Литература
-
Семья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2009
Философский свободный диктант – размышление о любви. Знакомство с высказываниями философов, писателей о любви. Слово учителя о том, что Л.Н. Толстой придерживается народной точки зрения на семью; о том, что нравственным стержнем семьи является мать, мать – синоним мира семьи. Беседа с учащимися о семьях Ростовых, Болконских, Курагиных, их взглядах, традициях, детях.
-
"Я была тогда с моим народом" (по произведению А.Ахматовой "Реквием") 2009
Соотнесение судьбы и творчества - вот задача, стоящая перед автором данной разработки. Вершина творчества – "Реквием" – интерпретирован как исповедь безутешного сердца человека, жившего со своим народом в один из самых трагических периодов его истории.
-
Программа "Изучение композиции художественного текста на уроках литературы в 5–11-х классах" 2009
Программа построена на развитии читательской культуры, понимании авторской позиции; образного и аналитического мышления, творческого воображения. Учащиеся изучают такие понятия, как "композиция", "композиционные приёмы", "типы композиции", "виды композиции", "языковая композиция", "композиционные формы", "опорные точки композиции", "сюжет", "сюжетные элементы".
-
Литературно-художественный журнал "Строки, опаленные войной" 2009
Литературно-художественный журнал "Строки, опаленные войной" рассчитан на восприятие учащихся 9–11-х классов. Он знакомит ребят-старшеклассников с биографией поэтов периода Великой Отечественной войны, воспитывает у них чувство патриотизма, гражданского долга, чувство любви к Родине.
-
Электронное пособие по литературе "А.С. Пушкин". 8-й класс по программе В.Л. Коровиной 2009
В статье предложено авторское электронное пособие.
-
Литературные игры 2009
Литературные игры как вид внеклассной работы по предмету возможно проводить в 5-8 классах, учитывая читательские интересы детей. В работе представлены примеры игр для 6-го класса (Мифы Древней Греции) и 8-го класса (роман А.Дюма "Три мушкетёра"), а также изложены правила, по которым обычно проводятся игры. Каждый учитель, взяв в качестве примера наши вопросы, может составить свои как по программному материалу, так и по внеклассному чтению.
-
Вода - это жизнь 2009
Цели и задачи урока: сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире как о единой системе; обобщение знаний о нахождении воды в природе и ее значении для живых организмов; ознакомление учащихся с водными ресурсами России; развитие логического мышления, умения анализировать наблюдения изменения в эксперименте путем провидения опытов на определение свойств воды; формировать у учащихся умение обращаться с новейшими приборами и учить правилам по технике безопасности.
-
Урок изобразительного искусства по теме "Уральская природа в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка" 2009
Урок построен в виде урока-презентации, где учащиеся узнают о жизни и творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка. В презентации представлен иллюстративный фотоматериал с изображением уральской природы и репродукции с картин уральских художников. Разбираются два живописных приема при изображении пейзажа пуантилизм (возникшее на основе течения в живописи постимпрессионизма) и жировые мелки + акварельные краски.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Судьба личности в тоталитарном обществе" (по роману Е.Замятина "Мы") 2009
Цель урока: показать гуманистическую направленность произведения Евгения Замятина, утверждение писателем общечеловеческих ценностей.
-
Каждый урок как премьера?.. 2009
Чтобы театр действительно стал помощником учителя и источником нравственно-эстетического воспитания школьников, необходимо придерживаться определенной системы в сообщении учащимся знаний о театре.
-
Литературное кафе "…Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…" 2009
Цели и задачи: познакомить учащихся с жизнью и художественным миром бардов, поэтов-романтиков 60–70-х годов ХХ века; углубить представления учащихся о вопросах чести, долга, любви; развитие восприятия поэтических музыкальных произведений; воспитание активной гражданской позиции.
-
Путешествие по страницам Интернета (русский язык и литература во всемирной паутине) 2009
Трудно себе представить сегодняшний день без Интернета. Как помочь ученикам разобраться в обилии сайтов, выбрать важное и нужное? Это урок-путешествие познакомит учащихся с двумя информационными ресурсами Интернета в области русского языка и литературы.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Михаил Юрьевич Лермонтов – певец родины и свободы" 2009
Урок проводится первым в цикле занятий по творчеству М.Ю. Лермонтова. Учитель ставит задачу продолжить знакомство учащихся с личностью и творчеством поэта, расширить знания учеников, полученные ими об этом авторе в 5-7-х классах.
-
Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс 2009
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
-
Открытый урок по литературе и английскому языку "Быть знаменитым некрасиво" (лирика и переводы Б.Л. Пастернака) 2009
Борис Пастернак сумел глубоко пережить дух удивительного времени, а затем передать его атмосферу. Его лирические работы стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.
-
Открытый урок литературы "На Святой седмице" (по роману И.Шмелева "Лето Господне") 2009
Урок знакомит с воссозданным в романе И.Шмелева «Лето Господне» укладом жизни старой России, основанном на христианском миропорядке. К уроку прилагается компьютерная презентация.
-
Лирика Бориса Пастернака 2009
Урок-мастерская создаёт условия для самостоятельной обработки учащимися полученных предметных знаний и умений. Приёмы индивидуальной и групповой работы позволяют перейти на новый качественный уровень.
-
Урок литературы в 11-м классе по повести В.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" в форме заседания суда "Надо быть сильной, сильнее себя" 2009
Валентин Распутин в статье "Переходный период" пишет: "В повести моей едва ли что нужно разъяснять, там всё на виду. И изгнание нашего отечественного духа, и насилие над "аборигенами", и дешёвое развращение "побрякушками" и "картинками". И надо всем возвышается вопрос: чьи мы? Кто мы? Каким поклоняемся богам?".
-
Методическая разработка урока по литературе для 6-го класса на тему «Национально-патриотический пафос героической баллады "Робин Гуд и золотая стрела"» 2009
Урок помогает закрепить понятие "народная баллада", выявить жанровые особенности баллады, научить ребят проводить самостоятельное исследование текста.
-
Методическая разработка урока литературы в 6-м классе по теме "Месть. Что это?" (анализ фрагмента повести В.Закруткина "Матерь человеческая") 2009
Урок помогает подвести к осознанию того, что у поверженного (а значит, более неопасного) врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить.
-
Урок "У войны не женское лицо" (литература в 9-м классе, сдвоенный урок) 2009
Урок на примере жизни и творчества участников войны воспитывает любовь к родному краю. Формирует патриотизм, уважение к женщинам и людям старшего поколения. Расширяет представления учащихся о войне и героизме женщин, роли их на войне. Создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
-
Интегрированный урок по литературе и музыке в 6-м классе по теме "Красота природы и правда ее отображения в литературе и музыке" 2009
На примере сказки А.Н. Островского «Снегурочка» и одноимённой оперы Н.А. Римского-Корсакова, опираясь на принципы взаимодействия и интеграции, удалось объединить уроки литературы и музыки, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание данных дисциплин.
-
Урок литературы по теме "Потеря отцовских связей в повести Ф.А. Абрамова «Поездка в прошлое»" 2009
Цель урока – ознакомить учащихся с особенностями повести Ф.А. Абрамова. Формировать умение и навыки самостоятельного исследования текста с целью поиска необходимой информации; выявить авторскую позицию; развивать речь детей, мышление, чувство слова, языка.
-
Урок – беседа по внеклассному чтению в 6-м классе по теме "Блокадный Ленинград и ленинградцы" 2009
В последнее время в средствах массовой информации мало уделяется внимания данной теме. Далеко не все ученики знают суть подвига города Ленинграда и его жителей. Задача учителя – помочь учащимся ощутить связь поколений, проникнуться уважением и сопереживанием к своим близким, родным, участникам Великой Отечественной войны.
-
Урок КВН в 10-х классах по творчеству Н.А. Некрасова 2009
Лирика Некрасова Н.А., его произведения - новый этап в развитии русской поэзии. Часто его герои заканчивают свой путь на распутье, заставляя нас задуматься: куда ведет нас дорога жизни, что ждет нас впереди? Урок-КВН по творчеству поэта проводится на последних занятиях по изучению произведений Н.А. Некрасова.
-
Урок литературы по теме "Тема «русского бунта» и образ Е.Пугачева (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)" 2009
Через анализ глав "Пугачевщина" и "Приступ" помочь учащимся увидеть отношение Пушкина к пугачевщине как бунту всякого рода вообще; увидеть отношение к Пугачеву и изображение его как исторической выдающейся личности; помочь учащимся увидеть смысловую роль эпиграфов в романе.
-
Урок внеклассного чтения по сказке А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!" 2009
Урок внеклассного чтения по сказкам Пушкина носит соревновательный характер и имеет цель увлечь учащихся, сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Он включает в себя викторины, конкурсы, творческие задания, позволяет учащимся проявить свои знания, раскрыть свои таланты.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Лирический герой М.Ю. Лермонтова" 2009
Создавая урок, учитель хотел вызвать интерес к творчеству Лермонтова, поэтому на уроке используется материал из истории написания стихотворений, больше уделяется внимание личности поэта. Важно было по-новому преподнести изучение лирики поэта (ученики уже много читали стихов Лермонтова в средних классах) и значение поэта для русской литературы.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Унылая пора! Очей очарованье…" (Осень в изображении русских поэтов, художников, музыкантов) 2009
Литературно-музыкальная композиция знакомит учащихся с творчеством А.С.Пушкина, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина. Восприятие стихотворений поэтов происходит через сопоставление их с музыкальными и живописными произведениями П.И. Чайковского, И.И. Левитана. Материал способствует формированию у учащихся интереса к литературе как учебному предмету, развитию навыков выразительного чтения, содействует эстетическому воспитанию школьников.
-
Уроки истории, литературы, искусства как уроки нравственности. Конспект интегрированной лекции в 7-м классе при изучении повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2009
Интегрированная лекция по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» призвана показать использование знаний из разных областей науки при создании целостной картины мира, преемственность традиций истории и культуры древнейшего времени во времени новом. Лекция носит практический характер и предполагает обратную связь. Решение проблемных вопросов рассматривается на тренингах и семинаре.