Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Знаете ли вы украинскую ночь?" (Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством" и "Вечер накануне Ивана Купала")

Разделы: Литература


Цели урока: ввести учащихся в поэтический мир повестей Н.В. Гоголя, помочь ощутить их национальный колорит, народный характер, активизировать творческую деятельность учащихся.

Межпредметные связи: литература – музыка – изобразительное искусство.

Оборудование урока: портрет Н.В. Гоголя, выставка рисунков учащихся “Рождественская ночь”, музыка Мусоргского.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы вновь в гостях у великого писателя Н.В. Гоголя. Сегодня мы попытаемся заглянуть в поэтический мир его повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”, встретимся с его героями, веселыми и грустными, добрыми и злыми, ощутим красоту и неповторимость украинских ночей.

На предыдущих уроках мы уже говорили о том, что это произведение Гоголь написал, будучи в Петербурге, когда его мечты о столичной жизни разбивались о “блестящие, грандиозные и однообразные картины городской жизни”, где люди-“пешеходы” жались и теснились под домами и казались маленькими на фоне громадных зданий, а в воздухе громом отзывались стук копыт и звук колёс.

И тогда в долгие зимние вечера под пером писателя оживали народные предания, поверия, сказания, а щемящая сердце тоска по просторам и весёлости Малороссии вылились в прекрасное произведение “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

“Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё!” - призывает нас автор. И давайте, следуя его призыву, попробуем ощутить красоту и неповторимость великолепных ночей. А помогут нам в этом музыка Мусоргского и наши ребята.

(Чтение наизусть отрывка из “Майской ночи, или Утопленницы”)

II. Беседа с учащимися по вопросам.

  1. Какие поэтические средства помогли автору передать любовь к Украине, чувство восхищения её красотой?
  2. Назовите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

Учитель.

Вы, наверно, заметили, что в произведениях Гоголя ночь играет роковую роль в жизни героев, является поворотным моментом в их судьбе, как, например, в повести “Вечер накануне Ивана Купала”.

  1. Чем необычна эта ночь?
  2. Какую роковую роль сыграла ночь накануне Ивана Купала в жизни главного героя повести?
  3. Стал ли счастливым Петрусь, разбогатев? Почему?
  4. Чем заплатил Петрусь за богатство?
  5. (Чтение по ролям эпизода “Разговор Петруся с Басаврюком”)

  6. Почему стала возможной эта сделка между человеком и дьяволом?
  7. Какая ночь сопровождает Петруся в момент совершения преступления? (Выразительное чтение эпизода учителем или заранее подготовленным учеником)
  8. Что же стало с величественной природой Украины, с божественной, очаровательной ночью, которую так любил Гоголь? (Она содрогнулась от такого страшного преступления)
  9. Итак, какой вы увидели ночь в повести “Вечер накануне Ивана Купала”? (Грустной, страшной, трагической, как и судьба главных героев повести)
  10. Рассказать о дальнейшей судьбе героев произведения.

Учитель.

А теперь обратимся к повести “Ночь перед Рождеством”. Посмотрите, какая картина зимней рождественской ночи получилась у нас. Давайте коллективно озвучим её. Для этого откройте начало повести. Читать будете только по одной фразе. Гоголь назвал ночь перед Рождеством “весело смеющейся”, поэтому произносить фразу надо так чтобы все в это поверили. (Коллективное озвучивание)

  1. Как вы думаете, почему Гоголь назвал ночь перед Рождеством “весело смеющейся”? (Это веселый праздник. Парни и девушки собирались группами и ходили колядовать)
  2. Что значит на Руси колядовать?

Я предлагаю вам послушать один из вариантов рождественских колядок (Исполнение колядок)

Учитель.

Подобные колядки в повести “Ночь перед Рождеством” исполняли парни и девушки. И была среди них одна, “лучше которой, по мнению парубков, не было ещё и ни когда не будет на селе”. А звали её?

  1. Какой вы представляете себе Оксану? А вот какой представляет её себе ученица нашего класса. (Инсценирование монолога Оксаны)
  2. Кому же суждено было стать этим молодцем?
  3. С помощью кого удалось Вакуле достать для такой неприступной красавицы царские черевики?

Учитель.

И Петрусь, и Вакула прибегнули к помощи нечистой силы.

  1. Почему же так непохожи их судьбы?

Петрусь слаб характером, а Вакула настойчив. Он заставил черта служить ему, а Петрусь сам стал орудием дьявола. Вот почему так непохожи судьбы героев, как непохожи две ночи: страшная, трагическая ночь накануне Ивана Купала и “весело смеющаяся” ночь перед Рождеством – ночь дьявола и светлая ночь рождения Христа.

III. Домашнее задание.

Написать письмо автору, в котором вы поделитесь своими впечатлениями от прочитанных произведений.