика поэта.
Да, творчество поэта многогранно, но сегодня мы поговорим о раннем Маяковском.
Слайд 4 «Ранняя лирика В.Маяковского»
1. 1913 год – стихотворение «Нате!».
- Чтение стихотворения.
- Как вы поняли смысл названия стихотворения?
- Каков тон этого стихотворения? (Довольно-таки резкий)
- Чем обусловлена резкость общего тона стихотворения?
Резкость общего тона стихотворения обусловлена выраженным в нем чувством социального протеста, его антибуржуазной направленностью. Маяковский ненавидит буржуазно-помещичью толпу, которая пришла на вечер поэта в поисках развлечений, обличает ее уродство, пошлость, тупость. Эта многоголосая толпа, сливающаяся в представлении поэта в сплошную безликую массу жира, враждебна его демократическому мироощущению. Автор сознает, что, обращаясь к этой толпе со стихами, он бесполезно растрачивает самое для него ценное – поэтическое слово.
- Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии?
Мужчина с остатками обеда в усах, густо набеленная женщина, выглядывавшая из своих нарядов, как бесформенная устрица из раковины – все эти зажиревшие, бездушные обыватели готовы из праздного любопытства затоптать нежное, как бабочка, сердце поэта. И они-то, эти обыватели, считают себя культурно-утонченными, а поэзию В.Маяковского объявляют грубой, варварской! Он и не намерен угождать их пошлому вкусу: он открыто , в лицо им бросает свой стих, исполненный гнева и презрений. Так некогда и М.Ю.Лермонтов бросал в лицо светской черни свой стих, «облитый горечью и злостью».
Представляете, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда Маяковский бросил это «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публике.
- Как вы понимаете смысл метафоры «бабочка поэтиного сердца»?
2. А теперь мы обратимся еще к одному стихотворению ранней лирики поэта – к стихотворению «Послушайте!» (1914)
- Чтение стихотворения.
- Чем оно по общему тону отличается от предыдущего?
ЛГ не противостоит толпе, он пытается быть понятым.
- Как вы понимаете центральный образ стихотворения – образ звезды?
Этот образ символизирует смысл жизни. Когда в конце стихотворения поэт утверждает: «значит – это необходимо, // чтобы каждый вечер // загоралась хоть одна звезда?!» – он утверждает необходимость таких человеческих ценностей, как добро, любовь, красота.
У В.В.Маяковского было обостренное ощущение красоты мироздания, космоса. Но главной ценностью мира для него всегда был человек. Поэтому даже в звездах для него самое главное то, что они могут и должны быть источником радости, столь необходимой человеку. А образ далекого от людских страданий бога «с жилистой рукой», к которому врывается человек, полемически направлен против традиционных христианских представлений.
- Как можно объяснить, что звезды названы «плевочками»?
Неожиданно примененное к звездам «эпатирующее» (нарочитораздражающее резкостью, непринятостью) определение «плевочки» – это самозащита иронией от подсказываемой традицией затасканной условно-романтической «поэтичности». Оно не «снижает», не разрушает образ ночного неба, а помогает увидеть его с заплеванного асфальта городских улиц, по которым бродит одинокий поэт.
- Каково душевное состояние лирического героя стихотворения? (Взволнован)
- Какими средствами передана в стихотворении взволнованность лирического героя?
В стихотворении много восклицательных и вопросительных знаков, много коротких предложений, состоящих из одного слова(«Послушайте!», «Не страшно?», «Да?!»), передающих эмоциональный накал высказываний лирического героя.
Стихотворение написано АКЦЕНТНЫМ СТИХОМ, структура которого опирается не на количество стоп, а на равное количество логически сильных ударных слогов.
Слайд 5 «Акцентный стих»
Краткая запись определения учащимися в тетрадь.
Однако у Маяковского количество ударений в строке может меняться в зависимости от интонации. В то же время стремление подсказать читателю нужную интонационную установку привело поэта к своеобразной разбивке строки на отдельные отрезки – «лесенке» Маяковского.
6. Заключение.
Отличительные черты лирического героя раннего Маяковского.
Сегодня на уроке мы обратились только к двум стихотворениям раннего Маяковского. Но я надеюсь, что вы заинтересовались стихами поэта и обязательно прочтете и другие стихотворения, относящиеся к ранней лирике поэта: «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям».
А теперь подведем итоги нашему разговору о своеобразии ранней лирики В.В.Маяковского. (Учащиеся ведут краткие записи вывода).
- Как преимущественно строятся стихотворения раннего Маяковского? (На противопоставлении толпы и лирического героя)
- Каков лирический герой раннего Маяковского?
Способность к глубоким и сильным чувствам, любовь к людям, бунтарство, ненависть к мещанству – черты, характеризующие лирического героя раннего Маяковского.
Слайд 6 «Лирический герой раннего Маяковского»
(Краткая запись выводов в тетрадь)
7. Домашнее задание.
Слайд 7.
Дома вы продолжите работу над темой урока.
Сайт www.vmayakovsky.ru - биография поэта “Я сам” (стр. 252-259 учебника).
Фото, которые были выведены сегодня на экран, взяты из фотогалереи сайта, но еще много интересных фотографий и доплнительного материала там размещено.
Наизусть одно из стихотворений раннего Маяковского.
Индвидуальное задание «Женщины в жизни В.В.Маяковского» (3-4 мин.) по материалам сайта.
8. Сегодня мы сделали первый шаг в изучении творчества В. Маяковского. Активными на уроке были …. Оценки …. Урок окончен. Можете быть свободны.
(Приложение - презентация PowerPoint)