Урок литературы по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Разделы: Литература


Слово "мастер" обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством, а также (в древности) — магистра, причастного к высшей власти и тайне. Булгаковский Мастер отвечает обоим этим требованиям.

Г.А. Лесскис

Появление мастерства как такового, самого по себе, означает смерть для художника.

П. Горелов

Цель урока: создать представление об одном из главных героев произведения путем проблемного анализа текста, развивать образное мышление учащихся, воспитывать интерес к творчеству М.Булгакова.

Оборудование:  портрет М.Булгакова, экспозиция “вещей” литературных героев, подготовленная творческими группами, иллюстрации к роману Нади Рушевой, музыка Шуберта, звуки грозы.

Оборудование:

Творческая группа готовит экскурсию, посвященную мастеру.

Аналитики дополняют, высказывают пожелания, замечания в адрес экскурсоводов.

1. Вступительное слово учителя

“Романтический мастер” появляется в романе, когда мы уже освоились в бесовской круговерти Москвы 30-х годов прошлого века и древнем Ершалаиме. Историк, служивший в музее, задумал написать роман о Понтии Пилате. Его возлюбленная, Маргарита, боготворившая роман, подарила автору шапочку, на которой вышила “М” - мастер. Она так называла его.

В разгар социалистического строительства мастерами называли таких именитых современников Булгакова, как И.В.Сталин, в газетных передовицах получившего звание “мастер литературы”.

Одиозный характер этого слова подчеркивал И.Бунин, говоривший, что растет количество пишущих, количество профессионалов, а не прирожденных художников”…О.Мандельштам отвергал понятие мастерства в литературе, считая, что стихи снисходят по вдохновению, научиться их создавать невозможно. Мастерство предполагает повторяемость, творчество – уникально. Художник создает, а не мастерит.

2. Кто же он, булгаковский герой, у которого нет имени?

Экскурсия в мир литературного героя.

Задание классу: запишите впечатление об экскурсии в тетрадь.

Литературный материал: 13 гл. “Явление героя” 24 гл. “Извлечение мастера” 29 гл. “Судьба мастера и Маргариты  определена” 32 гл. “Прощание и вечный приют”

Вопросы, по которым строится экскурсия:

Когда и где появляется мастер в романе?
Каково его описание?
Что рассказал мастер Ивану Бездомному о своем прошлом?
Как он начал писать свой роман о Понтии Пилате?
Какова судьба этого романа?
Как был спасен мастер?

Обмен впечатлениями, чтение отрывков (2-3 предложения).

Выступление аналитиков, дополнения, пожелания группе.

3.Соотнесение прототипов с образом мастера.

Экскурсия приоткрыла завесу мира художника. Известно, что пониманию характера героя помогают сведения о прототипах: исследователи называют среди прочих самого Булгакова, Гоголя, Горького. Что вы думаете по этому поводу?

Мастер - Булгаков – Гоголь
Мастер – Горький.
Мастер – Мандельштам.

Выбор цепочки определяет взгляд на героя.

Художник, готовый на компромисс с властью, отстранившийся от проблемы морального выбора, искусственно изолирует себя от внешней жизни, чтобы получить возможность работать, реализовать свой творческий потенциал, т.е., подобно Фаусту, вступает в сделку с сатаной в обмен на творческую реализацию (и связанное с ней бессмертие)

Известно, что исследуя архивные материалы первых редакций романа, М.О.Чудакова (исследователь творчества М.Булгакова) обнаружила второе имя Воланда - Мастер. В связи с этим появляется еще один контекст в наименовании героя.

Вопрос о прототипах мастера в критике остается дискуссионным, поэтому чтобы понять суть образа, занять определенную читательскую позицию, обратимся к тексту романа. Какие эпизоды станут ключевыми для нашей работы?

Работа в парах.

Над рабочим столом Булгакова висела старинная гравюра, изображавшая “лестницу жизни”, историю человека от рождения до смерти. Писатель любил эту наивную картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу человека: “У каждого возраста – по этой теории – свой “приз жизни”. Эти “ призы жизни” распределяются по жизненной лестнице – все растут, приближаясь к вершинной ступени, и от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет”.

Нарисуйте в ходе анализа текста “лестницу жизни” мастера. Обозначьте цитатами, эпитетами, метафорами, сравнениями ступеньки подъема и падения героя.

4. Анализ ключевых моментов жизни героя. Работа с текстом.

Прокомментируйте сцену сожжения рукописи. Обратите внимание на глаголы.

Какое место на “лестнице жизни” займет эта сцена?

5. Развернутый ответ на проблемный вопрос.

Прозвище героя Булгаков пишет со строчной буквы, а большинство исследователей – с прописной. С какой буквы вы написали бы это слово? Аргументируйте свой ответ.

Отношение писателя к вопросу о "мастерстве" совпадало с позицией Пушкина, Грибоедова, Бунина и была прямо противоположной той, которой придерживались Писарев, Луначарский, Горький. Полагаю, что, поскольку Булгаков достаточно недвусмысленно проявил свое отношение к этому вопросу, дальнейшие попытки позитивного толкования понятия "мастер" применительно к содержанию романа " Мастер и Маргарита" могут только еще дальше уводить читателей от истины.

6. Обращение к эпиграфу.

7. Д/з.

Художница Надя Рушева представила мастера задумчивым, сомневающимся, грустным.

Сравните портреты мастера и Иешуа. О чем, по-вашему, задумался мастер?