Урок-конференция по произведению Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Разделы: Литература


Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944гг.)

«Маленький принц»

Написан в Нью-Йорке в 1942 году.

ПЕРВЫЙ УРОК.

1. Взрослый летчик, Маленький принц, цветок, лис и змея – главные действующие лица внутренней трагедии Сент-Экзюпери. Правда Маленького принца в том, чтобы любить цветок, в том, чтобы научиться любить его на своем маленьком астероиде.
Сент-Экзюпери как писатель ставил перед собой всегда одну и ту же задачу: выразить себя, раскрыть в себе человека – того, кто нуждается в любви и кто способен любить.
2. Французский летчик, героически погибший в воздушном бою с фашистами, оставил глубокий след в гуманистической литературе ХХ века.
Навсегда вошли в историю французской литературы его «Южный почтовый», «Планета людей», «Послание к заложнику», «Военный летчик». С детских лет он увлекался рисованием, музыкой, стихами, техникой. «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны.
В его творчестве нет, пожалуй, книги, где бы он ни вспоминал о своем детстве.
В школе Экзюпери – рассеянный ученик, не отличается усидчивостью и постоянством в работе. Правда, писал прекрасные сочинения.
Сент-Экзюпери всегда умел ценить дружбу. По его мнению, это самое драгоценное, что есть на земле, это доказательство истинной стоимости человека.
3. Вся жизнь писателя полна драматических событий. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, перенес не одно ранение, нередко бывал на грани смерти.
Его появления среди друзей всегда казались невероятными. Ведь он только что тонул в Сан-Рафаэле, терпел аварию на реке Меконг в Индокитае, погибал от жажды в ливийской пустыне, слал репортажи из Москвы... Он появлялся в дверях внезапно, закрывая проход своей крупной фигурой. Ростом метр восемьдесят четыре сантиметра, широкоплечий, массивный. Круглое лицо. Широко расставленные глаза. Вздернутый нос. Экзюпери «приручал» своих друзей улыбкой, обаянием мужественного и нежного сердца.
4. Писатель мечтал о спасении всего человечества путем морального усовершенствования, мечтал о всеобщем братстве, об уничтожении войн.
Экзюпери обращал свой голос к людям всей земли: «Мир стал пустыней, и все мы жаждем найти в ней товарищей. Чего ради нам ненавидеть друг друга?»
31 июля 1944 года, за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание.
Философским завещанием писателя стала написанная им незадолго до гибели сказочная повесть «Маленький принц».
- «Глаза слепы, надо искать сердцем...»
- «...единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения...» - самые заветные идеалы французского писателя.
5. Сказка писателя адресована детям, но, как показывает практика, не все понимают ее глубокие проблемы и удивительную поэтичность. Даже взрослые. «Странный народ эти взрослые...» Все устроены по-разному, у каждого свой внутренний мир. И не каждому присуще именно в этой сказке уловить атмосферу духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни.

Портрет писателя на доске.
Записи на доске, эпиграф к уроку:

(выбрать можно любое высказывание для записи; сделать три плаката по рядам с разными высказываниями писателя, с рисунками самих детей.)
«Я родом из детства»,
«Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться», «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе», «Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком», «Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их»,
«...не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил...»,
«Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь…»
«Это очень печально – когда забывают друзей...»
« Но мы, те, кто понимает, что такое жизнь, - мы, конечно, смеемся над номерами и цифрами!».
« Есть такое твердое правило: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок ­и сразу же приведи в порядок свою планету...»
«Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр...»
«Посети планету Земля – у нее неплохая репутация...» «Все дороги ведут к людям...»
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...»
«Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать...»
6. - Каким предстает перед нами Маленький принц при первом знакомстве? (не большого роста, с золотыми «пшеничными» волосами, хрупкий, любознательный, настойчивый, с «ускользающей душой.)
- Как он относится к своей планете?
- Какие у него представления о жизни, его взгляд на окружающую действительность? (можно ответить цитатами из сказки, дать свое небольшое обоснование).
7. Конкурс на самого внимательного читателя (не пропустить мельчайших деталей повествования и правильно их понять).

Вопросы мини-конкурса:

1. Что представляет собой попавшая на планету Роза?
2. Почему она нередко ставит Маленького принца в тупик?
3. Какая она? (описать)
4. Какой у нее характер? (хвастливая, кокетливая, капризная, обидчивая, красивая, единственная в мире - чем больше эпитетов, тем лучше).
5. Почему герой сказки отправляется в путешествие?
6. Как он сам об этом говорит? (зачитать, выписать)
7. Как Роза отнеслась к решению Маленького принца?
8. Почему она себя так вела? (чувства надо уметь выразить, проявить.)

8. Сам герой до определенного момента путешествует бесцельно, с перелетными птицами, ради общего интереса. Он не понимает, что гонит его от Розы и что он ищет. Прекрасный и капризный цветок доставляет принцу много забот и беспокойства, потому-то и решился он оставить Розу и уйти. Только самодовольные высказывания «географа» заставляют Маленького принца задуматься над тем, что же является «вечным», а что «эфемерным» (новое слово, его лексическое значение – то, что должно скоро исчезнуть – невечное в этом мире, призрачный, нереальный.) Заслуживает ли внимания и любви простои цветок, обреченный на увядание, когда в мире есть огромные горы и огромные океаны.
9. Как вы представляете себе автора «Маленького принца»? (портрет, его рисунки в сказке, сама сказка, некоторые детали биографии, другие произведения автора – помогут создать портрет Экзюпери).

ВТОРОЙ УРОК
 
1. Давайте же вспомним содержание повести-сказки. Попробуем разобраться в ее многозначных образах и подводных течениях.
Посещая различные планеты, Маленький принц встречается со­ взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям.
(Коротко рассказать о каждой планете и об отношении малыша к их обитателям; использовать прием словесного рисования или выразительное чтение.)
На первой планете читателей встречает король, который в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний.
«Власть прежде всего должна быть разумною» - эти слова отчасти примиряют Маленького принца с властолюбцем.
На второй планете тщеславие пустого человека не знает границ, и потому он каждого проходящего готов принять за почитателя, и это кажется ребенку просто глупым и смешным.
На третьей планете Маленький принц приходит в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга алкогольного пристрастия.
2. На четвертой планете герой встречается с «деловым человеком», который занят бессмысленным подсчетом звезд. Карикатурная фигура ничтожества, пытающегося превратить великолепную красоту Вселенной в собственность, потрясает Маленького принца.
Светлый мир детства болезненно сталкивается с царящим бесчеловечием.
Писатель считал, что мир взрослых – это общество бесчеловечных отношений. Из их обихода исчезает хозяйская заботливость о своей планете. За цифрами доходов, честолюбием, алчностью они – взрослые – забыли о своем призвании.
Экзюпери видел в детях самую ценную основу человеческого бытия. Взрослые очень любят цифры.
Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом, он стоит сто тысяч франков», и тогда они восклицают: «Какая красота!»
3. На пятой планете читатель встречается с фонарщиком, работа которого вызывает у Маленького принца восхищение: «Прекрасное занятие! Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Герой выделяет фонарщика особо: за верность слову, за умение не покладая рук работать и вопреки всему освещать людям путь, за то, что этот взрослый «думает не только о себе».
На шестой планете обитающий географ сначала тоже кажется малышу настоящим, но скоро принц разочаровывается в нем. Тот (географ) никогда «не выходит из кабинета», обо всем знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, он считает себя «слишком важным лицом и ему некогда разгуливать».
Но именно географ, размышляющий лишь о вечном, заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть ее. Географ же советует мальчику посетить планету Земля, у которой «неплохая репутация».

4. Седьмая планета Земля лишь обостряет растерянность героя, приводит его почти к отчаянию. Когда принц увидел сад с многочисленными розами, «...он лег в траву и заплакал...» (значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая).
И в эту трудную для принца минуту появляется Лис. Он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца, учит истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в сутолоке деловой жизни.
Бич современной жизни – огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке гибнет любовь. Некогда поговорить друг с другом по душам, посмотреть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни. И даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью.
Лис просит принца приручить его.
Грустью веет от слов малыша:
«Я бы рад... но у меня так мало времени».
В словах Лиса – «узнать можно только те вещи, которые приручишь» – большая мудрость. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать им самое дорогое – своё  время – «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни».
В словах Лиса мы слышим веру – самого автора: познать что-­нибудь можно лишь приручая.
«Приручение состоит в создании уз: человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы нуждаемся в ней, - мы ведь в ответе за всех, кого приручили».
Если случайный прохожий скажет теперь принцу, что его Роза похожа на любую из пяти тысяч растущих в саду роз, малыш уже твёрдо знает: его Роза единственная на свете, потому что он её «приручил».
Человеку нужен всего один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит его сердце. Потому он и возвращается к своей Розе.
5. Каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной душевной работой («душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь...»).
Любовь – это труд души.
«Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь», - вот секрет, открытый Лисом Маленькому принцу.
Важно в жизни не пройти мимо основного: надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире (Мире), нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу.

Что можно использовать по данным урокам:
1. Пластинка (диск) с чтением Я. Смоленского.
2. Инсценировка А. Петровой (сценка прощания Лиса с Маленьким принцем).
3. Иллюстрации, рисунки к сказке. (роль рисунков? Они вводят в духовную атмосферу книги, помогают лучшему раскрытию внутреннего мира героя и автора).
4. В заключение поставить пластинку "Маленький принц"
(сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева) или "Нежность" (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой).

Проблемные вопросы по сказке:

1. Прочитайте посвящение к сказке.
В чём своеобразие этого посвящения?
Как вы его понимаете?
2. Чем, по мнению автора, взрослые отличаются от детей?
3. Почему Экзюпери так ценит мир детства?
4. Во всём ли вы с ним согласны?
5. Заслуживает ли доверия человек, спутавший "удава, проглотившего слона", с обыкновенной шляпой?
6. Что даёт истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами?
7. Какой рисунок барашка понравился Маленькому принцу больше всего? Почему?
8. Сам рассказчик может ли представить себе этого барашка? Почему?
9. Почему нужно выпалывать первые ростки баобабов? Что подразумеваете под этим аллегорическим образом?
10. Кто появляется перед принцем в тяжёлую минуту разочарования?
11. Расскажите о встрече Маленького принца с Лисом. Чему учит Лис мальчика?
12. Как вы понимаете, это несколько непривычное для нас слово "приручил"?
13. Сразу ли появляется тяга людей друг к другу? Как Лис
говорит об этом вопросе?
14. Что в дружбе самое главное?
15. Что понял Маленький принц во время своего путешествия?
16. Какие слова показались вам самыми важными в сказке?
Прочитайте их (выписать предварительно дома).

В своей сказке Сент-Экзюпери как бы заставляет читателей изменить угол зрения на привычные явления.
Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя заставлять генералов порхать как бабочки с цветка на цветок; нельзя прятать звёзды в банке и бессмысленно их пересчитывать; человек должен отвечать за тех, кого приручил... Всё просто и одновременно сложно ...

Литература:

1. Антуан де Сент – Экзюпери, Избранное, Лениздат, 1977 г.
2. Н.Трапезникова, Зарубежная литература в средней школе, Казань 1982 г.
3. Т.Луценко, Зарубежная литература в школе, Минск, 1973 г.
4.Литература в школе. №1, 1992г., стр.118.