Цели урока:
- Становление и развитие личности обучаемого, его познавательных способностей в процессе изучения басни Крылова “Ворона и Лисица” с использованием ИКТ. Учить выразительному чтению, интонированию предложений, используя текст и речевые разминки.
- Формирование навыков чтения, используя разные виды чтения, проведение работы над обогащением словарного запаса, используя литературные понятия, развитие связной речи при описании литературных образов, развитие эмоциональной выразительности речи при чтении партитуры (монолога Лисицы), осознание учащимися литературных понятий при изучении характера персонажей басен Крылова и готовность к самостоятельным выводам.
- Воспитание нравственных качеств через инсценирование басни Крылова, привитие интереса к жанру басни. Воспитание культуры речи, воспитание положительных черт характера.
Ход урока
-Дорогие друзья, я приглашаю вас посетить музей БАСНИ. Я буду вашим экскурсоводом, а вы любознательными, активными экскурсантами.
Первый зал “Исторический”. Одним из старейших жанров литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. В Древней Греции басенным творчеством занимался Эзоп. Много позже во Франции появился острослов Лафонтен, которого преследовали французские власти за “колкие” произведения. В России в жанре басни писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков и И.А.Крылов.
Беседа
Назовите годы жизни И.А. Крылова. (Слай 2). Прочитайте высказывание Гоголя о Крылове.
“Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутимой и выражался так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились с ним воедино”.
-Что это за цифры? (Слайд 3). (Это количество басен, которые сам Крылов объединил в 9 книг.)
Итак, мы переходим в следующий зал “Героический”.
На слайде вы видите героев басен. (Слайд 4). Назовите басни, которые вам известны.
- А это что такое? Да это же ларчик. Вспомните крылатое выражение. (А ларчик просто открывался) Что же в нём лежит?А сможешь руками определить, что достаёшь?
- Из какой басни этот предмет? (“ Мартышка и очки”)
- А этот герой из какой басни? (“Слон и моська”)
- Этот нужный предмет из какой басни? (“Зеркало и обезьяна”)
- Угадайте следующего героя?
Физкультминутка
-Я приглашаю вас в “Зеркальный” зал. Из какой басни этот предмет? Так как мы сегодня говорим и будем говорить о животных, то и в зеркальном зале нас ждёт гиппопотам!
МЕНЯ УКУСИЛ ГИППОПОТАМ
Со страху я на дерево залез.
И вот, я здесь, а ноги мои там.
Меня укусил гиппопотам.
(Слайд 5)
-Наступило время пройти в “Артистический “ зал
- Давайте вспомним , что такое “аллегория”?
- Прочитайте определение на слайде.
(Слайд 6). (По гиперссылке переходим на следующий слайд). (Слайд 7).
-Прочитайте определение термина “ олицетворение”
(По гиперссылке переходим на следующий слайд). (Слайд 8)
-Все 200 басен вспомнить невозможно, но одну мы сегодня прочитаем. Посмотрите на иллюстрацию. -Как называется басня? (Ворона и Лисица). (Слайд 9)
- Откройте учебники на странице 63. Послушайте басню. (Учитель)
Беседа по вопросам.
- Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл?
- Что заставляет лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр?
- Что она использует для достижения цели?
- В чём заключается глупость вороны?
- О чём думает ворона?
- В чём смысл басни?
- Можно ли принять мораль этой басни сегодня?
Подготовка к выразительному чтению.
-Сейчас мы будем читать басню выразительно. Для того , чтобы прочитать басню хорошо, проведём речевую разминку.
(Слайд 10)
-Выберите вариант, в котором заключён правильный смысл пословицы.
Выразительное чтение.
- Покажите голосом притворную лесть Лисицы, глупость вороны.
- Прочитайте про себя.
- Читаем вслух.
- Цепочкой по предложению.
- Обратим внимание на слова Лисицы- с какой интонацией она их произносит?
- В монологе Лисицы поставим логические ударения. Возьмите тексты на листах , найдите монолог Лисицы, подчеркните слова . которые нужно выделить голосом.
- Читаем хором.
- По предложению.
-Так как наш зал называется “Артистическим” давайте попробуем инсценировать басню при помощи кукол.
3 участника – куклы Ворона, Лисица, ель. 3 участника - читают слова. Оставшиеся дети оценивают. Меняются ролями.
- Мы прочитали басню, попытались инсценировать. Сделайте вывод: чему учит эта басня?
ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможностьчитателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.)
-Я приглашаю вас пройти в зал “Викторина”
-Предлагаю вашему вниманию 3 отрывка из басен. Найдите тот, который не принадлежит Крылову. (Слайд 12).
Тема:
По гиперссылке на следующие слайды. (Слайды 13, 14, 15).
-Следущее задание. Найдите героя к басне Крылова. (Слайд 16).
По гиперссылке переходим на следующие 3 слайда. (Слайд 17, 18, 19).
-Последний зал “Морали”.
-Мы подводим итоги урока-экскурсии.
-Что высмеивал И. А. Крылов в своих баснях?
ВЫВОД: Правильно. Он высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений.
Читая басни мы учимся понимать истинные нравственные ценности, учимся пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.
РЕФЛЕКСИЯ
- Вы заметили, что солнышко у нас без лучей.
-Если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданием на отлично и вам понравилась работа одноклассников, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём то не уверены, то жёлтые, а если ничего не понравилось,. то оранжевые. (Выставляю оценки)
-Я хочу закончить урок стихотворением Л.Татьяничевой “Солнечный луч”
По лужам,
По глине вязкой
Солнечный луч шагает.
Весело,
Без опаски-
Как по ковру ступает.
Радостный,
Светлолицый,
Делом хорошим занят.
Грязи он не боится:
Грязь к нему не пристанет!