Внеклассное занятие по литературе (творческая мастерская) на тему "Радужный мир детства"

Разделы: Литература


Цель: вспоминая ощущения, связанные с детством, выразить их в творческих работах.

Задачи:

  1. Через обращение к «миру детства» способствовать развитию креативных способностей учащихся;
  2. Вырабатывать у учащихся  умения и  навыки стихосложения;
  3. Воспитывать любовь к родным и близким людям.

Оформление:

  • пятиэлементная доска для создания рисунка «Дом детства»
  • плакаты, отражающие мир детства
  • высказывания:
    «Всякий ребёнок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере – ребёнок. Сродство обоих обнаруживается  в наивности и возвышенной простоте». (А. Шопенгауэр)
    «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В.А.Сухомлинский)
    «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку». (Н.В.Шелгунов)

Как часто я вспоминаю
Зелёный луг – на нём цветы,
Я в мячик с друзьями играю,
Над лужицей строю мосты,
Ловлю стрекозу за крылья,
Смотря ей в большие глаза,
И сказка была та былью,
Для меня лишь сверкала роса.
Вот такие  порой случаются
С моей памятью чудеса.

Детство – время золотое
И волшебные мечты.
Детство – это мы с тобою,
Детство – это я и ты.

  • бумага
  • авторучки
  • заготовки из бумаги с изображением детской ладошки
  • краски
  • альбомные листы
  • фломастеры
  • «Карты Проппа»
  • магнитофон (запись детских голосов)
  • телевизор (видеофильм о детстве)

В классе-мастерской - 5 столов для совместного творчества учащихся.

I. Вступительное  слово учителя:

Сегодня мы опять собрались в творческой мастерской.  Тема, над которой мы будем работать,- «Радужный мир детства».

Нам вспомнится не раз та добрая планета,
Где с  лучиками глаз встречаются рассветы,
Где чудеса живут, волшебники и феи,
Где ярче мир вокруг и звонче птичьи трели.

Мы будем готовить материалы для одного из разделов нового поэтического сборника «В плену у вдохновенья» ( вы знаете, что у нас  уже есть три  поэтических сборника), в который войдут стихотворения учителей, учащихся и их родителей. У нас уже готовы такие разделы, как:

  • «Люблю тебя, мой край родной»,
  • «Карманово – частичка  России».

А третий раздел сборника мы хотим посвятить миру детства, это тем более актуально, что 2008 год  объявлен Всероссийским годом семьи.

В мастерской работают  группы:

  • юные поэты (начинающие)
  • юные поэты (имеющие писательский опыт)
  • юные  художники – иллюстраторы

II. Задание юным художникам.

Юные художники своё задание получают сразу: создать иллюстрации  к каждому разделу сборника.

III. «Погружение в мир детства».

1. Давайте вспомним, какое оно - наше детство?

(Просмотр фрагментов фильма о детстве).

Закройте глаза, перенеситесь в  своё детство. С каким цветом оно ассоциируется? (спросить у  нескольких человек). На что это похоже? (на радугу)

Да, мир детства разноцветен.

(Работа с плакатом «Радужный мир детства».)

2. А сейчас на минуту вглядитесь в маленькую ручку,  изображённую на листах бумаги. Вспомните  самую горькую обиду детства и запишите её на этой ладони. Положите на  неё свою большую ладонь, обведите карандашом и подумайте: не обижала ли когда – нибудь ваша большая рука  маленького ребёнка?

Постарайтесь,  помня свои огорчения, никогда не обижать детей.

Давайте соберём  все наши «огорчения» [Педагогические мастерские: Франция –Россия. Э.С. Соколова, И.А.Мухина.М.1997г. Статья Г.В Степановой «Детство». Мастерская для учителей и  родителей.]

(Листочки с написанными на ладошках обидами вывешиваются  с  одной стороны доски: «Детские обиды»)

3. Мысленно пролистайте свой семейный альбом и вспомните себя в раннем детстве.

Возьмите в руки карандаши и нарисуйте дом своего детства. Дом детства – это и наши близкие люди (нежный голос мамы, строгие глаза отца, тёплые бабушкины пирожки, интересные рассказы дедушки, игры с друзьями…и те огорчения, которые вы написали на вашей ладошке). Нарисовали? Вспомним  те слова, которые приносили положительные эмоции.

Детство – время золотое
И волшебные мечты.
Детство – это мы с тобою,
Детство – это я и ты.

У вас в руках отрывки текста, в которых не хватает слов (текст разделён на три части).

(«Карты ПРОППА». Приложение №1)

Вам их нужно добавить (читают полученный текст, « Карты Проппа» прикрепляют к доске). [Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. «Первое сентября». 2000 г.]

4. А теперь разделите нарисованный дом пополам : на одной половинке запишите горькие слова, а на другой – тёплые слова. Теперь выберите из своего списка по 3 самых значимых слова, их мы и запишем на доске.

«Тёплые слова»

 

«Горькие слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Возможные варианты:
Сладости, игрушки, забавы, ласка…
Слёзы, наказание, обида, нельзя…).

5. Попробуем наши детские эмоции переложить на язык поэзии.
Перед вами лежат листочки с « буриме»,  составьте стихи на заданную рифму.

_________________________________________домой
_________________________________________мой
_________________________________________из детства
_________________________________________по соседству
_________________________________________молчала
_________________________________________замечала

(Детские работы. Приложение № 2.)

6. Теперь приступим к более серьёзной работе. Какое слово является лейтмотивом сегодняшнего урока? (ДЕТСТВО)

Попробуем написать стихи о детстве, можно использовать форму акростиха:

М………………………………………………
О………………………………………………
Ё………………………………………………
Д………………………………………………
Е………………………………………………
Т………………………………………………
С………………………………………………
Т………………………………………………
В………………………………………………
О………………………………………………

IV. Работа в группах.

(Во время работы звучат детские голоса).

V.  Выступление юных поэтов  с вариантами  полученных стихов.

(Детские работы. Приложение№ 3)

VI. Защита своих работ юными художниками.

(Детские работы. Приложение№4

VII. Подведение итога.

Спасибо всем участникам нашей мастерской, надеемся, что многое  из  созданного сегодня войдёт в  новый сборник стихов «В плену у вдохновенья»

(Снова открывается доска с плакатом и высказываниями о детстве. Чтение стихотворения.)

Как часто я вспоминаю
Зелёный луг – на нём цветы,
Я в мячик с друзьями играю,
Над лужицей строю мосты,
Ловлю стрекозу за крылья,
Смотря ей в большие глаза,
И сказка была та былью,
Для меня лишь сверкала роса.
Вот такие  порой случаются
С моей памятью чудеса.