Слово "мастер" обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством, а также (в древности) — магистра, причастного к высшей власти и тайне. Булгаковский Мастер отвечает обоим этим требованиям.
Г.А. Лесскис
Появление мастерства как такового, самого по себе, означает смерть для художника.
П. Горелов
Цель урока: создать представление об одном из главных героев произведения путем проблемного анализа текста, развивать образное мышление учащихся, воспитывать интерес к творчеству М.Булгакова.
Оборудование: портрет М.Булгакова, экспозиция “вещей” литературных героев, подготовленная творческими группами, иллюстрации к роману Нади Рушевой, музыка Шуберта, звуки грозы.
Оборудование:
Творческая группа готовит экскурсию, посвященную мастеру.
Аналитики дополняют, высказывают пожелания, замечания в адрес экскурсоводов.
1. Вступительное слово учителя
“Романтический мастер” появляется в романе, когда мы уже освоились в бесовской круговерти Москвы 30-х годов прошлого века и древнем Ершалаиме. Историк, служивший в музее, задумал написать роман о Понтии Пилате. Его возлюбленная, Маргарита, боготворившая роман, подарила автору шапочку, на которой вышила “М” - мастер. Она так называла его.
В разгар социалистического строительства мастерами называли таких именитых современников Булгакова, как И.В.Сталин, в газетных передовицах получившего звание “мастер литературы”.
Одиозный характер этого слова подчеркивал И.Бунин, говоривший, что растет количество пишущих, количество профессионалов, а не прирожденных художников”…О.Мандельштам отвергал понятие мастерства в литературе, считая, что стихи снисходят по вдохновению, научиться их создавать невозможно. Мастерство предполагает повторяемость, творчество – уникально. Художник создает, а не мастерит.
2. Кто же он, булгаковский герой, у которого нет имени?
Экскурсия в мир литературного героя.
Задание классу: запишите впечатление об экскурсии в тетрадь.
Литературный материал: 13 гл. “Явление героя” 24 гл. “Извлечение мастера” 29 гл. “Судьба мастера и Маргариты определена” 32 гл. “Прощание и вечный приют”
Вопросы, по которым строится экскурсия:
Когда и где появляется мастер в романе?
Каково его описание?
Что рассказал мастер Ивану Бездомному о своем
прошлом?
Как он начал писать свой роман о Понтии Пилате?
Какова судьба этого романа?
Как был спасен мастер?
Обмен впечатлениями, чтение отрывков (2-3 предложения).
Выступление аналитиков, дополнения, пожелания группе.
3.Соотнесение прототипов с образом мастера.
Экскурсия приоткрыла завесу мира художника. Известно, что пониманию характера героя помогают сведения о прототипах: исследователи называют среди прочих самого Булгакова, Гоголя, Горького. Что вы думаете по этому поводу?
Мастер - Булгаков – Гоголь
Мастер – Горький.
Мастер – Мандельштам.
Выбор цепочки определяет взгляд на героя.
Художник, готовый на компромисс с властью, отстранившийся от проблемы морального выбора, искусственно изолирует себя от внешней жизни, чтобы получить возможность работать, реализовать свой творческий потенциал, т.е., подобно Фаусту, вступает в сделку с сатаной в обмен на творческую реализацию (и связанное с ней бессмертие)
Известно, что исследуя архивные материалы первых редакций романа, М.О.Чудакова (исследователь творчества М.Булгакова) обнаружила второе имя Воланда - Мастер. В связи с этим появляется еще один контекст в наименовании героя.
Вопрос о прототипах мастера в критике остается дискуссионным, поэтому чтобы понять суть образа, занять определенную читательскую позицию, обратимся к тексту романа. Какие эпизоды станут ключевыми для нашей работы?
Работа в парах.
Над рабочим столом Булгакова висела старинная гравюра, изображавшая “лестницу жизни”, историю человека от рождения до смерти. Писатель любил эту наивную картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу человека: “У каждого возраста – по этой теории – свой “приз жизни”. Эти “ призы жизни” распределяются по жизненной лестнице – все растут, приближаясь к вершинной ступени, и от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет”.
Нарисуйте в ходе анализа текста “лестницу жизни” мастера. Обозначьте цитатами, эпитетами, метафорами, сравнениями ступеньки подъема и падения героя.
4. Анализ ключевых моментов жизни героя. Работа с текстом.
Прокомментируйте сцену сожжения рукописи. Обратите внимание на глаголы.
Какое место на “лестнице жизни” займет эта сцена?
5. Развернутый ответ на проблемный вопрос.
Прозвище героя Булгаков пишет со строчной буквы, а большинство исследователей – с прописной. С какой буквы вы написали бы это слово? Аргументируйте свой ответ.
Отношение писателя к вопросу о "мастерстве" совпадало с позицией Пушкина, Грибоедова, Бунина и была прямо противоположной той, которой придерживались Писарев, Луначарский, Горький. Полагаю, что, поскольку Булгаков достаточно недвусмысленно проявил свое отношение к этому вопросу, дальнейшие попытки позитивного толкования понятия "мастер" применительно к содержанию романа " Мастер и Маргарита" могут только еще дальше уводить читателей от истины.
6. Обращение к эпиграфу
.7. Д/з
.Художница Надя Рушева представила мастера задумчивым, сомневающимся, грустным.
Сравните портреты мастера и Иешуа. О чем, по-вашему, задумался мастер?