Цели:
- знакомство учащихся со стихотворениями о родной природе,
- отработка навыков выразительного чтения и анализа стихотворений,
- повторение сведений об изобразительных средствах,
- активизация познавательной деятельности школьников,
- воспитание интереса к предмету, любви к родной природе.
Оборудование: репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина, А.Саврасова, пьеса П.И. Чайковского “Времена года”, презентация “Русские поэты 19 века”.
Ход урока
- Оргмомент. Постановка цели.
- Опрос.
Вспомните, что такое пейзаж и какова его роль в художественном произведении.
(Пейзаж – картина природы – используется писателями в различных целях: для того, чтобы передать состояние души человека, его мысли, чувства, как в рассказах И.С. Тургенева из сборника “Записки охотника”, или для того, чтобы противопоставить мир природы человеческому обществу (как в стихотворении Н.А. Некрасова “Железная дорога”). В пейзажной лирике природа – главное действующее лицо.)
- Работа с учебником.
Чтение вступительной статьи учебника в рубрике “Край ты мой, родимый край” предваряет наше знакомство со стихотворениями И.А. Бунина, В.А. Жуковского, А.К. Толстого.
- Беседа по содержанию:
- Какие писатели и поэты обращались к теме народа, Родины?
- Чем привлекала родная природа поэтов?
- Вспомните строки из стихотворений о природе, которые вы изучали ранее.
(Чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Никитина, А.Н. Майкова и др.)
- Что объединяет эти стихотворения? (Любовь к природе родной земли, восхищение её красотой.)
Тема природы и Родины поднята также в стихотворениях В.А. Жуковского, А.К. Толстого, И.А. Бунина. Что вы знаете о жизни и творчестве И.А. Бунина?
(Индивидуальное задание, монологический ответ ученика с опорой на презентацию.)
Чтение стихотворения И.А. Бунина “Родина”. Беседа по содержанию:
- Какое настроение передаёт автор?
- Какой поэт рисует Родину?
- Какие цветовые эпитеты помогают представить картину зимнего дня?
- Найдите сравнение.
- Подберите синонимы к слову “кроткий”.
- Чем вызвано чувство одиночества, безысходности?
Тема Родины раскрывается и в творчестве предшественников И.А. Бунина. А.К. Толстой. Что вам известно о нём?
(Развёрнутый ответ ученика.)
Чтение стихотворения А.К. Толстого “Край ты мой, родимый край”. Беседа по содержанию:
- Какой образ Родины предстаёт перед нами?
- Обратите внимание на строение предложений. Есть ли в них глаголы-сказуемые7
- Сравните это стихотворение со стихотворениями И.А. Бунина. В чём их сходство? В чём отличие? (У А.К. Толстого стихотворение более оптимистично, поэт верит в Родину, гордится её могуществом.)
А.К. Толстому приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения “Благовест”.
- Словарная работа.
Прежде чем приступить к чтению, поясним значения некоторых слов. Посмотрите на доску:
- Благовест – от слов благая (добрая) весть – колокольный звон перед церковной службой.
- Благостный – умиротворяющий, несущий благо.
- Каяться – исповедоваться в грехах.
- Отрекаюсь – отказываюсь.
(Чтение стихотворения учителем наизусть.) Беседа по содержанию:
- Что олицетворяет колокольный звон?
- Какие мысли и чувства волнуют лирического героя?
- Какие эпитеты, олицетворения использовал поэт?
- Обратите внимание на последнюю строфу, прочтите её. Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова сходно со стихотворением “Благовест”? Вспомним его.
(Чтение учеником наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова “Молитва”.)
-В чём сходство стихотворений “Благовест” и “Молитва”? (При звоне колоколов, как и при чтении молитвы, возникает чувство очищения, причастности к высокому и святому. В душе воцаряется покой, тихая радость.)
В творчестве А.К. Толстого получила особое звучание тема природы. Прочтём его стихотворение “Замолкнул гром…”. Беседа по содержанию:
- Какую картину из жизни природы рисует поэт?
- Какие художественные средства использовал А.К.Толстой?
- О чём заставляет задуматься поэт? (Призывает нас увидеть красоту природы и не разрушить её презрительным прикосновением.)
Более 150 лет назад А.К. Толстой призывал беречь природу, ибо вне её человек не может существовать. Как сын природы, он обязан сохранять и преумножать её богатства, поэтому это стихотворение актуально для сегодняшнего дня, когда человечество на грани экологической катастрофы.
Связь человека и природы прослеживается не только в поэзии, но и в изобразительном искусстве. Перед вами репродукции с полотен великих русских художников – Саврасова, Ромадина, Щербакова, Грабаря, Левитана.
- Какой общей мыслью объединены эти картины? (Художники передают красоту родной земли.)
- Какое время года является самым радостным, долгожданным? Почему?
Весну воспевали все русские поэты. Вспомним строки известных стихотворений. (С.А. Есенин “Черёмуха душистая”, Ф.И. Тютчев “Ещё в полях белеет снег”, А.С. Пушкин “Гонимы вешними лучами”.)
Стихотворение, посвящённое весне, есть и у В.А.Жуковского. Что вы знаете о нём?
(Рассказ ученика.)
Чтение стихотворения “Приход весны”. Беседа по содержанию:
- Какие приметы весны называет автор?
- Найдите пример олицетворения.
- Почему поэт называет приход весны “жизнью души”?
Для Жуковского звуки весны – это лепет рощи, песня жаворонка. Прослушайте пьесу П.И. Чайковского из цикла “Времена года” под названием “Апрель”.
(Звучит мелодия.)
- Что вы представили себе, когда слушали музыку?
- Какие чувства передал в ней П.И.Чайковский?
- В тетрадях напишите сочинение-миниатюру о том, какой вы представляете себе весну.
(Чтение записанного, обсуждение.)
- Итоги урока.
Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.
С какими стихотворениями мы знакомились на уроке?
Эти поэты воспевали красоту природы средней полосы России. А о Северном Кавказе, родных для нас местах, сложил такие строки ставропольский поэт Алексей Ревенко:
(Чтение наизусть учеником.)
Гуляет ветер над степями,
Шуршит холодною стернёй.
И тучи с сизыми дымами
Плывут, плывут над головой…
Здесь рожь колосьями литыми
Шумела, сердце веселя.
Но я люблю вас и пустыми,
Простые русские поля.
В день непогожий ближе, строже,
Понятней отчая земля,
И лишь острее грудь тревожит
Крик поднебесный журавля.
- Оценки за урок.
- Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений о родной природе, проанализировать его, нарисовать иллюстрацию (или подобрать подходящую.)