Цель: вспоминая ощущения, связанные с детством, выразить их в творческих работах.
Задачи:
- Через обращение к «миру детства» способствовать развитию креативных способностей учащихся;
- Вырабатывать у учащихся умения и навыки стихосложения;
- Воспитывать любовь к родным и близким людям.
Оформление:
- пятиэлементная доска для создания рисунка «Дом детства»
- плакаты, отражающие мир детства
- высказывания:
«Всякий ребёнок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере – ребёнок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте». (А. Шопенгауэр)
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В.А.Сухомлинский)
«Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку». (Н.В.Шелгунов)
Как часто я вспоминаю
Зелёный луг – на нём цветы,
Я в мячик с друзьями играю,
Над лужицей строю мосты,
Ловлю стрекозу за крылья,
Смотря ей в большие глаза,
И сказка была та былью,
Для меня лишь сверкала роса.
Вот такие порой случаются
С моей памятью чудеса.
Детство – время золотое
И волшебные мечты.
Детство – это мы с тобою,
Детство – это я и ты.
- бумага
- авторучки
- заготовки из бумаги с изображением детской ладошки
- краски
- альбомные листы
- фломастеры
- «Карты Проппа»
- магнитофон (запись детских голосов)
- телевизор (видеофильм о детстве)
В классе-мастерской - 5 столов для совместного творчества учащихся.
I. Вступительное слово учителя:
Сегодня мы опять собрались в творческой мастерской. Тема, над которой мы будем работать,- «Радужный мир детства».
Нам вспомнится не раз та добрая планета,
Где с лучиками глаз встречаются рассветы,
Где чудеса живут, волшебники и феи,
Где ярче мир вокруг и звонче птичьи трели.
Мы будем готовить материалы для одного из разделов нового поэтического сборника «В плену у вдохновенья» ( вы знаете, что у нас уже есть три поэтических сборника), в который войдут стихотворения учителей, учащихся и их родителей. У нас уже готовы такие разделы, как:
- «Люблю тебя, мой край родной»,
- «Карманово – частичка России».
А третий раздел сборника мы хотим посвятить миру детства, это тем более актуально, что 2008 год объявлен Всероссийским годом семьи.
В мастерской работают группы:
- юные поэты (начинающие)
- юные поэты (имеющие писательский опыт)
- юные художники – иллюстраторы
II. Задание юным художникам.
Юные художники своё задание получают сразу: создать иллюстрации к каждому разделу сборника.
III. «Погружение в мир детства».
1. Давайте вспомним, какое оно - наше детство?
(Просмотр фрагментов фильма о детстве).
Закройте глаза, перенеситесь в своё детство. С каким цветом оно ассоциируется? (спросить у нескольких человек). На что это похоже? (на радугу)
Да, мир детства разноцветен.
(Работа с плакатом «Радужный мир детства».)
2. А сейчас на минуту вглядитесь в маленькую ручку, изображённую на листах бумаги. Вспомните самую горькую обиду детства и запишите её на этой ладони. Положите на неё свою большую ладонь, обведите карандашом и подумайте: не обижала ли когда – нибудь ваша большая рука маленького ребёнка?
Постарайтесь, помня свои огорчения, никогда не обижать детей.
Давайте соберём все наши «огорчения» [Педагогические мастерские: Франция –Россия. Э.С. Соколова, И.А.Мухина.М.1997г. Статья Г.В Степановой «Детство». Мастерская для учителей и родителей.]
(Листочки с написанными на ладошках обидами вывешиваются с одной стороны доски: «Детские обиды»)
3. Мысленно пролистайте свой семейный альбом и вспомните себя в раннем детстве.
Возьмите в руки карандаши и нарисуйте дом своего детства. Дом детства – это и наши близкие люди (нежный голос мамы, строгие глаза отца, тёплые бабушкины пирожки, интересные рассказы дедушки, игры с друзьями…и те огорчения, которые вы написали на вашей ладошке). Нарисовали? Вспомним те слова, которые приносили положительные эмоции.
Детство – время золотое
И волшебные мечты.
Детство – это мы с тобою,
Детство – это я и ты.
У вас в руках отрывки текста, в которых не хватает слов (текст разделён на три части).
(«Карты ПРОППА». Приложение №1)
Вам их нужно добавить (читают полученный текст, « Карты Проппа» прикрепляют к доске). [Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. «Первое сентября». 2000 г.]
4. А теперь разделите нарисованный дом пополам : на одной половинке запишите горькие слова, а на другой – тёплые слова. Теперь выберите из своего списка по 3 самых значимых слова, их мы и запишем на доске.
«Тёплые слова» |
|
«Горькие слова» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Возможные варианты:
Сладости, игрушки, забавы, ласка…
Слёзы, наказание, обида, нельзя…).
5. Попробуем наши детские эмоции переложить на язык поэзии.
Перед вами лежат листочки с « буриме», составьте стихи на заданную рифму.
_________________________________________домой
_________________________________________мой
_________________________________________из детства
_________________________________________по соседству
_________________________________________молчала
_________________________________________замечала
(Детские работы. Приложение № 2.)
6. Теперь приступим к более серьёзной работе. Какое слово является лейтмотивом сегодняшнего урока? (ДЕТСТВО)
Попробуем написать стихи о детстве, можно использовать форму акростиха:
М………………………………………………
О………………………………………………
Ё………………………………………………
Д………………………………………………
Е………………………………………………
Т………………………………………………
С………………………………………………
Т………………………………………………
В………………………………………………
О………………………………………………
IV. Работа в группах.
(Во время работы звучат детские голоса).
V. Выступление юных поэтов с вариантами полученных стихов.
(Детские работы. Приложение№ 3)
VI. Защита своих работ юными художниками.
(Детские работы. Приложение№4)
VII. Подведение итога.
Спасибо всем участникам нашей мастерской, надеемся, что многое из созданного сегодня войдёт в новый сборник стихов «В плену у вдохновенья»
(Снова открывается доска с плакатом и высказываниями о детстве. Чтение стихотворения.)
Как часто я вспоминаю
Зелёный луг – на нём цветы,
Я в мячик с друзьями играю,
Над лужицей строю мосты,
Ловлю стрекозу за крылья,
Смотря ей в большие глаза,
И сказка была та былью,
Для меня лишь сверкала роса.
Вот такие порой случаются
С моей памятью чудеса.