Цели урока:
- отметить мастерство писателя, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, взаимосвязь природы и человека в рассказе;
- формирование навыков выразительного чтения/, выборочного пересказа, развитие навыков анализа текста, словесного рисования, нахождения художественно-изобразительных средств;
- вызвать интерес к творчеству писателя, воспитывать трепетное отношение к живой природе.
Оборудование:
- портрет писателя;
- учебник литературы. 6кл. В 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.] 2007г.;
- альбом “И.С. Тургенев”;
- персональный компьютер;
- презентация (слайды);
- магнитофон;
- диск П.И. Чайковский “Времена года. Июль”;
- выставка книг произведений И.С. Тургенева.
Теория литературы:
- пейзаж;
- эпитет;
- сравнение;
- метафора.
Ход урока
“Записки охотника” - “это часть твоей России, ее старина, прелесть, природа, очарования…” Б.К. Зайцев.
- Организационный момент.
- Сообщение целей урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском писателе Иване Сергеевиче Тургеневе. Войдем в необычную атмосферу одного из его рассказов.
- С каким произведением в вашей памяти связано имя И.С. Тургенева? (“Муму”)
- Что вы чувствовали после прочтения этого рассказа? (Ответы детей.)
- Прочитав даже один рассказ Тургенева, мы не забываем о своих впечатлениях и переживаниях, и нам хочется поближе познакомиться с этим писателем. К сегодняшнему уроку я просила вас прочитать рассказ Тургенева “Бежин луг” и подготовить сообщение о писателе.
- Рассказ о писателе с использованием презентации.
(Индивидуальное сообщение.)
Презентация. <Слайды 1>
“Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в городе Орле, в богатой помещичьей семье, жившей на широкую ногу, роскошно и весело. В деревне у Тургеневых был свой оркестр из дворовых людей, там нередко давались домашние спектакли. Его отец, Сергей Николаевич, женившись на Варваре Петровне, присоединил к своему имению богатое приданое, прекрасное село Спасское - Лутовиново в Орловской губернии.
Отец был суровый и холодный, мало занимался своими детьми. Мало доброго видел поэт и от своей матери, женщины бессердечной, обращавшейся очень дурно со своими крестьянами и дворовыми...
<Слайды 2>
Воспитывала же гениального ребенка, на месте которого всякий другой сделался бы надутым, ничтожным баричем, сама жизнь, и окружавшая его в детстве роскошная природа, поэтому будущий писатель мог зачастую уходить из дому и проводить целые часы в обществе дворни или мужиков, очень его любивших.
А природа, окружавшая поэта в детстве, и в самом деле прелестнейшая. Спасское — один из самых привлекательных уголков во всей средней России.. Окрестности живописны и величавы... Особенно красива сама усадьба.
<Слайд 3,4>
Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы переезжают в Москву, где Иван учился в Университете, а потом в Петербург. Там он продолжил учебу, а заканчивал образование Тургенев за границей в Берлинском университете.
Однако, детские впечатления, глубоко запавшие в душу, нашли отражение в его поэтических произведениях:
(Читает ученик). <Слайд 5>
Весенний вечер.
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой…
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
Ребята, вы узнали, что Тургенев писал не только рассказы, но и стихотворения.
- Знакомство со сборником “Записки охотника”
Впечатления детства и юности во многом определили содержание его сборника - знаменитых “Записок охотника”.
В 1847 году в журнале “Современник”, лучшем в то время журнале, был опубликован рассказ “Хорь и Калиныч”. Он имел неожиданный успех. Тогда Тургенев решил написать еще несколько рассказов о крестьянах. А в 1852 году вышел сборник “Записки охотника”. Этот сборник включат несколько рассказов: “Хорь и Калиныч”, “Бурмистр”, “Певцы”, “Бежин луг” и другие. Отдельные рассказы сложились в большую картину, из которой стало ясно, что русский крестьянин – талантливый человек, но крепостное право сковывает силы народа, мешает проявлять их.
Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение. Как живые встают со страниц книги образы крестьян, способные чувствовать и понимать прекрасное, откликаться на чужое горе и страдания. Таким народ в русской литературе 19 века никто не изображал.
С любовью и нежностью рисует писатель и крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. И хотя это произведение было написано в ХIХ веке, его с интересом читают и до сих пор, так как темы правды, детей, красоты и природы вечны. Этот сборник постоянно переиздается. (Показать книгу.) (Зачитать эпиграф.)
<Слайд 6>
- Погружение в атмосферу, изображенную в рассказе "Бежин луг".
Сегодня, мы будем знакомиться с мастерством писателя, воспевающего в своих произведениях картины природы. Тема нашего урока: И.С. Тургенев – певец русской природы (по рассказу “Бежин луг”).
- Запишите тему урока в тетрадь.
<Слайд 7>
- “Бежин луг” - самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”. Одновременно он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла
- Вы прочитали этот рассказ к сегодняшнему уроку. Поделитесь впечатлениями, что вам особенно запомнилось, понравилось. (Ответы детей.)
- Послушайте отрывок из рассказа, представьте картины, которые вы увидите во время слушания.
(Пересказ начала рассказа. 2 ученицы.)
- Какую устную картину вы нарисовали бы? (Ответы детей.)
- Работа с текстом. Анализ пейзажа.
Откройте учебники на странице 171.
- С чего начинается рассказ? (С описания дня)
- Как по-другому называется описание? (Пейзаж)
- Какова основная мысль описания? Как можно озаглавить это описание? (Прекрасный июльский день)
<Слайд 8>
- Чем же он прекрасен? (Заря разливается, солнце светлое.)
- Какие краски использует писатель? (Светлые.)
- Да, в этом описании все красиво, гармонично. Создается настроение бодрости, ликования. Человек, замечающий эту красоту, обладает богатым духовным миром.
- Принимает ли участие в этом отрывке человек? (Нет.)
- Он только любуется природой, ее красотой. Человек зависит от расположения природы: “Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба”.
- Работа над художественно-изобразительными средствами.
- Какими же средствами изобразил писатель эту красоту? (Эпитеты, метафоры, сравнения.)
- Повторение теории литературы: эпитет, метафора, сравнение.
- Самостоятельная работа по рядам. (1 ряд анализирует отрывок утро, 2 – около полудня, 3 – к вечеру)
- Проверка.
Вывод: Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими средствами выразительности, которые обогатили язык писателя
Физкультминутка.
- А что произошло дальше? (Герой заблудился.)
- Случалось ли вам заблудиться?
- Какие чувства вы испытывали?
- А о каких чувствах пишет автор рассказа? (Герой недоумевает, странное чувство овладело им…)
- Обратите внимание, что герой не поддался панике, хоть ему и было в лесу одному жутко. А почему? (Наступала ночь)
- Есть ли в рассказе еще описания? (Наступала ночь.) <Слайд 9>
- Найдите элементы описания надвигающейся ночи. Стр. 173 Зачитать. (Между тем ночь приближалась и росла….)
- Какое средство изобразительности использует автор? (Сравнение)
- О чем говорит это сравнение? (Становилось темно… Таинственность)
- Наступают сумерки, и природа стала иной: таинственная и пугающая, она в тревожном, беспокойном движении. Такую же тревогу испытывал и охотник, когда заблудился, когда решил идти наугад. Испуг растет, и охотник очутился над страшной бездной ...
- Что же увидел герой? (Он увидел огромную равнину стр. 175)
- Это был Бежин луг. Зачитайте, какую картину увидел охотник. (“Широкая река….”). <Слайд 10>
- Мы увидели, что непонятное, страшное и таинственное может быть не только в природе, но и в человеческой душе. Ночной мрак природы и тревогу охотника развеял огонек костра, к которому он вышел.
- Кого же он там встретил? (Он встретил 5 мальчиков.)
- И летняя ночь уже не пугает. А рядом пять новых героев. Назовите их. (Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.)
- Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные истории. Они – другие.
- Наверное, не меньший интерес испытывал и герой-рассказчик. Охотник залюбовался мальчиками. Случайный гость заглянул в таинственный мир детей.
<Слайд 11>
- На следующем уроке мы будем разговаривать о детях - героях рассказа, о легендах и суевериях, которые они пересказывали у костра. А сейчас отметьте, какой показана природа в рассказе в то время, когда охотник находился с детьми около костра?
Стр. 176 (“Картина была чудесная” до слов "…запах русской летней ночи”)
- Как еще описывает ночь Тургенев?
Стр.190 (“Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь…..”)
- Природа в рассказе разнообразна, и она оказывает большое влияние на состояние человека. Она требует признания своего царственного превосходства. Вслед за кратковременными страхами ночь несет человеку мирный сон и успокоение.
- Быстро пролетела летняя ночь. Охотник оставляет детей, когда наступает утро. Найдите это описание
< Слайд 12>
Стр.196 (“Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось”….)
- Конец рассказа солнечный и музыкален, как и начало.
- Домашнее задание:
<Слайд 13>
- Выучите этот отрывок наизусть. Индивидуальное задание (Раздать карточки.)
- Какие выводы можно сделать по этому рассказу? <Слайды 14, 15>
Выводы: Тургенев – мастер пейзажа. Его отличает наблюдательность, необычная точность, любовное отношение к природе. Автор связывает в рассказе мир человека и мир природы.
Это произведение оставляет в душах детей множество переживаний: любовь к родной природе, интерес к жизни своих сверстников в далеком ХIХ веке, а главное – умение сочувствовать, сопереживать и любить родной язык, на котором творили лучшие писатели-классики.
- Итог.
- Чему учит этот рассказ? Какие чувства он вызвал у вас?
<Слайд 16>