Оформление: класс оформлен в виде литературного салона – столы с белыми скатертями, свечи в подсвечниках, свет приглушён или выключен; участники и зрители рассаживаются за столы, ведущие - сбоку за журнальным столиком; подиум также освещён свечами, перед подиумом несколько кресел, на нём стул для исполнителей романсов.
Музыкальное и видео оформление: проектор, слайды с портретами поэтов и их возлюбленных, аудиозаписи романсов.
Большую часть романсов исполняли учащиеся под аккомпанемент гитары.
На вечере прозвучали:
-романс «Средь шумного бала…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)
-романс «То было раннею весной…»(Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)
-романс «Я встретил вас… (Муз. Л.Д.Малашкина, сл. Ф.И.Тютчева.
-романс «Утро туманное» (Муз. Ю.Абазы, сл. И.Тургенева)
-аудиозапись романса И.Н.Лопухина «Я пришёл к тебе с приветом…»
-романс А.Е.Варламова «На заре ты её не буди…»
-аудиозапись романса П.И.Чайковского «Я тебе ничего не скажу…» в исполнении Аллы Баяновой.
-романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.А.Фета)
- романс А.Суханова «На качелях»
Действующие лица: ведущие, А.Толстой, П.Виардо, А.А.Фет, Т.А.Кузьминская, М.Н.Толстая, юноши и девушки, одетые в бальные платья, фраки – посетители салона.
Ведущий:
Сегодня я несколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Удивительное это явление – романс. Услышишь, и всё в тебе перевернётся, охватит неотразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним желанна и приятна.
Не довольно ли нам пререкаться
Не пора ли предаться любви?
Чем старинней наивность романса
Тем живее её соловьи.
То ль в расцвете судьбы,
То ль на склоне
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое
И былым моё время продли.
Б.Ахмадуллина
«Романс о романсе»
Русский романс любим многими людьми. Сегодня мы с вами собрались на вечер, посвященный русскому романсу второй половины 19 века. Сначала мы узнаем немного об истории возникновения романса.
Родиной романса считается Италия. Именно здесь в 13-14 веке странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр – романс. Слово романс происходит от итальянского «романсе», что значит «романский», т.е. исполняемый на романском (итальянском) языке. Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще гитары.
В Испании выходили сборники романсов, которые назывались «Романсеро».
В романсах красивые, плавные мелодии, лирически проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.
Они уносят дух –властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утомить:
Душа, безумная, томиться и желает –
И петь, и плакать, и любить.
Зарождение русского романса началось во 2половине 18 века. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых в них чувств.
Своим происхождением в России романс обязан русской песне и вначале мало чем от неё отличался. Его исполняли под фортепьяно, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах. Но особенно популярным стал романс с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко передавала интимные переживания автора. Романс и семиструнная гитара стали единым целым.
Настрой же струны на своей гитаре,
Настрой же струны на старинный лад,
В котором всё в цветенье и разгаре.
«Сияла ночь, луной был полон сад».
А.Передреев
Романс – авторское произведение. У него должен быть поэт, сочинивший стихи, и композитор, написавший музыку. Иногда и поэт, и композитор могут выступать в одном лице. Но главное – нужен был импульс, который заставлял человека раскрыть своё сердце. И часто таким импульсом была случайная встреча, любовь с первого взгляда. Тогда из под пера поэтов второй половины 19 века появлялись удивительные по своей красоте стихотворения, которые были полны музыкой.
Сцена 1
Ведущий: Встреча двух известных людей, чья любовь была примером для многих поколений, встреча самая романтическая, самая красивая, подарила миру строки замечательного стихотворения «Средь шумного бала…». Это встреча Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер (демонстрируются слайды).
Звучит романс «Средь шумного бала…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)
Ведущий: Поэт, романист, драматург А.К.Толстой писал своей жене Софье из Дрездена:
Юноша стоит у окна (в роли А.Толстого): « Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу эту улицу, эту гостиницу и эту комнату, без тебя. Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже 20 лет, что я не могу жить без тебя, что ты моё единственное сокровище на земле, я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад…»
Ведущий: Двадцать лет назад он увидел её впервые «средь шумного бала, случайно…». Началась эта романтическая история драматически. Софья, до встречи с Толстым, была замужем за нелюбимым человеком – полковником Л.Ф.Миллером. До замужества она пережила трагедию – она была увлечена князем Вяземским, из-за этого увлечения один из её братьев был убит на дуэли. Не был и Толстой счастлив, он томился службой при царском дворе, а мечтал о литературе и искусстве. История их отношений – это борьба за то, чтобы стать самими собой в любви, в жизни.
Юноша стоит у окна (в роли А.Толстого): «Кровь застывает в сердце, что я могу потерять тебя – я говорю себе: как ужасно глупо расставаться. Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени: всё вокруг лишь свет и счастье…»
Ведущий: Музыку к этому стихотворению, как и к следующему, написал П.И.Чайковский в 1878 году, через три года после смерти А.К.Толстого. Музыка этих романсов столь чистая, нежная, целомудренная, как и стихи.
Звучит романс «То было раннею весной…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)
Сцена 2
Ведущий: На стихи Тютчева создано много красивых, лиричных романсов (демонстрация слайдов).
В 1823 году поэт находится на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с 16-летней Амалией фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха – Вильгельма III. Она была побочной сестрой другой дочери короля – русской императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Ф.И.Тютчев влюбляется в юную красавицу, которая поразила его своей красотой, образованностью, глубиной чувств. В 1824 году он написал стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полный…»
Как жизни ключ, в душевной глубинеВ 1825 году он уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия, чьи портреты висели в галерее европейских красавиц у баварского короля Людвига I, чьей красотой и обаянием восхищались Г.Гейне, А.С.Пушкин и царь Николай I, выходит замуж за сослуживца Ф.И.Тютчева – барона А.С.Крюденера. Поэт по-прежнему любит её и всю жизнь будет дружен с ней. В 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде произойдет встреча Амалии Крюденер и Ф.И.Тютчева. После этой встречи поэт написал стихотворение «Я встретил вас…». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом. Музыку к романсу писали С.Донауров, Л.Малашкин и некоторые другие композиторы. Однако наибольшую известность романс получил в переложении замечательного певца Ивана Семёновича Козловского. Он сделал аранжировку и записал этот романс. Долгое время считалось, что автор этой музыки неизвестен, но были найдены ноты – сборник произведений Л.Д.Малашкина.
Твой взор живёт и будет жить во мне;
Он нужен ей, как небо и дыханье…
Звучит романс «Я встретил вас… (Муз. Л.Д.Малашкина, сл. Ф.И.Тютчева.)
Сцена 3
Ведущий: Существуют две версии появления следующего романса.
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые…
Первая версия состоит в том, что Тургенев написал эти стихи в ноябре 1843 года, всё ещё находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, происшедшего полтора года назад. Тогда в марте 1842 года он написал ей прощальное письмо: «Я всё хочу забыть, всё, исключая вашего взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу…»
Вторая же - более лиричная. Этим строкам мы обязаны встрече И.Тургенева с Полиной Виардо. 1843 год, а именно 1 ноября, – год знакомства с П.Виардо. Тургенев назвал этот день «священным днём»
Виардо (девушка в бальном платье в окружении подруг): «Мне его представили, что это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт»
Ведущий: Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной, романтической. До самой старости он любил избранницу своего сердца свежо и молодо, весенним чувством первой любви.
Звучит романс «Утро туманное» (Муз. Ю.Абазы, сл. И.Тургенева)
Часто имя композитора запоминалось благодаря лишь одному его произведению, как это случилось в творчестве музыкального деятеля и композитора А.М.Абаза, написавшего романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное».
Музыку к стихам Тургенева сочинил офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант- любитель, прекрасно игравший на гитаре. Он погиб во время Крымской войны в осаждённом Севастополе в июне 1855 года.
Вплоть до наших дней авторство музыки романса «Утро туманное» приписывается певице Варваре Абаза – жене одного из братьев Эраста. Вероятно, она в своё время не воспротивилась тому, что её посчитали автором музыки этого произведения, или вообще не придавала большого значения авторству.
Сцена 4
Ведущий: Много стихов Фета было положено на музыку ещё при его жизни. В 40-50 годах 19 века эти романсы то и дело звучали в салонах Москвы и Петербурга. Заглянем в один из таких салонов.
Звучит аудиозапись романса И.Н.Лопухина «Я пришёл к тебе с приветом…»(демонстрация слайдов).
Разговор посетителей салона:
-Ну откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость?
- При чем тут дерзость?
- Так точно, живо передать буйство чувств, охватившее влюбленного человека!
- Читая Фета, иногда ощущаешь, что не поэт, а сама нежность и гармония выводят эти дивные строки.
-Звучит романс А.Е.Варламова «На заре ты её не буди…»
-«Мотыльковая школа русской поэзии…»
- Да его стихи нужны для оклеивания стен вместо обоев, или для заворачивания сыра и рыбы…
- Толстый крепостник, сухой, жесткий, чёрствый.
Ведущий: Но никто из них не мог ответить на один вопрос –как этот человек мог создавать такие нежные, красивые человечные стихи. Почему идут года, проходят десятилетия, а фетовские розы, тюльпаны, кусты сирени, яблони так же свежи, как в тот день, что расцвели.
-звучит аудиозапись романса П.И.Чайковского «Я тебе ничего не скажу…» в исполнении Аллы Баяновой.
Фетовские стихи – впечатления понравились читателям. Сладкозвучная музыка его стихов привлекала музыкантов. Романсы на стихи Фета с удовольствием исполняли в артистических салонах обеих столиц. Даже семидесятилетний Фет не изменил своим творческим взглядам, из под его пера появляются всё новые и новые шедевры лирической поэзии.
Фет: «В реальной жизни и так много страданий, грязи, пыли житейской. Соловьи всё равно будут клевать прекрасных бабочек, цветы и листья – вянуть, плоды – терять свежесть. Поэтому поэт должен спешить увековечить прекрасные мгновения жизни»
Ведущий: Тончайший лирик, он глубоко чувствует красоту и делится с нами своим восторгом и волнением, вызывая у читателя подобные чувства.
-звучит начало романса П.И.Чайковского «Сияла ночь…»
Это прекрасное стихотворение навеяно пением Т.А.Кузьминской, родной сестры жены Льва Толстого. Её прекрасное пение вызвало у Фета сильное переживание, которое он выплеснул в чудесные строки, ставшие романсом.
Кузьминская Т.А.: В 1864 году мы гостили у Дьяковых в Черемошне. Хозяин, Дмитрий Алексеевич, был большой любитель музыки, сам немного умел петь.… По воскресеньям собирались к обеду соседи. Так было и в этот день. Приехали Феты, Соловьёвы, отец и сын, гостила Мария Николаевна Толстая с двумя дочерьми…
Я пела… Мне было немного страшно начать пение при таком обществе, меня смущала мысль, что Фет так много слышал настоящего хорошего пения, что меня он будет критиковать. А я была очень самолюбива к своему пению. Я чувствовала, как понемногу голос мой крепнет, делается звучнее, как я овладела им…
Афанасий Афанасьевич два раза просил меня спеть романс Булахова на его слова «Крошка» (можно прочитать стихотворение или поставить грамзапись романса).
Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитыми лунным светом, перекрикивали меня.… Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом.
А.А.Фет: Когда вы поёте, слова летят на крыльях. Повторите его.
Мария Николаевна: Вот увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фету. Он что-нибудь да напишет в эту ночь…
Кузьминская Т.А.: Мария Николаевна была права. На другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошёл Фет.
Поздоровавшись со всеми, он подошел ко мне, положил передо мною небольшой листок бумаги с написанными стихами… и сказал:
А.А.Фет: В память вчерашнего Эдемского вечера!
Звучит романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.А.Фета)
Ведущий: Распахнутое красоте сердце поэта рождало одну за другой весенние мелодии. Радостный блеск солнечного утра, трепет молодой жизни, влюблённая душа, жаждущая счастья, - всем этим наполнены стихи истинного лирика.
Мы уже говорили, что фетовская мелодичность, напевность привлекали многих композиторов. В наши дни тоже появляются песни на его стихи. Прослушайте романс «На качелях», который написал и исполнил А.Суханов.
-звучит романс А.Суханова «На качелях»
Поэт А.Н.Майков, живший в 19 веке, подметил: «в каждом стихотворении есть музыка, а в каждом музыкальном произведении – своя поэзия». Послушайте, как он выразил эту мысль в стихотворении «Октава».
Пусть говорят: поэзия – мечта, горячки сердца бред ничтожный,
Что мир есть мир пустой и ложный, и бледный вымысел – красота.
Пусть так! Но в полдень листьев шепот так полон тайны,
Шум ручья так сладкозвучен, моря ропот глубокомыслен,
Солнце дня с такой любовию приемлет пучина моря,
Лунный лик так сокровен, что сердце
внемлет во всём таинственный язык;
И мы невольно всем явленьям даруем жизни красоты,
И этим милым заблужденьям и верим, и не верим мы!
Гармония стиха божественные тайны не думай разгадать по книгам мудрецов;
У брега сонных вод, один бродя случайно, прислушайся душой к шептанью
Тростников, дубравы говору: их звук необычайный прочувствуй и пойми…
В созвучии стихов невольно с уст твоих размерные октавы польются,
Звучные, как музыка дубравы.
Ведущий: Наш вечер подошёл к концу. За такое короткое время мы не смогли прикоснуться даже к сотой доли многообразия русского романса, затронули лишь маленькую частичку любовной лирики. Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. И если прислушаться, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает всё больше юных и молодых, старых и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.
Не забывайте песен старых,
Они о многом расскажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни
Для радости и грусти светлой
Друзьями к нам придут они.
Е.Долматовский.
Список литературы
- Богат Е.М. Что движет солнце и светила.: Любовь в письмах выдающихся людей – М.: Дет. лит.,1978.
- Золотая коллекция русского романса. –М.: Соврем. музыка, 2000.
- Колосова М.П. «Я встретил вас…» – М.: Моск. рабочий, 1983.
- Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. - М.:Просвещение,1989.
- МаркасевЛ. Серенада на все времена. –Л.: Сов. композитор,1988.
- Музыка Т.Г. «Я к наслаждению высокому зову…» Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем» №11, 2005.
- Соболева Г. Русский романс. – М.: Знание, 1980.
- Русские песни и романсы. /Вступ. статья и сост. В. Гусева. – М.: Худож. лит.,1989.