Литература
-
Литературное кафе "…Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…" 2009
Цели и задачи: познакомить учащихся с жизнью и художественным миром бардов, поэтов-романтиков 60–70-х годов ХХ века; углубить представления учащихся о вопросах чести, долга, любви; развитие восприятия поэтических музыкальных произведений; воспитание активной гражданской позиции.
-
Путешествие по страницам Интернета (русский язык и литература во всемирной паутине) 2009
Трудно себе представить сегодняшний день без Интернета. Как помочь ученикам разобраться в обилии сайтов, выбрать важное и нужное? Это урок-путешествие познакомит учащихся с двумя информационными ресурсами Интернета в области русского языка и литературы.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Михаил Юрьевич Лермонтов – певец родины и свободы" 2009
Урок проводится первым в цикле занятий по творчеству М.Ю. Лермонтова. Учитель ставит задачу продолжить знакомство учащихся с личностью и творчеством поэта, расширить знания учеников, полученные ими об этом авторе в 5-7-х классах.
-
Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс 2009
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
-
Открытый урок по литературе и английскому языку "Быть знаменитым некрасиво" (лирика и переводы Б.Л. Пастернака) 2009
Борис Пастернак сумел глубоко пережить дух удивительного времени, а затем передать его атмосферу. Его лирические работы стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.
-
Открытый урок литературы "На Святой седмице" (по роману И.Шмелева "Лето Господне") 2009
Урок знакомит с воссозданным в романе И.Шмелева «Лето Господне» укладом жизни старой России, основанном на христианском миропорядке. К уроку прилагается компьютерная презентация.
-
Лирика Бориса Пастернака 2009
Урок-мастерская создаёт условия для самостоятельной обработки учащимися полученных предметных знаний и умений. Приёмы индивидуальной и групповой работы позволяют перейти на новый качественный уровень.
-
Урок литературы в 11-м классе по повести В.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" в форме заседания суда "Надо быть сильной, сильнее себя" 2009
Валентин Распутин в статье "Переходный период" пишет: "В повести моей едва ли что нужно разъяснять, там всё на виду. И изгнание нашего отечественного духа, и насилие над "аборигенами", и дешёвое развращение "побрякушками" и "картинками". И надо всем возвышается вопрос: чьи мы? Кто мы? Каким поклоняемся богам?".
-
Методическая разработка урока по литературе для 6-го класса на тему «Национально-патриотический пафос героической баллады "Робин Гуд и золотая стрела"» 2009
Урок помогает закрепить понятие "народная баллада", выявить жанровые особенности баллады, научить ребят проводить самостоятельное исследование текста.
-
Методическая разработка урока литературы в 6-м классе по теме "Месть. Что это?" (анализ фрагмента повести В.Закруткина "Матерь человеческая") 2009
Урок помогает подвести к осознанию того, что у поверженного (а значит, более неопасного) врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить.
-
Урок "У войны не женское лицо" (литература в 9-м классе, сдвоенный урок) 2009
Урок на примере жизни и творчества участников войны воспитывает любовь к родному краю. Формирует патриотизм, уважение к женщинам и людям старшего поколения. Расширяет представления учащихся о войне и героизме женщин, роли их на войне. Создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
-
Интегрированный урок по литературе и музыке в 6-м классе по теме "Красота природы и правда ее отображения в литературе и музыке" 2009
На примере сказки А.Н. Островского «Снегурочка» и одноимённой оперы Н.А. Римского-Корсакова, опираясь на принципы взаимодействия и интеграции, удалось объединить уроки литературы и музыки, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание данных дисциплин.
-
Урок литературы по теме "Потеря отцовских связей в повести Ф.А. Абрамова «Поездка в прошлое»" 2009
Цель урока – ознакомить учащихся с особенностями повести Ф.А. Абрамова. Формировать умение и навыки самостоятельного исследования текста с целью поиска необходимой информации; выявить авторскую позицию; развивать речь детей, мышление, чувство слова, языка.
-
Урок – беседа по внеклассному чтению в 6-м классе по теме "Блокадный Ленинград и ленинградцы" 2009
В последнее время в средствах массовой информации мало уделяется внимания данной теме. Далеко не все ученики знают суть подвига города Ленинграда и его жителей. Задача учителя – помочь учащимся ощутить связь поколений, проникнуться уважением и сопереживанием к своим близким, родным, участникам Великой Отечественной войны.
-
Урок КВН в 10-х классах по творчеству Н.А. Некрасова 2009
Лирика Некрасова Н.А., его произведения - новый этап в развитии русской поэзии. Часто его герои заканчивают свой путь на распутье, заставляя нас задуматься: куда ведет нас дорога жизни, что ждет нас впереди? Урок-КВН по творчеству поэта проводится на последних занятиях по изучению произведений Н.А. Некрасова.
-
Урок литературы по теме "Тема «русского бунта» и образ Е.Пугачева (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)" 2009
Через анализ глав "Пугачевщина" и "Приступ" помочь учащимся увидеть отношение Пушкина к пугачевщине как бунту всякого рода вообще; увидеть отношение к Пугачеву и изображение его как исторической выдающейся личности; помочь учащимся увидеть смысловую роль эпиграфов в романе.
-
Урок внеклассного чтения по сказке А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!" 2009
Урок внеклассного чтения по сказкам Пушкина носит соревновательный характер и имеет цель увлечь учащихся, сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Он включает в себя викторины, конкурсы, творческие задания, позволяет учащимся проявить свои знания, раскрыть свои таланты.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Лирический герой М.Ю. Лермонтова" 2009
Создавая урок, учитель хотел вызвать интерес к творчеству Лермонтова, поэтому на уроке используется материал из истории написания стихотворений, больше уделяется внимание личности поэта. Важно было по-новому преподнести изучение лирики поэта (ученики уже много читали стихов Лермонтова в средних классах) и значение поэта для русской литературы.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Унылая пора! Очей очарованье…" (Осень в изображении русских поэтов, художников, музыкантов) 2009
Литературно-музыкальная композиция знакомит учащихся с творчеством А.С.Пушкина, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина. Восприятие стихотворений поэтов происходит через сопоставление их с музыкальными и живописными произведениями П.И. Чайковского, И.И. Левитана. Материал способствует формированию у учащихся интереса к литературе как учебному предмету, развитию навыков выразительного чтения, содействует эстетическому воспитанию школьников.
-
Уроки истории, литературы, искусства как уроки нравственности. Конспект интегрированной лекции в 7-м классе при изучении повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2009
Интегрированная лекция по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» призвана показать использование знаний из разных областей науки при создании целостной картины мира, преемственность традиций истории и культуры древнейшего времени во времени новом. Лекция носит практический характер и предполагает обратную связь. Решение проблемных вопросов рассматривается на тренингах и семинаре.
-
Интегрированный урок (литература + информатика). 9-й класс 2009
На данном уроке компьютер используется как средство получения новых знаний, интерактивная доска разнообразит работу учащихся. Данный урок поможет учащимся расширить знания о Н.В. Гоголе и истории создания поэмы «Мертвые души», отработать навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word.
-
Урок литературы в 5-м классе с синхронизированным изучением истории, литературы и ИЗО «Путешествие Энея в "Энеиде" Вергилия» 2009
Урок входит в цикл уроков о шедеврах античной литературы, изучаемых в 5-м классе. Ситуации погружения способствует то, что подросток знает о структуре государства, жизни и быте людей (уроки истории), об искусстве страны и эпохи (уроки ИЗО и МХК). Поэтому реалии, имена героев, архаизмы и историзмы в произведениях литературы не вызывают затруднений.
-
Лингвостилистический анализ отрывков из поэм "Хорошо" В.Маяковского и "Анна Снегина" С.Есенина 2009
Проведя сопоставительный лингвостилистический анализ отрывков из поэм "Хорошо" В.Маяковского и "Анна Снегина" С.Есенина, обучающиеся на основе собственных наблюдений над текстами убеждаются в эстетической функции языка; выявляют определенные закономерности, характерные для стиля В.Маяковского и С.Есенина; приводят собственные аргументы для обоснования выдвинутого тезиса.
-
Литературный конкурс "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина" (5-й класс) 2009
В статье представлен план проведения праздничного мероприятия, посвященного сказкам А.С. Пушкина.
-
Урок–портрет в 10-м классе "Николай Васильевич Гоголь" 2009
Предлагается обобщение материала о жизни и творчестве Н.В. Гоголя с элементами театрализации. Учащиеся должны показать знания содержания произведений Гоголя, выразить свое отношение к писателю и его творчеству.
-
Урок русского языка в 8-м классе с компьютерной поддержкой по теме "Односоставные предложения в письмах А.П. Чехова и в рассказе «В потемках»" 2009
Название рассказа А.П.Чехова раскрывает позицию писателя: герои живут, "переползая изо дня в день". Односоставные предложения, использованные писателем, связуют текст с заглавием, раскрывают основную мысль произведения. Наблюдение и нахождение в тексте рассказа односоставных предложений подтверждает мысль о том, что такие предложения придают точность, упорядоченность слов, мыслей. Этим достигается простота, доступность, естественность чеховского слога.
-
Интегрированный урок литературы и обществознания в 9-м классе "Первая русская сестра" 2009
Совместив урок внеклассного чтения, на котором анализировался рассказ С.Сергеева-Ценского "Первая русская сестра", с уроком обществознания, на примере текста рассмотрены основные положения Международного гуманитарного права.
-
Урок литературы по сказке Антуана де Сент–Экзюпери "Маленький принц". 6-й класс 2009
Урок воспитывает в учащихся чувство любви к прекрасному; учит навыкам рассуждения над философскими понятиями: счастье, любовь, дружба; учит чтению в лицах; учит инсценировать эпизоды, играть правильно роль, понять её; продолжит обучение выразительному чтению.
-
А.Н. Островский. Пьеса "Гроза". Образ Катерины 2009
Урок предполагает использование интерактивной доски и просмотр видеофрагмента из кинофильма "Гроза". Предложенный материал даёт возможность учащимся получить представление о драматургии как искусстве. Широко использованы межпредметные связи.
-
Урок литературы по теме "Роль художественных средств выразительности в произведении В.П. Астафьева "Слезы тигра" 2009
Цель урока – научить применять литературоведческие термины, художественные средства: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, определять их роль в художественном произведении и в дальнейшем включать в свою речь.