Цели урока:
- ознакомить учащихся с историей создания комедии.
- закрепить знания о драматическом роде литературы.
- объяснить природу гоголевского смеха.
- воспитывать интерес к произведениям писателя.
- развивать навыки создания презентации.
- развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
Оборудование: Мультимедиа проектор, театральные маски, афиши, иллюстрации к пьесе, учебник, портрет Н. В. Гоголя.
Ход урока
- Слово учителя о комедии Гоголя «Ревизор». История создания комедии.
- О жанре комедии.
- Литературоведческий комментарий (работа с терминами).
- Композиция пьесы.
- Комментированное чтение афиши, «Замечаний для господ актёров».
- Проверка домашнего задания.
- Природа гоголевского юмора. Смех - «единственное честное, благородное лицо в комедии».
- Домашнее задание (составление таблицы).
Ход урока проецируется на экран.
Слово учителя:
1. В 30-е годы XIX века Гоголь серьезно задумывается о будущем русской комедии.
Писатель считает, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, с наказанием пороков на глазах зрителей.
Гоголь обратился к Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».
В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь написал свою комедию «Ревизор».Над текстом комедии писатель работал 17 лет. История была типичной для своего времени. Известно, что в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала «Отечественные записки» Свиньина. В городе Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. То, что пушкинский анекдот оказался столь характерным для русской жизни, делало его особенно привлекательным для Гоголя. Он писал в «Петербургских записках 1836 года»: «Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!». В основе сюжета комедии – переполох среди чиновников, их стремление скрыть от ревизора свои «грешки». Героем комедии стала чиновничья масса. Гоголь осмеял тёмные стороны российской действительности: произвол власти, взяточничество, невежество, хамство, казнокрадство.
В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, пошлость, чванство, суеверие и сплетни. В центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести интриги, игру. Не герой ведёт действие, а действие ведёт героя.
2. Выступают творческие группы: (учащиеся самостоятельно подбирают материал).
Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимо ревизоре – не частные люди, а должностные представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных. Анекдот, рассказанный Пушкиным, легко поддавался такой художественной разработке, при которой он становился основой истинно общественной комедии. Гоголь писал в «Авторской исповеди»: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем».
Гоголя обвинили в искажении действительности. Но это было не так. События, изображенные в комедии имели место и в Петербурге, и в Казани, и в Сибири, и в Саратове, и в Пензе. Хлестаков был везде, везде.
«Ревизор» был закончен Гоголем 4 декабря 1835 года. Закончен в первой редакции, потом были ещё переделки. В апреле 1936 года комедия была поставлена на сцене. Немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Большинство же не поняло комедии и отнеслось к ней враждебно.
«Все против меня… - жаловался Гоголь в письме к знаменитому актеру Щепкину. – Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня». А несколькими днями позже, в письме к историку М.П. Погодину, он с горечью замечает: «И то, что бы приняли люди просвещенные с громким смехом и участием, то самое возмущает желчь невежества; а это невежество всеобщее…»
После постановки «Ревизора» на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. Сообщая об этом Погодину. Он пишет с болью: «Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен быть подальше от своей родины». Пророку нет славы в Отчизне». Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем: «Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь».
3. Литературоведческий комментарий. (выступает учитель)
Для того чтобы понять произведение «Ревизор», мы с вами поговорим о том, каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется пьесой).
В ремарках, пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются афишей); обозначается место действия (комната в доме городничего), указывается, что делает герой пьесы и как он произносит слова роли («оглядываясь», «в сторону»).
Гоголь очень внимательно относился к своему читателю. Комментариями к пьесе он стремился помочь воспринять комедию.
4. Композиция пьесы:
Действие в пьесе развивается, проходя ступени:
Определения на экране. (запись в тетради)
- Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия.
- Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия.
Развитие действия пьесы.
- Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе.
- Развязка – событие, завершающее действие.
В ходе анализа пьесы ученики работают над данными понятиями.
В композиции важна немая сцена. Сам автор сравнивал немую сцену с «живой картиной» - в «живой картине жизнь остановлена, но и в тоже время в застывших фигурах и лицах узнаём черты знакомых и вовсе не чуждых нам людей.
По своему объему пьеса не может быть большой, так как она рассчитана на сценическое исполнение (в продолжение 2-4 часов). Поэтому в пьесах изображаются наиболее значимые события, которые развиваются быстро, энергично, сталкивая действующих лиц, ведущих борьбу, скрытую или явную.
5. Чтение афиши и замечаний для актёров.
Замечания для господ актёров дают обстоятельную характеристику героев.
Прочитав список действующих лиц, мы обнаружим, что никакого ревизора там нет. Заглавный герой оказывается внесценическим персонажем?
На этот вопрос ответим в ходе анализа комедии.
6. Проверка домашнего задания.
Выступают ученики с презентацией (театральная афиша), сдают иллюстрации к пьесе.
7. Природа Гоголевского смеха.
Смех – единственное «честное, благородное лицо в комедии».
Выступает творческая группа.
Гоголь осмеял тёмные стороны российской действительности: произвол властей, взяточничество, казнокрадство. невежество, хамство. И разоблачение отрицательных героев давно в комедии не через благородное лицо, а через действие поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя».
Но… герои Н.В. Гоголя разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. «Только смехом поражается здесь порок». (Гоголь).
Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал «единственным честным, благородным лицом своей комедии».
Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что «смеха боится даже тот, кто ничего не боится». С верой во врачующую силу смеха он и создавал свою комедию.
Заключительное слово учителя: Изображённое – зеркало, в котором Гоголь показывает обществу общество.
Страх разоблачения является движущей силой сюжета.
8. Домашнее задание.
1. Подготовить сообщение. Характеристика одного из героев.
Таблица «Характеристика образа»
Внешность |
|
Характер |
|
Речь |
|
Поступки |
|
2. Как вы понимаете эпиграф: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»?
Ответить на вопрос письменно.