Проект урока в системе. М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Разделы: Литература


Концепция произведения. Постановка диагностических целей, распределение материала по урокам.

Возраст учеников, рекомендация программы, литературоведческий анализ позволяют создать общую методическую концепцию: читая и анализируя произведение М.Ю. Лермонтова, мы можем раскрыть связи художественной литературы с историческим прошлым Руси и фольклором, показав значение картин быта XVI века и отражение фольклорных традиций в авторских представлениях героев и форме произведения.

В центре внимания будет проблема долга, чести и человеческого достоинства. Эту проблему мы будем рассматривать как традиционное для русской художественной литературы испытание человека. Раскроем позицию автора,  восхищавшегося простым человеком из народа, перед подвигом которого бессильны и время, и власть.

Опираясь на концепцию поэмы и особенности ее художественной формы, учитывая особенности учеников, формируем диагностические цели, отвечая на вопросы:

  1. Что могут узнать ученики из наших уроков?
    Узнают о том, что судьба М.Ю. Лермонтова схожа с судьбой А.С. Пушкина не только в плане непримиримости с самодержавием и произволом властей, но и в плане отношения к ним властей. Узнают о том, что М.Ю. Лермонтов – единственный в литературе XIX века – воссоздал образ Ивана Грозного и его эпоху по народным песням; о роли устного народного творчества в создании характеров и формы произведения. Узнают о жизни, быте, нравах Руси XVI века; о том, что поэт, недовольный современной действительностью (XIX век), переносит нас в далекое прошлое, чтобы « там искать жизни, которой он не видит в настоящем».
  2. Какие понятия ученики освоят на уроках или будут продолжать осваивать?
    Будут продолжать совершенствовать литературоведческие понятия: тема, идея, композиция художественного произведения, особенности поэмы. Освоят понятия: лиро-эпический жанр; авторское отношение и способы его выражение в поэме; продолжает осваивать художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения, повторы), былинный стих.
  3. Чему научатся? Какие умения будут осваивать?
    Работая с текстом поэмы, будут учиться:
  • сопоставлять героев не только друг с другом, но и с работами художников, и на этом основании проникать в глубины характеров персонажей, учитывая авторский взгляд;
  • определять характер героев по их поступкам, отношению к другим персонажам;
  • определять авторское отношение к героям.

Будут совершенствовать:

  • умение зрительно конкретизировать образы персонажей, место действие;
  • умение определять тему, проблематику, идею произведения; соотносить название произведения с его идеей;
  • умение выразительно читать и в чтении интонационно передавать чувства героев и их отношение друг к другу.
  1. Какой самостоятельной деятельности  учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время уроков и после него дома?
    В результате ученики сумеют:
  • ответить на вопросы: «Почему М.Ю. Лермонтов назвал свое произведение «Песней…»? «Почему в таком порядке расположены имена в названии?», «Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?», «Справедлив ли суд царя?»;
  • создать словесные портреты героев;
  • передать в словесной форме идею произведения и объяснить, какие элементы сюжета помогают Лермонтову ее выразить;
  • выделить элементы композиции поэмы, ее особенности и объяснить их роль;
  • объяснить, почему в поэме так много старинных слов, постоянных эпитетов, сравнений, повторов;
  • выразительно прочитать диалоги героев;
  • точно охарактеризовать каждого персонажа, раскрыть их отношения друг к другу.

Система уроков по теме:

  1. Тайны Древней Руси.
  2. «Да,  были люди в наше время, Могучее, лихое племя…»
  3. Фольклорные традиции в «Песне…»

Первый урок в системе играет роль создания установки на чтение. Поскольку М.Ю. Лермонтов – постоянный автор в школьных учебниках, ученикам известны многие факты его биографии. К 7 классу уже знакомы с такими произведениями, как «Бородино», «Три пальмы», «Утес», «Листок», в которых представлены основные мотивы его творчества: чувство одиночества и тоски, жажда борьбы и свободы, любовь поэта – изгнанника к оставляемой родине, восхищение подвигом русского воина. Теперь ученикам предстоит познакомиться с исторической песней, вскрывающей конфликт власти и простого человека, обреченного на гибель.

К первому уроку ученикам было предложено на основании мемуарных материалов и воспоминаний современников рассказ о жизни М.Ю. Лермонтова и ответить на вопросы: «В чем сходство судьбы Лермонтова  с судьбой Пушкина? Чем это сходство объяснить?» (факты деспотизма и самодержавного произвола, вызывавшие гневный протест поэтов).

Для того, чтобы создать определенный эмоциональный настрой перед изучением темы и ориентировать  детей на восприятие поэмы, познакомим их с историческим материалом: «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина, «Курсом лекций по русской истории» В.О. Ключевского, отрывками из «Домостроя» и произведениями «смежных» искусств: картинами  И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына», В. Васнецова «Иван Грозный», иллюстрациями с изображением старой Москвы И. Билибина, Б. Кустодиева, П.Коровина, запечатлевшими сурового правителя Руси и его незабываемое время, важными для понимания идейного содержания и образов «Песни…».

Прежде, чем приступить к чтению поэмы, выясним значение и роль старинных слов и выражений. Далее нам нужно определить учебную задачу, которая будет нам диктовать приемы работы с текстом и виды деятельности учеников. В качестве проблемного вопроса выберем следующий: «Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путем?» Размышления детей над этим вопросом поведут учеников к идее произведения.

Какие эпизоды и художественные элементы произведения помогут нам прийти к его идее? Прежде всего мы должны выявить конфликт и особенности его художественного воплощения. Для этого выделим элементы композиции: экспозицию, завязку действия, эпизоды развития действия,  кульминацию и развязку. В центре внимания автора сначала оказывается Иван Грозный, потом верный его опричник Кирибеевич, за ними – Алена Дмитриевна, купец Калашников, а потом вновь царь, Кирибеевич, Калашников. В кульминации погибает Кирибеевич, в развязке – Калашников. Но в поэме есть еще действующие  лица – гусляры, упоминанием  которых начинается и заканчивается каждая глава. Хотя они и условные повествователи, но именно их чувства и отношения и помогают определить авторскую позицию по отношению к героям и жанр произведения.

В поэме кроме конфликтов «Кирибеевич – семья Калашниковых» и «Калашников – царь», есть еще один – конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии. То, что глава обесчещенной семьи  убил «обидчика вольной волею», должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора.

Наша задача – осознать, какие качества ценит в людях автор, что объединяет семью Калашниковых и что отличает их от мира людей, наделенных властью. Таким образом, в центре второго урока – анализ образов «Песни…»

2-й урок. Проект урока «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя…»

Создан  на основе программы по литературе для 7-го класса под ред.   В. Я. Коровиной, учебника-хрестоматии и методических рекомендаций. На 1-м уроке ученики знакомились с историческими материалами, живописью, рисующими жизнь старой Москвы, а  также с фактами биографии М.Ю. Лермонтова, во многом объясняющими, почему он обратился к далекому прошлому. Познакомились с текстом «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Цели урока:

  • на уроке ученики продолжат формировать и совершенствовать умения сопоставлять героев, определять характеры персонажей по их речи и поступкам;
  • поймут, какую роль играет композиция в воплощении авторской позиции и какие средства помогают автору в создании героев;
  • интонационно передавать чувства героев и их отношения друг к другу; сопоставлять литературные образы с образами художников.

Ход урока

1. Этап выявления восприятия (беседа).

- Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы?

- Какие картины старой Москвы и ее быта рисует поэт? Помогают ли они объяснить поведение героев?

- Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?

- Перед каким выбором автор ставит героев и что определяет их выбор?

- Почему герои «Песни…» расположены в заглавии в таком порядке: «про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

- В чем вы видите главную проблему поэмы?

Проверка домашнего задания. (К уроку дети должны были еще раз перечитать поэму, выделив в ней элементы композиции и создать  слайд-шоу по произведению, используя иллюстративный материал и интернет – ресурсы).

Воспроизвести содержание поэмы с демонстрацией слайдов в строгом соответствии с развитием действия (рисунки 1-9), выделить элементы композиции(приложение 1),  выявить конфликты.

- Почему конфликт Калашникова с Кирибеевичем не мог разрешиться мирно? (это и будет учебная задача).

2. Этап анализа произведения, или работы с текстом. ( Анализ образов).

В экспозиции «Пир в царских палатах» центральное место отведено царю. Каким его показывает М.Ю. Лермонтов и как его видят художники?

а) Сравнение описания  царя Лермонтова и В. Васнецова, И. Репина. (Словесное рисование).

- Какие сравнения и эпитеты употребляет гусляры для характеристики царя?

- Какие художественные детали, по-вашему, особенно выразительны? Можно ли назвать Ивана Грозного мудрым и справедливым?

У Лермонтова царь улыбается, он как будто весел…, но присмотримся повнимательнее: не слишком ли часто «тучки синие» набегают на «солнце красное»?

- Что заставляет хмуриться Ивана Васильевича?

- Кому на пиру  царь уделяет больше внимания? Почему?

Что вы знаете об опричниках? Как относится к ним царь? Как это проявляется в поэме?

б) Устный рассказ о Кирибеевиче.

- О чем грустит опричник?

- Почему он рассказывает царю об Алене Дмитриевне, но не говорит, что она замужняя женщина?

- Помог бы ему царь, если бы знал это?

в) Характеристика Алена Дмитриевны с привлечением иллюстрации П. Коровина.

- Любит ли мужа Алена Дмитриевна?

- Почему удивился Калашников, не застав жены дома? Как объяснить слова, которыми встречает муж жену? Что вы помните о Домострое?

- Как в характере Алены Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине – жене?

- Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне?

г ) Сопоставительный анализ. Кирибеевич – Калашников (демонстрация слайдов: «Купец Калашников в лавке», «Кулачный бой» (худ. И. Билибин, Б. Кустодиев), «Смерть опричника», «Калашников держит ответ перед царем», «Прощание купца с братьями»).

- С помощью каких средств рисует автор внешность героев? Как она помогает понять, постичь их характеры?

- Зачем каждый из них вышел на поединок? Кому кланяются герои перед боем? Почему?

- Какое значение для понимания замысла автора имеет спор между Кирибеевичем и Калашниковым  перед боем? Кто и почему из него выходит победителем?

д) Выразительное чтение по ролям диалога Кирибеевича и Калашникова перед боем.

- Имеют ли значение картины сурового быта XVI века для раскрытия характеров героев? Какими качествами, по-вашему, должен был обладать человек, чтобы в этих условиях отважиться на защиту своей чести перед всем народом? Применимы ли к героям «Песни…» заключительные строки «Бородино», вынесенные в название темы нашего урока?

Выразительное чтение строк о смерти Кирибеевича и Калашникова.

- Каким чувством они проникнуты? Чем вы объясните это чувство?

- Как гибнут Кирибеевич и Калашников? Какую память о себе оставляет каждый?

е) Сопоставление отрывка из поэмы Лермонтова с отрывком из народной песни о Степане Разине «Схороните мне братцы…», «Схоронили его за Москвой-рекой…»

- В чем сходство? В каком отрывке больше поэтичности? В чем убеждают?

3. Заключительный этап.

В третьей главе мы вновь встречаемся с царем.

- Какова его роль в поэме? Ведь главное столкновение происходит между Калашниковым и  Кирибеевичем.

- Почему царь приказал казнить победителя кулачного боя? Справедливо ли он поступил?

- На чьей стороне симпатии автора? В чем и как это выражается?

- Каков жанр этого произведения? Почему М.Ю. Лермонтов называет его «Песней…»? Проясняет ли это авторскую позицию?

Темой и сюжетом «Песня…» связана с XVI веком.

- Почему поэт обратился к далекому прошлому?

- Удалось ли ему передать колорит той эпохи? В чём?

 Какие фольклорные традиции продолжает поэт в своем произведении?

4. Домашнее задание:

  • выучить наизусть отрывок из поэмы «Восход Зари…»;
  • подобрать музыкальные темы к образам «Песни…»;
  • выписать на карточки примеры изобразительных средств, старинных слов, выражений. (для игры).

На заключительном уроке, посвященном фольклорным традициям в «Песне…», важно выяснить, что М.Ю. Лермонтов не подражал устной народной поэзии, он проникся ее духом и, опираясь  на ее особенности, создал своеобразное, оригинальное произведение, где каждый образ, каждая сцена поэмы отмечены могучим лермонтовским  талантом. В  этом нам помогут сопоставления «Песни…» с былинами (о Ставре Годиновиче), народными песнями. Литературная игра, с помощью которой покажем особенности использования тропов в поэме, ее связь с фольклором, обсудим проблему долга и чести, будет заключительным аккордом, в системе уроков, после чего дети напишут сочинения по поэме. 

Приложение 1

Приложение 2