Урок литературы в 7-м классе на тему "Стихотворения о родной природе"

Разделы: Литература


Цели:

  • знакомство учащихся со стихотворениями о родной природе,
  • отработка навыков выразительного чтения и анализа стихотворений,
  • повторение сведений об изобразительных средствах,
  • активизация познавательной деятельности школьников,
  • воспитание интереса к предмету, любви к родной природе.

Оборудование: репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина, А.Саврасова, пьеса П.И. Чайковского “Времена года”, презентация “Русские поэты 19 века”.

Ход урока

  1. Оргмомент. Постановка цели.
  2. Опрос.

Вспомните, что такое пейзаж и какова его роль в художественном произведении.

(Пейзаж – картина природы – используется писателями в различных целях: для того, чтобы передать состояние души человека, его мысли, чувства, как в рассказах И.С. Тургенева из сборника “Записки охотника”, или для того, чтобы противопоставить мир природы человеческому обществу (как в стихотворении Н.А. Некрасова “Железная дорога”). В пейзажной лирике природа – главное действующее лицо.)

  1. Работа с учебником.

Чтение вступительной статьи учебника в рубрике “Край ты мой, родимый край” предваряет наше знакомство со стихотворениями И.А. Бунина, В.А. Жуковского, А.К. Толстого.

  1. Беседа по содержанию:
  • Какие писатели и поэты обращались к теме народа, Родины?
  • Чем привлекала родная природа поэтов?
  • Вспомните строки из стихотворений о природе, которые вы изучали ранее.

(Чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Никитина, А.Н. Майкова и др.)

  • Что объединяет эти стихотворения? (Любовь к природе родной земли, восхищение её красотой.)

Тема природы и Родины поднята также в стихотворениях В.А. Жуковского, А.К. Толстого, И.А. Бунина. Что вы знаете о жизни и творчестве И.А. Бунина?

(Индивидуальное задание, монологический ответ ученика с опорой на презентацию.)

Презентация

Чтение стихотворения И.А. Бунина “Родина”. Беседа по содержанию:

  • Какое настроение передаёт автор?
  • Какой поэт рисует Родину?
  • Какие цветовые эпитеты помогают представить картину зимнего дня?
  • Найдите сравнение.
  • Подберите синонимы к слову “кроткий”.
  • Чем вызвано чувство одиночества, безысходности?

Тема Родины раскрывается и в творчестве предшественников И.А. Бунина. А.К. Толстой. Что вам известно о нём?

(Развёрнутый ответ ученика.)

Чтение стихотворения А.К. Толстого “Край ты мой, родимый край”. Беседа по содержанию:

  • Какой образ Родины предстаёт перед нами?
  • Обратите внимание на строение предложений. Есть ли в них глаголы-сказуемые7
  • Сравните это стихотворение со стихотворениями И.А. Бунина. В чём их сходство? В чём отличие? (У А.К. Толстого стихотворение более оптимистично, поэт верит в Родину, гордится её могуществом.)

А.К. Толстому приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения “Благовест”.

  1. Словарная работа.

Прежде чем приступить к чтению, поясним значения некоторых слов. Посмотрите на доску:

  • Благовест – от слов благая (добрая) весть – колокольный звон перед церковной службой.
  • Благостный – умиротворяющий, несущий благо.
  • Каяться – исповедоваться в грехах.
  • Отрекаюсь – отказываюсь.

(Чтение стихотворения учителем наизусть.) Беседа по содержанию:

  • Что олицетворяет колокольный звон?
  • Какие мысли и чувства волнуют лирического героя?
  • Какие эпитеты, олицетворения использовал поэт?
  • Обратите внимание на последнюю строфу, прочтите её. Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова сходно со стихотворением “Благовест”? Вспомним его.

(Чтение учеником наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова “Молитва”.)

-В чём сходство стихотворений “Благовест” и “Молитва”? (При звоне колоколов, как и при чтении молитвы, возникает чувство очищения, причастности к высокому и святому. В душе воцаряется покой, тихая радость.)

В творчестве А.К. Толстого получила особое звучание тема природы. Прочтём его стихотворение “Замолкнул гром…”. Беседа по содержанию:

  • Какую картину из жизни природы рисует поэт?
  • Какие художественные средства использовал А.К.Толстой?
  • О чём заставляет задуматься поэт? (Призывает нас увидеть красоту природы и не разрушить её презрительным прикосновением.)

Более 150 лет назад А.К. Толстой призывал беречь природу, ибо вне её человек не может существовать. Как сын природы, он обязан сохранять и преумножать её богатства, поэтому это стихотворение актуально для сегодняшнего дня, когда человечество на грани экологической катастрофы.

Связь человека и природы прослеживается не только в поэзии, но и в изобразительном искусстве. Перед вами репродукции с полотен великих русских художников – Саврасова, Ромадина, Щербакова, Грабаря, Левитана.

  • Какой общей мыслью объединены эти картины? (Художники передают красоту родной земли.)
  • Какое время года является самым радостным, долгожданным? Почему?

Весну воспевали все русские поэты. Вспомним строки известных стихотворений. (С.А. Есенин “Черёмуха душистая”, Ф.И. Тютчев “Ещё в полях белеет снег”, А.С. Пушкин “Гонимы вешними лучами”.)

Стихотворение, посвящённое весне, есть и у В.А.Жуковского. Что вы знаете о нём?

(Рассказ ученика.)

Чтение стихотворения “Приход весны”. Беседа по содержанию:

  • Какие приметы весны называет автор?
  • Найдите пример олицетворения.
  • Почему поэт называет приход весны “жизнью души”?

Для Жуковского звуки весны – это лепет рощи, песня жаворонка. Прослушайте пьесу П.И. Чайковского из цикла “Времена года” под названием “Апрель”.

(Звучит мелодия.)

  • Что вы представили себе, когда слушали музыку?
  • Какие чувства передал в ней П.И.Чайковский?
  • В тетрадях напишите сочинение-миниатюру о том, какой вы представляете себе весну.

(Чтение записанного, обсуждение.)

  1. Итоги урока.

Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.

С какими стихотворениями мы знакомились на уроке?

Эти поэты воспевали красоту природы средней полосы России. А о Северном Кавказе, родных для нас местах, сложил такие строки ставропольский поэт Алексей Ревенко:

(Чтение наизусть учеником.)

Гуляет ветер над степями,
Шуршит холодною стернёй.
И тучи с сизыми дымами
Плывут, плывут над головой…
Здесь рожь колосьями литыми
Шумела, сердце веселя.
Но я люблю вас и пустыми,
Простые русские поля.
В день непогожий ближе, строже,
Понятней отчая земля,
И лишь острее грудь тревожит
Крик поднебесный журавля.

  1. Оценки за урок.
  2. Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений о родной природе, проанализировать его, нарисовать иллюстрацию (или подобрать подходящую.)

Презентация