И.С. Тургенев — певец русской природы

Разделы: Литература


Цели урока:

  • отметить мастерство писателя, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, взаимосвязь природы и человека в рассказе;
  • формирование навыков выразительного чтения/, выборочного пересказа, развитие навыков анализа текста, словесного рисования, нахождения художественно-изобразительных средств;
  • вызвать интерес к творчеству писателя, воспитывать трепетное отношение к живой природе.

Оборудование:

  • портрет писателя;
  • учебник литературы. 6кл. В 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.] 2007г.;
  • альбом “И.С. Тургенев”;
  • персональный компьютер;
  • презентация (слайды);
  • магнитофон;
  • диск П.И. Чайковский “Времена года. Июль”;
  • выставка книг произведений И.С. Тургенева.

Теория литературы:

  • пейзаж;
  • эпитет;
  • сравнение;
  • метафора.

Ход урока

“Записки охотника” - “это часть твоей России, ее старина, прелесть, природа, очарования…” Б.К. Зайцев.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей урока.
  • Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском писателе Иване Сергеевиче Тургеневе. Войдем в необычную атмосферу одного из его рассказов.
  • С каким произведением в вашей памяти  связано имя  И.С. Тургенева? (“Муму”)
  • Что вы чувствовали после прочтения этого рассказа? (Ответы детей.)
  • Прочитав даже один рассказ Тургенева, мы не забываем о своих впечатлениях и переживаниях, и нам хочется поближе познакомиться с этим писателем. К сегодняшнему уроку я просила вас прочитать рассказ Тургенева “Бежин луг” и подготовить сообщение о писателе.
  1. Рассказ о писателе с использованием презентации.

(Индивидуальное сообщение.)

Презентация. <Слайды 1>

“Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в городе Орле,  в богатой  помещичьей семье, жившей на широкую ногу, роскошно и весело. В деревне у Тургеневых был свой оркестр из дворовых людей, там нередко давались домашние спектакли. Его отец, Сергей Николаевич, женившись на Варваре Петровне, присоединил к своему имению богатое приданое, прекрасное село Спасское - Лутовиново в Орловской губернии.

Отец был суровый и холодный, мало занимался своими детьми. Мало доброго видел поэт и от своей матери, женщины бессердечной, обращавшейся очень дурно со своими крестьянами и дворовыми...

<Слайды 2>

Воспитывала же гениального ребенка, на месте которого всякий другой сделался бы надутым, ничтожным баричем, сама жизнь, и окружавшая его в детстве роскошная природа, поэтому будущий писатель мог зачастую уходить из дому и проводить целые часы в обществе дворни или мужиков, очень его любивших.

А природа, окружавшая поэта в детстве, и в самом деле прелестнейшая. Спасское — один из самых привлекательных уголков во всей средней России.. Окрестности живописны и величавы... Особенно красива сама усадьба.

<Слайд 3,4>

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы переезжают в Москву, где Иван учился в Университете, а потом в Петербург. Там он продолжил учебу, а заканчивал образование Тургенев за границей в Берлинском университете.

Однако, детские впечатления, глубоко запавшие в душу, нашли отражение в его поэтических произведениях:

(Читает ученик). <Слайд 5>

Весенний вечер.
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой…
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда  дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.

Ребята, вы узнали, что Тургенев писал не только рассказы, но и стихотворения.

  1. Знакомство со сборником “Записки охотника”

Впечатления детства и юности во многом определили содержание его сборника - знаменитых “Записок охотника”.

В 1847 году в журнале “Современник”, лучшем в то время журнале, был опубликован рассказ “Хорь и Калиныч”. Он имел неожиданный успех. Тогда Тургенев решил написать еще несколько рассказов о крестьянах. А в 1852 году вышел сборник “Записки охотника”. Этот сборник включат несколько рассказов: “Хорь и Калиныч”, “Бурмистр”, “Певцы”, “Бежин луг” и другие. Отдельные рассказы сложились в большую картину, из которой стало ясно, что русский крестьянин – талантливый человек, но крепостное право сковывает силы народа, мешает проявлять их.

Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение. Как живые встают со страниц книги образы крестьян, способные чувствовать и понимать прекрасное, откликаться на чужое горе и страдания. Таким народ в русской литературе 19 века никто не изображал.

С любовью и нежностью рисует писатель и крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. И хотя это произведение было написано в ХIХ веке, его с интересом читают и до сих пор, так как темы правды, детей, красоты и природы вечны. Этот сборник постоянно переиздается. (Показать книгу.) (Зачитать эпиграф.)

<Слайд 6>

  1. Погружение в атмосферу, изображенную в рассказе "Бежин луг".

Сегодня, мы будем знакомиться с мастерством писателя, воспевающего в своих произведениях картины природы. Тема нашего урока: И.С. Тургенев – певец русской природы (по рассказу “Бежин луг”).

  1. Запишите тему урока в тетрадь.

<Слайд 7>

  • “Бежин луг” - самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”. Одновременно он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла
  • Вы прочитали этот рассказ к сегодняшнему уроку. Поделитесь впечатлениями, что вам особенно запомнилось, понравилось. (Ответы детей.)
  • Послушайте отрывок из рассказа, представьте картины, которые вы увидите во время слушания.

(Пересказ начала рассказа. 2 ученицы.)

  • Какую устную картину вы нарисовали бы? (Ответы детей.)
  1. Работа с текстом. Анализ пейзажа.

Откройте учебники на странице 171.

  • С чего начинается рассказ? (С описания дня)
  • Как по-другому называется описание? (Пейзаж)
  • Какова основная мысль описания? Как можно озаглавить это описание? (Прекрасный июльский день)

<Слайд 8>

  • Чем же он прекрасен? (Заря разливается, солнце светлое.)
  • Какие краски использует писатель? (Светлые.)
  • Да, в этом описании все красиво, гармонично. Создается настроение бодрости, ликования. Человек, замечающий эту красоту, обладает богатым духовным миром.
  • Принимает ли участие в этом отрывке человек? (Нет.)
  • Он только любуется природой, ее красотой. Человек зависит от расположения природы: “Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба”.
  1. Работа над художественно-изобразительными средствами.
  • Какими же средствами изобразил писатель эту красоту? (Эпитеты, метафоры, сравнения.)
  1. Повторение теории литературы: эпитет, метафора, сравнение.
  2. Самостоятельная работа по рядам. (1 ряд анализирует отрывок утро, 2 – около полудня, 3 – к вечеру)
  3. Проверка.

Вывод: Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими средствами выразительности, которые обогатили язык писателя

Физкультминутка.

- А что произошло дальше? (Герой заблудился.)

  • Случалось ли вам заблудиться?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • А о каких чувствах пишет автор рассказа? (Герой недоумевает, странное чувство овладело им…)

- Обратите внимание, что герой не поддался панике, хоть ему и было в лесу одному жутко. А почему? (Наступала ночь)

  • Есть ли в рассказе еще описания? (Наступала ночь.) <Слайд 9>
  • Найдите элементы описания надвигающейся ночи. Стр. 173 Зачитать. (Между тем ночь приближалась и росла….)
  • Какое средство изобразительности использует автор? (Сравнение)
  • О чем говорит это сравнение? (Становилось темно… Таинственность)
  • Наступают сумерки, и природа стала иной: таинственная и пугающая, она в тревожном, беспокойном движении. Такую же тревогу испытывал и охотник, когда заблудился, когда решил идти наугад. Испуг растет, и охотник очутился над страшной бездной ...
  • Что же увидел герой? (Он увидел огромную равнину стр. 175)
  • Это был Бежин луг. Зачитайте, какую картину увидел охотник. (“Широкая река….”). <Слайд 10>

- Мы увидели, что непонятное, страшное и таинственное может быть не только в природе, но и в человеческой душе. Ночной мрак природы и тревогу охотника развеял огонек костра, к которому он вышел.

  • Кого же он там встретил? (Он встретил 5 мальчиков.)
  • И летняя ночь уже не пугает. А рядом пять новых героев. Назовите их. (Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.)
  • Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные  истории. Они – другие. 
  • Наверное, не меньший интерес испытывал и герой-рассказчик. Охотник залюбовался мальчиками. Случайный гость заглянул в таинственный мир детей.

<Слайд 11>

- На следующем уроке мы будем разговаривать о детях - героях рассказа, о легендах и суевериях, которые они пересказывали у костра. А сейчас отметьте, какой показана природа в рассказе в то время, когда охотник находился с детьми около костра?

Стр. 176 (“Картина была чудесная” до слов "…запах русской летней ночи”)

- Как еще описывает ночь Тургенев?

Стр.190 (“Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь…..”)

- Природа в рассказе разнообразна, и она оказывает большое влияние на состояние человека. Она требует признания своего царственного превосходства. Вслед за кратковременными страхами ночь несет человеку мирный сон и успокоение.

- Быстро пролетела летняя ночь. Охотник оставляет детей, когда наступает утро. Найдите это описание

< Слайд 12>

Стр.196 (“Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось”….)

- Конец рассказа солнечный и музыкален, как и начало.

  1. Домашнее задание:

<Слайд 13>

- Выучите этот отрывок наизусть. Индивидуальное задание (Раздать карточки.)

- Какие выводы можно сделать по этому рассказу? <Слайды 14, 15>

Выводы: Тургенев – мастер пейзажа. Его отличает наблюдательность, необычная точность, любовное отношение к природе. Автор связывает в рассказе мир человека и мир природы.

Это произведение оставляет в душах детей множество переживаний: любовь к родной природе, интерес к жизни своих сверстников в далеком ХIХ веке, а главное – умение сочувствовать, сопереживать и любить родной язык, на котором творили лучшие писатели-классики.

  1. Итог.

- Чему учит этот рассказ? Какие чувства он вызвал у вас?

<Слайд 16>