Внеклассное мероприятие по литературе "Вечер русского романса" (по любовной лирике русских поэтов первой половины XIX века)

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Оформление: класс оформлен в виде литературного салона – столы с белыми скатертями, свечи в подсвечниках, свет приглушён или выключен; участники и зрители рассаживаются за столы, ведущие -  сбоку за журнальным столиком; подиум также освещён свечами, перед подиумом несколько кресел, на нём стул для исполнителей романсов.
Музыкальное и видео оформление: проектор, слайды с портретами поэтов и их возлюбленных, аудиозаписи романсов. 
Большую часть романсов исполняли учащиеся под аккомпанемент гитары.
На вечере прозвучали:

-романс «Средь шумного бала…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)
-романс «То было раннею весной…»(Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)
-романс «Я встретил вас… (Муз. Л.Д.Малашкина, сл. Ф.И.Тютчева.
-романс «Утро туманное» (Муз. Ю.Абазы, сл. И.Тургенева)
-аудиозапись романса И.Н.Лопухина «Я пришёл к тебе с приветом…»
-романс А.Е.Варламова «На заре ты её не буди…»
-аудиозапись романса П.И.Чайковского «Я тебе ничего не скажу…» в исполнении Аллы Баяновой.
-романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.А.Фета)
- романс А.Суханова «На качелях»

Действующие лица: ведущие, А.Толстой, П.Виардо, А.А.Фет, Т.А.Кузьминская, М.Н.Толстая,  юноши и девушки, одетые в бальные платья, фраки – посетители салона.

Ведущий:

Сегодня я несколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.

Удивительное это явление – романс. Услышишь, и всё в тебе перевернётся, охватит неотразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним желанна и приятна.

Не довольно ли нам пререкаться
Не пора ли предаться любви?
Чем старинней наивность романса
Тем живее её соловьи.
То ль в расцвете судьбы,
То ль на склоне
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое
И былым моё время продли.
Б.Ахмадуллина
«Романс о романсе»

Русский романс любим многими людьми. Сегодня мы с вами собрались на вечер, посвященный русскому романсу второй половины 19 века. Сначала мы узнаем немного об истории возникновения романса.
Родиной романса считается Италия. Именно здесь в 13-14 веке странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр – романс. Слово романс происходит от итальянского «романсе», что значит «романский», т.е. исполняемый на романском (итальянском) языке. Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще гитары.
В Испании выходили сборники романсов, которые назывались «Романсеро».
В романсах красивые, плавные мелодии, лирически проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.

Они уносят дух –властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски  не властен утомить:
Душа, безумная, томиться и желает –
И петь, и плакать, и любить.

Зарождение русского романса началось во 2половине 18 века. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задушевностью,  непосредственностью передаваемых в них чувств.
Своим происхождением в России  романс обязан русской песне и вначале мало чем от неё отличался. Его исполняли под фортепьяно, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах. Но особенно популярным стал романс с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко  передавала интимные переживания автора. Романс и семиструнная гитара стали единым целым.

Настрой же струны на своей гитаре,
Настрой же струны на старинный лад,
В котором всё в цветенье и разгаре.
«Сияла ночь, луной был полон сад».
А.Передреев

Романс – авторское произведение. У него должен быть поэт, сочинивший стихи, и композитор, написавший музыку. Иногда и поэт, и композитор могут выступать в одном лице. Но главное – нужен был импульс, который заставлял человека раскрыть своё сердце. И часто таким импульсом была случайная встреча, любовь с первого взгляда.  Тогда из под пера поэтов второй половины  19 века появлялись удивительные по своей красоте  стихотворения, которые были полны музыкой.

Сцена 1

Ведущий: Встреча двух известных людей, чья любовь была примером для многих поколений, встреча самая романтическая, самая красивая, подарила миру строки замечательного стихотворения «Средь шумного бала…». Это встреча Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер (демонстрируются слайды).

Звучит романс «Средь шумного бала…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)

Ведущий: Поэт, романист, драматург А.К.Толстой писал своей жене Софье из Дрездена:
Юноша стоит у окна (в роли А.Толстого): « Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу эту улицу, эту гостиницу и эту комнату, без тебя. Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже 20 лет, что я не могу жить без тебя, что ты моё единственное сокровище на земле, я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад…»
Ведущий: Двадцать лет назад он увидел её впервые «средь шумного бала, случайно…». Началась эта романтическая история драматически. Софья, до встречи с Толстым, была замужем за нелюбимым человеком – полковником Л.Ф.Миллером. До замужества она пережила трагедию – она была увлечена  князем Вяземским, из-за этого увлечения один из её братьев был убит на дуэли. Не был  и Толстой счастлив, он томился службой при царском дворе, а мечтал о литературе и искусстве. История их отношений – это борьба за то,  чтобы стать самими собой в любви, в жизни.
Юноша стоит у окна (в роли А.Толстого): «Кровь застывает в сердце, что я могу потерять тебя – я говорю себе: как ужасно глупо расставаться. Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени: всё вокруг лишь свет и счастье…»
Ведущий: Музыку к этому стихотворению, как и к следующему, написал П.И.Чайковский в 1878 году, через три года после смерти А.К.Толстого. Музыка этих романсов столь чистая, нежная, целомудренная, как и стихи.

Звучит романс «То было раннею весной…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)

Сцена 2
Ведущий: На стихи Тютчева создано много красивых, лиричных романсов (демонстрация слайдов).
В 1823 году поэт находится на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с 16-летней Амалией  фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха – Вильгельма III. Она была побочной сестрой другой дочери короля – русской императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Ф.И.Тютчев влюбляется в юную красавицу, которая поразила его своей красотой, образованностью, глубиной чувств. В 1824 году он написал стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полный…»

Как жизни ключ, в душевной глубине
Твой взор живёт и будет жить во мне;
Он нужен ей, как небо и дыханье…
В 1825 году он уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия, чьи портреты висели в галерее европейских красавиц у баварского короля Людвига I, чьей красотой и обаянием восхищались Г.Гейне, А.С.Пушкин и царь  Николай I, выходит замуж за сослуживца Ф.И.Тютчева – барона А.С.Крюденера. Поэт по-прежнему любит её и всю жизнь будет дружен с ней. В 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде произойдет встреча Амалии Крюденер и Ф.И.Тютчева. После этой встречи поэт написал стихотворение «Я встретил вас…». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом.  Музыку к романсу писали С.Донауров, Л.Малашкин и некоторые другие композиторы. Однако наибольшую известность романс получил в переложении замечательного певца Ивана Семёновича Козловского. Он сделал аранжировку и записал этот романс. Долгое время считалось, что автор этой музыки неизвестен, но были найдены ноты – сборник произведений Л.Д.Малашкина.

Звучит романс «Я встретил вас… (Муз. Л.Д.Малашкина, сл. Ф.И.Тютчева.)

Сцена 3
Ведущий: Существуют две версии появления следующего романса.

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые…

Первая версия состоит в том, что Тургенев написал эти стихи в ноябре 1843 года, всё ещё находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, происшедшего полтора года назад. Тогда в марте 1842 года он написал ей прощальное письмо: «Я всё хочу забыть, всё, исключая вашего взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу…»
Вторая же -  более лиричная. Этим строкам мы обязаны встрече И.Тургенева с Полиной Виардо. 1843 год, а именно 1 ноября, – год знакомства с П.Виардо. Тургенев назвал этот день «священным днём»
Виардо (девушка в бальном платье в окружении подруг): «Мне его представили, что это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт»
Ведущий: Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной, романтической. До самой старости он любил избранницу своего сердца свежо и молодо, весенним чувством первой любви.
Звучит романс «Утро туманное» (Муз. Ю.Абазы, сл. И.Тургенева)

              Часто имя композитора запоминалось благодаря лишь одному его произведению, как это случилось в творчестве музыкального деятеля и композитора А.М.Абаза, написавшего романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное».
Музыку  к стихам Тургенева сочинил офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант- любитель, прекрасно игравший на гитаре. Он погиб во время Крымской войны в осаждённом Севастополе в июне 1855 года.
Вплоть до наших дней авторство музыки романса «Утро туманное» приписывается певице Варваре Абаза – жене одного из братьев Эраста. Вероятно, она в своё время не воспротивилась тому, что её посчитали автором музыки этого произведения, или вообще не придавала большого значения авторству.

Сцена 4
Ведущий: Много стихов Фета было положено на музыку ещё при его жизни. В 40-50 годах 19 века эти романсы то и дело звучали в салонах Москвы и Петербурга. Заглянем в один из таких салонов.
Звучит аудиозапись романса И.Н.Лопухина «Я пришёл к тебе с приветом…»(демонстрация слайдов).
Разговор посетителей салона:
-Ну откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость?

  1. При чем тут дерзость?
  2.  Так точно, живо передать буйство чувств, охватившее влюбленного человека!
  3. Читая Фета, иногда ощущаешь, что не поэт, а сама нежность и гармония выводят эти дивные строки.

-Звучит романс А.Е.Варламова «На заре ты её не буди…»
-«Мотыльковая школа русской поэзии…»

  1. Да его стихи нужны для оклеивания стен вместо обоев, или для заворачивания сыра и рыбы…
  2. Толстый крепостник, сухой, жесткий, чёрствый.

Ведущий: Но никто из них не мог ответить на один вопрос –как этот человек мог создавать такие нежные, красивые человечные стихи. Почему идут года, проходят десятилетия, а фетовские розы, тюльпаны, кусты сирени, яблони так же свежи, как в тот день, что расцвели.
-звучит аудиозапись романса П.И.Чайковского «Я тебе ничего не скажу…» в исполнении Аллы Баяновой.
Фетовские стихи – впечатления понравились читателям. Сладкозвучная музыка его стихов привлекала музыкантов. Романсы на  стихи Фета с удовольствием исполняли в артистических салонах обеих столиц.  Даже семидесятилетний Фет не изменил своим творческим взглядам, из под его пера появляются всё новые и новые шедевры лирической поэзии.
Фет: «В реальной жизни и так много страданий, грязи, пыли житейской. Соловьи всё равно будут клевать прекрасных бабочек, цветы и листья – вянуть, плоды – терять свежесть. Поэтому поэт должен спешить увековечить прекрасные мгновения жизни»
Ведущий: Тончайший лирик, он глубоко чувствует красоту и делится с нами своим восторгом и волнением, вызывая у читателя подобные чувства.
-звучит начало  романса П.И.Чайковского  «Сияла ночь…»
Это прекрасное  стихотворение навеяно пением Т.А.Кузьминской, родной сестры жены Льва Толстого. Её прекрасное пение вызвало у Фета сильное переживание, которое он выплеснул в чудесные строки, ставшие романсом.
Кузьминская Т.А.: В 1864 году мы гостили у Дьяковых в Черемошне. Хозяин, Дмитрий Алексеевич, был большой любитель музыки, сам немного умел петь.… По воскресеньям собирались к обеду соседи. Так было и в этот день. Приехали Феты, Соловьёвы, отец и сын, гостила Мария Николаевна Толстая с двумя дочерьми…
Я пела… Мне было немного страшно начать пение при таком обществе, меня смущала мысль, что Фет так много слышал настоящего хорошего пения, что меня он будет критиковать. А я была очень самолюбива к своему пению. Я чувствовала, как понемногу голос мой крепнет, делается звучнее, как я овладела им…
Афанасий Афанасьевич два раза просил меня спеть романс Булахова на его слова «Крошка» (можно прочитать стихотворение или поставить грамзапись романса).
Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитыми лунным светом, перекрикивали меня.… Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом.
А.А.Фет: Когда вы поёте, слова летят на крыльях. Повторите его.
Мария Николаевна: Вот увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фету. Он что-нибудь да напишет в эту ночь…
Кузьминская Т.А.: Мария Николаевна была права. На другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошёл Фет.
Поздоровавшись со всеми, он подошел ко мне, положил передо мною небольшой листок бумаги  с написанными стихами… и сказал:
А.А.Фет: В память вчерашнего Эдемского вечера!
Звучит романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.А.Фета)
Ведущий:  Распахнутое красоте сердце поэта рождало одну за другой весенние мелодии. Радостный блеск солнечного утра, трепет молодой жизни, влюблённая душа, жаждущая счастья, - всем этим наполнены стихи истинного лирика.
Мы уже говорили, что фетовская мелодичность, напевность привлекали многих композиторов. В наши дни тоже появляются песни на его стихи. Прослушайте романс «На качелях», который написал и исполнил А.Суханов.
-звучит романс А.Суханова «На качелях»
 Поэт А.Н.Майков, живший в 19 веке, подметил: «в каждом стихотворении есть музыка, а в каждом музыкальном произведении – своя поэзия». Послушайте, как он выразил эту мысль в стихотворении «Октава».

Пусть говорят: поэзия – мечта, горячки сердца бред ничтожный,
Что мир есть мир пустой и ложный, и  бледный вымысел – красота.
Пусть так! Но в полдень листьев шепот так полон тайны,
Шум ручья так сладкозвучен, моря ропот глубокомыслен,
Солнце дня с такой любовию приемлет пучина моря,
Лунный лик так сокровен, что сердце
внемлет  во всём таинственный язык;
И мы невольно всем явленьям даруем жизни красоты,
И этим милым заблужденьям и верим, и не верим мы!
Гармония стиха божественные тайны не думай разгадать по книгам мудрецов;
У брега сонных вод, один бродя случайно, прислушайся душой к шептанью
Тростников, дубравы говору: их звук необычайный прочувствуй и пойми…
В созвучии стихов невольно с уст твоих размерные октавы польются,
Звучные, как музыка дубравы.

Ведущий: Наш вечер подошёл к концу. За такое короткое время мы не смогли прикоснуться даже к сотой доли  многообразия русского романса, затронули лишь маленькую частичку любовной лирики. Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. И если прислушаться, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает всё больше юных и молодых, старых и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

Не забывайте песен старых,
Они о многом расскажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни
Для радости и грусти светлой
Друзьями к нам придут они.
 Е.Долматовский.

Список литературы

  1. Богат Е.М. Что движет солнце и светила.: Любовь в письмах выдающихся людей – М.: Дет. лит.,1978.
  2. Золотая коллекция русского романса. –М.: Соврем. музыка, 2000.
  3. Колосова М.П. «Я встретил вас…» – М.:  Моск. рабочий, 1983.
  4. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. - М.:Просвещение,1989.
  5. МаркасевЛ. Серенада на все времена. –Л.: Сов. композитор,1988.
  6. Музыка Т.Г. «Я к наслаждению высокому зову…»  Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем» №11, 2005.
  7. Соболева Г. Русский романс. – М.: Знание, 1980.
  8. Русские песни и романсы. /Вступ. статья и сост. В. Гусева. – М.:     Худож. лит.,1989.