"Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру других народов сближает времена и страны". Д.С. Лихачев.
Цели:
- Обобщение изученного по теме “Мифы народов мира”;
- Формирование представлений учащихся о древнейших сказаниях, повествующих о происхождении вселенной и человека;
- Привитие эстетического вкуса;
- Нравственное воспитание подростков.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у нас очень интересный урок. Тема урока “Мифы народов мира”.
Сегодня мы обобщим знания по изученным мифам народов мира, а также ребята познакомят нас со своими проектами, подготовленными по самостоятельно прочитанным мифам (кельтскому (Приложение 2), индийскому (Приложение 3), славянскому (Приложение 1)).
- Повторение.
А сейчас вспомним, что же изучали мы на предыдущих уроках.
- Беседа по вопросам.
- Итак, что же такое мифы?
Мифы – древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека, тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев.
- Кто же создавал мифы?
Все народы мира с древних времен создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремления понять и объяснить действительность. В мифах переплетены донаучные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства.
- Какую практическую роль играли мифы в жизни древних людей?
При помощи мифов древние люди пытались
объяснить мир, в котором они жили.
Чем, по-вашему, мифы отличаются от сказки?
Сказка – это придуманные истории. Все знают, что происходящих в них событий на самом деле не было, что это чистый вымысел.
Мифы – это другое дело. Это предание, в которое верил весь народ, живший в определенную эпоху, в определенном месте. Мифы в образной форме выражают представления об окружающей действительности (явлениях природы, человеческой натуре, отношениях между людьми).
- Чем мифы отличаются от реальных историй?
История рассказывает о настоящих событиях и героях минувших эпох. Тогда как действие мифа отнесено к особому доисторическому времени – эпохе сотворения мира, эпохе первопредков. Для древнего человека существующий миропорядок обусловлен событиями мифического времени, и все происходившее в этом доисторическом времени приобретает значение примера, образца для подражания.
- Слово учителя.
- Итак, в первобытном обществе мир осмыслялся в мифологических образах. Мифы давали законченную картину мироустройства. Они передавались из рода в род и воспринимались как духовное завещание предков, в котором сосредоточен опыт и вековая мудрость предыдущих поколений. Посредством мифа утверждалась непреложная система ценностей и норм поведения, закреплялся существующий порядок в мире на том основании, что как было всегда.
Тогда, ребята, в те далекие времена, не существовало наук, не было космических ракет, океанских лайнеров, способных совершать кругосветные путешествия и таким образом давать людям представление о границах мира. Поэтому во всех уголках планеты зарождались свои мифологии, способные объяснить тайны природы и нарисовать свою картину мира.
- Работа по карте.
Давайте посмотрим на географию основных мифологий мира.
(На доске развернутая карта мира, на которую учитель прикрепляет примеры различных (основных) мифологий мира).
- Для индейцев Северной Америки койот – священное животное. Благодаря ему луна и солнце освещают мир.
- Один – бог победы, верховный бог викингов. Он забирает к себе воинов, павших в битве.
- Греки именуют царя богов – Зевс. Римляне зовут его Юпитер.
- Луг – кельтский бог света, он храбрец, силач, музыкант и волшебник.
- Ра – верховный бог Египта, бог солнца. Он не должен останавливать свой бег по небу, иначе мир погрузится во тьму.
- Вишну – один из трёх богов в Индии, стоит у колыбели мира.
- В Австралии Радужный змей – создал природу.
- На Руси – Сварог дал жизнь солнцу. (Даждьбогу), Перуну, Яриле.
- Вывод.
- Посмотрите, ребята, везде, на всех континентах, люди рассказывали предания, которые описывают деяния богов и помогают объяснить тайны мира.
- Мифы о сотворении мира.
- Слово учителя.
Повсюду людей волновали одни и те же вопросы. Что было до того, как появились небо и земля? Откуда взялись первые боги? Многие мифы повествуют о том, что в самом начале мир представлял собой только безбрежную водную гладь. Так считали, например, жители Японии и Месопотамии. Другие народы полагали, что мир возник из пустоты: викинги думали, что он появился из ледяной бездны, греки утверждали, что из хаоса. В мифологиях разных народов, включая индийцев, финнов, китайцев, распространен образ мирового яйца, из которого возникла Вселенная или бог – творец.
- Беседа по вопросам.
- Вспомните, как повествуют о создании жизни на земле славянский “Народный миф о Солнце” и индийский миф “Творение”.
- Найдите общую черту в этих мифах. (Эти мифы объясняют, как зародилась жизнь на земле).
- Найдите основное отличие этих мифов. Как по-разному они смотрят на место человека в мире? (В индийском мифе человек – равноправное существо между всех живых существ. В славянском мифе – человек отмечен богом от всех живых существ, светом разума и способностью к речи.)
- Защита проекта.
А сейчас нам представит свой проект (Музыка Валерий). Он расскажет нам ещё один славянский миф о творении “Сказание о Первоводе”.
(Ученик показывает свою собственную иллюстрацию к мифу, который он самостоятельно прочитал, а также делает сообщение о других поверьях славян, связанных с водой.)
Вывод: Вот ребята, мы познакомились с ещё одним мифом о творении. Так себе объясняли наши предки возникновение воды на Земле.
- Итак, давайте ещё раз повторим, о чем же рассказывают нам мифы о сотворении мира. (Мифы о сотворении мира повествуют нам о том, как появился мир на Земле, как появились небо и звезды, солнце и облака, откуда на Земле появились звери, птицы, откуда появился человек.)
- Викторина.
- А теперь, ребята, давайте рассмотрим иллюстрации на доске.
(На доске прикреплены две иллюстрации к мифам: “Шестой подвиг Геракла. Скотный двор царя Авгия” и “Богатырь Тор”)
- Какие герои изображены на картинах? (Геракл, Тор).
- Назовите те характерные черты, по которым вы узнали героев мифов?
- Это иллюстрация к мифу “Скотный двор царя Авгия”. Геракл раздвигает стену и направляет воду двух рек, чтобы очистить скотный двор от навоза. Характерные черты Геракла – это мужество, сверхъестественная физическая сила и выносливость, ум и смекалка.)
- Вторая иллюстрация изображает бога грома Тора. Тор – скандинавский бог грома, ветров и дождя. Тор обладает недюжинной силой, он защитник богов и людей, враг великанов. Этот рыжебородый бог – сын Одина и земли Ёрд. Его оружие – молот Мьёлльнир, который ему выковали карлики, едет он на колеснице, запряженной двумя козлами.)
- Назовите общие черты, которыми греки наделили героя Геракла, а скандинавы - бога Тора? (Невероятная сила, мужество. Своим долгом и полубог Геракл, и бог Тор считают – защиту богов и людей, а высшей доблестью – мужество в битвах со злом.)
Вывод: То есть, можно отметить, что в мифах у разных народов отразились похожие мировосприятия и понимания добра и зла, чести и бесчестия.
- Защита проектов.
Учитель: А сейчас, в подтверждении этих слов, следующий ученик (Горин Владислав) представит свой проект: “Миф о герое Кухулине”. Это герой кельтских мифов, он самый знаменитый герой ирландских саг.
А теперь послушаем защиту следующего проекта. Его представит (Лопухов Артем). “Миф о благородном боге Индре”. Индра – самый великодушный и почитаемый бог в древней Индии.
Вывод: Ребята, мы познакомились с еще двумя мифологическими героями: Отчаянным смельчаком и силачом героем Кухулином и великим и могучим богом Индрой.
Давайте посмотрим, что общего у этих двух героев мифов? Какими чертами наделены оба эти героя? (Сила, мужественностью, честь и благородство. Стремление помогать людям).
- Обобщение.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами смогли “окунуться в безбрежное море”, “сокровищницы мировой культуры”. Мы говорили о мифологии, великом и прекрасном творении древних цивилизаций.
А сейчас, в заключении урока я хотела, чтобы вы ответили на некоторые вопросы (вопросы на доске)
- Из какого языка пришло слово миф? Что оно означает? (Слово “ миф” - греческое и означает “предание”, “сказание”).
- Кто был создателем мифов? (Создателем мифов были древние народы).
- О чем рассказывалось в мифах? (В мифах повествуется о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев).
- Какие вопросы, волновавшие наших предков, до сих пор тревожат умы человечества? (Вопросы чести, долга, нравственности).
- Чем интересны мифы древних народов нам, современным людям? (Они рассказывают о том, как жили, во что верили, как понимали мир наши предки).
А теперь, ребята, давайте прочитаем слова Д.С. Лихачева, которые вынесены эпиграфом к нашему уроку:
“Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру других народов сближает времена и страны”.
- Как вы понимаете эти слова? (Читая мифы разных народов, мы глубже узнаем культуру и верования людей. Знакомясь с ними, мы лучше понимаем их нравы и обычаи, а понимание – это ключ к доверию)
- Заключение.
- Изображая своих богов и героев, древние люди воплощали в них самые лучшие и самые благородные качества человека.
- Положительные герои наделялись беззаветной отвагой, благородным мужеством, великой силой.
- Враги же – коварством, подлым вероломством, омерзительной жадностью.
- Но везде и всегда – Добро побеждает Зло. Честь и мужество одерживает верх над низостью и трусостью.
- Благородство и любовь всегда побеждает коварство и жадность. Эти непреложные истины доходят к нам через века. Прошли тысячи лет, многие древние цивилизации стерты с лица Земли, но Великие идеи Света, Добра и Чести и сегодня являются самыми актуальными, самыми современными!
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Написать сочинение – миниатюру на тему: “Какой герой мифологии кажется мне самым отважным и почему”.